Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Тральщик «Т-408» («Якорь», № 23)
Тральщик «Т-408» («Якорь», № 23)
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 14:59 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Базовый тральщик «Т-408» «Якорь» проекта 58 типа "Фугас".



Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ) велось кораблестроительной секцией Народного комиссариата тяжёлого машиностроения СССР под руководством известного кораблестроителя Шиманского и завершилось в октябре 1930 года. Проекту был присвоен индекс «проект 3», и его разработка была закончена к концу 1931 года. Технический проект был окончательно утвержден Реввоенсоветом 27 марта 1932 года и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 тонн, а полное - в 433 тонн. Корабль должен был иметь два комплекта параван-тралов, тралы Шульца, змейковый и электромагнитный тралы (для борьбы с неконтактными минами). На тральщики возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров, маневренных районов и минных полей; уничтожение обнаруженных заграждений; проводка отдельных кораблей и соединений, караванов транспортов через опасные районы; постановка минных полей и борьба с субмаринами противника.

В ходе строительства первых кораблей типа «Фугас» проекта 3 обнаружилась недостаточная остойчивость, поэтому последующие корабли этого типа строились по откорректированным проектам (проект 53 предусматривал укладку твердого балласта и усовершенствование некоторых систем и механизмов; проект 53у - уширение корпуса; проект 58 - изменение компоновки механизмов для увеличения остойчивости). В соответствии с постановлением Правительства от 15 июня 1937 года, быстроходные дизельные тральщики теперь стали считать «базовыми».

В общей сложности было построено 44 базовых тральщика по четырём проектам: проект 3 (8 кораблей), проект 53 (10 кораблей), проект 53у (17 кораблей) и проект 58 (9 кораблей). Корабли обладали высокими мореходностью и живучестью. К недостаткам относились сравнительно большая осадка, слабое зенитное вооружение и отсутствие гидроакустической станции.

Тральщик "Якорь" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 28.03.1937 г. (заводской №189), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г. 08.04.1939 г. поднят флаг ВМФ. 25.04.1939 г. по общей классификации получил тактический номер "Т-408" ("БТЩ-408").

В период Великой Отечественной войны принимал участие в защите морских коммуникаций и баз, производил постановку минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, доставлял в зону боевых действий боеприпасы, боевую технику, продовольствие, медикаменты, эвакуировал раненых бойцов и население, сопровождал транспорты. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей вывез подрывную группу. В 1941-1942 гг. неоднократно доставлял в осажденный Севастополь продовольствие, медикаменты, топливо. В составе других кораблей ходил к румынским берегам.

После окончания войны участвовал в разминировании акваторий у Феодосии и в Керченском проливе. В 1945 г. вооружен электромагнитным тралом, получили тактический номер "ЭМТЩ-408".

17.10.1953 г. был передан Минно-торпедному управлению, а 07.04.1956 г. исключен из боевого состава и переформирован в опытовое судно "Лещ".

Имя тральщика увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г


Прикрепления: 6018496.jpg (184.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 15:20 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение



Водоизмещение: 459 т. Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,13 м. Скорость полного хода: 18 узлов. Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.

Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.

Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.

Экипаж: 44 чел.


Прикрепления: 8784604.jpg (63.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 15:33 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
На минах, выставленных "Т-408" и "Т-404", погибли 24 - 25.10.1941 г. германский речной минный заградитель "Терезия Вальнер" и румынские тральщики "B" (бывший германский "Брюстерорт") и "D" (бывший германский "Дроссель").

Минеры тральщика Т-408 «Якорь» ставят минное заграждение в районе Устричного озера, 18 июля 1941 г.



Один из рейcов тральщика "Якорь":

18 июня 1942 года в осажденный Севастополь прорвалось транспортное судно «Белосток» с пополнением для защитников города и грузом боеприпасов. Разгрузившись и взяв на борт порядка 700 человек раненых и гражданских, транспорт взял курс на Новороссийск. Около 1.30 19 июня недалеко от мыса Фиолент «Белосток» был атакован германским шнельботом S102, который выпустил по нему две торпеды. От одной торпеды судну удалось уклониться, вторая попала в цель. Через три минуты «Белосток» скрылся под водой. Кораблям эскорта – тральщику Т-408 «Якорь»(командир старший лейтенант И. В. Коровкин, заменивший раненого П. Н. Щербанюка, военком старший политрук П. И. Голубев) и пяти сторожевым катерам удалось поднять с воды около 100 человек, не менее 650 человек погибло.

Очевидно, экипаж немецкого шнельбота не был уверен в потоплении советского транспорта, поэтому с утра остатки конвоя испытали на себе повышенное внимание люфтваффе. Налеты продолжались в течении трех с половиной часов с 4 до 7.30 утра. Всего было задействовано 85 самолетов, наносивших бомбовые удары в одиночку и группами: 53 Ju-88 из KG76 и LG1, 7 He-111 из KG26 и 27 Ju-87 из StG77. В общей сложности они сбросили до 300 бомб. Больше всего немецких летчиков заинтересовал Т-408 «Якорь» - он был самым крупным кораблем в конвое, к тому же немцы (по их докладам) приняли его за эсминец.



От близких разрывов авиабомб на боевых постах появилось много повреждений. Вспыхнули пожары. Осколками повредило 45-мм орудие, левый пулемет ДШК, в отсеки поступала вода. В невероятно трудных условиях экипаж обеспечивал маневрирование корабля и вел огонь по врагу. Артиллеристы тральщика под управлением командира БЧ-2–3 старшего лейтенанта Н. М. Дульнего и старшины комендоров старшины 1-й статьи Е. П. Демешко сбили три и подбили два самолета. Командиру БЧ-5 старшему инженер-лейтенанту К. Д. Гурману поступали доклады о повреждениях, пожарах, о затоплении помещений и четкая информация о принимаемых мерах.

Командир БЧ-1 старший лейтенант А. Д. Сарапин после повреждения тумбы управления рулем приказал перейти на управление вручную. Но вскоре руль заклинило в положении «право на борт». Корабль покатился вправо. Оказалось, лопнул корпус рулевой машины, а от перекоса заклинило передаточные шестерни и заело стопор ручного управления рулем. Решили вбить дубовые клинья по всей длине трещины. На ремонт ушло 12 минут. Работали в противогазах, так как на палубе разлилась кислота от дымовой аппаратуры и ее пары заполнили помещение. Места поступления воды заделывали подушками, набитыми паклей, конопатили ветошью, забивали клиньями. Из-за затопления топливных цистерн левого борта и трюма машинного отделения возник крен в 8°. К 5 ч 40 мин он достиг 12°. Благодаря умелым действиям личного состава крен удалось уменьшить до 3–4°. Тем временем увеличилось поступление воды через настил второго дна в носовое машинное отделение. Мотористы работали в воде, иногда погружались в нее с головой и на ощупь определяли пробоины. Отремонтировав пожарную магистраль трюмно-пожарного насоса, его переключили на осушку трюма. Вода пошла на убыль. Вскоре обнаружили, что из масляной цистерны поступает вода в картер левого дизеля и в машинное отделение. Обводнение смазочного масла принимало угрожающие размеры.

Отбомбившись, самолеты ушли. Но вскоре другая группа Ю-87 вновь атаковала корабль. И вновь прямых попаданий удалось избежать. Однако из-за близких разрывов и сотрясений корпуса деформировалась передняя мачта. Осколки срезали сигнальный прожектор и разбили радиостанцию. Также близким разрывом был сорван и улетел за борт комовой электрокран. В трюмы и отсеки уже поступило не менее 140–150 тонн воды. Осадка увеличилась на 0,5 м с дифферентом на нос. Крен на левый борт вновь достиг 12°.

Несмотря на тяжелые увечья, полученные тральщиком, вскоре экипажу удалось восстановить жизненно важные системы корабля и даже взять на буксир два сторожевых катера, потерявших ход во время налетов. 20 июня израненный конвой добрался до Туапсе. Удивительно, но потери экипажа в этом бою составили только одного человека убитым и двух ранеными. Сам корабль уже в октябре того же года после ремонта вернулся в строй.


Прикрепления: 7722792.jpg (276.2 Kb) · 9693283.jpg (186.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:01 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир тральщика «Якорь»в 1941 - 1943 годах капитан-лейтенант Щербанюк Петр Никонорович



xxx

Командир тральщика «Якорь» в 1942 (временно) и 1943 - 1944 годах капитан 3-го ранга Коровкин Игнат Васильевич

xxx

Командир тральщика «Якорь» в 1945 году Долголенко Александр Петрович



xxx


Прикрепления: 1223596.jpg (436.9 Kb) · 2657759.jpg (386.4 Kb) · 6265908.jpg (6.4 Kb) · 2157828.jpg (325.1 Kb) · 9343520.jpg (411.2 Kb) · 9128702.jpg (458.0 Kb) · 8401793.jpg (394.8 Kb) · 8255127.jpg (394.8 Kb) · 2843268.jpg (378.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:02 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир отделения радистов тральщика «Якорь» старшина 1-й статьи Усов Николай Максимович

xxx








Прикрепления: 2268429.gif (230.4 Kb) · 2481679.gif (226.9 Kb) · 6737672.gif (204.6 Kb) · 7562553.gif (233.2 Kb) · 5008679.jpg (468.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:17 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старшина группы электриков тральщика «Якорь» старшина 1-й статьи Полянский Александр Лаврентьевич

xxx

xxx

xxx

xxx

xxx


Прикрепления: 9017597.jpg (578.8 Kb) · 6300323.jpg (430.1 Kb) · 7536961.jpg (469.0 Kb) · 5211445.jpg (524.3 Kb) · 8837982.jpg (485.0 Kb) · 2549054.jpg (482.6 Kb) · 8356968.jpg (561.4 Kb) · 1620141.jpg (441.6 Kb) · 2123714.jpg (586.5 Kb) · 6585404.jpg (658.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:31 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Начальник медико-санитарной службы тральщика «Якорь» старший лейтенант медслужбы Приходько Филипп Васильевич



xxx

xxx

xxx
Прикрепления: 3713350.jpg (151.1 Kb) · 7921147.jpg (339.8 Kb) · 1939351.jpg (332.6 Kb) · 8015995.jpg (576.4 Kb) · 1483787.jpg (561.2 Kb) · 5433350.jpg (557.5 Kb) · 0023744.jpg (330.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:39 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир отделения дальномерщиков ЭМТЩ «Якорь» старший краснофлотец Титов Павел Кузьмич

xxx

xxx



xxx

xxx




Прикрепления: 7421052.jpg (166.5 Kb) · 6802009.jpg (442.5 Kb) · 1307306.jpg (259.2 Kb) · 2977473.jpg (466.8 Kb) · 8009510.jpg (268.9 Kb) · 3940891.jpg (275.4 Kb) · 7719386.jpg (471.6 Kb) · 0801530.jpg (295.4 Kb) · 9615068.jpg (240.4 Kb) · 7829346.jpg (392.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 26.11.2020, 16:40 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Минер ЭМТЩ «Якорь» краснофлотец Анфимов Иван Николаевич



xxx




Прикрепления: 1291990.jpg (114.6 Kb) · 7694358.jpg (229.9 Kb) · 6882976.jpg (229.1 Kb) · 0431181.jpg (257.3 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Тральщик «Т-408» («Якорь», № 23)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz