Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-исторические исследования: Военно-морской флот СССР » Черноморский флот » Эскадренный миноносец «Фрунзе»
Эскадренный миноносец «Фрунзе»
LiopaДата: Пятница, 30.08.2013, 21:51 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 557
Статус: Offline
Эскадренный миноносец «Фрунзе» 



Водоизмещение: 1110 т.
Размеры: длина - 97,99 м, ширина - 9,3 м, осадка - 3,41 м.
Скорость хода максимальная: 34 узла.
Дальность плавания: 1680 миль при 21 узлах.
Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 25000 л.с.
Вооружение: 3х1 102-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета, 5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения.
С 1916 года: 3х1 102-мм, 2х1 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета, 5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения.
Экипаж: 111 человек.

Прикрепления: 5726106.jpg(87.5 Kb)


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию.
 
LiopaДата: Пятница, 30.08.2013, 21:53 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 557
Статус: Offline
История корабля



Заказан в рамках программы судостроения принятой в 1911 году и известной как "ассигнование средств на усиление Черноморского флота". Строилися по проекту Путиловского завода, победившего в конкурсе, объявленным Морским генеральным штабом в 1911 году. По существу, повторял эсминец "Дерзкий", но по внешнему виду корабли обоих классов различались между собой верхним срезом дымовых труб.

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота под названием "Быстрый", 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 7 июня 1914 года, вступил в строй 1 мая 1915 года.

В период первой мировой войны входил в состав 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную и разведывательную службы у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения , обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные группы. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 10 турецких парусников и паровых судов. 1 ноября 1917 года вместе с эсминцем "Пылкий" в артиллерийском бою потопил турецкий миноносец "Хамид Абад".

29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С января 1918 года проходил капитальный ремонт в мастерских Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и вскоре, под литерой "R 02", включен в состав ВМС Германии на Черном море. Из-за неудовлетворительного технического состояния в строй введен не был. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами, 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.

14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и до 1923 года простоял в Севастопольском порту на приколе. После постановки на капитальный ремонт включен в состав Морских сил Черного моря. Восстановлен на Севастопольском морском заводе и 16 декабря 1927 года вновь введен в строй.

С 27 мая по 7 июня 1928 года нанес визит в Стамбул и с 31 августа по 12 сентября 1929 года - в Неаполь.
Прикрепления: 7673549.jpg(66.7 Kb)


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию.
 
LiopaДата: Пятница, 30.08.2013, 21:55 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 557
Статус: Offline
В годы Великой Отечественной войны осуществлял артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района, доставку воинских пополнений в Одессу.

28 августа 1941 года крейсер "Червона Украина", лидер "Ташкент", эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф. Корабли под командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, вел контрбатарейную борьбу с вражеской артиллерией эскадренный миноносец "Фрунзе". Один тяжелый снаряд попал в корабль, на стыке борта и палубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоина была заделана. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка, в том числе командир корабля П.А. Бобровников, который не покинул мостика до окончания операции.

Обстановка под Одессой все более осложнялась. Чтобы помочь осажденным войскам, командование флотом решило в ночь на 22 сентября высадить в тылу врага в районе деревни Григорьевка морской десант в составе полка морской пехоты. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л.А. Владимирский. Высадка десанта возлагалась на отряд кораблей, в который вошли крейсера "Красный Кавказ" (под флагом командира высадки) и "Красный Крым", эскадренные миноносцы "Бойкий", "Безупречный" и "Фрунзе". Командование отрядом возлагалось на командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С.Г. Горшкова.

Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой контр-адмирал Владимирский вышел из Севастополя на эсминце "Фрунзе" (под командованием и. о. командира капитана 3-го ранга Ерошенко), чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом план взаимодействия при высадке десанта.



На переходе у «Фрунзе» поначалу все шло без помех. Но около 15 часов у Тендры сигнальщики эсминца доложили:

«Видим притопленную канонерскую лодку „Красная Армения“, дым, на корабле - никого».

Вскоре стали видны плавающие на воде люди. «Фрунзе» пошел по направлению к ним и спустил шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка атакована авиацией противника полчаса назад. Находившемуся поблизости буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский дал приказание идти к канлодке и тушить пожар.

Существовала реальная опасность, что бомбардировщики, израсходовавшие боезапас, могут, исходя из подлетного времени, вот-вот вернуться и повторить налет. Обычно при риске налета бомбардировщиков эсминцы находятся на среднем или полном ходу, даже если ведут обстрел берега. Однако командир «Фрунзе» Ерошенко, до этого командовавший лидером «Ташкент» и заменивший в этой операции его прежнего командира Бобровникова, раненного осколком бомбы, и контр-адмирал Владимирский, несмотря на важность поставленной перед ними задачи, остановили эсминец и вместе с буксиром занимались спасением людей.

В этот момент появилась восьмерка пикирующих бомбардировщиков Ju-87, идущая по направлению к «Красной Армении», видимо, с целью добить ее. Обнаружив эсминец, «Юнкерсы» сменили курс и развернулись для атаки. Бросив спущенную на воду шлюпку, эсминец стал спешно развивать ход.



Но устаревший «Фрунзе» не был скоростным кораблем, в отличие от того же «Ташкента», которым до этого командовал Ерошенко. Возможно, в этом одна из причин неудачного маневрирования — эффективность выполнения одних и тех же уклонений на скорости в 23 и 43 узла все-таки разные, а опыта боевого маневрирования таким относительно тихоходным, по сравнению с лидером, кораблем Ерошенко не имел.

Перестроившись в цепочку и последовательно входя в крутое пике, бомбардировщики начали бомбить корабль. И бомбили на редкость метко. Первые бомбы упали в воду вблизи носовой части. Одна из бомб попала в полубак. Ее разрывом сорвало козырек ходового мостика, трап, вывело из строя переговорные устройства и все приборы, были убиты комиссар корабля Золкин, каперанг Иванов, тяжело ранен осколками в руку и живот командир эсминца Ерошенко, взобравшийся в этот момент для улучшения обзора на тумбу дальномера, легко ранены контр-адмирал Владимирский и старпом Носов.

Последующие свои атаки «Юнкерсы» сосредоточили на корме. Эсминец, продолжая вести бой и маневрировать, управляясь с запасного командного рулевого поста, развил наконец максимальную скорость. Но тут прямым попаданием в корму было уничтожено кормовое зенитное орудие, и заградительный огонь резко ослабел. «Юнкерсы» смогли без особых помех отбомбиться по корме, снизив высоту сбрасывания бомб от 800 до 100 метров. От повреждений румпельного отделения заклинило руль. Корабль начал описывать циркуляцию.

Добить потерявший управляемость эсминец не составило бы проблем, но в этот момент у «Юнкерсов» кончились бомбы. Пикировщики ушли, оставив «Фрунзе» в тяжелейшем положении: в носовую часть начала прибывать вода, рулевое управление было разбито, но машины и котельные отделения были пока в порядке.

Управляясь машинами, эсминец продолжал двигаться в направлении Тендровской косы. Владимирский, принявший командование кораблем, решил в случае, если не удастся справиться с поступающей водой, приткнуться к отмели, чтобы потом облегчить подъем корабля.

Машинный телеграф был выведен из строя, и управлять машинами приходилось по телефонам и голосом через расставленных людей, что было довольно сложно. Периодически возникала путаница в передаче команд. В конце концов Владимирский спустился к палубным люкам в машинное отделение и начал командовать прямо в машины.

Но вода продолжала поступать. Сначала крен был небольшой, потом стал постепенно нарастать. Покидать корабль было не на чем. Часть шлюпок была разбита во время бомбежки, а остальные бросили в начале налета, не успев поднять на борт. Владимирский распорядился, чтобы из кубриков вынесли все койки, расшнуровали и разбросали по палубе пробковые матрасы: если корабль пойдет ко дну, чтобы всем хватило спасательных средств… Это оказалось не лишним.

Самолеты противника больше не появлялись. Корабль медленно, но упорно двигался к берегу. Крен тоже нарастал. Наконец, движение вперед прекратилось. Эсминец уже мог перевернуться. Машинной команде и всему личному составу было приказано оставить внутренние посты и выйти на верхнюю палубу.

Но, несмотря на большой крен — весь правый борт был уже в воде, — корабль не переворачивался и даже перестал крениться: стало ясно, что, осев скулой правого борта, он оперся о грунт; это его и удерживало. Окажись эсминец в таком положении на более глубоком месте, он бы уже давно перевернулся.

С заполнением корабля водой крен стал уменьшаться. Под водой оставались надстройки и часть палубы левого борта, образовавшей с бортом «конек». Большая часть моряков, используя пробковые матрасы, плавала вблизи корабля; раненые оставались преимущественно на рострах, там же находился и Владимирский.

Фотография тонущего «Фрунзе» с борта немецкого самолета. 21 сентября 1941 г.



Когда эсминец сел на грунт, к нему подошел сзади ростр буксир «ОП-8» и стал принимать людей. Он подобрал всех — и плававших и оставшихся на надстройках. Ни на воде, ни на корабле не осталось никого. Последними с корабля сошли его тяжелораненый капитан Ерошенко, не пожелавший эвакуироваться с ранеными, и контр-адмирал Владимирский. Капитану буксира было приказано идти вдоль косы так близко к берегу, как это возможно, чтобы не сесть на мель.

И в этот момент вернулись «Юнкерсы». Перегруженный буксир не мог эффективно маневрировать. С первого же захода пикировщиков бомба попала в машинное отделение и буксир лег на борт. Почти все, кто до бомбежки находился на буксире, поплыли к берегу.

Борт и надстройки, приняв горизонтальное положение, выступали из воды. На них оставалось восемь-девять тяжелораненых, не способных плыть. Среди них был и Ерошенко. За каждого из раненых отвечал здоровый краснофлотец. Владимирский также остался на буксире.

Увидев, что буксир затонул, «юнкерсы» стали разгружаться от бомб и стрелять из пулеметов по плывущим к берегу.

В числе убитых оказался и командир электромеханической боевой части эсминца Зызак. Чтобы вражеские летчики не видели, что на буксире есть еще люди, оставшиеся на нем спрятались под фальшборт, примостившись на стенках надстроек. А когда самолеты ушли, выбрались из-под фальшборта наружу. Через 15–20 минут пришел торпедный катер и доставил всех выживших на Тендру.

Из команды «Фрунзе» спаслось 110 человек, погибло около 50.
Прикрепления: 5686952.jpg(136.3 Kb) · 8956057.jpg(63.9 Kb) · 8563759.jpg(84.9 Kb)


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию.
 
LiopaДата: Пятница, 30.08.2013, 22:48 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 557
Статус: Offline
Эсминец «Фрунзе», канонерскую лодку «Красная Армения», морской буксир «ОП-8» потопили пикирующие бомбардировщики Ю-87 из первой авиационной группы 77-й эскадры штурмовой авиации люфтваффе - асы бомбившие города Англии, Франции, Югославии и Греции. Эскадра входила в пятерку лидеров по числу награждений Рыцарским крестом среди авиационных соединений Третьего рейха.

Командовал первой авиационной группой капитан Гельмут Брюк, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями.





Прикрепления: 0291953.jpg(30.8 Kb) · 3415425.jpg(144.3 Kb)


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию.
 
LiopaДата: Пятница, 30.08.2013, 22:56 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 557
Статус: Offline
Краснофлотец Бантыш Андрей Михайлович, с июня по сентябрь 1941 г. воевавщий на эсминце «Фрунзе».



   

Прикрепления: 2644821.jpg(183.3 Kb) · 0651213.jpg(222.1 Kb) · 1116005.jpg(154.7 Kb) · 7785370.jpg(111.9 Kb) · 5572504.jpg(191.5 Kb) · 1457515.jpg(192.9 Kb) · 1998684.jpg(179.6 Kb)


Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, сам сделал шаг к бессмертию.
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-исторические исследования: Военно-морской флот СССР » Черноморский флот » Эскадренный миноносец «Фрунзе»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz