Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Последний бой торпедного катера № 24
Последний бой торпедного катера № 24
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 09:42 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Предистория этого героического боя подробно исследована в теме о переходе торпедных катеров 2-й бригады торпедных катеров из Фальшивого Геленджика в Скадовск 6-7 марта 1943 года. Чтобы ознакомиться с темой, нажмите на ссылку в следующей строке:

БРОСОК ЧЕРЕЗ МОРЕ

Во время этого перехода пропал торпедный катер № 24 под командованием лейтенанта Игошина. Уже после освобождения Крыма стало известно, что катер погиб 7 марта в неравном бою с кораблями противника. Этот эпизод неоднократно подробно описывался - и в мемуарах командира бригады Проценко, и в фундаментальном труде об истории Черноморского флота. Но сегодня есть возможность ознакомиться с уникальными немецкими документами - рапортом командира 1-й десантной флотилии (1. Landungsflottille) о бое 7 марта и с протоколом допроса пленных моряков с катера № 24. Материалы любезно предоставил Мирослав Эдуардович Морозов. Фотографии были предоставлены дочерью лейтенанта Игошина и сестрой старшины Агафонова для экспозиции в музее посёлка Черноморское (бывшая Ак-Мечеть).
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 14:56 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Торпедный катер № 24, в составе отряда из шести катеров, был передан с Тихоокеанского флота на Черноморский флот в ноябре 1943 года. При переводе катерa №132, 142, 152, 162, 172, 182 с 25.11.1943 г. получили номера №14, 24, 34, 44, 54, 64 соответственно, а 19.3.1944 г. приказом Командующего ЧФ были переименованы в ТК-361 - 366, включая уже погибший к тому времени №24. Из мемуаров и наградных листов следует, что катерами командовали: ТК-14 (Латошинский), ТК-24 (Игошин), ТК-34 (Умников), ТК-44 (Юрченко), ТК-54 (Прокопов) и ТК-64 (Сорокопуд).

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

Kак нельзя кстати прибыли к нам обещанные наркомом шесть торпедных катеров с Тихого океана. Прибыли вместе с экипажами, состоявшими из хорошо обученных моряков, хотя и не побывавших до этого в боях.
Когда новые катера отдали якоря в Геленджике, мы с Конюшковым собрали командиров и попросили не стесняясь сказать, в какой помощи они нуждаются. Товарищи признались, что чувствуют они себя неуверенно, просили выделить опытных офицеров, которые на первых порах выручали бы их своим опытом. Участвовавшие в беседе работники штаба и политотдела склонялись к тому, что, пожалуй, действительно без «обеспечивающих» не обойтись. Я решил пока своего мнения не высказывать. После окончания совещания попросил остаться тихоокеанцев — командира отряда капитан-лейтенанта Константинова, командиров катеров Прокопова, Сорокопуда, Латошинского, Юрченко, Умникова, Игошина и предложил им:
— Давайте поговорим начистоту. Мы понимаем, что вам трудно. Но по-вашему выходит так: начнись война на Дальнем Востоке, и подавай вам «вывозных» с Балтики, Севера и Черного моря. А годы напряженной боевой подготовки, постоянной повышенной готовности, значит, потрачены впустую? Ну что молчите? Так вот, попирать достоинство тихоокеанца я не позволю. «Заспинных дядек» да вывозных вожатых сам не просил, когда сюда прибыл, и вам не дам. Воевать вы обучены, а в деталях вам помогут разобраться ваши новые боевые друзья. Старшины и краснофлотцы у вас замечательные, и все вы несомненно рветесь в бой, так ведь?
— В этом можете не сомневаться, — спокойно ответил за всех Харлампий Константинов. — Может, мы и зря так повернули разговор, но хотелось сделать лучше, чтобы с первого раза не наделать ошибок, а вышло...
— Вышло как раз очень хорошо, — подхватил я. — Честность и откровенность для нас главное. Так поступайте и впредь. А насчет ошибок и промахов, так они обязательно будут, как в любом новом деле, и мы вам будем помогать, но не водить вас за руку. Считаем, что договорились. Завтра вы выходите в Анапу, там дозаправитесь топливом — и в Тамань. Желаю всем удачи, и чтобы следующая встреча была с музыкой, как принято у нас встречать победителей. Командир дивизиона Местников даст штурмана, который вас проведет и покажет район.
Вот и все. Правда, кроме штурмана с отрядом пошли заместитель командира дивизиона по политчасти капитан 3 ранга В. М. Головачев и инструктор политотдела М. Н. Тараканов. Строевых командиров я не выделил, но приказал поначалу тихоокеанские катера включать в звенья, возглавляемые опытными командирами.
Приняли мы товарищей в свою боевую семью радушно, и недели через две никто уже не называл их новичками. Хорошая выучка позволила им в первый же месяц открыть боевой счет. По оценке Довгая, Местникова, Куракина и других опытных командиров все тихоокеанцы действовали в бою смело и настойчиво. Правда, должного навыка в преодолении огня противника у них еще не было, но ведь это приобретается с опытом.

На фотографии, сделанной в сентябре 1944 года в румынском порту Констанца, изображены катера-"тихоокеанцы" - катера переведенные на ЧФ в ноябре 1943 года Слева направо - торпедные катера ТК-361, 366, 364, 363, 365.





Прикрепления: 0861940.jpg (188.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 15:25 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Команда катера

1. командир катера лейтенант Игошин Василий Иванович, 1914 г.р.
2. радист старшина 1 статьи Ованесов Сергей Данилович, 1908 г р
3. боцман старшина 2 статьи Андриянов Иван Федорович, 1918г.р.
4. старшина команды мотористов главcтаршина Рассказов Сергей Романович, 1912 г р
5. командир отделения мотористов старшина 2 статьи Агафонов Василий Яковлевич, 1917 г р
6. моторист краснофлотец Стариков Иван Степанович, 1922 г р

Боевая судьба катера № 24

Боевая судьба катера № 24 была достаточно короткой. В справочнике Бережного «Корабли и суда ВМФ СССР 1928–1945» он указан как участник Керченско-Эльтигенской операции, но конкретных выходов с его участием в отчете 2-й БТКА по участию в этой операции не значится. В январе 1944 года катер выходил на задания: 4-го, 14, 15, 16-го, 18-го, 20-го - 24-го - все выходы на спецзадания (перевозка должностных лиц, спасение летчиков и т.д.), а также в высадке десанта 10 января. Остальное только межбазовые переходы.

Однако в "Хронике боевых действий флота" и в наградных команды отмечены действия катера по высадке морских десантов. 10 января, в качестве флагманского торпедного катера, участвовал в высадке морского десанта на мыс Тархан (на катера находился командир высадки капитан 2-го ранга Кириллов). В ночь с 22 на 23 января участвовал в высадке морского десанта в порт Керчь - в районе Защитного мола Керченской бухты.

За участие в в высадке десантов были награждены: медалью «За Отвагу» - боцман старшина 2 статьи Андриянов и старшина команды мотористов главcтаршина Рассказов и медалью «За боевые заслуги» - радист старшина 1 статьи Ованесов.

Наградной лист старшины команды мотористов главcтаршины Рассказова, награжденного медалью «За Отвагу»:

«При подготовке к операции тов. Рассказов приложил максимум энергии и внимания группы движения ТКА в бою. В самой операции при высадке десанта на Крымскую землю в ночь с 9 на 10 января 1944 года тов. Рассказов проявил себя стойким преданным бойцом Военно-Морского Флота. Несмотря на тяжелые штормовые условия, 6-7 баллов, он ежеминутно обливался ледяной водой, в течение 11 часов вверенные ему механизмы работали безотказно. После того, как от сильных ударов вышло ряд механизмов из строя, тов. Рассказов немедленно устранял неисправности, не сбавляя хода ТКА, чем облегчил выполнение поставленной боевой задачи. Оставшиеся мотоботы и тендера с десантными войсками были найдены и вовремя направлены к точке развертывания и места высадки. При высадке десанта в порт Керчь с 22 на 23 января 1944 года тов. Рассказов, несмотря на то, что моторы частично выходили из строя и могли бы привести к срыву выполнения боевой задачи, тов. Рассказов приложил максимум знания, находчивости и стойкости, сумел обеспечить бесперебойную работу моторов, немедля устраняя все неполадки в ходе самой операции. В момент, когда катер попал под шквальный артиллерийско-минометный огонь, когда разорвавшейся бомбой в 30 метрах по левому борту, вышло из строя освещение, тов. Рассказов спокойно и уверенно продолжал выполнение боевой задачи без наличия освещения, одновременно заставил своих подчиненных работать еще уверенней. Маневрируя под огнем противника, ТКА получил ряд пробоин по левому и правому борту, но благодаря энергичным мерам, принятым со стороны тов. Рассказова, заделка их продлилась на ходу, без выхода ТКА из боя. Достоин правительственной награды медалью «За отвагу».

Наградной лист катерного боцмана старшины 2 статьи Андриянова, награжденного медалью «За Отвагу»:

«Участвовал в выполнении боевой задачи по высадке десанта на Крымский п/о в ночь с 9 на 10 января 1944 года. В трудных для плавания ТКА метеорологических и навигационных условиях - шторм 6-7 баллов, ветер - 8 баллов, минные поля. Тов. Андрианов в продолжении 11 часов беспрерывно подвергался заливанию ледяной водой и несмотря на это он ни на мгновенье не покинул боевого поста- напрягая при этом усилия, четко и ясно докладывая об изменившейся боевой обстановке, давая полную возможность командиру точно ориентироваться в обстановке. А когда требовалось по ходу выполнения боевой задачи находить десантные средства -угоняемые штормом в море, то тов. Андрианов проявил находчивость и стойкость- в ночной темноте замечал их первым, направляя к точке развертывания, а затем к месту высадки. В Керченской десантной операции с 22 на 23 января несмотря на противодействие арт. и минометного огня противника, тов. Андрианов не прекращал держать связь с флагманским кораблем и все приказания принимались без единого искажения. Когда в точке развертывания противник начал освещать тендера с десантом – САБАми для ведения по ним арт. огня и бомбового воздействия то тов. Андрианов метким пулеметным огнем сбил три САБа, дав этим самым возможность пройти тендерам незамеченными к месту высадки. Когда кормовой пулемет на время вышел из строя, тов. Андрианов мгновенно переходит на носовой пулемет, не прекращая ведение огня по вражеским огневым точкам. В ходе выполнения операции катер попал под ураганный арт. и минометный огонь противника с берега с дистанции 100-150 mt. И несмотря на то что ТКА получил ряд прямых попаданий в корпус, трассы проходили над головой, по корме и носу - все же тов. Андрианов проявляя мужество и спокойствие – метким пулеметным огнем продолжал разить огневые точки на берегу, заставив часть из них совершенно замолчать. За обеспечения выполнения боевой задачи по высадке десанта на Крымский п/о и в район б. Керчь за проявленное мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками тов. Андрианов достоин правительственной награды медалью «За отвагу».

Наградной лист радиста старшины 1 статьи Ованесова, награжденного медалью «За боевые заслуги»:

«Участник выполнения боевой операции по высадке десанта на Крымскую землю в районе Керчь-Еникальского пролива проявил себя стойким и мужественным бойцом. Несмотря на исключительно тяжелые и сложные метеорологические условия: шторм до 5-6 баллов, ветер до 7 баллов он не прекращал держать связь с Командным постом, флагманским торпедным катером № 54. Все приказания командования были приняты без единого искажения и своевременно, несмотря на то, что тов. Ованесову неоднократно приходилось выходить наверх, для устранения повреждения ввода антены, подвергшейся облединению. В сложных метеорологических условиях, когда казалось, связь совершенно невозможна, тов. Ованесов имеемые повреждения радиостанции быстро устранял, вводил радиостанцию в действие, не прерывая связь ТКА с флагманом. В Керченской операции тов. Ованесов под ураганным огнем противника вел наблюдение за обстановкой, докладывая командиру и подавая боцману боеприпас. Своим хладнокровием и мужеством он вдохновлял личный состав на боевые подвиги. Когда боцман перешел к носовому пулемету, тов Ованесов занял его место, наблюдая и четко докладывая об изменении обстановки, способствуя правильному маневрированию торпедного катера под ураганным артиллерийско-минометным огнем противника. Торпедный катер вышел из боя с минимальными повреждениями без потерь в личном составе. За отличное обеспечение боевого задания, обеспечение бесперебойной работы связи, за мужество и стойкость в борьбе с немецкими захватчиками, достоин правительственной награды медалью «За боевые заслуги».
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 15:30 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир катера лейтенант Игошин Василий Иванович, родился в 1914 году в деревне Альшанка Томалинского района Саратовской области. Член ВКП(б) с 1938 года. В 1940 году окончил курсы подготовки и повышения квалификации командного состава Тихоокеанского флота. С ноября 1943 года - в составе 2-й бригады торпедных катеров ЧФ. В январе 1944 года участвовал в высадке морских десантова на мыс Тархан и в порт Керчь. 7 марта 1944 года, при попытке захвата тонущего катера противником, тяжело раненный лейтенант Игошин, не желая сдаваться в плен, застрелился.



Очень странно, но наград у Игошина не было. Почему? Ведь за Керченскую операцию боцман, радист и старшина мотористов ТК-24 - ключевые люди на катере - были награждены медалями. И команда, судя по наградным, воевала неплохо. Вполне возможно, причина в том, что:

1. Был представлен к ордену Красной Звезды, но награждение по каким-то причинам затянулось.

2. Был представлен к ордену Отечественной войны - награде, которой командир бригады Проценко сам уже наградить не мог, его возможности были ограничены орденом Красной Звезды и медалями За отвагу и За боевые заслуги. В таком случае представление ушло на представление "выше" - командующему НВМБ Холостякову и затем командующему ЧФ.

Аргументы - вот награждения за Керченскую операцию командиров катеров-тихоокенцев, прибывших вместе с Игошиным на ЧФ. Их можно разделить на 3 группы - 2 награждены КЗ сразу (активно участвовали в Керченско-Эльтигенской операции и потому были награждены первыми из отряда), 2 представлены в январе и награждены КЗ в мае 1944, 1 представлен в январе и награжден ОВ-1 приказом по флоту в июне 1944 г. Но ПРЕДСТАВЛЕНЫ к орденам ВСЕ после Керченской операции.

Командир ТК-14 Латошинский - награжден орденом Красной Звезды приказом по 2 БТК ЧФ от 28.12.1943
Командир ТК-54 Прокопов - награжден орденом Красной Звезды приказом по 2 БТК ЧФ от 28.12.1943

Командир ТК-34 Умников - представлен к ордену Красной Звезды в январе 1944, награжден приказом по 2 БТК ЧФ от 01.05.1944
Командир ТК-44 Юрченко - представлен к ордену Красной Звезды в январе 1944, награжден приказом по 2 БТК ЧФ от 01.05.1944

Командир ТК-64 Сорокопуд - представлен к ордену Отечественной войны 1 ст. 27.01.1944, утверждено Холостяковым 9.02.1944, подписано Октябрьским 16.06.1944

Думаю, что Игошин в числе остальных, участвовавших в январском десанте, был представлен в январе, но после гибели катера награждение придержали.

В настояще время в Крыму создана инициативная группа, которая пытается добиться награждения лейтенанта Игошина российским орденом Мужества.


Прикрепления: 4415018.jpg (85.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 15:31 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
O последнем бое катера 7 марта 1944 года. Для начала приведу информацию из советской литературы:

Краснознаменный Черноморский флот - М.: Воениздат, 1987:

Во время перехода первой группы не дошел до новой базы катер № 24 под командованием младшего лейтенанта В. И. Игошина. Все поиски не дали никаких результатов. Судьба катера стала известна лишь после освобождения Ак-Мечети (Черноморское) и Евпатории. Оказалось, что в районе Тарханкута на «двадцать четвертом» скисли моторы и он отстал от общего строя. После устранения неисправностей командир повел его полным ходом, чтобы догнать ушедшие катера. Однако младший лейтенант Игошин не смог сориентироваться в тумане и заскочил в бухту Ак-Мечеть, занятую гитлеровцами. При выходе из бухты катер столкнулся с немецкими сторожевыми катерами. В неравном бою он получил тяжелые повреждения и стал тонуть. Командир катера и радист С. Аванесов погибли. Остальные члены экипажа были ранены. Фашисты взяли их в плен. Троих отправили в Симферопольскую тюрьму, а тяжелораненого старшину 2-й статьи В. Агафонова оставили в Ак-Мечети. Когда Агафонов пришел в себя, его стали допрашивать, применяя самые изощренные пытки. Гитлеровцы стремились выведать, откуда и куда шел советский торпедный катер, не было ли с ним других кораблей. Но стойкий моряк молчал. Он умер смертью героя, не выдав врагу военной тайны. Подвиг старшины 2-й статьи Василия Яковлевича Агафонова не забыт. Катерник посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени и зачислен навечно в списки личного состава одной из частей Краснознаменного Черноморского флота. Его именем названа одна из улиц поселка Черноморское.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

Что же случилось с Игошиным и его экипажем? Узнали мы об этом только через три недели, когда была освобождена Ак-Мечеть (ныне Черноморское). А еще позже получили письмо боцмана Ивана Андрианова, который рассказал подробности гибели катера № 24.
В темноте Игошин потерял из виду катер Першина. Сильно бросало на волне, компас работал неустойчиво. Когда немного рассвело, Игошин решил держаться ближе к берегу, чтобы ориентироваться по местности. С берега не стреляли, и командир решил, что там свои.
Милях в пяти от мыса Тарханкут попалась рыбацкая шаланда. Игошин приблизился к ней. Рыбаки приветливо махали руками.
Игошин спросил у них, где Скадовск. Рыбаки посоветовали держать прямо на север.
Видимо, за четыре месяца своего пребывания у нас Игошин и его подчиненные еще недостаточно втянулись в боевую жизнь. Иначе обязательно спросили бы у рыбаков, что это за населенный пункт и не занят ли он противником.
Это было роковой ошибкой. Находившиеся на берегу гитлеровцы видели, как подходил советский катер к рыбакам, и приняли соответствующие меры.
Брызги все сильнее хлестали в лицо. Показалась какая-то бухта, сигнальный пост. По приказанию командира боцман Андрианов пытался связаться с постом. Безрезультатно. Командир решил войти в бухту. И только здесь, когда брызги перестали бить по глазам, он увидел корабли с фашистскими флагами и высыпавших на причалы гитлеровцев.
Немедленно уходить! Игошин резко повернул катер на обратный курс и приказал открыть огонь по кораблям и причалам. Гитлеровцы заметались. Многие из них падали, сраженные пулями. На берегу началась беспорядочная стрельба. Открыли огонь береговые батареи.
Катер выскочил из бухты. Встречная волна снова стала заливать глаза. Игошин обрадовался, заметив в сумерках силуэты кораблей, решил, что это идем мы. И вдруг над катером засвистели снаряды и пули. Игошин переложил руль на борт. Поздно! Остановились двигатели, замолкли разбитые пулемет и пушка. Командир отделения мотористов Василий Агафонов и радист старшина 1-й статьи Сергей Ованесов тяжело ранены. Получили ранения и остальные члены экипажа.
Корабли противника осторожно приближались к израненному катеру.
Игошин, видя безвыходность положения, приказал открыть кингстон и всем, у кого есть оружие, отбиваться до последнего патрона. Гитлеровцы ответили шквалом огня.
Погибли командир и Ованесов. Новые ранения получили остальные моряки.
Патроны кончились. Гитлеровцы осмелели и, подойдя с двух бортов, набросились на безоружную команду.
Вода, поступавшая из кингстона, заполняла катер. Только фашисты успели перенести раненых Василия Агафонова, главстаршину Сергея Рассказова, Ивана Андрианова и Ивана Старикова, как катер затонул.
По всей Ак-Мечети с быстротой молнии распространилась весть о случившемся. В порт устремились женщины, старики, дети.
Гитлеровцы радовались удаче. Пусть все видят пленных русских моряков! Но моряки не походили на побежденных. Израненные, в крови, они шли с гордо поднятой головой. Когда немецкие санитары подбежали с носилками, чтобы унести ослабевшего Агафонова, моторист Стариков оттолкнул их и, собрав последние силы, поднял товарища. К нему поспешили Андрианов и Рассказов. Так на руках они и понесли боевого друга.
Мертвая тишина стояла кругом. Советские люди с печалью и гордостью смотрели на четырех моряков.
Агафонова немцы оставили в госпитале, остальных отправили в симферопольскую тюрьму.
Едва Агафонов пришел в себя, его стали допрашивать. На вопрос, почему их катер оказался в Ак-Мечети, моряк ответил:
- Море наше, где хотим, там и плаваем.
Санитаркой в госпитале работала русская женщина Н. И. Константинова. Она рассказала нам о последних минутах жизни старшины 2-й статьи Василия Агафонова. Ночью он подозвал ее. Говорить ему было трудно, он задыхался:
— Я знаю, вы советский человек. Скоро придут наши... Расскажите им, что матрос Агафонов с торпедного катера двадцать четыре ничего не выдал и погиб как комсомолец... Прощайте...
В ту же ночь фашисты вызвали глухого старика, церковного сторожа Куколя и приказали ему тайно зарыть тело моряка. Пригрозили расправой, если кто-нибудь узнает об этом.
Моряк-комсомолец даже мертвый наводил на гитлеровцев страх.
Когда мы пришли в Ак-Мечеть, старики Куколь и Скрыпник указали место, где зарыт моряк. Мы отрыли и опознали его. В присутствии всего города Василий Агафонов был похоронен с воинскими почестями.
А его товарищи были освобождены из фашистских застенков с приходом наших войск. Они снова сражались в рядах советских воинов. Иван Стариков погиб в боях за Варшаву. Боцман Иван Андрианов дошел до Берлина и здесь встретил День Победы.
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 19:26 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
И немецкие документы в переводе И. Борисенко

Рапорт командира 1-й десантной флотилии (1. Landungsflottille)

7.3.1944, в 09.05, неизвестный корабль пытался войти в гавань Ак-Мечети. Сигнальный пост затребовал опознавательные и попытался установить с ним связь посредством сигналов. Ответа не получил. После этого неопознанный корабль (ТКА №24) отвернул и пошел на максимальной скорости из гавани. F.445 опознала русский ТКА. Он открыл огонь, на который немедленно ответили все БДБ и береговые батареи. При этом русский ТКА, должно быть, получил попадания. По наблюдениям с берега, примерно в 6 милях СЗ Ак-Мечети его видели остановившимся. F.569 и F.447 после получения сообщения от капитана порта Ак-Мечети немедленно вышли под моим руководством, чтобы окончательно уничтожить ТКА. В 10.55 вражеский ТКА оказался в видимости, идущим на малом ходу. После того, как мы дали 4 предупредительных выстрела из 7,5-см пушек, ТКА начал постановку дымовой завесы и свернул в нее. Между тем мы подошли на 25 гм и открыли огонь из 2-см. Русские отвечали из своего пулемета. После короткого боя ТКА в 11.10 от воздействия 2-см пушек БДБ F.569, 447 полностью потерял боеспособность. Русские сдавались, поднимая руки. F.569 подошла к ТКА, после того, как 2 человека из экипажа покинули полностью продырявленный ТКА вплавь. Еще двое выживших русских были ранены и держались за ТКА, находясь при этом в воде. Их взял в плен экипаж F.569. Оба уплывших русских были взяты в плен матрозе-гефрайтером Сёффкером и матрозе-обер-гефрайтером Грюнером на плавучем плоту, их перевели на борт F.447. Между тем F.569 завела буксир и взяла курс на Ак-Мечеть. На медленном ходу она тащила ТКА, на который перебрался лейт.ц.З. Врааге, однако катер все больше и больше наполнялся водой. Увы, привести ТКА в порт не удалось. Он утонул в 14.00 в точке примерно 45.30 - 32.36 с лежавшими в рубке управления двумя мертвыми русскими, командиром и радистом. Оба заведенных троса были своевременно обрезаны и лейт. Врааге незадолго до того принят на борт F.569. Как оказалось, это был ТКА, построенный из легких металлов, с стреляющими торпедами трубами, 2 крупнокалиберными и 2 обычными пулеметами. Экипаж состоял из 6 человек. В допросе взятых в плен русских я не смог поучаствовать, т.к. конвой "Рапид" снова вышел в море в 16.00.



В бою с ТК-24 участвовала десантная баржа F 447

07.03.1944 Sowj. Schnellboot vor Hafen Ak Metschet durch F 445, F 447 und F 569 sowie Landbatterien beschädigt. Von F 569 in Schlepp genommen aber um 14.00 Uhr auf 45°30’N, 32°36’O gesunken



Прикрепления: 8946647.jpg (214.5 Kb) · 9072868.jpg (50.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 19:28 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Материалы допроса пленных моряков c катера Т-24.

Как известно, командир и радист катера застрелились, а в плен попали:

- боцман старшина 2 статьи Андриянов Иван Федорович
- старшина команды мотористов главcтаршина Рассказов Сергей Романович
- командир отделения мотористов старшина 2 статьи Агафонов Василий Яковлевич
- моторист краснофлотец Стариков Иван Степанович

Показания немцам давали только Рассказов и Андриянов. Тяжелораненого (без фамилии) не допрашивали, а легкораненый (без фамилии) давать показания отказался.

(Комментарий - судя по воспоминаниям Проценко, оубликованным в 1985 году в газете Черноморского флота и почему-то существенно отличющимся от его мемуаров "Мгновение решает все", представленных выше, краснофлотец Стариков вскоре скончался от ран и ожогов. Так что он, скорее всего и есть тяжелораненный, упоминаемый в немецких материалах. А старшина 2 статьи Агафонов, судя по всем известным источникам, никаких показаний не давал и немцы его расстреляли)

По поводу последнего боя пленные рассказали следующее:

Примерно в 12.00 6.3.44 12 или 13 ТКА вышли из Геленджика. В качестве цели экипажам обозначили Скадовск. Из того, что экипажам приказали с собой брать только абсолютно необходимые предметы оснащения, они заключили, что имеет место лишь временное перебазирование и катера должны будут вернуться из Скадовска обратно в Геленджик. По поводу предстоящих заданий экипажу ничего известно не было. 2 катера, вероятно, из-за аварий моторов, вернулись в Геленджик. 10 катеров разделились на 2 группы и шли в кильватере под руководством командира бригады Проценко. Примерно в 02.00 или в 03.00 7.3 катер 24 потерял контакт с отрядом, стояла мглистая погода. Примерно с 06.00 командир сменил курс и, идя курсом ЮВ, примерно в 08.30 увидел рыбачье судно. Командир получил от одного рыбака сведения о примерном курсе на Скадовск. Дистанцию ему рыбак сообщил как 75 км. Как раз в это время на виду показались многочисленные стоящие на якорях суда, которые командир посчитал своими. Посчитав, что он уже у Скадовска, он собирался войти в гавань и попытался семафором связаться с сигнальным постом. Выстреленная с берега зеленая ракета командиром была принята за приглашение заходить. Сразу после этого его катер был обстрелян артиллерией и он отвернул назад, двигаясь на максимальной мощности. Попадания под водой принудило его к уменьшению скорости хода и в конце концов, для остановки, чтобы попытаться законопатить повреждения. Другие попадания имелись в надстройку на палубе и повредили правый мотор. Командир катера, лейт. Игошин и радист Абанесов были ранены. Катер попытался еще раз пойти дальше на малой скорости, но при этом принимал столько воды, что был вынужден снова остановиться. Во время попыток провести дальнейшие ремонтные работы, катер был атакован двумя нашими кораблями и получил с дистанции 2-300 м серьезное попадание. Командир и радист были убиты. Т.к. еще после первого обстрела бортовая пушка получила попадание, отвечать на огонь ТКА не мог. Трое опрашиваемых спрыгнули за борт со спасательными жилетами (шлюпки не было), тяжелораненый остался и был снят потом. По приложенной трофейной карте с нанесенным курсом 320 град., м. Херсонес нужно было обходить на удалении 27 миль. По той же записи, на том же курсе м. Тендеров (46.22 - 31.30) обходился в удалении около 30 миль по траверзу. Тем самым показания, что катер должен был идти в Скадовск, сомнительны".

Как видим, действительность, не соответствует официальной советской версии, согласно которой немцы несколько дней допрашивали только одного Агафонова, который умер не выдав военной тайны. Двое моряков дали вполне исчерпывающие показания, кроме того к немцам попала и карта с маршутом перехода. Показания, судя по всему особой ценности не имели, а катер заблудился так, что немцы даже не поверили, что он шел в Скадовск.
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 19:31 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
По данным ОБД "Мемориал" 5 человек погибли, 1 умер от ран. После войны боцман Андриянов работал в паровозном депо в Сызране, а следы главстаршины Рассказова потерялись.




Прикрепления: 6904172.jpg (409.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 19:37 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старшина 2 статьи Агафонов был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени и зачислен навечно в списки личного состава бригады торпедных катеров.



Наградной лист старшины 2-й статьи Василия Яковлевича Агафонова:

Посмертно

Участник Отечественной войны с ноября месяца 1943 года. Торпедный катер №24 на котором плавал командиром отделения мотористов, старшина 2-й статьи Агафонов с 15 декабря 1943 по 25 января 1944 г. Успешно выполнял боевые задания командования в Керченском проливе действовал на коммуникации противника Камыш Бурун-Керчь, обеспечивал демонстративными действиями высадку десанта в районе Мамы-Русской, высаживал десант в порт Керчь занятый противником. Действуя в исключительно тяжелых условиях для плавания ТКА, в Керченском проливе в зимний период, штормовые погоды в сложной навигационной обстановке , при большой минной опасности, тов Агафонов обеспечивал, командира , бесперебойной работой моторов, за весь период без единого скисания. В январе месяце 1944 г. при высадке десанта в потр Керчь при сильном артиллерийском обстреле ТКА противником Агафонов проявлял стойкость, мужество. Торпедный катер при высадке десанта получил две пробоины от попадания артиллерийских снарядов.

В минуту когда грозила гибель тов Агафонов вместе с мотористом заделал пробоины, тем самым спас от гибели катер и личный состав ТКА, десантников, и катер смог выполнить задание.
С 6-го на 7-е марта 1944 г, совершая переход из Геленджика в потр Скадовск ТКА №24 из -за отрыва от соединения при самостоятельном следовании ворвался в бухту Ак-Мечеть занятую противником. Обнаружив на берегу большую группу немецких солдат и офицеров ТКА №24 открвл по скоплению противника пушечно-пулеметный огонь.

Противник начал сильно обстреливать ТКА. В неравном бою с противником, когда катер потерял ход, заменив убитого пулеметчика Агафонов геройски сражался до смертельного ранения, после которого погиб вместе с катером. За проявление стойкости, мужества, беззаветную преданность нашей Родины, в бою с немецко-фашистскими захватчиками тов Агафонов достоин правительственной награды посмертно oрден Отечественной войны 1 степени.


xxx






Прикрепления: 7287080.jpg (82.2 Kb) · 4374778.jpg (171.1 Kb) · 2512731.jpg (202.9 Kb) · 4410897.jpg (499.5 Kb) · 2664989.jpg (114.7 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Последний бой торпедного катера № 24
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz