В ночь на 21 августа 1941 года по приказу Военного совета Ленинградского фронта эсминцы ушли на артиллерийские позиции. Строгий» был отбуксирован на огневую позицию в район Невского лесопарка, а «Стройный» перешел своим ходом (у него действовал один турбинный двигатель) к Усть-Ижорской верфи, против устья реки Усть-Ижоры.
При участии личного состава кораблей удалось завершить в первую очередь работы, связанные с артиллерийскими установками и системами управления стрельбой. Не было сжатого воздуха, не хватало электроэнергии, отсутствовали нужные инструменты и приспособления. Но, несмотря на это, в невиданно короткий срок, в условиях бомбежек и постоянной контрбатарейной стрельбы корабли были введены в строй. 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а 31 августа, после подписания приемных актов, официально вошли в состав Отряда кораблей реки Невы Краснознаменного Балтийского флота.
Главный и зенитный калибры эсминцев испытывались боевой стрельбой по врагу. Зенитчики «Строгого» впервые открыли огонь из 45-мм орудий 2 августа, отразив налет 12 бомбардировщиков, а с 30 августа заговорили и 130-мм орудия обоих кораблей. В течение сентября «Строгий» выполнил 118 стрельб по гитлеровским войскам и сбил один вражеский самолет (из крупнокалиберного пулемета). «Стройный» также вел обстрел неприятеля. Позже «Строгий» перебазировался на новую позицию в верховье Невы.
Окончательно оба эсминца были достроены к 15 сентября 1942 года. Правда, ходовые и приемосдаточные испытания в условиях блокады решили не проводить. До конца войны корабли оставались на Неве, активно участвуя в огневой поддержке советских войск и контрбатарейной борьбе. «Строгий» за время блокады выпустил по врагу 4669 130-мм снарядов, «Стройный» только за один день 15 января 1944 года - 330.
В память о подвиге кораблей 3-й артиллерийской группы реки Невы, которые огнём своей артиллерии содействовали войскам 42-й, 55-й, 67-й армий Ленинградского фронта в битве за Ленинград в 1941–1944 годах, на месте бывших стоянок эскадренных миноносцев установлены памятные знаки: в 1972 году – эсминцу «Строгий» на берегу Невы в посёлке Новосаратовка; в 1975 году – эсминцу «Стройный» в двух километрах от бывшей конторы лесопарка на территории Невского лесопарка
Командир 1-го дивизиона эскадренных миноносцев эскадры КБФ капитан 1-го ранга Иванов Михаил Герасимович. Такие важные боевые эпизоды его боевой деятельности, как, руководство достройкой и вводом в строй эскадренных миноносцев «Строгий» и «Стройный» непосредственно на огневых позициях, а позднее и руководство артиллерийской стрельбой этих эсминцев, особо упоминаются в его наградных листах на ордена Красного Знамени и Нахимова 2-й степени.
xxxxxxПодробное описание боевой деятельности эсминцев представлено в наградных листах командиров кораблей - ниже по текстуПосле окончания войны, с августа по октябрь 1945 года, эсминцы прошли испытания по полной программе и официально вошли в состав КБФ.
С 30 ноября 1953 года по 1956 год эсминцы были перестроены по проекту 32. 20 марта 1956 года «Стройный» переименован в СДК-10, а «Строгий» в СДК-13. 27 декабря 1956 года «Стройный» вновь переименовали в СС-17, а «Строгий» в СС-18.
«Строгий» 11 октября 1958 года вошел в состав Северного флота. 14 сентября1963 года переоборудован в плавучую мишень СМ-16. 26 июня 1964 года исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для разделки на металл.
27 августа 1963 года эсминец «Стройный» переоборудован в судно-цель ЦЛ-2. 27 августа 1965 года исключен из списков плавсредств ВМФ и тоже сдан в ОФИ для разделки на металл.