Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Тральщик «Т-372» (зав. № 570) (Рейдовый тральщик типа «МТ» (проект 253Л))
Тральщик «Т-372» (зав. № 570)
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 10:14 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Тральщик «Т-372» - рейдовый тральщик типа «МТ» (проект 253Л).

Заводской № 570. Заложен летом 1943 г. (завод им. А. А. Жданова, Ленинград), спущен весной 1944 г., вступил в строй 17.08.1944 г. и вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9 - 24.11.1944 г. десантной операции.

23.01.1956 г. переформирован в учебное судно "Агул", а 22.12.1956 г. - в водолазный рейдовый бот "ВРД-322".

Водолазный бот "ВРД-322" (бывший тральщик "Т-372")



Подробная информация об истории создания и строительства рейдовых тральщиков типа «МТ» представлена на форуме по ссылке:

Рейдовые тральщики типа «МТ» (проект 253Л и 253ЛП)


Прикрепления: 2032077.jpg (15.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 10:26 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение






Подробная информация об основных характеристиках и вооружении рейдовых тральщиков типа «МТ» представлена на форуме по ссылке:

Рейдовые тральщики типа «МТ» (проект 253Л и 253ЛП)


Прикрепления: 2001074.jpg (301.1 Kb) · 4239483.jpg (92.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 10:35 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Боевая служба тральщика «Т-372».

Во время строительства корабль входил в состав 7-го дивизиона тральщиков Отряда вновь строящихся кораблей КБФ.

Тральщик «Т-372» вступил в строй 17 августа 1944 года и вошел в состав 10-го дивизиона малых базовых тральщиков 1-й бригады траления Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. С сентября 1944 года дивизионом командовал Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Пахальчук Федор Ефремович.

Герой Советского Союза Пахальчук Федор Ефремович



Летом 1944 года успешно продолжалось наступление советских войск на запад . Одновременно с ними продвигались на запад корабли Краснознаменного Балтийского флота. Экипажи кораблей и катеров ОВРа, 1 и 2-й бригад траления, активно содействуя им, самоотверженно обеспечивали безопасность фарватеров Балтики. 24 августа 1944 года был образован Таллинский морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота, в состав Охраны водного района которого вошла 1-я бригада траления. 22 сентября 1944 года войсками 8-й армии Ленинградского фронта была освобождена столица Эстонской ССР город Таллин. Подходы к Таллину, его рейды и гавани были минированы противником. Кораблям 1 бригады траления пришлось приложить немало усилий, чтобы обезопасить их. Они уничтожили в этом районе 148 мин. В зимнюю кампанию 1944-45 года 10-й дивизион малых базовых тральщиков в сложных условиях осенне-зимних штормов, при воздействии подводных лодок противника успешно поставил в устье Финского залива 7 минных полей с общим количеством в 594 мины.

За кампанию 1944 года тральщик «Т-372», под командованием капитан-лейтенанта Тарановского Василия Ивановича, участвовал в 7 минных постановках, 79 боевых операциях по тралению в Финском, Выборгском и Нарвском заливах, на подходах к Хельсинки и Таллину. Участвовал в Моонзундской десантной операции (27 сентября - 24 ноября 1944) - проводил корабли за тралами, буксировал катера к островам Эзель и Даго, огнем своих орудий поддерживал наступление на полуострове Сырве.

Из воспоминаний кавалера двух медалей Ушакова моториста тральщика «Т-372» Бойко Георгия Леонидовича:

" В конце сентября 1944 года тральщики ТЩ-351 и ТЩ-372 были направлены для участия в операции по освобождению Моонзундских островов.

После обстрела и высадки десантов первыми были освобождены острова Вирмс и Даго. Немцы закрепились на Эзеле. Оборонительные линии были на полуострове Свобре (Сырве). Укрепления на возвышенности занимали господствующее положение над Курляндским плацдармом. Подходы с моря были заминированы, и прорвать с ходу немецкие рубежи нашим войскам не удалось. Боевая обстановка осложнялась еще и тем, что крупные корабли флота из-за минной опасности оставались в Кронштадте и Ленинграде и не смогли принять участие в Моонзундской операции. Мы под огнем противника уничтожали мины на подходах к острову. За тралами провели канлодки «Зею» и «Оку», бронекатера, чем обеспечили высадку наших десантов.

Штурм немецких траншей начался на рассвете. «Катюши» смертоносным огнем уничтожали вражеские укрепления. Огонь вели канлодки из 130-мм пушек и армейская наземная артиллерия. С воздуха дополняла удар штурмовая авиация. Самолеты накатывались волна за волной, поражая немцев огнем из пушек, пулеметов, реактивных снарядов. Земля буквально горела. Немцы огрызались, но были отброшены и опрокинуты в воду Ирбенского пролива, где их добивали наши катерники. Уйти в Либаву удалось немногим. В этом сражении я получил контузию, но тральщик не покинул.

За активное участие в боевой операции на островах и освобождение Эстонии награжден Грамотой Верховного Главнокомандующего и медалью Ушакова.

Последующий выход был связан с блокированием окруженной в Либаве группировки врага. За участие в этих боях я был награжден второй медалью Ушакова."


За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и массовый героизм личного состава Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года 1-я бригада траления КБФ была награждена орденом Красного Знамени.

Успешно произведя зимой, после ледостава, судоремонт и закончив его досрочно, корабли 10-го дивизиона МБТЩ вступили в летнюю кампанию 1945 года. Дивизион в короткий срок произвел траление фарватеров Таллин-Хельсинки (Финляндия), Таллин-Кунда (Эстония), Таллин-Такхуна (остров Даго), уничтожил при этом 8 якорных мин, обеспечив тем самым беспрепятственное плавание кораблей и судов по протраленным фарватерам.

Перед ликвидацией Курляндского плацдарма в Восточной Пруссии корабли дивизиона в апреле 1945 года отбуксировали из Таллина на остров Эзель (Сааремаа) в район Рижского залива малоразмерные катера типа МО, БМО, Д-3 и МБК, которые в дальнейшем приняли активное участие в боевых операциях в южной и юго-западной частях Балтийского моря.

За кампанию 1945 года тральщик «Т-372», под командованием лейтенанта Маховского Ивана Николаевича, прошел 6000 миль из них с тралом - 3800 миль. Корабль участвовал в уничтожении центральной минной позиции в районе остров Нарген - мыс Порккала-Удд и минного поля в районе островов Пакри и Осмуссар; провёл 25 караванов судов; вытралил и уничтожил более 30 мин.


Прикрепления: 1839835.jpg (45.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 10:39 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Послевоенное траление на Балтике.

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение



Боевое траление продолжалось и после окончания войны. После победы над Японией, правительством СССР были определены порядок и сроки послевоенной демобилизации военнослужащих армии и флота, кроме личного состава соединений минных тральщиков и судов их обеспечения, непрерывно продолжавших боевые действия по ликвидации минной угрозы на морях. В противоминных дивизионах год службы, как на войне, шёл за три, экипажам выдавали «фронтовые 100 граммов».

Ленинград оставался в морской минной блокаде. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин.

Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:

— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.

Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.

Плотность минных полей в Финском заливе в военное время



С нарастающей интенсивностью соединения минных тральщиков продолжали вести боевые действия с тысячами мин в минных рубежах и заграждениях. Минную обстановку на Балтике отразил в своей директиве от 25 октября 1945 г. № 232с Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов: «Плавание кораблей и судов в Финском заливе по-прежнему небезопасно. Протраленных и открытых для плавания фарватеров, соединяющих Балтийское море с Датскими проливами, нет. Условия плавания кораблей и судов не гарантирует безопасность и не обеспечивает потребности народнохозяйственных перевозок».

10-й дивизион малых базовых тральщиков, совместно с другими дивизионами 1-й Краснознамённой бригады траления, ликвидировал минную опасность на позициях: Нарген - Порккала-Удд, Осмусар - Муху, Кунда, Нарвский залив, Гогланд.

Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Справа - тральщик «Т-378». Фото из Центрального Военно-морского музея.



K 5 июня 1946 года минно-тральные силы флота длительными напряженными боевыми действиями пробили путь в минных полях противника на главной водной артерии Финского залива - Большом Корабельном фарватере - от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки и далее в Балтийское море, обеспечили безопасное плавание кораблей и судов с любой осадкой. Тем самым осуществили прорыв морской минной блокады Ленинграда.

Кроме операций боевого траления, тральщики проводили за тралами суда с народнохозяйственными грузами по Южному и Северному фарватерам. Более десяти лет - до середины 1950-х годов - тральщики продолжали боевую работу по ликвидиции минной опасности на основных фарватерах и районах Балтийского моря и полному снятию морской минной блокады Ленинграда.

23 января 1956 года тральщик «Т-372» был переформирован в учебное судно "Агул", а 22 декабря 1956 года - в водолазный рейдовый бот "ВРД-322".

Водолазный бот "ВРД-322".




Прикрепления: 6034123.jpg (79.0 Kb) · 5927990.jpg (190.6 Kb) · 4599820.jpg (448.1 Kb) · 3198851.jpg (117.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 10:49 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир тральщика «Т-372» капитан-лейтенант Тарановский Василий Иванович.

Окончил ВВМУ им.Фрунзе. До Великой Отечественной войны служил на кораблях Краснознаменной Амурской флотилии. Осенью 1941 года вступил в батальон доб­ровольцев КАФ, сформированный Воен­ным Советом фло­тилии. В составе 84-й морской стрелковой бригады участвовал в боях на подступах к Москве. Особенно отличился в боях за город Скопин.

Из боевой летописи Краснознаменной Амурской флотилии:

Первый батальон добровольцев флотилии был сформирован менее чем за три дня. Он состоял из лучших моряков коммунистов и комсомольцев. Желающих отправиться на фронт было так много, что каждую кандидатуру пришлось обсуждать на партийных и комсомольских собраниях. Перед отправкой на фронт состоялся короткий митинг, на котором командующий флотилией контр-адмирал П.С. Абанькин и член военного совета капитан 1 ранга М.И. Бакаев дали наказ будущим фронтовикам беспощадно громить врага, свято хранить традиции амурцев...

... В ночь на 22 октября 1941 г. батальон выехал на запад. Он вошел в состав формировавшейся 84-й морской стрелковой бригады полковника В.А. Молева. 7 ноября амурцы участвовали в военном параде в г.Куйбышеве, где их тепло приветствовали М.И.Калинин и К.Е.Ворошилов, а еще через несколько дней они находились уже в Загорске, откуда пешим порядком двинулись к Дмитрову и Яхроме навстречу врагу...

... 2 декабря 1941 г. 84 морская стрелковая бригада с ходу вступила в бой с прорвавшимися в Скопин немецко-фашисткими войсками. Решительным ударом моряки выбили гитлеровцев из города.
При этом отличились 16 амурцев, которыми командовал лейтенант В. И. Тарановский. Переодевшись в гражданское платье, эта группа совершила 25-километровый рейд, проникла в расположение противника и добыла разведывательные данные, сыгравшие важную роль в организации штурма города.

С апреля 1942 года старший лейтенант Тарановский воюет на Карельском фронте. Командовал минометной батарей, затем 302-м отдельным гвардейским минометным дивизионом 52-го гвардейского минометного полка 26-й армии.

С декабря 1943 года - командир строящегося тральщика «Т-370». Принимал непосредственное участие в строительстве тральщиков для 7-го дивизиона тральщиков Отряда вновь строящихся кораблей КБФ, в организации производства, обеспечил безперебойную работу личного состава на строительстве кораблей.

Акт о вручении медали «За оборону Ленинграда» командиру тральщика № 568 (заводской номер тральщика «Т-370») капитан-лейтенанту Тарановскому.



За отвагу и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны и за самоотверженный труд в должности старшего офицера по группе тральщиков на заводе № 190, командир дивизиона капитан 3-го ранга Кимаев представил капитан-лейтенанта Тарановского к награждению орденом Красной Звезды. Командир отряда вновь строящихся кораблей капитан 1-го ранга Сухоруков М. Г. понизил представление до медали «За боевые заслуги», но, по каким-то причинам, представление не было реализовано, на наградном листе стоит резолюция: "Отказать".

xxx

В кампанию 1944 года командовал тральщиком «Т-372». Тральщик под его командованием участвовал в 7 минных постановках и 79 операциях по тралению районов и фарватеров и проводке кораблей за тралами, участвовал в операции по освобождению Моонзундских островов. За смелость, мужество и отвагу, проявленные в этих операциях, был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

xxx

В кампанию 1945 года, в связи с болезнью командира дивизиона капитана 3-го ранга Пахальчука, исполял обязанности командира 10-го дивизиона малых базовых тральщиков. Дивизион под командованием капитан-лейтенанта Тарановского в 80 боевых операциях по тралению фарватеров Таллин-Кунда, Таллин-Хельсинки, Таллин-Осмуссар и более 10 других фарватеров. Капитан-лейтенант Тарановский умело руководил частичным уничтожением центральной минной позиции в районе остров Нарген – мыс Порккала-Удд, прилегающей к фарватерам Таллин-Осмуссар и Таллин-Хельсинки, и своего минного поля в районе островов Пакри и Осмуссар. За период его командования дивизионом, корабли без аварий и поломок прошли более 36000 миль, уничтожили 132 мины и провели 15 караванов.

За успешное командование дивизионом капитан-лейтенант Тарановский был представлен к ордену Нахимова 2-й степени. Однако, представление не было утверждено, на наградном листе стоит резолюция: "Уже награжден в 1945 г. Отказать." Вместо Тарановского орденом Нахимова был награжден командир дивизиона Герой Советского Союза Пахальчук, которого он замещал. За кампанию 1945 года никаких наград так и не получил.

xxx

После войны капитан-лейтенант Тарановский командовал 8-м дивизионом катеров-тральщиков КБФ


Прикрепления: 1117007.jpg (146.6 Kb) · 3501954.jpg (179.7 Kb) · 9064053.jpg (158.0 Kb) · 8746056.jpg (145.7 Kb) · 8208627.jpg (104.0 Kb) · 7785951.jpg (163.8 Kb) · 4075308.jpg (100.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 11:50 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир тральщика «Т-372» лейтенант Маховский Иван Николаевич.

xxx

До прихода на корабль воевал командиром батареи на линкоре «Октябрьская Революция». В кампанию 1944 года - помощник командира тральщика «Т-372». Был награжден орденом Красной Звезды (представлялся командиром дивизиона к ордену Отечественной войны 1-й степени).

xxx

В кампанию 1945 года - командир тральщика. Под его командованием тральщик прошел 6000 миль из них с тралом - 3800 миль. Корабль участвовал в уничтожении центральной минной позиции в районе остров Нарген - мыс Порккала-Удд и минного поля в районе островов Пакри и Осмуссар; провёл 25 караванов судов; вытралил и уничтожил более 30 мин. За мужество и героизм, проявленные в боевых операциях 1945 года, был награжден орденом Красного Знамени.

xxx


Прикрепления: 8615347.jpg (3.6 Kb) · 7939421.jpg (175.4 Kb) · 5939281.jpg (135.1 Kb) · 1277703.jpg (185.5 Kb) · 8473602.jpg (109.2 Kb) · 2431240.jpg (8.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 12:04 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Электрик 3-го класса тральщика «Т-372» краснофлотец Сергеев Владимир Дмитриевич

xxx

xxx


Прикрепления: 3467038.jpg (93.2 Kb) · 4748516.jpg (77.6 Kb) · 2073524.jpg (274.5 Kb) · 4833730.jpg (196.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 03.09.2020, 12:04 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
В 1946 году в командование тральщиком «Т-372» вступил лейтенант Вороновский Анатолий Владимирович, до этого служивший на тральщике «Т-372» командиром БЧ 2-3 (артиллерийская и минная боевые части). Был награжден двумя орденами Отечественной войны - за кампанию 1944 года - 2-й степени, за кампанию 1945 года - 1-й степени.



Прикрепления: 3279476.jpg (170.1 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Тральщик «Т-372» (зав. № 570) (Рейдовый тральщик типа «МТ» (проект 253Л))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz