М-200 ("Месть")
Заложена 31 марта 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 122. 17 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка. 29 марта 1943 г. вошла в состав Каспийской флотилии.
22 апреля 1943 г. постановлением ГКО от 22 апреля 1943 г. было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М-200".
С 23 апреля 1943 г. ПЛ в составе первого эшелона направилась своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В.Алексеев. В Горьком "М-200" вместе с однотипной "М-201" поставили в плавдок. С 15 мая 1943 г. лодки начали движение в Молотовск, куда благополучно прибыли 28 мая. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И.Лебедев.
28 мая 1943 г. вошла в состав Северного флота. 2 июня командиром лодки назначен капитан-лейтенант Шматов П.С.
18 июня 1943 г. приказом НаркомаВМФ "М-200" присвоено наименование "Месть". Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М.Лободенко, вдова полкового комиссара В.М.Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов...".
12 сентября 1943 г. командиром "М-200" назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович. 19 октября 1943 г. прибыла в Полярное.
8-18 декабря 1943 г. совершила свой первый боевой поход, который не принес результатов. Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза (21 января 1944 - 2 февраля 1944, 20 февраля 1944 - 3 марта 1944), но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта.
12 марта 1944 г. командиром назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Глазков Владимир Львович. Под его командованием "Месть" совершила два безрезультатных боевых похода (29 марта 1944 - 9 апреля 1944, 11 июня 1944 - 20 июня 1944). В некоторых источниках указывается, что 22 июня 1944 года "Месть" провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день "М-200" уже находилась на базе.
11-23 июля 1944 г. вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день "М-200" отправила на дно два вражеских транспорта. По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца "Месть" погрузили на транспортер и отправили в Ленинград. До окончания войны "М-200" в строй ввести не успели, но она продолжала свою службу на Краснознаменном Балтийском флоте.
Срок боевой службы - 18,7 месяца (19 октября 1943 г. - 9 мая 1945 г.). 6 боевых походов (65 суток). 1 торпедная атака.
М-201
Заложена 31 марта 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 123. 17 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка.
16 апреля 1943 г. вошла в состав Каспийской военной флотилии, но ещё 18 марта было принято решение о переводе её на Север. 23 апреля начала движение своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. В Горьком подлодку вместе с однотипной "М-200" поставили в плавучий док, и 15 мая она начала движение в Молотовск. 28 мая благополучно прибыла по назначению и вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант Балин Николай Иванович 18 октября прибыла в Полярное.
Срок боевой службы - 18,7 месяца (18 октября 1943 г. - 9 мая 1945 г.). 5 боевых походов (39 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплены 2 корабля и, возможно, потоплено 1 судно и повреждено 1 судно.
М-202 ("Рыбник Донбасса")
Заложена 25 мая 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 138. 15 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре она была переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка.
22 марта 1944 г. получила наименование "Рыбник Донбасса". 23 февраля 1944 г. вошла в состав Каспийской военной флотилии и стала готовиться к перебазированию на Чёрное море. Для этого, выгрузив боеприпас и аккумуляторные батареи, своим ходом перешла на Волгу к Сталинграду (железнодорожная станция Сарепта), где была погружена на железнодорожный транспортер. 18 мая эшелон начал движение и уже 20 мая прибыл в Поти. 9 июля подводная лодка вошла в состав Черноморского флота, командир корабля капитан-лейтенант Емельянов Леонид Антонович.
Срок боевой службы - 2,2 месяца (9 июля 1944 г. - 16 сентября 1944 г.).