Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Сторожевой катер «МО-545» (Бронированный малый охотник проекта 194)
Сторожевой катер «МО-545»
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 09:09 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Сторожевой катер «МО-545» - бронированный малый охотник проекта 194



«МО-545» был заложен весной 1944 г., спущен летом 1944 г., вступил в строй 29.11.1944 г. и вошел в состав КБФ.

Подробная информация об истории создания и строительства бронированных малых охотников проекта 194 представлена по ссылке:

Бронированные малые охотники проекта 194


Прикрепления: 2036939.png (80.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 09:19 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Блокирование портов Виндава (Вентспилс) и Либава (Лиепая) - последняя операция катерников КБФ в Великой Отечественной войне

4 мая 1945 года нарком ВМФ Кузнецов поставил перед командованием КБФ задачу готовиться к проведению крупных десатов на острова Рюген и Бронхольм. Командующий КБФ вице-адмирал Трибуц доложил, что планирует сосредоточить к 15 мая семь дивизионов малы охотников в Мемеле, а 18-20 мая перебазировать их в порты Кольберг и Рюгенвальде.

Переразвертывание катеров на южные базы находилось в самом разгаре, когда в 20 часов 8 мая немецкая радиостанция в Лиепае передала открытым текстом приказ правительства адмирала Деница о капитуляции Германии. Одновременно воздушная разведка доложила о массовом выходе судов и плавсредств из портов Курляндии на запад. В 23 часа командование КБФ передало радиограмму открытым текстом на немецком языке с приказанием всем германским кораблям, торговым и вспомогательным судам, находившимся в море и в портах, следовать для сдачи в порты Мемель и Кольберг. Понимая, что многие могут не подчиниться, одновременно были спланированы меры силового характера. Блокирование Лиепаи планировалось осуществить силами торпедных катеров, подчинявшихся командованию ЮЗМОР, а Вентспилса - силами ОМОР. Командующий ОМОР контр-адмирал В. С. Чероков для своевременного выполнения задачи мог задействовать только отряд охотников, предназначенный для перехода в Мемель. Инструкции были довольно жесткими: в случае отказа от возвращения в курляндские порты охотникам, несмотря на капитуляцию, разрешалось применять по судам противника оружие вплоть до потопления.

Командующий ОМОР контр-адмирал В. С. Чероков





Группа катеров в составе МО-121, 122, 131, 204, СК-175, 176, 177, 183, 192, МО-537, 540, 541, 542, 543, МО-545, 546 под командованием командира 5-го ДМО капитана 2 ранга А. А. Сударикова в 23.00 вышла из Кихельконны в заданный район. К 04.00 волнение моря усилилось до 6 баллов. В 06.20 в точке Ш=59º39, Д=20º22 отрядом была обнаружена группа судов в количестве семи единиц: буксир «Роте», тянувший за собой буксир «Стрельниекс» и две шхуны, а также три малых буксира, шедшие своим ходом. По сведениям современных латышских историков на борту судов находились беженцы из Латвии (на «Роте» около 200, на «Стрелниексе» более 150 человек), во что, однако, трудно поверить, учитывая то, что вентспилский порт, откуда суда вышли в 19 часов 8 мая, контролировался германским командованием, и там находилось немало немецких солдат, изо всех сил стремившихся уйти на Запад. По приказанию командира отряда для дезорганизации противника два катера Д-3 имитировали торпедную атаку, а остальные катера в двух колоннах начали охватывать суда слева и справа. При подходе к судам «беженцы» открыли огонь из стрелкового оружия, который был немедленно подавлен артиллерией наших катеров. В связи со штормом, ограниченным запасом топлива на катерах и малым ходом большинства задержанных судов, пленные и команды буксиров были частично пересажены на наиболее быстроходный «Роте» и частично на катера. Остальные буксиры и шхуны после снятия команд в 08.10 были затоплены.После этого отряд разделился. СК-175, 176, 177, МО-537, 541, 542, 543, 546 под командованием капитан-лейтенанта Дегтяренко ввиду исчерпания запаса топлива были отправлены в Мемель, а остальные катера и буксир направились в Вентспилс. К этому времени шторм усилился до 7 баллов. Через 40 минут был обнаружен буксир без хода с неисправным двигателем, 80 человек с которого пересадили на советские катера, а буксир затопили. Еще один обнаруженный по пути буксир, задержанный нашим отрядом, затонул вместе с солдатами и офицерами вследствие перегрузки и большого волнения. В 14.10 в 8 милях от Вентспилса буксир «Роте» с 800 пленными был отпущен в порт, а катера ушли в Мемель.

Изобиловал событиями и переход ранее отпущенного в Мемель отряда Дегтяренко. В 12.35 в точке Ш=56º51, Д=19º34 катера обнаружила две БДБ, два буксира с баржей и две шхуны противника. При подходе советских катеров с этих судов был открыт огонь из зенитных автоматов и стрелкового оружия. Огнем СК-175 (ст. лейтенант Генрих) и МО-543 (капитан 3 ранга Законников) сопротивление было подавлено, а вражеские плавсредства сильно повреждены. Ввиду нежелания немцев сдаваться в плен, сброшенными вблизи судов глубинными бомбами самоходная баржа, буксир с баржей и две шхуны были потоплены вместе с находившимися на них солдатами и офицерами, число которых по оценкам катерников составило до тысячи человек. Не оказывавшие сопротивления буксир «С» и БДБ № 833 под конвоем четырех катеров отправлены в Мемель и в 10.00 10 мая прибыли туда, доставив 670 пленных. Среди них оказалось несколько старших офицеров, а также видных деятелей коллаборационистского движения в Прибалтике.

Схема маневрирования отряда капитана 2-го ранга Сударикова 8-9 мая 1945 года




Прикрепления: 3961061.jpg (23.0 Kb) · 7835330.jpg (421.9 Kb) · 9678253.jpg (513.9 Kb) · 5385943.jpg (102.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 09:25 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
За отвагу и мужество, проявленные 8-9 мая 1945 года при выполнении задания по блокированию портов Виндава и Либава, многие участники операции были нагрaждены орденами и медалями.

Kомандир 5-го Краснознаменного дивизиона сторожевых катеров ОВР ОМОР КБФ капитан 2-го ранга Судариков Александр Алексеевич был награжден орденом Ушакова 2-й степени (№ 281)

xxx

Командир отряда катеров "Д-3" 5-го Краснознаменного дивизиона сторожевых катеров капитан-лейтенант Дегтяренко Петр Иванович был награжден орденом Нахимова 2-й степени (№ 266)



xxx

Командир катера «СК-175» старший лейтенант Генрих Адольф Теодорович и командир катера «МО-543» капитан 3-го ранга Законников Александр Михайлович, из отряда капитан-лейтенанта Дегтяренко, вступившие в бой с БДБ противника, были награждены орденами Красного Знамени

xxx

xxx


Прикрепления: 9070592.jpg (554.1 Kb) · 1770228.jpg (459.5 Kb) · 1707048.jpg (4.1 Kb) · 8414786.jpg (284.8 Kb) · 2927310.jpg (270.2 Kb) · 0372914.jpg (172.5 Kb) · 5932394.jpg (246.2 Kb) · 5722994.jpg (188.5 Kb) · 0542311.jpg (195.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 09:33 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
За отвагу и мужество, проявленные 9 мая 1945 года при выполнении задания по блокированию портов Виндава и Либава, пленение самоходной баржи потопление буксира, члены экипажа малого охотника «МО-545» были награждены орденами и медалями. Командир катера лейтенант Шевченко Виталий Леонтьевич был награжден орденом Отечественной войны 1-степени, старшина мотористов - орденом Отечественной войны 2-й степени, боцман катера - орденом Красной Звезды, четверо моряков - медалью Ушакова и еще один - медалью Нахимова.


Командир малого охотника «МО-545» лейтенант Шевченко Виталий Леонтьевич

xxx


Прикрепления: 0428337.jpg (497.6 Kb) · 3116777.jpg (205.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 09:43 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Во время боя 8-9 мая 1945 года на катере «МО-545» находился старший фельдшер отряда катеров младший лейтенант медицинской службы Косарев Алексей Павлович. Он принимал активное участие в захвате самоходной баржи и за мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды.


xxx

xxx

xxx

xxxxxx


Прикрепления: 7917441.jpg (273.7 Kb) · 1449572.jpg (302.2 Kb) · 1110810.jpg (512.0 Kb) · 1551466.jpg (560.3 Kb) · 1751352.jpg (296.9 Kb) · 7505762.jpg (295.6 Kb) · 2100854.jpg (240.6 Kb) · 4968872.jpg (282.7 Kb) · 2042996.jpg (320.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 10:06 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
2 июля 1945 года катер «МО-545» под командованием лейтенанта В.Л. Шевченко вышел из гавани Пиллау для несения дозора у побережья. Катер уже находился на створах фарватера, когда раздался взрыв, и через пробоину в машинное отделение хлынули потоки воды. Спустя три минуты он затонул, а из девятнадцати человек в живых осталось лишь двое моряков. Специальная комиссия, расследовав происшествие, пришла к выводу, что причиной трагедии стала немецкая мина, установленная в самом конце войны.


Список погибших моряков катерa «МО-545»

xxxxxx

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЭКИПАЖУ МАЛОГО ОХОТНИКА «МО-545»



В бывшем Пиллау, а ныне Балтийске, на улице Красной Армии (территория части Охраны водного района) в июле 1992 года был установлен памятный знак экипажу малого охотника за подводными лодками «МО-545». Фамилии всех членов экипажа, людей исключительного мужества и героизма, выгравированы на доске в центре памятного знака. B 1945 году, cпециальная комиссия, расследовав гибель катера, пришла к выводу, что причиной трагедии стала немецкая мина, установленная в самом конце войны.Тысячи таких мин представляли опасность для мореплавания в Калининградском заливе, морском канале, портах и гаванях Калининграда и Балтийска. Для борьбы с ними использовали катера-тральщики. Прозванные «тружениками моря», небольшие суда проложили свой курс по минным полям, выходя в любую погоду в открытое море. Один из них водружен на бетонном пьедестале.Корпус катера-тральщика был деревянным, из нескольких слоев сосновых досок, и мог выдержать большой крен и жестокий шторм в шесть — семь баллов. Тысячи моряков обязаны своим спасением на море экипажам этих катеров. За девять лет, с 1945 по 1954 годы, корабли бригады очистили Балтийское море от минной опасности. Перед носовой частью катера теперь уже на мемориале установлены торпеды и мины, которые напоминают о ратном подвиге моряков-балтийцев.Современные противолодочные и минно-тральные корабли совсем не похожи на те, что служили на Балтике в первые послевоенные годы. Обладая большим радиусом действия, мощным вооружением, современной поисковой аппаратурой, они сегодня надежно защищают морские рубежи Калининградской области.


Прикрепления: 3800465.jpg (94.7 Kb) · 5320529.jpg (538.8 Kb) · 6779826.jpg (746.6 Kb) · 2693202.jpg (738.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 01.11.2020, 10:21 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
По-видимому, орден Красной Звезды младшего лейтенанта Косарева - это единственная награда члена экипажа «МО-545» за операцию 8-9 мая, дошедшая до наших дней. Судя донесениям о потерях, никто из моряков «МО-545», награждённых за последнюю операцию Балтийского флота в Великой Отечественной войне, не выжил.

Хотя, если во время гибели катера наград у моряков с собой не было (например, остались на берегу в личных вещах), то существует вероятность, что орден Отечественной войны 1-степени лейтенанта Шевченко Виталия Леонтьевича и орден Отечественной войны 2-й степени старшины мотористов мичмана Репного Валентина Тимофеевича были отправлены родственникам погибших, и возможно, они сохранились до наших дней.
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Сторожевой катер «МО-545» (Бронированный малый охотник проекта 194)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz