Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Северный флот и Беломорская военная флотилия » Подводная лодка «С-104»
Подводная лодка «С-104»
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 07:36 | Сообщение # 1
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
«С-104»
подводная лодка IX-бис серии




Подводная лодка заложена 4 сентября 1938 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под стапельным номером 266, спущена на воду 25 апреля 1939 года. К началу Великой Отечественной войны техническая готовность корабля, командовал которым капитан-лейтенант Н.Н. Кулыгин, составляла 91,6%. Осенью 1941 года «С-104» переведена для достройки в Астрахань на завод № 638 (им. Сталина), а затем для производства приемо-сдаточных испытаний в Баку. 22 сентября 1942 года подводная лодка вступила в строй, и 15 октября 1942 года вошла в состав Каспийской военной флотилии.
14 апреля 1943 года под командованием капитан-лейтенанта (затем капитана 3 ранга) Никифорова Михаила Ивановича в составе Отдельного отряда ПЛ корабль начал движение по внутренним водным путям из Баку на Северный флот, и 25 мая прибыл в Архангельск. 2 июля 1943 года «С-104» вошла в состав Отдельного учебного дивизиона ПЛ Северного флота. После отработки задач боевой подготовки подводная лодка 30 сентября 1943 года зачислена в состав 5-го дивизиона бригады ПЛ СФ.
 В этот же день «С-104» прибыла в Полярное, где начала подготовку к своему первому боевому походу.


13 марта 1944 командиром «С-104» был назначен капитан 2 ранга Тураев Василий Андрианович, который до этого командовал «С-12» и «М-200»



род. 8 января 1907 Русский, член ВКП(б) с 1930 года. В ВМФ с 1926 года.
Выпускник ВМУ им. Фрунзе по окончании которого получил назначение помощника вахтеного начальника линкора "Марат". В 1932 году после окончания минного класса спецкурсов командного состава ВМС РККА назначен командиром БЧ-3 ПЛ "А-1". В 1935 году Тураев слушатель в учебном отряде подплдава, в этом же году он стал помощником командира "Л-2". В январе 1936 года он получил под свое командование "М-52". В марте 1940 года после окончания ВМА им. Ворошилова Тураев назначен командиром строящейся "С-12", на которой в звании капитан-лейтенанта встретил начало Великой Отечественной войны. Участник боевых походов. С 19 сентября по 18 ноября 1942 года "С-12" под командованием Тураева совершила самый длительный боевой поход среди советских подводных лодок в Великой Отечественной (62 дня). 10 июля 1943 года перед самым выходом "С-12" в море Тураев получает назначение на Северный флот, где с явным понижением получает под свое командование "М-108", через два месяца он становится командиром новейшей "М-200" ("Месть"), с февраля 1944 года он командует "С-104". (В мае 1945 года подводная лодка которой еще недавно он командовал награждена орденом Красного Знамени). Накануне окончания войны в апреле 1945 года Тураев становится заместителем начальника отдела подводного плавания штаба Северного флота, с ноября 1945 года он начальник штаба бригады подводных лодок. В 1948 году Тураев командир Свинемюдской военно-морской базы. С конца 1948 года он на преподавательской работе, в 1958 году Тураев становится командиром учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота, 31 августа 1949 года ему присвоено звание капитан 1 ранга. Незадолго перед выходом в запас в 1964 году он недолгое время был уполномоченным Балтийской группы Госприемки кораблей ВМФ.

Василия Андриановича несколько раз представляли к званию Героя Советского Союза! Представляли, но так и не наградили. По версии некоторых исследователей, виной тому несложившиеся отношения бескомпромиссного Василия Андриановича с главкомом Горшковым. Говорят, не ладили еще с курсантских времен...
В.А.Тураев умер в начале 1970-х годов. Он был награжден семью орденами, в том числе пятью орденами Красного Знамени (три из них он получил в 1944 году), медалями.




На фото;
Василий Тураев - единственный из советских подводников, пять раз награжденный орденом Боевого Красного Знамени (всего за войну у него семь боевых орденов). Во время Великой Отечественной после третьего "Знамени"


Прикрепления: 1574670.jpg (13.3 Kb) · 0562711.jpg (95.1 Kb) · 8201679.jpg (41.1 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 31.08.2013, 07:38
 
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 07:41 | Сообщение # 2
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
Вторая операция подводных лодок при участии разведывательной авиации проводилась с 10 по 25 июня 1944 года. В ней участвовали подводные лодки «С-14» («Героический Севастополь»), «С-104», «М-200» («Месть»), «М-201» и «Л-20».
Проведя необходимый ремонт, который был совмещен со сменой аккумуляторной батареи, «С-104» днем 11 июня отправилась в четвертый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в рамках операции «РВ-5», обслуживая сектор № 3 у Конгс-фьорда.
20 июня в атаку по вражескому конвою «АС-7492» последовательно выходили по наведению самолетов-разведчиков 4 подводные лодки, развернутые в нависающую завесу,-— «С-104», «С-14», «М-201» и «М-200» («Месть»).



На фото:11.06.44 С-104 уходит в боевой поход,провожает ЧВС Николаев.

Подводная лодка «С-104», которой командовал бывший балтиец капитан 3 ранга В. А. Тураев, в 1 час 45 минут 20 июня получила радиограмму: «Район Скальнес конвой противника, идет на вест, атаковать». Командир немедленно повел лодку на перехват вражеского конвоя.
В 7 часов 30 минут «С-104» подошла к берегу и начала крейсировать в 4 милях от него на перископной глубине. Часа через два стали обнаруживаться самолеты противника «Arado» («Арадо»), которые в течение пяти часов настойчиво осуществляли поиск советских подводных лодок. Было несомненно, что велась подготовка к проводке ценного конвоя.

И вот в 15 часов 35 минут при очередном осмотре в перископ горизонта Тураев обнаружил лес мачт и дымовых труб, приближавшихся с востока. Над вражескими судами барражировали два самолета ФВ-189.

Через полчаса удалось определить состав конвоя: 2 транспорта водоизмещением 8 тысяч и 6 тысяч тонн шли, окруженные кольцом военных кораблей.
— Один, два, три, четыре... — считал Тураев корабли охранения, медленно разворачивая перископ по горизонту.
Он оторвался от перископа.
— Девять кораблей, в том числе четыре тральщика, три сторожевика, два охотника. Над ними кружат два самолета. Здорово охраняют!
Вновь повернувшись к перископу, командир добавил :
— Будем бить.
«С-104» легла на боевой курс. Он был рассчитан таким образом, чтобы угол встречи торпед с целью позволял одновременно нанести поражение нескольким кораблям и в случае необходимости повторить атаку.
Форштевень транспорта надвигался на перекрестие нитей в линзах перископа. Пора было командовать «Пли!» Но Тураев медлил, сдерживая себя. Короткая команда на руль, и вот уже кроме транспорта в полосе хода торпед оказался также и вражеский тральщик. Теперь можно было стрелять одновременно по двум целям. И тут командир увидел, что если еще чуть-чуть подправить курс, то удастся поразить и третью цель — сторожевой корабль.
Выждав еще несколько секунд, Тураев громко скомандовал: — Пли!
До самого крупного транспорта оставалось не более 12 кабельтовых, а до сторожевых кораблей, идущих мористее, расстояние уменьшилось до 3—4 кабельтовых, когда из носовых аппаратов одна за другой с интервалом в 8 секунд вылетели четыре торпеды.
Командир не опустил перископ. Прильнув к окуляру, он смотрел, как неудержимо сближались с вражескими кораблями четыре серебристые дорожки, веером расходящиеся от лодки. Через 38 секунд одна из этих дорожек уперлась в борт сторожевого корабля, взметнув вверх столб огня и воды, вторая еще через 47 секунд оборвалась у транспорта, третья дорожка спустя 25 секунд после второго взрыва дотянулась до головного тральщика .

Схема маниврирования С-104 при атаки конвоя 20.06.44

(*В действительности «С-104» потопила транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн, тральщик и траулер-охотник за подводными лодками № 1209 водоизмещением 830 тонн (по донесению командира лодки — сторожевой корабль).)
Тураев видел, как два сторожевых корабля повернули на перископ. — Ныряй на глубину 45 метров! «С-104» уходила под водой в сторону, противоположную движению конвоя. Раздались взрывы первой серии глубинных бомб, и затем преследование непрерывно продолжалось в течение трех часов. Акустик определил, что лодку преследуют два сторожевых корабля и два катера. Ответная бомбардировка подлодки тоже не прошла для нее безнаказанно, в результате близких разрывов бомб на субмарине образовалась трещина в шве топливной цистерны № 2, через которую соляр стал попадать в аккумуляторную яму, а так же вышел из строя зенитный перископ.



На фото:встреча С-104 из боевого похода 26.06.44.

Прикрепления: 0411951.jpg (88.2 Kb) · 5283350.jpg (57.3 Kb) · 9242884.jpg (48.0 Kb) · 2245109.gif (14.0 Kb) · 4006643.jpg (118.4 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 31.08.2013, 07:54
 
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 08:10 | Сообщение # 3
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
Хронология .11.06.44-26.06.44

Боевой поход в район Конгс-Фьорда (сектор №03,операция "РВ-5") В 14.00 11.06 вышла на позицию .В 21.30 12.06 прибыла на позицию.13 и 18-19.06 находилась в районе зарядки АБ.17.06 не смогла атаковать КОН из за большой дистанции и КУ. В 16.27 20.06 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР,4 ТЩ,3 СКР,2 СКА) в районе м. Омганг (ТР 8000т и СКР,атака подводная 4 торпеды (в т.ч. 2 с НВС),дистанция 12 и 3-4 каб.соответственно ,через 38 секунд в перископ наблюдался взрыв торпеды у борта СКР,через 95 секунд у борта у борта ТР,и через 110 секунд у борта ТЩ.В точке 71.01с.ш./28.38 в.д. попаданием 2 торпед потоплен германский БО Uj-1209) Подверглась 1.5 часовому преследованию караблями противника ,сбросивших 41 (33 по германским данным) глб. В результате близких разрывов образовалась трещина во шве топливной цистерны №2,через которую соляр попал в аккумяляторную яму.Вышел из строя зенитный перископ. 21.06 и 23.06 находилась в районе зарядки АБ. В 07.10 25.06. начала возвращение на базу и в 10.00 26.06 прибыла в Полярное.



На фото:Тураев на мостике 26.06.44

Рассказывает Власов Лев Александрович
Я отдыхал на своем "штатном" месте. Уже засыпая, услышал возглас вахтенного по отсеку Аркадия Комкова:
- Торпедная атака!
Вскакиваю на ноги. Сна как не бывало. Занимаю свое место у переговорной трубы. Матросы тоже занимают боевые посты, докладывают об их готовности. Выслушав всех, кричу в раструб переговорного устройства:
- В шестом стоят по местам!
...Не отрывая уха от переговорной трубы, я поглядываю на товарищей. Они застыли в ожидании приказаний.
Время остановилось. Никогда еще так медленно не двигались стрелки часов. Ребята молчат. Побелели пальцы, стиснувшие рукоятки рубильников.
- Пли-и-и! - доносится по трубе протяжная команда. Лодка дергается раз, другой, третий, четвертый. Значит, четыре торпеды устремились одна за другой к фашистскому конвою. Попадут или нет? В любом случае нам не избежать вражеских атак. Жди бомбежки!
Но сейчас мы думаем не о бомбежке, не об опасности. Мы слушаем: взорвутся или нет выпущенные нами торпеды. Ох, как медленно секунды тянутся! Панцов часам не верит, считает шепотом: "Пятьдесят шесть... пятьдесят семь... пятьдесят восемь..." Я постукиваю пальцами по стеклу часов: не остановились ли...
Приказано держать ход шесть узлов. Электромоторы загудели сильнее. За бортом тихий звон: это вибрирует надстройка. Мы морщимся: мешает слушать. Так будут взрывы или нет?
И вот он, далекий раскатистый гром. Одна попала! Потом еще два взрыва подряд, чуть слабее. Неужели и эти попали? Мы переглядываемся с улыбкой, а сами все еще не верим. Обменяться мыслями не успели. Вздрагивает, прыгает палуба под ногами. В борт ударяет что-то жесткое, тяжелое, ударяет так, что, кажется, сталь прогнулась. С потолка градом сыплется пробковая крошка. Еще, еще удары. Словно кто-то исполинским молотом дубасит по кораблю. Лопаются и гаснут лампочки. И только наша переноска продолжает гореть, раскачиваясь, как маятник, на своем кабеле. Мечутся тени по полутемному отсеку.
Враг сбрасывает глубинные бомбы сериями. Грянет несколько взрывов, не успеем после них опомниться, барабанят новые. Замечаем, что все они теперь у нас за кормой. А над головой слышен шум винтов. Догадываемся: командир, чтобы вывести лодку из-под удара, направил ее под вражеский конвой. Потому и падают бомбы в стороне: противник потерял нас.
Нам теперь прибавилось работы. Как только начинает рваться очередная серия бомб, командир приказывает увеличить ход. Затихают взрывы - и мы переводим электромоторы на самый малый, чтобы противнику в наступившей тишине труднее было нащупать нас. Комков и Панцов манипулируют рубильниками и регуляторами оборотов, как одержимые. Лица их блестят от пота.
Лампочка все качается на шнуре. Сыплется с подволока пробка. Перекатываясь по кренящейся палубе, дребезжит битое стекло.
Время по-прежнему движется страшно медленно. Может, часы остановились от сотрясения? Постукиваю по стеклу. Нет, минутная стрелка ползет, только уж очень лениво.
Полчаса бомбы рвались поблизости. Затем взрывы стали тише. Хотя они и не прекращаются, но уже ясно, что преследователи потеряли нас и бомбят сейчас море просто для очистки совести.
Переводим дух. Козлов подсчитывает черточки, которые он ставил карандашом на кожухе распределительного щита. Насчитал сорок две. Значит, сорок две глубинные бомбы разорвались возле нас. Лодка выдержала. Никаких сколько-нибудь серьезных повреждений на корабле нет. Мелкие поломки, разбитые лампочки и плафоны - не в счет.
Из центрального командуют перевести электромоторы на экономический ход. Лодка погружается на глубину восьмидесяти метров - так безопаснее форсировать минное поле. Направляемся в район зарядки. Пора уже. Во время атаки и уклонения от преследования мы так разрядили аккумуляторы, что сейчас опасаемся, хватит ли электроэнергии дойти до назначенной точки.
Хлопки взрывов остаются далеко за кормой. Фашисты не сунутся на собственное минное море, которое на этот раз из страшного нашего врага превратилось в союзника.
Палуба усеяна пробковой крошкой (ею для теплоизоляции оклеен изнутри весь корпус лодки), осколками стекла и разным мусором, вылетевшим из сокровенных мест, куда и во время приборок не проникает рука с тряпкой. Сметаем весь этот хлам. Матросы смеются: еще парочку таких бомбежек - и в лодке будет идеальная чистота.
Стряхиваем пробку с волос и плеч. Выдергиваем подолы рубах из брюк: за пазухой тоже пригоршни пробковой крошки.
Через три часа минное поле остается позади. Стопорим двигатели и всплываем - пока лишь на перископную глубину. Показываться на поверхности моря еще рано: слишком светло.
Командир корабля обходит отсеки, поздравляет моряков с победой. Побывал он и у нас. Мы наконец-то узнали, как все произошло. Первая торпеда пустила ко дну вражеский сторожевик водоизмещением в восемьсот тонн. Он выскочил откуда-то сбоку и нарвался на удар, который предназначался транспорту. Но вторая торпеда все же угодила в транспорт. Тяжело нагруженное судно водоизмещением в восемь тысяч тонн потонуло мгновенно. Везло оно, судя по необычно низкой осадке, никелевую руду. Третья торпеда уничтожила тральщик, который шел чуть позади транспорта. Гибель всех трех кораблей командир наблюдал в перископ.
Капитан 3 ранга поблагодарил нас за четкую работу и направился в следующий отсек.
Закончился славный для нас день - 20 июня 1944 года.
И вот уже показалось Полярное. Лучшие из моряков вызываются на верхнюю палубу - им предоставляется право произвести победный салют. Три орудийных выстрела гремят над заливом. Это мы рапортуем стране о том, что у врага тремя кораблями стало меньше.



На фото:построение С-104 посоле похода 26.06.44

Нас поздравляет командующий флотом. А потом с пирса хлынула на лодку толпа друзей. На узкой палубе сразу становится тесно. Нам жмут руки, хлопают по плечам, тискают что есть силы, угощают табаком. И все расспрашивают, как проходило плавание, но никто не слушает наших рассказов, да и нельзя ни рассказывать, ни слушать в таком гомоне и в такой тесноте. А над нами голубое небо и солнце. И воздух, свежий, пьянящий воздух! Мы были лишены всего этого почти целый месяц.
В ходе этой торпедной атаки капитан 3 ранга Тураев проявил исключительную выдержку. Нужно было обладать большой силой воли, чтобы не поддаться соблазну как можно скорее выпустить торпеды, когда вражеский транспорт оказался на перекрестии нитей перископа. Проявив изумительное самообладание, действуя обдуманно, Тураев добился замечательного боевого успеха.


Награда за этот поход кока ПЛ С-104 Стецюка С.Д.

 








Прикрепления: 0548974.jpg (116.2 Kb) · 0666179.jpg (121.6 Kb) · 8977937.jpg (250.2 Kb) · 5201850.jpg (278.0 Kb) · 7697691.jpg (92.4 Kb) · 2192457.jpg (138.6 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 31.08.2013, 08:28
 
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 08:20 | Сообщение # 4
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
Следующий поход под командованием Тураева был без результативным,но он не меньше выматывал команду,вот так они приходили в Полярное.
На тридцать первые сутки похода мы поздним вечером стали у пирса. Когда швартовку окончили, подводники заспешили на базу, и к приготовленному Стецюком ужину так никто и не притронулся, хотя напоследок были использованы все самые лучшие продукты, которые у нас еще оставались. Проводив товарищей, поднимаюсь на мостик и с наслаждением вдыхаю свежий воздух. Какой душистый ветер ласкает лицо! Сейчас просто страшно спускаться вниз, в отсеки, заполненные смесью всяких запахов, исходящих от аккумуляторов, дизелей, камбуза, грязных трюмов, помойных ведер, немытых человеческих тел, заношенной одежды. Приказываю вахтенному мотористу Александру Климову включить вдувной и вытяжной вентиляторы и как следует проветрить отсеки.
Когда внизу стало несколько легче дышать, мы с удовольствием поужинали из того изобилия еды, какое осталось на камбузе.


В октябре «С-104» приняла активное участие в операции «Вест», морской части Петсамо-Киркенесской стратегической наступательной операции Красной Армии, занимая сектор «С» в районе Тана-фьорда. Днем 12 октября у Берлевога подводная лодка обнаружила конвой противника (транспорты «Лумме», «Крюкау» и плавмастерскую «D-152» под эскортом тральщиков «М-31», «М-35», «М-251», моторного тральщика «R-156», сторожевиков «V-6107», «V-6110», «V-6114» и охотников «Uj-1219», «Uj-1220»), и, прорвав его охранение, с дистанции 7 кбт выпустила четыре торпеды по транспорту в 7000 тонн и сторожевику. Вскоре взрывы двух из них разворотили борт парохода «Лумме» (1730 брт) с грузом разборных бараков. Спустя 15 минут с подводной лодки наблюдали в перископ обломки на поверхности воды, шлюпки и плавающих людей. Отсутствие и транспорта и сторожевика дало повод подводникам заявить о поражении сразу двух целей. (Упоминаемый в ряде источников в качестве жертвы этой атаки «С-104» охотник «Uj-1220» погиб от торпеды подводной лодки «В-2» спустя четыре часа). Впрочем, несмотря на потерю судна, немцам не было дела до атаковавшей их субмарины, так как к этому времени конвой подвергся неоднократным налетам авиации СФ, а корабли эскорта, расстреляв значительную часть боезапаса, имели потери в личном составе; поэтому преследования не было.
Еще одна атака субмарины состоялась в ночь на 15 октября. «С-104» находилась в надводном положении, когда двумя торпедами из кормовых аппаратов атаковала судно из состава конвоя; они прошли мимо цели. Через 13 минут подлодка повторила попытку, но одна торпеда была выпущена по команде «Товсь!». Несмотря на случайный выстрел, вскоре вспышка взрыва ослепила весь состав верхней вахты находившейся на мостике; у борта одного из судов наблюдался взрыв. Немцы отметили взрыв торпеды в скалах, но подлодку не преследовали. Вечером 22 октября «С-104» направилась в базу, и вскоре ошвартовалась в Полярном, где встала на текущий ремонт


На фото; ПЛ С-104

Хронология 08.10.44-24.10.44
Боевой поход в Тана-Фьорда (сектор "С",операция "Вест") В 21.15 в 08.10 вышла на позицию. В 18.54 прибыла на позицию. В 13.17 В 12.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ТЩ ,4 СКВ,4 СКА ,2 БДБ) в районе Берлевог (ТР 7000 и СКР,атака подводная 4 торпедв с НВС,дистанция 7 кабельтовых,через 60 сек. услышано 2 взрыва ,в 13.26 в перископ наблюдался КОН ,в составе которого отсутствовали ТР и СКР ,на поверхности моря наблюдались многочисленные обломки,две шлюпки,а также плавающие люди-в точке 70.55,5 с.ш. /29.07 в.д. потоплен германский ТР "Лумме"(1730 брт),перевозивший 950 т. разборных деревянных казарм .В некоторых источниках указывается ,что вместе с транспортом потоплен охотник Uj-1220).Преследования не было. 00.50 в 15.10 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР,3 СКР,1 ТЩ)в районе Берлевога (ТР-?т атака надводная ,2 торпеды дистанция 5-6 кабельтовых промах). В 01.03 КОН атакован повторно (атака надводная ,1 торпеда ,из за ошибки выстрел осуществлен по команде "товсь",составом верхней вахты взрыв у борта среднего ТР 6000 т,зарубежных данных нет,хотя командование засчитало командиру ПЛ потопление транспорта в 5000 брт.).Преследования не было.Утром 16.10 не смогла атаковать ОБК (3 СКВ,3 СКА) из за большой дистанции и КУ. В 21.00 22.10 начала возвращение в базу и в 16.30 24.10 прибыла в Полярное.


Рассказывает Власов Лев Александрович
Кончилась наша стоянка. Поздним вечером 8 октября мы снимаемся со швартовов. Отправляемся в свой шестой боевой поход. С нами в море идут дивизионный минер капитан-лейтенант Е. В. Новожилов и парторг дивизиона И. Л. Данченко. Провожают нас Иван Александрович Колышкин и Павел Иванович Петров, ставший недавно начальником политотдела. Они обходят отсеки, беседуют с каждым подводником, крепко пожимают руку на прощание.

Поскольку мы уже прервали всякую связь с берегом, Иван Александрович раскрывает нам секрет: начинается наступление войск Карельского фронта. Цель окончательное изгнание фашистских захватчиков не только из пределов Советского Заполярья, но и из соседних с нами Финляндии и Норвегии.
Встреча с вражеским конвоем произошла в полдень 12 октября. Как мы позже узнали, конвой этот вышел рано утром из норвежского порта Киркенес и вскоре же был атакован гвардейской подводной лодкой "М-171", одержавшей на этот раз свою четырнадцатую победу. Продвигаясь на запад, конвой подвергся ударам советской авиации. До нашей позиции он добрался уже сильно потрепанный.

Мы экономическим ходом двигались на перископной глубине недалеко от мыса Танахорн. Кок Семен Стецюк приготовил обед и собирался уже докладывать об этом в центральный пост, но его опередил акустик Павел Сергеев с более важным сообщением: приближаются шумы многочисленных кораблей. Получив этот доклад, командир подсел к штурманскому столику и начал вымеривать циркулем расстояния на основательно засаленной карте, что-то прикидывая в уме. Все в центральном посту места себе не находили от возбуждения, а командир сидел и размышлял над картой. Наконец он поднялся и спокойно сказал мичману Еремину:

- Объявите торпедную атаку.

- Как объявить: сигналом или голосом?

- Голосом. Незачем излишне шуметь. Все встали по местам. Командир поднял перископ. Вражеские корабли уже хорошо просматривались.

- Аппараты, товсь!

По переговорной трубе мне слышны все команды. Мы превратились в слух. Гребные электромоторы работают с большой нагрузкой, сквозь их гудение трудно уловить забортные шумы. И все же до нас явственно доносятся странные звуки: словно кто-то сильно бьет по воде палкой, а затем с шорохом осыпаются брызги. Позже мы узнали, что это на конвой налетела наша авиация. Взрывы сброшенных бомб, пальба зениток кораблей конвоя сливались в загадочный шум, который мы слышали в своем отсеке.

В переговорной трубе звучит протяжная команда:

- Ап-па-ра-ты...

Перед тем как произнести "Пли!", командир на мгновение поднял перископ, чтобы окончательно уточнить расчеты. Но перископ пришлось спешно опустить: на лодку мчался сторожевик.
С визгом работающих машин и оглушительным стуком винтов сторожевик промчался над нами, изрядно раскачав лодку. Шум его вскоре исчез за кормой. Похоже, не заметил нас, а то нам было бы не до атаки!

Неожиданное появление сторожевика спутало нам карты. Самый крупный транспорт, шедший головным, в который целился командир, пересек залповый пеленг и стал для нас недосягаемым. Но Тураев не собирался отказываться от атаки. Снова он поднял перископ. Как раз в удобном для удара положении оказался второй транспорт, несколько меньше головного. Командир не мешкая приказывает:

- Пли!

Четыре торпеды, выпущенные веером, вырвались из аппаратов и понеслись к вражеским кораблям. Вскоре мы услышали два мощных взрыва.

Теперь надо ждать преследования. Мы все подготовили на случай бомбежки.

Томительно тянутся минуты, а кругом тихо. Только явственно доносятся далекие раскатистые удары - словно кто-то палкой бьет по воде. Это опять наша авиация налетела на корабли конвоя. Врагу не до нас: хотя бы ноги унести от бомб наших самолетов. Столь благоприятные обстоятельства не часто случаются. Командир пользуется ими, чтобы поднять перископ и взглянуть на результаты атаки. Дал посмотреть всем, кто находился в центральном посту. Вражеский транспорт, переломившись надвое, погружался в море. Рядом тонул сторожевой корабль. К перископу по очереди подходят помощник командира Папылев, механик Саваренский, мичман Еремин, парторг дивизиона Данченко. Вскоре на поверхности моря остались лишь обломки дерева да барахтающиеся в ледяной воде фашисты. А в небе кружили наши самолеты, нанося все новые удары по уцелевшим кораблям. Вот окутался паром и накренился большой транспорт, который нам не удалось атаковать. Североморские соколы все-таки не дали ему уйти.
Три конвойных корабля задержались у места, где потонули транспорт и сторожевик. Этим решил воспользоваться наш командир. Он повел лодку в новую атаку, на этот раз кормовыми аппаратами. Но мы были сравнительно далеко от противника. Пока разворачивались, пока сближались, вражеские корабли разошлись в разные стороны.
Оставляем позицию, чтобы перезарядить торпедные аппараты, пополнить запасы электроэнергии и воздуха. Погружаемся поглубже, форсируем минное поле. Когда оно осталось позади, командир прошел по отсекам, рассказал матросам о том, как проходила атака.
В ночь на 15 сентября, пользуясь темнотой, всплыли для зарядки аккумуляторной батареи у самого берега на траверзе местечка Берлевог. По договоренности с инженер-механиком я должен был дать ход обоими электромоторами, как только поступит команда "Стоп дизель".

Свободные от вахты моряки пили запоздавший вечерний чай. Я на минутку зашел в седьмой отсек, где торпедист Василий Галактионов и комендор Павел Давиденко сидели возле переносной электрогрелки и пекли на ней картошку. Больше никого в отсеке не было. Старшина группы торпедистов Петр Берендаков ушел в четвертый отсек чаевничать. Договорившись, что ребята и на нашу долю испекут картошки, возвращаюсь к своим ходовым электростанциям. И тут слышу звонок машинного телеграфа. Стрелка его скакнула на графу "Стоп дизель". Быстро включаем оба гребных электромотора.

Гляжу, в дверь влетает Берендаков с кружкой чая и бутербродом в руках. Впопыхах ищет, куда бы поставить кружку. И не находит места лучше, чем моя конторка. Кружка скользит по наклонной доске, чай льется на электротехнические журналы, которые я веду очень аккуратно.

- Что ты делаешь! - кричу.

Едва Берендаков открыл дверь в свой отсек, как палуба дважды дернулась под ногами. Несомненно, это вышли две торпеды из кормовых аппаратов. Что это, атака? Но почему же тогда не была объявлена тревога?

Берендаков так и не успел прибежать на свой боевой пост. Галактионов и Давиденко справились одни.

Ждем взрывов. Но их нет и нет. Уже восемь минут истекло. Промазали, значит.

А с мостика новая команда: "Товсь правый дизель". Останавливаем электромоторы. Слышим, заработал за переборкой дизель, задрожала палуба от вращения гребного вала. Никак не поймем, что происходит наверху.

Сигнал срочного погружения прервал наши размышления. Снова пускаем электромоторы. И вдруг раздается такой оглушительный сдвоенный взрыв, какой нам еще не доводилось слышать. Лодку, начавшую погружаться, подкинуло с такой силой вверх, что палуба больно ударила нам по пяткам.

Быстро оглядев измерительные приборы на ходовых станциях и убедившись, что все в порядке, успокаиваемся. К тому же после взрыва наступила обычная, ничем не нарушаемая подводная тишина.

Что же все-таки произошло? Об этом мы узнали, когда пришли товарищи из центрального поста.

Я уже говорил, что лодка той ночью крейсировала вдоль норвежского побережья, производя поиск и одновременно заряжая аккумуляторную батарею. Мы были близко от берега, эхолот показывал всего тридцать пять метров глубины. На мостике находились командир лодки, вахтенный офицер - дивизионный минер капитан-лейтенант Е. В. Новожилов и сигнальщик Дмитрий Еремин.

Первым заметил вражеские корабли Новожилов. Конвой шел без единого огонька. Силуэты кораблей смутно вычерчивались на фоне горизонта. Конвой шел с запада, по-видимому, вез подкрепление своим войскам. Встреча неожиданная. Тураев быстро развернул корабль. Времени было в обрез, поэтому командир не стал объявлять тревоги, ждать, пока люди займут места. Просто скомандовал по переговорной трубе в седьмой отсек. Торпедист Галактионов и артиллерист Давиденко не растерялись, быстро подготовили аппараты и выпустили две торпеды.

Темнота помешала командиру точно определить расстояние до вражеских кораблей и их скорость. Потому атака и не удалась.

Но не в правилах Тураева так просто смиряться с неудачей. Он приказал запустить дизель, лодка развернулась и устремилась к конвою.

- Аппараты, товсь!

- Аппараты...
И снова командиру не довелось закончить команду.

Из отверстия закопченного газоотвода полетели искры. Их, по-видимому, заметил противник. Совсем близко от лодки послышался всплеск, забелел в темноте высокий бурун.

- Все вниз! Срочное погружение! - приказал командир. Он-то знал, что произошло: вражеский катер атаковал нас и сбросил торпеды.

Кубарем скатились по трапу Еремин и Новожилов. Командир шагнул в люк, потянул за собой крышку, и в этот момент прогрохотал огромной силы взрыв прямо по носу лодки. Тураев увидел яркое, высоко взметнувшееся пламя.

Лодка, подпрыгнув во время взрыва, ушла на глубину. Сигнальщик, вахтенный офицер и командир молчали. На побледневших скулах командира катались желваки. Наконец он спросил боцмана, действуют ли носовые рули. Получив утвердительный ответ, командир промолвил: "Странно!" - и приказал отдраить дверь во второй отсек. Там было все в порядке. Командир отсека Мозольков стоял на своем посту у переговорной трубы. Сразу у всех отлегло от сердца. Тураев улыбнулся.

- А вы знаете, - проговорил он, - я думал, что вражеская торпеда оторвала нам нос. Уж очень близко взрыв был. Меня ослепило пламенем...

Какую выдержку надо иметь, чтобы в этой ситуации спокойно отдавать распоряжения, самому сохранять хладнокровие и людям его передавать... Стальные нервы у нашего командира!

Вскоре стала известна и причина взрыва. В центральный пост пришел минер Александр Козин и доложил, что одна торпеда самопроизвольно вышла из аппарата. Очевидно, торпедисты что-то сделали не так, чего-то недосмотрели. Во всяком случае, торпеда вышла. И что более всего удивительно - вышла как раз вовремя и попала в транспорт, в который целился командир. Огромная сила взрыва объяснялась близостью от нас торпедированного судна. А двойной взрыв свидетельствовал о том, что взлетел в воздух или котел транспорта, или груз боеприпасы.

Корабли эскорта не преследовали нас и не сбросили ни одной бомбы. Вместе с охраняемыми судами они скрылись в темноте. Командир решил сообщить на базу об обнаруженном конвое. Лодка подвсплыла, и радист Александр Клипин отстукал депешу. Как нам стало известно позднее, наше донесение помогло флотским летчикам найти этот конвой и полностью разгромить его.
В этот же день, 25 октября, мы услышали в сводке Совинформбюро фразу: "Кораблями Северного флота потоплены два транспорта и сторожевой корабль противника". Наверное, вряд ли кто обратил внимание на эти скупые слова - в то время хватало более крупных и важных событий. А нам эти слова запомнились на всю жизнь!


Награда за этот поход кока ПЛ С-104 Стецюка С.Д.









Прикрепления: 9571064.jpg (114.5 Kb) · 4574371.jpg (155.1 Kb) · 7550526.jpg (103.6 Kb) · 8455614.jpg (95.3 Kb) · 3068538.jpg (113.2 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 31.08.2013, 08:34
 
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 08:41 | Сообщение # 5
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
6 боевых походов:

17.01.1944 – 05.02.1944
13.04.1944 – 19.04.1944
21.04.1944 – 07.05.1944
11.06.1944 – 26.06.1944
15.08.1944 – 13.09.1944
08.10.1944 – 24.10.1944


УК кавалера служившего на этой лодке

 

 

Прикрепления: 8606600.jpg (146.8 Kb) · 9864758.jpg (198.6 Kb) · 3488518.jpg (237.0 Kb) · 7355256.jpg (219.1 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Воскресенье, 01.09.2013, 04:19
 
ЗенинДата: Суббота, 31.08.2013, 10:38 | Сообщение # 6
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
Жертвы ПЛ С-104
UJ-1209 (KUJ-21) (+1944)

детали,национальность: немецкий
цель: война,тип: морской охотник
двигателей: теплоход
дата постройки: 1942
статус: неизвестный
детали:
вес (тоннах): 535
Размеры (м): 54 x 8,4 x 3,5 m
двигатель: VTE with exhaust steam turbine
власть: 960 n.h.p.
скорость: 12 узлов
о потере
привести к потере: торпеда
Дата потеряли: 20/06/1944
жертвы:
о людях
строитель: Deutsche Werft A. G., Betrieb Finkenwärder, Hamburg
владелец: German Navy 1935-1945 (Kriegsmarine)



транспорт “Lummе” (1730 брт)




Награды командира ПЛ С-104 Тураева



Да не каждому устанавливают мемориальные доски,у кого нет золотых звезд героя 
Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ 10 мая на фасаде дома №12 по Наличной улице установил мемориальную доску герою-подводнику Василию Андриановичу Тураеву. Основанием к установке стало постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2011г. № 147 "Об установке мемориальной доски В.А. Тураеву".
На мемориальной доске выгравирована надпись: "В этом доме с 1959 по 1966 год жил капитан 1 ранга командир подводных лодок Балтийского и Северного флотов в годы Великой Отечественной войны Василий Андрианович Тураев".


Прикрепления: 0272177.png (1.5 Kb) · 6376154.jpg (17.3 Kb) · 1819474.jpg (12.4 Kb) · 6717198.jpg (80.8 Kb) · 4319270.jpg (74.6 Kb) · 8254506.png (1.5 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 31.08.2013, 10:39
 
ЗенинДата: Воскресенье, 01.09.2013, 09:43 | Сообщение # 7
Проверенные
Сообщений: 50
Статус: Offline
24 мая 1945 года «С-104» награждена орденом Красного Знамени.



Всего за время войны было награждено этим орденом 30 экипажей подводных лодок
Прикрепления: 4540102.gif (1.7 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Северный флот и Беломорская военная флотилия » Подводная лодка «С-104»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz