Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Северный флот и Беломорская военная флотилия » Минный заградитель «Мурман»
Минный заградитель «Мурман»
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:24 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Минный заградитель «Мурман» - минный заградитель типа «Мурман» (3 единицы).



Заводской №201. Бывшее гидрографическое судно типа «Океан». Заложен 27.05.1934 года на заводе № 194 имени Андре Марти в Ленинграде, спущен в мае 1935 года, сдан заказчику 3.03.1937 года.


Прикрепления: 0900842.jpg (24.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:25 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение

Гидрографические суда типа «Океан» - серия из трех судов построенных на заводе № 194 имени Андре Марти в Ленинграде.

Разработка

К разработке гидрографических судов приступили в Ленинградском КБ «Судопроект». За основу был взят построенный на верфях Гендерсон и К° в Глазго пароход ледокольного типа «Георгий Седов». Первоначально проект так и носил название «Седов», по имени судна, позже проект получил название «Океан». При проектировании был обобщен опыт работы не только прототипа, но и особенности плавания ледокол-пароходов «Таймыр» и «Вайгач».

Руководителем проекта был назначен Ногида Л. М., главным строителем - Гольденберг Л. С. Главными конструкторами стали Боханевич К. И. (корпус), Горбунов Б. А. (котлы), Титов П. И. (механическая часть), контроль от Регистра СССР осуществлял Путов Н. Е., а ответственными сдатчиками стали Довжиков Е. Д. («Мурман») и Зуль В. Г. («Океан» и «Охотск»).

3 января 1936 года строящимся судам были присвоены имена «Океан», «Охотск» и «Мурман». Суда этого проекта стали самыми большими по водоизмещению гидрографическими судами ледового плавания того периода. Они предназначались для обслуживания навигационного оборудования и проведения гидрографических работ в открытых морях. Район плавания — Баренцево, Карское, Белое, Охотское, Восточно-Сибирское и Японское моря.

Конструкция

Водоизмещение 3700 т. Размерения 80.6 х 13 х 5.6 м. Скорость 13.7/10 узлов, дальность 2300 миль.

Корпус

Корпус состоял из 14 секций, для монтажа которых использовалась электросварка, а наружная обшивка крепилась с помощью клёпок. Также корпус был снабжен ледовым поясом, толщина которого составляла от 16 мм у миделя до 22 мм у носа судна. На судне имелась 31 каюта, где размещались 109 человек, из которых 79 - члены экипажа и гидрографической экспедиции.

Двигатель

Паровая машина тройного расширения и котлы «шотландского» типа с пароперегревателем системы Шмидта изготовлялась на заводе им. Андре Марти, а топки — на заводе общества «Путиловских заводов». Температура рабочего пара - 300 °C.

6 августа 1936 года, впервые в истории завода, собранная паровая машина была установлена на «Мурман» целиком, а не собрана из частей внутри корпуса, как было прежде. Общий вес машины составил около 100 тонн.

При проектировании была предусмотрена возможность переоборудования судов в минно-тральные, сторожевые, корабли для выполнения дозорной или транспортно-вспомогательной службы. В 1940 году этот проект был переработан для переоборудования судов в минные заградители с размещением мин на палубе и в грузовых трюмах, также предусматривалась возможность установки 130-мм орудий,76,2-мм зенитных орудий Лендера и пулемётов.
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:26 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба гидрографического судна «Мурман»: 1936 - 1937 гг.



В июле 1936 года «Океан» первым прошел ходовые испытания и с августа вступил в строй. С октября началась его активная эксплуатация с временным базированием на Ленинград. «Охотск» и «Мурман» проходили ходовые испытания в начале января 1937 года. По окончании доработок и завершения испытаний, гидрографические суда направились к местам своего постоянного базирования.

3 июня 1937 года первым из Ленинграда в Мурманск вышел «Мурман» (капитан 2-го ранга Котцов И. Ф.). 9 июля суда «Океан» (капитан 3-го ранга Равдин А. А.) и «Охотск» (капитан-лейтенант Михайлов П. П.) отправились к месту службы на Тихоокеанском флоте Северным морским путем.

После прибытия в Мурманск, «Мурман» вошел в состав Гидрографического отдела Северного флота.

Прикрепления: 9858806.jpg (94.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:30 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба гидрографического судна «Мурман»: участие в операции по спасению участников полярной экспедиции Папанина И. Д. «Северный полюс» в феврале 1938 года.

Развитие авиации в начале 20 века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лед научную станцию «Северный полюс-1». Хотя официальное открытие станции состоялось 6 июня 1937 года.

Номер "Комсомольской Правды" от 8 июня 1937 года с репортажем о начале экспедиции



Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. Станцию возглавил Иван Дмитриевич Папанин, ее сотрудниками стали гидролог Петр Петрович Ширшов, геофизик-астроном Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Руководил экспедицией Отто Юльевич Шмидт, пилотом флагманского самолета Н-170 был Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов.

За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования - 274 дня (!) в районе Северного полюса. С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

«В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

На спасение четвёрки были направлены пароход «Мурманец», а затем и «Мурман» с «Таймыром».


Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение










Прикрепления: 0913665.jpg (234.1 Kb) · 6128510.jpg (28.8 Kb) · 5270529.jpg (76.3 Kb) · 0906898.jpg (68.0 Kb) · 0144724.jpg (54.9 Kb) · 3539885.jpg (73.8 Kb) · 0425538.jpg (86.2 Kb) · 6519362.jpg (130.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:31 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Ход спасательной операции в общих чертах описан в воспоминаниях Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. Более подробно об участии «Мурмана» в спасении экспедиции будет рассказано ниже - в разделе о капитане судна Иване Федоровиче Котцове.



Снятие зимовщиков

Льдину со станцией «Северный полюс» стремительно несло на юг. Если направление дрейфа вполне соответствовало ожиданиям зимовщиков, то совершенно неожиданной оказалась его скорость, все более увеличивающаяся по мере приближения к Гренландии.

По первоначальному плану снятие папанинцев предполагалось в марте. Разумеется, эта операция была менее сложной, нежели создание станции на Северном полюсе. Но и здесь имелись свои трудности. Одна из них была связана с особенностями Гренландского моря, где в марте туманные дни значительно преобладают над ясными. Другая заключалась в том, что при снятии папанинцев нельзя было опираться на сухопутную базу. Поэтому необходимо было прибегнуть к помощи ледокольных судов.

Подготовка экспедиции шла по двум направлениям: с одной стороны, в поход готовились ледокол «Ермак» и ледокольный транспорт «Таймыр», с другой – воздушный отряд под начальством Героя Советского Союза Спирина.

Для наблюдения за кромкой льда в районе дрейфа вышел разведчик экспедиции – судно «Мурманец».

В конце января в Гренландском море развилась интенсивная циклоническая деятельность. Шесть дней подряд непрерывно бушевал шторм. Дрейфующая льдина стала испытывать резкие толчки, на ней появились трещины.

Первого февраля на рассвете пурга стихла. И тогда перед взорами зимовщиков предстал странный, незнакомый пейзаж. Он не узнали своей льдины. Исчезли привычные очертания ровного ледяного поля. Вокруг палатки чернели трещины. Повсюду виднелись льдины, разделенные большими пространствами воды.

Были отрезаны две базы, а также технический склад с имуществом. Наметилась трещина под жилой палаткой. Весь день зимовщики провозились с переселением. Льдина катастрофически уменьшалась. А к вечеру ее размер был уже 30x50 метров. Несмотря на это, все наиболее ценное имущество было спасено.

Разрыв льдины внес в работу по снятию папанинцев серьезные осложнения. Обломок ее был явно недостаточен для посадки большого самолета.

Правительство приняло решение о немедленной отправке в Гренландское море ледокольных судов.

Третьего февраля утром в море вышел «Таймыр». Для воздушной разведки и связи на пароход погрузили звено легких самолетов. Командиром летного звена был назначен пилот Власов.

Базой для летного отряда Спирина должен был служить ледокольный пароход «Мурман», срочно подготовлявшийся к походу. На «Мурман» были погружены два самолета: лыжный «П-5» и амфибия «Ш-2». Пилотировать должен был летчик Черевичный. Седьмого февраля «Мурман» вышел в море.

В то же время ленинградские рабочие усиленными темпами ремонтировали ледокол «Ермак». Капитаном назначили В. И. Воронина. На «Ермаке» должен был отправиться в море руководитель всей экспедиции Отто Юльевич Шмидт.

В момент, когда льдину раскололо штормом, ближе всего к лагерю находилось судно «Мурманец». Правительство поручило командованию этого судна не ограничиваться наблюдениями за передвижением льда, а попытаться пробиться к лагерю и сделать все возможное для снятия группы. Каждые шесть часов капитан «Мурманца» И. Н. Ульянов должен был радировать в Москву о своем местонахождении.

Два раза на пути к льдине «Мурманец» попадал в жестокий шторм, подвергался обмерзанию. Когда до лагеря осталось 70 миль, началось сжатие. Только на шестые сутки удалось вырваться из ледовых тисков. Судно разводьями направилось к берегам Гренландии.

Тем временем «Мурман» и «Таймыр», продвигаясь к лагерю, прошли через настоящее штормовое пекло. Море пенилось и кипело. Волны поднимались высоко над судами и обрушивались на палубы, рассыпаясь тысячами брызг и потоков. Ветер сбивал с ног, обжигал лицо, заставлял людей, находившихся на палубе, цепляться за поручни, тросы, мокрые бревна.

Десятого февраля «Таймыр» вошел в тяжелые льды Гренландского моря и начал форсировать их. В тот же день, после долгих усилий, радист «Таймыра» связался с Кренкелем. С этого момента радиосвязь поддерживалась непрерывно.

«Таймыр» шел вперед, пробиваясь сквозь восьми-десятибальный лед и освещая себе путь тремя прожекторами, один из которых был установлен на капитанском мостике.

Утро двенадцатого февраля принесло большую радость: Кренкель сообщил, что в лагере виден свет прожектора. Для проверки решили на следующий день обменяться сигналами. В условленную минуту далеко на горизонте мелькнула искорка. Она вспыхнула и погасла. Это папанинцы зажгли магний. На «Таймыре» было всеобщее ликование.

На другой день «Таймыр» очутился в полосе непроходимых льдов. В сорока милях к северо-востоку от него форсировал тяжелые льды «Мурман». Несмотря на то что «Мурман» вышел значительно позднее «Таймыра», он нагнал его у кромки льдов, и теперь корабли шли почти на виду друг у друга.

Но тяжелые льды в равной степени препятствовали и «Таймыру» и «Мурману». Дальнейшее продвижение вперед зависело от тщательности ледовой разведки. Слово было за летчиками. Пятнадцатого февраля сплошные смерзшиеся льды преградили путь обоим кораблям. В этот день разведывательные полеты провели летчики Черевичный и Власов.

Со льдины возле «Мурмана», представлявшей неплохой аэродром, на «Ш-2» вылетел Черевичный. Пробыв в воздухе сорок пять минут, он вернулся обратно и опустился около судна. Состояние льдов, обследованных Черевичным, свидетельствовало о том, что в этом районе лагеря быть не может. Из последних сообщений Папанина было известно, что лагерь находится в районе пакового льда и больших нагромождений, а вокруг корабля лед был мелкобитый.

Через некоторое время Черевичный снова поднялся в воздух. Пройдя немного по направлению к лагерю, самолет попал в снегопад. Видимость резко ухудшилась. Летчик развернулся и пошел обратно. Но в это время на «Мурман» опустился туман.

Боясь налететь на корабль, Черевичный ушел в сторону, к берегам Гренландии, нашел там более или менее подходящую льдину и сел на нее, надеясь переждать непогоду.

К утру погода улучшилась. Приступили к запуску машин. Но не успели разжечь паяльную лампу и начать разогревание мотора, как вдруг лампа вспыхнула. Черевичный бросил ее в снег, накрыл чехлом и с трудом погасил пламя. Когда после этого он осмотрел лампу, обнаружилось, что лопнул ниппель. Лампа вышла из строя. Зная, что «Мурман» недалеко, летчик решил ждать помощи.

В тот же день, когда «Таймыр» разворачивался, идя на соединение с «Мурманом», пятиметровая льдина попала в винт и сломала две его лопасти. Корабль потерял управление и был теперь полностью предоставлен воле дрейфующих льдов. Почти целые сутки механики, водолазы и электросварщики устраняли эту серьезную аварию.

Все же трудный день был ознаменован большой радостью: вылетевший с «Таймыра» Власов обнаружил лагерь Папанина.

Вернувшись, Власов сообщил, что в лагере все в порядке; зимовка окружена пятимильным поясом пакового льда. Судя по наблюдениям летчика, корабли могли продвинуться дальше в западном направлении. Немедленно было отдано распоряжение итти вперед.

На следующий день с утра Власов приступил к поискам самолета Черевичного, не имевшего радио. Разбив район поисков на участки, он методически облетал каждый. На одной из льдин показалась черная точка. Это был самолет Черевичного. Через несколько минут Власов сделал посадку и предложил Черевичному лететь с ним. Но летчик отказался покинуть свой самолет. Власов убедил его в том, что это может задержать снятие зимовщиков, и только тогда летчик решил пожертвовать своим маленьким «Ш-2». Сняв все ценное, что находилось на самолете, он вместе с Власовым вернулся на «Мурман».

После этого Власов летал в течение четырех часов, указывая кораблям наиболее удобный путь для продвижения к лагерю. Метр за метром, преодолевая тяжелые льды, «Таймыр» и «Мурман» упорно пробивались вперед.

Восемнадцатого февраля с «Мурмана» увидели лагерь. В бинокль отчетливо различался флаг Союза ССР.

Ровно в полночь впереди заблестел огонек. Наступал момент, которого с таким нетерпением ждали команды обоих ледоколов. Взволнованные люди облепили борты кораблей, забрались на ванты. А там вдали, на высоком торосе, стояла четверка зимовщиков, размахивая факелами.

До лагеря оставалось не больше трех километров. Гудки «Таймыра» и «Мурмана» прорезали морозный воздух. Расцвеченные флагами пароходы приветствовали зимовщиков.

Первым к лагерю подошел «Мурман». Вслед за ним пришвартовался «Таймыр». Члены экспедиции по трапам спустились на лед. Двумя колоннами направились они к зимовке.


Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение

«Мурман» и «Таймыр» у льдины, на котором папанинцы провели зиму



Навстречу им шла отважная четверка.

– Здравствуйте, братья родные!-сказал Иван Дмитриевич, и голос его дрогнул.

Здесь же, на льдине, состоялся митинг. Папанин взобрался на снежный холм и произнес короткую, взволнованную речь.

– Мы, четверка советских граждан, приветствуем два славных экипажа кораблей. Своим упорством и настойчивостью они еще раз показали всему миру, на что способен советский человек…

– Невольно задаешь вопрос: может ли советский человек где-нибудь пропасть? Забота нашей страны о людях показала, что нет. Мы были уверены в том, что, когда наступит время, за нами придут. И вот вы пришли.

В ответ выступавшему по необозримым просторам ледяных полей разнеслись приветственные возгласы.

После митинга моряки и зимовщики отправились в лагерь, где все уже было приготовлено к переброске на корабли.

Прежде чем радиоаппаратура была унесена на корабль, Кренкель передал рапорт партии и правительству о завершении работы станции «Северный полюс».

Когда все имущество было погружено на ледоколы, зимовщики молча простились со своим лагерем… Вскоре «Мурман» и «Таймыр» отошли от кромки льдины. По снежной поверхности ледяного поля тянулись следы человеческих ног. На месте бывшей зимовки колыхалось красное знамя.

На обратном пути корабли встретились с ледоколом «Ермак». Папанинцы перешли на его борт. Пятнадцатого марта «Ермак» пришвартовался к пристани Ленинградского порта. Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров вступили на родную советскую землю.


Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, Е.К. Федоров, И.Д. Папанин



Прикрепления: 6235573.jpg (25.4 Kb) · 8221273.jpg (68.9 Kb) · 8161768.jpg (64.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:33 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Хронология экспедиции

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение




Прикрепления: 3120679.jpg (232.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:35 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Стоит ли говорить, что подлинными героями, заслужившими высочайшее уважение и почтение всего советского народа, стали не только папанинцы, но и спасшие их моряки!

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение







xxx


Прикрепления: 4084706.jpg (156.5 Kb) · 0412876.jpg (170.8 Kb) · 2599554.jpg (151.9 Kb) · 3010977.jpg (74.9 Kb) · 5086632.jpg (237.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:38 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Экипажи судов, участвовавших в спасении папанинцев, были награждены орденами.

xxx





О награждении персонала дрейфующей станции «Северный полюс».

1. За проявленный героизм в деле выполнения правительственного задания присвоить звание Героя Советского Союза, с вручением Ордена Ленина:
1. Кренкелю Эрнсту Теодоровичу радисту дрейфующей станции «Северный полюс».
2. Ширшову Петру Петровичу научному работнику дрейфующей станции «Северный полюс».
3. Федорову Евгению Константиновичу научному работнику дрейфующей станции «Северный полюс».

2. Наградить вторым Орденом Ленина Героя Советского Союза т. Папанина Ивана Дмитриевича - начальника дрейфующей станции «Северный полюс».

3. Выдать тт. Папанину И. Д., Кренкелю Э. Т, Ширшову П. П. и Федорову Е. К. денежную награду в размере 30.000 рублей каждому.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 22 марта 1938 г.

О награждении экипажей и экспедиционного состава судов «Таймыр», «Мурман», «Мурманец» и «Ермак».

За отличное выполнение правительственного задания о снятии персонала дрейфующей станции «Северный полюс» наградить экипаж и экспедиционный состав судов «Таймыр», «Мурман», «Мурманец» и «Ермак»:

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1. Барсукова Б. Д. капитана ледокольного парохода «Таймыр»(№ 3637)
2. Котцова И. Ф. капитана л/п «Мурман» (№ 3635)
3. Ульянова И. Н. капитана зверобойного судна «Мурманец» (№ 3634)
4. Остальцева А В. начальника экспедиции на л/п «Таймыр» (№ 3632)
5. Власова Г. П. пилота (№ 3633)

и наградить их денежной премией по 10,000 рублей каждому.

ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

1. Дорофеева А. С. авиаштурмана.
2. Умовского Л. А. военкома л/п «Таймыр».
3. Усачева И. Т. штурмана.
4. Славного Д. А. штурмана-электрика.
5. Рясина А. И. подрывника.
6. Ушакова В. Д. дублера капитана л/п «Мурман».
7. Похмельнова В. В. штурмана л/п «Мурман».
8. Пухова А. И. военкома л/п «Мурман».
9. Братанова 3. П. ст. машиниста л/п «Мурман».
10. Дьякова М. А. помполита з/с «Мурманец».
11. Зосимова А. И. радиста з/с «Мурманец».
12. Гаухман Л. А. начальника ОРЛ.
13. Гребенщикова А. С. начальника Мурманского Окротдела НКВД.
14. Бабаченко Е. Г. секретаря Мурманского окружкома и горкома ВКП(б).
15. Ворожцова В. В. радиотехника л/к «Ермак».

ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Михайлова Б. И. ст. механика л/п «Таймыр».
2. Грабельникова И. Д. радиста л/п «Таймыр».
3. Хромцова Ф. И. боцмана л/п «Таймыр».
4. Старковского Н. П. рулевого л/п «Таймыр».
5. Иванова А. М. ст. водолаза л/п «Таймыр».
6. Архиреева Б. П. ст. водолаза л/п «Таймыр».
7. Лобзина В. А. ст. механика л/п «Мурман».
8. Худякова И. А. боцмана л/п «Мурман».
9. Ровченя И. А. штурм, электрика л/п «Мурман».
10. Любова Н. Н. рулевого л/п «Мурман».
11. Яровицына Л. И. ст. радиста л/п «Мурман».
12. Аптекарева Е. А. штурмана з/с «Мурманец».
13. Яковлева В. Г. штурмана з/с «Мурманец».
14. Легкого А. И. ст. механика з/с «Мурманец».
15. Стрелкова А. М. боцмана з/с «Мурманец».
16. Левицкого В. И. матроса з/с «Мурманец».
17. Попова И. А. матроса з/с «Мурманец».
18. Голяшева Ф. М. матроса з/с «Мурманец».
19. Тараборина С. И. матроса з/с «Мурманец».
20. Евсеева М. А. Мастера завода № 35, плававшего на л/п «Таймыр».
21. Мелешко В. П. начальника научной группы на л/п «Таймыр».
22. Рудакова П. А. гидробиолога л/п «Таймыр».
23. Малинина К. П. ст. механика л/к «Ермак».
24. Кабачкова С. Е. ст. кочегара л/к «Ермак».
25. Овчинникова М. С. ст. машиниста л/к «Ермак».
26. Мартюшина И. П. боцмана л/к «Ермак».
27. Нестерова И. С. начальника Мурманского Уп¬равления Севморпути.
28. Доброжанского В. Л. начальника исследов. части ОРЛ.
29. Иванова Е. И. начальника производства ОРЛ.
30. Петухова В. Г. ст. радиста л/к «Ермак».
31. Семенова С. И. начальника Московского Радиотехнического узла Наркомсвязи.

ОРДЕНОМ ЗНАК ПОЧЕТА

1. Воронина В. И. капитана л/к «Ермак», ранее награжденного орденом Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.
2. Королева Н. В. ст. помощника капитана л/п «Таймыр».
3. Федосеева Д. М. штурмана л/п «Таймыр»,
4. Барандина С. Д. второго механика л/п «Таймыр».
5. Сергеева П. А. ст. радиста л/п «Таймыр».
6. Перевалова Н. Я. матроса л/п «Таймыр».
7. Черткова П. И. матроса л/п «Таймыр».
8. Хабирова А. М ст. машиниста л/п «Таймыр».
9. Белобокова Ф. В. ст. электрика л/п «Таймыр».
10. Карельского В. Д. рулевого л/п «Таймыр».
11. Уварова А. И. машиниста л/п «Таймыр».
12. Ивашенко Е. Е. штурмана л/п «Мурман».
13. Кулебякина Н. А. радиста л/п «Мурман».
14. Непомилуева В. М. рулевого л/п «Мурман».
15. Мартынова П. И. плотника л/п «Мурман».
16. Котлова Г. И. матроса л/п «Мурман».
17. Котлова В. Ф. ст. машиниста л/п «Мурман».
18. Бугаева А. А. ст. кочегара л/п «Мурман».
19. Селиверстова Е. А. ст. кочегара л/п «Мурман».
20. Ламанова А. Н. ст. кочегара л/п «Мурман».
21. Серебрякова Л. П. кочегара л/п «Мурман».
22. Полисадова П. А. ст. пом. капитана з/с «Мурманец».
23. Григорьева Г. И. второго механика з/с «Мурманец».
24. Инкина Н. А. третьего механика з/с «Мурма¬нец».
25. Пышинского Ф. А. радиста з/с «Мурманец».
26. Хросова С. И. матроса-водолаза з/с «Мурма¬нец».
27. Никитенко И. С. матроса-водолаза з/с «Мур¬манец».
28. Мирошниченко Ф. Р. повара з/с «Мурманец».
29. Изосимова А. А. юнгу з/с «Мурманец».
30. Оленича Б. И. синоптика з/с «Мурманец».
31. Боброва М. П. гидролога з/с «Мурманец».
32. Чагина М. И. борт-механика л/а «Таймыр».
33. Бречалова В. А. борт-механика л/п «Таймыр».
34. Акопьяна С. 3. авиаштурмана л/а «Таймыр».
35. Авербух С. К. синоптика л/п «Таймыр».
36. Халип Я. Н. спецкора «Союзфото».
37. Виленского Э. С. спецкора газ. «Известия» на «Таймыре».
38. Славина Я. М. кинооператора «Союзкинохроники».
39. Черненко М. Б. спецкора газ. «Комсомольская Правда» на «Таймыре».
40. Эстеркина О. И. спецкора газ. «Правда» на «Таймыре».
41. Симонова Г. А. кинооператора «Союзкинохроники» на л/п «Мурман».
42. Финогенова А. С. спецкора газ. «Комсомольская Правда» на л/п «Мурман».
43. Пастухова Н. Г. помполита л/к «Ермак».
44. Ветрова А. И. ст. пои. капитана л/к «Ермак».
45. Ерохова Г. В. кочегара л/к «Ермак».
46. Степанова В. С. радиста л/к «Ермак».
47. Хвата Л. Б. спецкора газ. «Правда» на л/к «Ермак».
48. Лоскутова С. И. спецкора «Союзфото» на л/к «Ермак».
49. Ковалева А. И. инженера ОРЛ.
50. Друккер ст. радиста Детскосельской радио¬станции НКСвяэи.
51. Гаухман Т. А. инженера ОРЛ.
52. Аухтун Н. И. инженера.
53. Лисютина М. С. начальника Морск. Отд. Ленинградского Управления Севморпути.
54. Прокопенко А. М. начальника Технич. отдела Мурманского военного порта.
55. Щетинина Н. Д. начальника политотдела Мурманского Управления Севморпути.
56. Белоусова И. А. начальника Ленинградского

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 22 марта 1938 г.

Так как, к сожалению, ордена, врученные экипажу «Мурмана» не встречались, добавлю oрден Трудового Красного Знамени врученный штурману зверобойного судна «Мурманец» Яковлеву В. Г. (№ 2492)




Прикрепления: 5097594.jpg (333.9 Kb) · 1769474.jpg (195.4 Kb) · 1200868.jpg (170.3 Kb) · 6291394.jpg (140.2 Kb) · 1942473.jpg (120.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:39 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
И еще несколько интересных фотографий!

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение








Прикрепления: 0213281.jpg (128.5 Kb) · 8124626.jpg (172.9 Kb) · 0521516.jpg (164.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:44 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
О капитане «Мурмана» Иване Федоровиче Котцове нужно рассказать особо!



Иван Федорович Котцов родился в 1895 году. Его отец и дед были морскими лоцманами в Архангельске. С пятнадцати лет Иван ходил в море на парусных судах и пароходах. В ноябре 1913 года лоцманский ученик 2-го разряда Иван Фёдорович Котцов, как и его отец, награждён юбилейным нагрудным знаком в память 300-летия Общества Архангельских лоцманов.

В 1920 году лоцманский ученик Иван Котцов закончил Архангельское торгово-мореходное училище и получил диплом штурмана. С тех пор всю жизнь он связал со службой на кораблях созданного на базе Дирекции маяков и лоции Белого моря Управления по обеспечению безопасности кораблевождения северных морей (Убеко-Север), в начале 1935 года реорганизованного в гидрографический отдел Северной военной флотилии. В 1925 году его впервые назначили командиром корабля.

В 1933 году был введён в строй Беломорско-Балтийский канал, что позволило организовать перевод части кораблей Балтийского флота на Север для создания Северной военной флотилии. Летом 1933 года И.Ф.Котцов встречал в Беломорске эти корабли с Балтики и провёл их через Белое и Баренцево моря в Кольский залив, на базу будущего Северного флота.

В дальнейшем И.Ф. Котцов выполняет важнейшую задачу, поставленную перед военными гидрографами в связи с созданием Северного флота, по всестороннему изучению в сжатые сроки обширного морского театра. С 1933 году он командует гидрографическим ледокольным пароходом «Таймыр». В конце октября 1933 года, в столь позднее время, «Таймыр» впервые приблизился к Земле Франца Иосифа и вывез из бухты Тихой смену зимовщиков с полярной станции во главе с И.Д. Папаниным. По возвращении в Архангельск И.Ф. Котцов в газете «Правда Севера» от 21 октября 1933 года заявил, что их рейсом подтверждена возможность плавания на Землю Франца-Иосифа ледокольных судов в ненавигационный период.

В декабре 1935 года в условиях полярной ночи, при отсутствии должного навигационного обеспечения, «Таймыр» совершил рейс на о. Шпицберген, в Баренцбург. До этого суда сюда ходили только в летнее время. Опыт ледового плавания «Таймыра», а также полученные при этом гидрографические и гидрологические материалы использовались при составлении новых навигационных карт и других пособий по судовождению.

Важным моментом в жизни И.Ф. Котцова стало командование новым гидрографическим ледокольным пароходом «Мурман» и эвакуация дрейфующей станции «Северный полюс-1».

В начале февраля 1938 года командир «Мурмана» (судно находилось в Белом море) получил приказание немедленно следовать в Мурманск, срочно подготовить корабль для выполнения правительственного задания. Командующий Северным флотом писал И.Ф. Котцову: «На вас возлагается задача, которую вы обязаны решить самым наилучшим образом, тем самым оправдать огромное доверие, которое оказано в целом флоту и, в частности, вашему кораблю. Надеюсь, что эту задачу вы решите с честью».

В Мурманске быстро были приняты все грузы и снабжение, в трюм погрузили два самолёта для ведения поисковой разведки «СП-1». 7 февраля «Мурман» был полностью готов к выходу в море, но густой туман задерживал выход. Дорог же был каждый час, так как льдину папанинцев неудержимо несло к берегам Гренландии. Тогда капитан 2-го ранга И.Ф.Котцов принял решение пройти Кольский залив в сплошном тумане. Около Нард-Кана 10-11 февраля «Мурман» застиг жесточайший шторм. На корабле сорвало крышу горловины кормового румпельного отделения, его заливало водой. Вышло из строя рулевое устройство, судно оказалось неуправляемым. Крен доходил до критической отметки в 52 градуса. Ценой огромных усилий экипаж смог в течение полутора суток устранить повреждения. И всё это время бессменно командир находился на мостике, уверенно и хладнокровно руководил действиями экипажа.

Получив сообщение с «Мурмана», командующий Северным флотом приказал находящимся в море подлодке «Д-3» и тральщику № 89 следовать к кораблю. Обнаружив «Мурман», подлодка и тральщик последовали параллельным курсом. Однако помощь потребовалась «Таймыру», который вышел из Мурманска ранее «Мурмана», находился впереди, но тоже оказался в сложной ледовой обстановке.

Около часа ночи 19 февраля «Мурман» смог приблизиться на расстояние около двух километров от станции «Северный полюс-1» и закрепиться за надежную льдину. Вскоре подошёл «Таймыр» и встал рядом. В течение дня 80 человек с двух кораблей сняли со льдины всё научное оборудование и инвентарь и полностью закончили эвакуацию станции. По жребию выпало И.Д. Папанину и Э.Т. Кренкелю быть на «Мурмане», П.П. Ширшову и Е.К.Федорову – на «Таймыре». Так в Гренландском море произошла вторая встреча полярника И.Д. Папанина и ледового капитана И.Ф. Котцова.

При завершении спасательной экспедиции на «Мурмане» и «Таймыре» была принята правительственная радиограмма с выражением высокой оценки действий экипажей и лично командиров обоих кораблей. «Гордимся вашей отважной и самоотверженной работой», - заканчивалась телеграмма правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1938 года командиры «Таймыра» Б.Д. Барсуков и «Мурмана» И.Ф. Котцов, а также капитан зверобойного бота «Мурманец» И.Н. Ульянов были награждены орденами Ленина.





В начале Великой Отечественной войны капитан второго ранга И.Ф. Котцов назначается начальником ледовой службы Беломорской военной флотилии Северного флота. В июле 1942 году штаб Беломорской военной флотилии поручил Ивану Фёдоровичу командование отрядом советских и английских военных кораблей по проводке в Архангельск уцелевших транспортов разгромленного врагом союзного конвоя «РQ-17». Брошенные военным эскортом Британского военного флота одиннадцать транспортов (из 35) самостоятельно добрались до Новой Земли. Надо было полярным днём буквально под носом рыскающих немецких подлодок и авиации увести целый караван - 11 гружёных тихоходных транспортов. Избежав встреч с врагом, И.Ф. Котцов 24 июля благополучно привёл в Архангельск не только транспорты с грузом, но и доставил 300 иностранных моряков, подобранных в море советскими судами и авиацией с погибших транспортов конвоя «РQ-17». Для фронта было доставлено 896 автомашин, 87 самолетов, 164 танка и свыше 57 тонн военных грузов. За образцовое выполнение боевых заданий и личное мужество Иван Фёдорович был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

xxxxxx

К сожалению, Иван Федорович Котцов не дожил до Победы. 5 марта 1944 года он скоропостижно скончался при возвращении из очередного похода.





Прикрепления: 6248022.jpg (19.2 Kb) · 6520961.jpg (108.5 Kb) · 7176678.jpg (70.0 Kb) · 0800875.jpg (78.6 Kb) · 6042089.jpg (59.3 Kb) · 1452181.jpg (70.2 Kb) · 7676385.jpg (102.9 Kb) · 9957322.jpg (134.4 Kb) · 1519482.jpg (144.4 Kb) · 5366012.jpg (160.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:44 | Сообщение # 11
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Боевая служба минного заградителя «Мурман» во время советско-финской войны 1939-1940 гг.

В начале 1939 года было принято решение о значительном пополнении Северного флота корабельным составом. С Балтиского флота на Северный были переведены четыре новых эскадренных миноносца и десять подводных лодок. В апреле 1939 года гидрографическое судно «Мурман» было переоборудовано и переклассифицировано в минный заградитель и 8 мая 1939 года «Мурман» вошел в состав Северного флота. Носил бортовой №90.

С началом советско-финской войны «Мурман» был включен в соединение кораблей Охраны водного района главной базы Северного флота и использовался по прямому назначению - для минных постановок. Приведу описание одной из операций, в которых участвовал корабль.

В связи с поступившими разведывательными данными об усилении деятельности норвежского флота в Варангер-фьорде и на подходах к нему вопрос об обороне базы Петсамо с моря требовал срочного разрешения.

21 декабря Военный совет флота получил приказание Народного Комиссара Военно-Морского Флота при первой возможности поставить минное заграждение для защиты подходов к базе Петсамо с веста и норд-веста между точками: ш. = 69°46',3; д. = 31°08',6; ш. = 69°50',3; д. = 31°08',6; ш. = 69°54',6; д. = 31°29',1. Выполнение постановки возлагалось на минные заградители "Мурман" и "Пушкин" под общим командованием командира бригады миноносцев. Для обеспечения операции были выделены эскадренные миноносцы "Громкий" и "Грозный" и сторожевые корабли "Гроза" и "Смерч", а также несколько самолетов-разведчиков. Командир охраны водного района должен был произвести тральщиками предварительное обследование района минной постановки. Навигационное обеспечение было поручено начальнику Гидрографического отдела флота.

Заградители должны были поставить четыре линии мин и 10 минных банок, а всего 250 мин.

Подготовка заградителей к операции заняла около шести суток. Экипажи кораблей был" пополнены командным и рядовым составом. На заградителе "Мурман" было установлено артиллерийское вооружение - три 130-мм пушки, на заградителе "Пушкин" имелись только два пулемета.

Сильный северный ветер в 8-9 баллов не дал возможности гидрографическому судну "Марка" высадить в назначенный срок (25 декабря) личный состав и выгрузить оборудование для двух манипуляторных постов, которые нужно было развернуть на побережье в районе губы Петсамо для обеспечения точности постановки мин. Только 30 декабря высадилась команда первого поста в губе Пеуравуоно, а через двое суток и второго.

Минный заградитель "Пушкин" принял 100 мин, а "Мурман" - 150. Операция, назначенная на 25 декабря, из-за шторма в тумана была отложена на ночь со 2 на 3 января.

Корабли перешли из Оленьей губы в бухту Мааттивуоно, чтобы быть ближе к месту минной постановки и иметь возможность выполнить ее даже при свежей погоде. Выйдя из бухты в 22 ч. 30 м. 2 января, заградите и под непосредственным охранением эскадренных миноносцу направились к начальной точке минной постановки. Заградитель "Мурман" начал постановку мин на первой линии в 0 ч. 58 м. 3 января при скорости хода 6 узлов и закончил ее в 1 ч. 10 м.

Заградитель "Пушкин" после отворота "Мурмана" с 1 ч. 13 м. по 1 ч. 29 м. выставил заграждение на второй линии, а с 1 ч. 32 м. по 1 ч. 46 м. - на третьей. На четвертой линии поставил мины заградитель "Мурман" с 1 ч|. 48 м. по 1 ч. 59 м.

Длина первой линии равнялась 1,3 мили, второй - 1,6 мили, третьей - 2,5 мили, а четвертой - 1,4 мили. Вторая и третья линий оказались несколько растянутыми. На всех четырех линиях было выставлено 199 мин, одна из которых при постановке взорвалась.

Заградитель "Мурман" в 5 ч. 48 м, начал постановку минных банок и закончил ее в 6 ч. 15 м. Всего было поставлено 10 банок.

Вследствие большой ошибки в счислении на заградителе "Пушкин" начальная точка первой линии заграждения оказалась сдвинутой на одну милю на норд от намеченной по плану, и таким образом все четыре линии тоже оказались смещенными на норд.

Окончив постановку, заградители в 14 ч. 20 м. того же дня вернулись в базу.
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:45 | Сообщение # 12
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Боевая служба минного заградителя «Мурман» в годы Великой Отечественной войны.

Хотя к началу войны «Мурман» и был единственным минным заградителем в составе Северного флота, по своему прямому назначению он не использовался. В составе Северного отряда, затем дивизиона сторожевых кораблей Беломорской флотилии, «Мурман» в основном выполнял функции ледокольного парохода и эскортного корабля.

Среди наиболее заметных операций, в которых минный заградитель принимал участие, следующие:

1942

- операция по спасению судов разгромленного конвоя PQ-17
- проводка транспортов через проливы Югорский Шар и Карские ворота в особо трудных ледовых условиях
- проводка и боевое прикрытие транспортов и линейных ледоколов в районе мыса Челюскин.

1943

- проводка конвоя «ВА-18»
- участие в конвое «АБ-55» - выводе из Арктики в порт Молотовск ледокола «Иосиф Сталин» и ледореза «Литке»

1944

- проводка транспорта «Тбилисси» из Архангельскa до Диксонa
- проводка ледокола «Иосиф Сталин», ледореза «Литке» и транспортов с Диксона до пролива Вилькицкого
- рейсы по выполнению Правительственного задания по обеспечению полярных станций ГУСМП оборудованием, продовольствием и горючим. Все рейсы проходили в тяжелых условиях льдов и туманов.
- за кампанию 1944 года «Мурман» прошел более 10 тысяч миль.

1945

- снятие артиллерийских батарей береговой обороны с островов архипелага Новая Земля после окончания боевых действий.




После войны

8 декабря 1945 года «Мурман» был разоружён, переформирован в гидрографическое судно и обратно перечислен в состав гидрографической службы СФ. В 60-х годах судно базировалось на Архангельск. Дальнейшая судьба не известна.

Военное гидрографическое судно «Мурман», 1960-e г.




Прикрепления: 9059262.jpg (131.5 Kb) · 5145046.jpg (445.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:46 | Сообщение # 13
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Конвой «ВА-18»

Особое место в боевой истории «Мурмана» занимает проводка конвоя «ВА-18» (внутренний арктический № 18), который пришелся на самый разгар операции немецких Кригсмарине "Wunderland-2" ("Страна чудес-2"), предпринятой для недопущения прохода конвоев в Баренцево море с востока. Командиром этого злополучного конвоя был назначен командир минного заградителя «Мурман» капитан 3-го ранга Похмельнов В.В.

В сентябре 1943 года в море Лаптевых из-за США через Дальний Восток пришли транспортные суда «А. Андреев», «Архангельск», «Сергей Киров» и «Моссовет» с грузом и оборудованием для Норильского комбината, предприятий Якутии и Главсевморпути. От района острова Самуил (из группы островов Комсомольской Правды) они следовали в составе конвоя, получившего название «ВА-18» (внутренний арктический № 18). Их сопровождали минный заградитель «Мурман» и два тральщика «Т-31» и «Т-63» (бывших рыболовных траулера). Переход начался 28 сентября. Вдруг ветер стал крепчать и к концу второго дня плавания достиг 8–9 баллов. Скорость движения конвоя снизилась до 5–6 узлов. Временами налетали снежные заряды. В столь сложных метеорологических условиях «ВА-18» вошел в зону действий вражеских подводных лодок в Карском море.

Корабли конвоя «ВА-18»



Утром 30 сентября в 60 милях к западу от острова Русский на транспорте «Архангельск» (капитан Г. Г. Ермилов) раздался глухой взрыв. Через минуту пароход переломился пополам между фок-мачтой и мостиком и затонул. Из 42 членов экипажа удалось спасти только 29 человек. Командир конвоя В. В. Похмельнов своевременно не доложил командиру Северного отряда о гибели «Архангельска». Он посчитал, что пароход погиб, наскочив на мину. В. В. Похмельнов лишь дал указание конвою обогнуть район предполагаемого минного поля. В действительности судно было потоплено немецкой подводной лодкой «U-960». Примерно через час был атакован торпедами пароход «Моссовет». В этот момент экипаж заметил перископ, а вскоре и рубку подводной лодки.

На следующий день конвой преследовался уже группой фашистских подводных лодок (U-601, U-703 и U-960 - «волчья стая» «Викинг-2»). В течение суток они неотступно шли за судами, часто появляясь в надводном положении. В 20 милях от островов Известия ВЦИК подлодкой «U-703» был торпедирован и затонул пароход «Сергей Киров» (капитан А. И. Литвиненко). На трубе от детонации натянулся канатик парового свистка, и судно, уходя под воду, дало прощальный гудок. Его экипаж был спасен кораблями конвоя.

В это время подводная лодка «U-601» вышла на боевой курс, чтобы атаковать пароход «Моссовет». Но минный заградитель «Мурман» обстрелял ее 130-мм снарядами и сбросил 30 глубинных бомб. На месте ее погружения появилось большое масляное пятно. (Это дало основаниие командиру минзага заявить об уничтожении лодки, хотя «U-601» никаких повреждений не получила и погибла только в феврале 1944 года).

Вскоре после этого боя к конвою присоединились еще два тральщика - «Т-40» и «Т-42». А подводные лодки продолжали преследование. Вечером «U-960» потопила тральщик «Т-42» (командир капитан-лейтенант В. В. Голубец). Вся его команда погибла. Остальные корабли атаковали лодку. После этого пароход "«А. Андреев» самовольно вышел из ордера конвоя и полным ходом ушел из района боя и укрылся в шхерах Минина.

В конечном итоге конвой, потерявший половину своего состава, 2 октября достиг Диксона.

Большие потери конвоя «ВА-18» продиктовали необходимость принятия дополнительных мер по усилению защиты морских сообщений в Карском море. 10 октября 1943 г. на заседание Государственного Комитета Обороны были вызваны командующий Северным флотом вице-адмирал А. Г. Головко, начальник Главного управления Северного морского пути И. Д. Папанин и ответственные представители Наркомата морского флота. Обсуждались сложившееся положение в Арктике и предложения по укреплению обороны Севморпути. Было принято решение усилить Беломорскую военную флотилию, отвечавшую за безопасность судоходства в Белом, Печорском и Карском морях, современными тральщиками, большими охотниками за подводными лодками и гидросамолетами типа «Каталина», полученными из США. По соображениям безопасности ГКО запретил выводить в том году суда из Арктики в Белое море, как это обычно делалось в конце арктической навигации. Следовавшие на запад с грузом 15 транспортов были оставлены на зимовку в порту Диксон. В Белое море были выведены только ледоколы.



Прикрепления: 5062582.jpg (44.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:47 | Сообщение # 14
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир минного заградителя «Мурман» капитан 3-го ранга Похмельнов Виктор Васильевич.

В ВМФ с 1930 года. Окончил ВМУ им. Фрунзе в 1933 году. Был помощником командиров гидрографического судна "Таймыр" и плавбазы "Умба" Северного флота. В качестве штурмана гидрографического судна «Мурман» принимал участие в операции по спасению участников полярной экспедиции Папанина «Северный полюс» в феврале 1938 года, был награжден орденом Красной Звезды. В 1939 -1940 гг. командовал плавбазой "Двина", затем минным заградителем "Мурман".

Чёрным пятном на его карьере, безусловно стал разгром конвоя «ВА-18». По словам Александра Минеева (капитана теплохода «А. Андреев»), командир эскорта капитан Виктор Похмельнов растерялся. Он не принял быстрых мер, чтобы защитить оставшиеся корабли. Он не изменил курс, не попытался запутать противника сложным маневрированием, не укрыл корабли от подлодок среди многочисленных островов.

Но справедливости ради нужно сказать, что «Мурман», а тем более мобилизованные тральщики, мало что могли противопоставить новейшим немецким подлодкам.

Прежде всего, корабли не были оснащены средствами слежения - гидролокаторами и радиолокаторами. Лодки обнаруживали только увидев перископ.

Кроме того, советские корабли сильно уступали немецким в тактико-технических характеристиках. Например, скорость германских субмарин достигала 17 узлов (32 км/ч) в надводном положении и 7,5 узла (14 км/ч) в подводном. Советские корабли могли развить скорость в границах 7–13 узлов в час (12–24 км/ч), поэтому немецким подводникам легко удавалось оторваться от преследования и постоянно держать конвой под наблюдением, занимая наиболее удобное положение для неожиданного удара. Пользуясь большей скоростью, немецкие подводники могли с безопасного расстояния бить по транспортам. Свидетели тех событий рассказали, что немецкие подводники применили новую тактику атаки на советский конвой: когда тральщики контратаковали нацистские подлодки, «викинги» быстро отходили в сторону моря. После возвращения кораблей конвоя к своим «подопечным» немцы тут же возвращались и выбирали наиболее выгодные позиции для новых торпедных ударов.

Похоже, что подобного мнения придерживалось и командование Северного флота. Как бы там ни было, в декабре 1943 года капитан 2-го ранга Похмельнов был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе отмечено потопление подводной лодки во время разгрома конвоя, что, как теперь известно , не соответствует действительности.

Но совсем бесследно эта катастрофа для него не прошла. В феврале 1944 года капитан 3-го ранга Похмельнов был переведен командиром на Краснознаменный тральщик «Т-32» - пусть и прославленный корабль, но все-таки - старый рыболовный траулер. Вместо него командиром «Мурмана» был назначен бывший командир тральщика «Т-32» капитан 3-го ранга Дугладзе! Этим тральщиком Похмельнов командовал до конца войны. В апреле 1945 года получил в командование большой охотник за подводными лодками «БО-132».


xxx


Прикрепления: 4582937.jpg (188.7 Kb) · 0858302.jpg (196.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:55 | Сообщение # 15
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир минного заградителя «Мурман» капитан 3-го ранга Дугладзе Илья Иванович. Командовал кораблем с февраля 1944 года и до конца войны.



Родился 15.08.1903 в городе Поти, Грузия. Трудовой путь начал в 1921 году. С 1934 года в Мурманском траловом флоте: прошел путь от штурмана до капитана рыболовного траулера. С 1939 года на Северном флоте. С 1941 года - командир тральщика «Т-887»/ «Т-32» (бывший рыболовный траулер РТ‑46 «Лосось»), обеспечивал проводку конвоев. Тральщик был награжден орденом Красного Знамени, его командир орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени.

Первый орден Красного Знамени, полученный в должности командира Краснознаменного тральщика «Т-32»

xxx

xxxxxx

С февраля 1944 года и до конца войны - командир минного заградителя «Мурман», был награжден вторым орденом Красного Знамени. В 1945 - 1947 гг. перегонял транспортные суда, полученные СССР в счет репараций из Германии. С 1947 года снова в МТФ. С 1949 года начальник Атлантической сельдяной экспедиции (позднее - управление «Мурмансельдь»). В 1954 году, оставив должность руководителя Мурмансельди, снова ходил в море капитаном на судах различных типов. С 1962 на пенсии. Умер в Одессе в 1972 году.


Второй орден Красного Знамени, полученный в должности командира минного заградителя «Мурман»

xxx


Прикрепления: 2227606.jpg (56.3 Kb) · 7550582.jpg (214.9 Kb) · 6360663.jpg (264.8 Kb) · 5369681.jpg (516.0 Kb) · 9004865.jpg (590.0 Kb) · 9608012.jpg (457.2 Kb) · 9267187.jpg (374.8 Kb) · 7741295.jpg (180.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:58 | Сообщение # 16
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Заместитель командира минного заградителя «Мурман» по политической части капитан-лейтенант Пухов Андрей Иванович (декабрь 1943 года - июль 1944 года)



До войны Андрей Иванович Пухов уже служил на этом судне - в 1937-1939 годах он был военным комиссаром гидрографического судна «Мурман». За участие в операции по спасению участников полярной экспедиции Папанина в 1938 году был награжден орденом Красной звезды.



xxxxxx


Прикрепления: 1018712.jpg (191.6 Kb) · 7583508.jpg (437.9 Kb) · 9984236.jpg (395.9 Kb) · 5809151.jpg (438.5 Kb) · 9309142.jpg (343.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 12:59 | Сообщение # 17
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Награждение экипажа минного заградителя «Мурман» за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны.

Орденом Красного Знамени были награждены 3 человека из экипажа минного заградителя «Мурман»:

- командир корабля капитан 3-го ранга Похмельнов Виктор Васильевич (знак ордена № 70916)

- командир БЧ-2 старший лейтенант Турланов Михаил Федорович (знак ордена № 74451) - погиб в январе 1945 года на эсминце «Деятельный»

- командир корабля капитан 3-го ранга Дугладзе Илья Иванович (номер знака ордена не установлен)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 13:03 | Сообщение # 18
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Машинист минного заградителя «Мурман» старший краснофлотец Хмельков Владимир Максимович. На корабле служил в 1941 - 1944 гг.



xxx


Прикрепления: 9006264.jpg (126.4 Kb) · 3456719.jpg (184.1 Kb) · 2053049.jpg (169.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 13:08 | Сообщение # 19
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Матрос минного заградителя «Мурман» краснофлотец Вилев Сергей Николаевич.

xxx

xxxxxx


Прикрепления: 8399860.jpg (253.1 Kb) · 0775938.jpg (249.0 Kb) · 9405023.jpg (166.1 Kb) · 1951928.jpg (130.8 Kb) · 6677516.jpg (101.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2019, 13:11 | Сообщение # 20
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старшина группы минеров минного заградителя «Мурман» мичман Овчаренко Федор Петрович

xxx

xxx

xxx

xxxxxx


Прикрепления: 8496818.jpg (286.7 Kb) · 8573714.jpg (233.2 Kb) · 4528047.jpg (390.3 Kb) · 6882210.jpg (331.5 Kb) · 0988629.jpg (636.2 Kb) · 4213579.jpg (634.5 Kb) · 8905389.jpg (139.1 Kb) · 1518002.jpg (233.9 Kb) · 8443616.jpg (305.1 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Северный флот и Беломорская военная флотилия » Минный заградитель «Мурман»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz