Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»
Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:04 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» - лидер эскадренных миноносцев проекта 1.



Корабль был заложен 5 ноября 1932 года на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Получил заводской номер 450, строился на заводе № 190. Спущен на воду 18 ноября 1933 года, хотя не был ещё достроен. В состав Краснознамённого Балтийского флота вошёл 5 декабря 1936 года. Фактически достраивался на плаву до июля 1938 года.

Корпус лидерa «Ленинград» на стапеле, 1933 год



История проекта - лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 «Ленинград»

Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение







Прикрепления: 5026093.jpg (276.0 Kb) · 8215955.jpg (97.4 Kb) · 4009442.jpg (188.1 Kb) · 9256571.jpg (157.3 Kb) · 6020883.jpg (145.8 Kb) · 7597077.jpg (188.3 Kb) · 0328656.jpg (109.9 Kb) · 8301431.jpg (180.8 Kb) · 4183087.jpg (102.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:11 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение



Для просмотра в полном размере нажмите на изображение





Первоначальное артиллерийское вооружение: 5–130/50-мм Б-13, 2–76/55-мм 34К, 2–45-мм 21К. Зимой 1941–1942гг. на лидер установили 76/55-мм спаренную установку 81 К, снятую с ЛК «Марат». К 1944 г. 45-мм полуавтоматы были сняты, а взамен установили 4–37-мм автомата 70К и 1 х 2–37-мм полуавтомат С-30 (германские полуавтоматы SKC/30 на двухорудийной установке Dopp LC-30).

Минно-торпедное вооружение: 2 четырехтрубных 53-см ТА типа «Конь», боекомплект 16 торпед. В перегруз мог принять на палубу 26/76 мин обр. 1926 г., или 24/67 мин КБ, или 50/124 мин обр. 1908 г., или 32/84 мин обр. 1926 г.


Прикрепления: 8611830.jpg (42.3 Kb) · 9245293.jpg (88.3 Kb) · 0954470.jpg (61.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:12 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Полноценная служба лидера «Ленинград» началась в июле 1938 года, когда он ото­шел от достроечной стенки завода № 190. Через год, в июле 1939 года, корабль принял участие в учениях флота — в составе эскадры выходил из Кронштадта до траверза острова Готланд, где корабли отрабатывали задачи совместного плавания.

31 июля 1939 года он снова встал на ремонт после того, как во время похода на скорости 18 узлов у него стали выходить из строя трубки главного котла № 2. Во время ремонта на заводе сменили 732 трубки — старые оказались дефектными и, к тому же, неудовлетворительно смонтированными.

К началу Второй мировой войны «Ленинград» был вновь введен в кампанию и включен в состав Отряда легких сил (ОЛС) КБФ. Необходимо хорошо представлять себе, что в действительности лидеры вступили встрой в 1938 году (ведь, по существу, нельзя считать официальное вступление в строй лидера «Ленинград» в 1 936 году без части артиллерийского вооружения, системы ПУС и других устройств). К тому же, из-за слабой оперативно-тактической подготовки комсостава и недостаточного освое­ния новой техники (особенно ПУС) корабли ОЛС (в том числе лидеры) по боевой подготовке находились на довольно низком уровне. Так, начальник Управления бое­вой подготовки ВМФ флагман флота 2 ранга Ю.Ф.Ралль осторожно отметил, что эти корабли готовы лишь «к решению огневых и торпедных атак в простых условиях, мин­ным постановкам в дневных условиях и к несению дозора». В итоге все корабли ОЛС по уровню боевой подготовки были отнесены ко 2-й линии.



Советское командование допускало большую вероятность появления иностран­ных (в первую очередь польских) подводных лодок в территориальных водах Советско­го Союза. Поводом для таких опасений по­служил внезапный уход 11 сентября 1939 го­да из Таллинской гавани интернированной там эстонскими властями подводной лодки ВМС Польши «Orzel».

Чтобы «обозначить» участие в опера­ции по занятию Западной Украины и Запад­ной Белоруссии, надводные силы КБФ пе­решли к активным действиям, произведя с 19 по 23 сентября 1939 года полномасш­табный поиск польских подводных лодок по всему Финскому заливу вплоть до Ирбенского пролива (между меридианами 29° и 22°), который возглавил заместитель нар­кома ВМФ флагман флота 2 ранга И.С.Иса­ков. Командир ОЛС капитан 1 ранга Б.П.Птохов разрешил «в целях преследования об­наруженных подводных лодок нарушать территориальные воды Эстонии». В поиске принимали участие корабли ОЛС, в том числе, лидер «Ленинград» (командир — ка­питан 3 ранга С.Д.Солоухин).

С 24 по 26 сентября лидер вместе с эс­минцем «Стремительный» производил поиск подводных лодок в районах южного берега залива (у побережья Эстонии), а также в западной части Рижского залива. Советс­кие корабли вели себя весьма агрессивно: 24 сентября при осмотре эстонской бухты Ерулахт, что в нескольких километрах во­сточнее Таллина, в 13 ч 30 мин (по другим данным в 14 ч 29 мин) в глубине бухты был обнаружен подозрительный силуэт, похожий на подводную лодку. Лидер «Ленинград», войдя в территориальные воды Эстонии, произвел три двухорудийных залпа с дис­танции 60 кб в сторону Ерусской бухты. Все залпы легли недолетом. После этого ко­рабль повернул и вышел из бухты, обстреляв из крупнокалиберного пулемета кате­ра, появившиеся с левого борта. Офици­альной мотивировкой этих действий стал «обстрел секретной базы польских подвод­ных лодок». 26 сентября к 22 ч корабли вер­нулись в Кронштадт.

5 октября 1939 года между СССР и Лат­вией был заключен пакт о взаимопомощи, по которому советское командование по­лучило право создать в Лиепае и Вентспилсе свои военно-морские базы. 15 октября нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов утвердил своим приказом «базирование кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939— 1940 гг.». 1-му дивизиону эсминцев во главе с лиде­ром «Ленинград», согласно утвержденной дислокации, надлежало базироваться в Лиепае (как наиболее оборудованном порту). Поскольку новые базы КБФ в Эстонии и Латвии размещались на территории иност­ранных государств, корабли, базирующие­ся там, были вынуждены постоянно находить­ся в состоянии повышенной боеготовности, чтобы обезопасить себя на случай внезап­ного нападения с моря или воздуха.

В период с 1 2 по 1 5 ноября, направля­ясь в Кронштадт, «Ленинград» зашел в Тал­лин, имея на борту командующего КБФ. После того как вице-адмирал В.Ф.Трибуц проверил условия размещения здесь частей флота, лидер быстро ушел в Главную базу КБФ Кронштадт.



Прикрепления: 6457707.jpg (34.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:12 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
С началом Советско-финляндской вой­ны по приказу Военного совета КБФ 5 де­кабря 1939 года был сформирован отряд особого назначения для занятия островов Лавенсари и Сескар. Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга С.С.Рамишвили, который разместился на лидере «Ле­нинград». «Ленинград» (командир капитан 3 ранга С.Д. Солоухин) был включен в со­став группы кораблей эскадры Балтийского флота, перед которой ставилась задача подавления фланговых батарей противни­ка, обстрела финского побережья и поддер­жки огнем высадки десанта на острова Суурсари (Гогланд), Сескар и Лавенсари. В первый же день войны лидер принял участие в обстреле финских островов.

Следующий боевой выход лидера «Ле­нинград» состоялся 10 декабря. Еще было темно, когда около 8 ч корабли эскадры вы­шли из главной базы: впереди четыре траль­щика, за ними линкор «Октябрьская рево­люция», лидеры «Ленинград», «Минск», эс­кадренные миноносцы «Стерегущий» и «Артем» и, наконец, сторожевые корабли «Вихрь», «Буря» и «Циклон». Целью боево­го похода являлся обстрел финских бата­рей на островах Тиуринсари и Сааренпя.

От Кронштадта на запад, до меридиана маяка Толбухин, море было покрыто тон­ким льдом. Ветра не было. Видимость не пре­вышала 60 кб. Небо закрывали сплошные облака высотой 200-300 м. Температура воздуха была -10°С. Эскадра прошла фар­ватером № 1, имея скорость хода 1 2 уз, и в 10 ч 51 мин легла на боевой курс 279°. По­дойдя к намеченной точке, в 1 0 ч 57 мин с дистанции 102 кб, линкор открыл огонь из 305-мм орудий по финскому побережью.

Перед лидерами и эсминцем «Стерегу­щий» стояла другая задача. Они вышли на позицию для обстрела 254-мм батареи на острове Торсари (Тиуринсари). Позиция находилась к зюйд-весту от острова на рас­стоянии 115 кб. Однако, из-за плохой видимости, выполнить поставленные задачи «Ленинград» не смог и, не открывая огня, повернул на обратный курс. В это время ба­тарея противника, для которой, вероятно, условия видимости были лучше, открыла огонь и первым же залпом накрыла корабль. «Ленинград», иссеченный осколками от близких разрывов снарядов, вернулся в базу, где силами мастерских порта был про­изведен ремонт.

13 декабря «Ленинград» в составе от­ряда кораблей под командованием капи­тана 2 ранга В.М.Нарыкова вновь выходил на обстрел финского побережья. Для обес­печения операции лидеру поставили задачу подавить 254-мм батарею Сааренпя. По­года благоприятствовала действиям отря­да: море было спокойно, дул северо-запад­ный ветер в 1 балл, температура воздуха была +4°С, видимость — около 130 кб, об­лачность полная. В 1 0 ч 45 мин, находясь в 55 кб от острова Сескар, лидер лег на курс 329°, тут же была сыграна боевая тревога и согревающими выстрелами прогреты ору­дия. В этот момент расстояние до цели — острова Бьёрке — составляло 130 кб. В 11 ч 05 минут «Ленинград» открыл огонь по мес­ту размещения 254-мм батареи старого русского флота, где теперь стояла двухорудийная 152-мм батарея финской береговой обороны. Так как остров был покрыт лесом, корабли места падения своих снарядов не видели. Случайный снаряд попал в щит од­ного из 1 52-мм орудий, что вынудило финс­ких артиллеристов в 11 ч 1 8 мин открыть от­ветный огонь основной 254-мм батареи.

Первоначально огонь противника со­средоточился на кораблях отряда, а в 11 ч 32 мин его перенесли на «Ленинград», ко­торый в это время был в 115 кб от батареи, и уже третьим залпом было достигнуто на­крытие. Всего противник успел сделать по лидеру 20 залпов, шесть из которых легли чистыми накрытиями, а четыре — перелета­ми и недолетами. Падение снарядов было зафиксировано в диапазоне 30— 1 00 м от борта корабля. Часть осколков упала на па­лубу и надстройки лидера, но жертв, к счас­тью, не было.

Дав ход 34 узла, «Ленинград», поста­вив дымзавесу, продолжая вести огонь из кормовых орудий, стал отходить на зюйд артиллерийским зигзагом. В 11 ч 39 мин в 10—12 м от кормы лидера были замечены следы двух торпед. Командир отряда капи­тан 2 ранга В.М.Нарыков посчитал, что эти торпеды выпустили торпедные катера про­тивника, обнаруженные незадолго до того в 50 кб к норд-осту от лидера. Но, согласно финским данным, катера противника в тот день в боевых действиях участия не прини­мали, зато в этом районе находилась подводная лодка «Saukko» и торпеды могли быть выпущены ею. В 11 ч 49 мин, пробыв под обстрелом 16 мин, «Ленинград» вышел из-под огня батареи и прекратил обстрел, вы­пустив 78 фугасных 130-мм снаряда. Рас­стояние до батареи было 130 кб. Отсутствие попаданий в лидер объясняется не только применением дымовой завесы и зигзага, но и плохой стрельбой противника.

Ввиду полного израсходования заплани­рованного боезапаса операция была завер­шена. Лидеры выстроились в кильватер и в 15 ч 27 мин корабли вошли на Большой Кронштадтский рейд.

Очередной выход лидера состоялся на­кануне Нового года — 30 декабря, когда лед уже прочно сковал воды Финского залива. В 4 ч 30 мин «Ленинград» в составе отряда (линкор, лидеры, эсминцы, сторожевые ко­рабли и тральщики) в сопровождении ледо­колов вышел на обстрел батарей островов Сааренпя и Торсаари (Тиуринсари). Даже ледоколам было тяжело бороться со льда­ми в ту удивительно морозную зиму. Движе­ние кораблей второй группы, шедших за маломощными ледоколами «Октябрь» и «Трувор» несколько задержалось. На по­мощь им был выслан «Ермак». Всю ночь на 31 декабря и первую половину дня вторая группа кораблей с трудом форсировала тяжелые льды и только 31 декабря ей уда­лось выйти на чистую воду. Обстрел бата­рей противника по времени был перенесен на 11 ч 1 января 1940 года. Но под влияни­ем шестибального ветра зюйд-вестовой четверти началась подвижка льда. Кораб­лям второй группы, которых опять затерло льдами, лишь к 14 ч с большим трудом уда­лось вновь выйти на чистую воду. Через пол­часа, вследствие еще более ухудшившихся метеорологических условий, в частности появления тумана, видимость стала плохой: ни авиация, ни корабли действовать при­цельно не могли. Командующий эскадрой перенес обстрел батареи противника на 2 ян­варя и приказал разрядить орудия по бата­рее острова Сааренпя. На следующее утро, 2 января, погода настолько ухудшилась, что продолжать операцию было нецелесообраз­но. Линкор возвратился в Кронштадт, а лег­кие силы проследовали в Таллин и Лиепаю. В сплошном льду, без обеспечения ледоко­лами, «Ленинград» начал длительный пере­ход, и в 1 8 ч 1 5 мин 3 января вошел в Таллиннскую гавань, где стал на якорь на рейде. В 4 ч 00 мин следующих суток лидер снялся с якоря и продолжил свой поход. По­годные условия в то время были тяжелыми. Переход проходил при силе ветра 9 бал­лов, мороз доходил до -20°С, волна достигала 7 баллов, а размах бортовой качки — 42°. Корабль накрывало волной, орудия, торпедные аппараты и глубинные бомбы обмерзли, ледяной покров на верхней па­лубе достигал 0,3 м, а на надстройках — 0,15 м. Никакими видами оружия пользо­ваться было невозможно, но, к счастью, обо­шлось без соприкосновения с противником. В дополнение к этому, корпус лидера, дей­ствовавшего во льдах Финского залива, по­лучил серьезную деформацию — борта были повреждены на протяжении 60 шпангоутов. Вмятины достигали площади до 3 м2 со стре­лой прогиба до 300 мм. Лишь в 1 7 ч 4 янва­ря корабль достиг Лиепаи.

Проводка во льдах ледоколом «Октябрь» лидера «Ленинград» во время советско-финской войны.





Лидеру «Ленинград» в той войне, или, как ее тогда скромно называли «советско-финляндским вооруженным конфликтом», досталось в полной мере. В середине янва­ря после устранения повреждений от предыдущего похода лидер был снова направ­лен для дозорной и блокадной службы в се­верной части Балтийского моря, в районе маяка Бенгтшер. И в этот раз погода не ба­ловала экипаж: сила ветра достигала 9 бал­лов, мороз доходил до -20°С. Когда лидер возвращался из дозора в базу, ему при­шлось преодолевать лед толщиной 0,3 м. Корпус «Ленинграда» оказался деформиро­ванным от 0 до 140 шп. Отдельные вмятины корпуса достигали в высоту 2 м и ширину 6 м, а стрелка прогиба доходила до полуметра. От сильного сдавливания корпуса корабля льдами во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком «небоевом» состоянии лидер был по­ставлен в ремонт.

В середине января 1940 года, когда ус­тановились крепкие морозы, Финский залив стал покрываться льдом. Ввиду ухудшения ледовой обстановки прекратился выход ко­раблей ОЛС в море. На этом боевая дея­тельность легких сил флота в Советско-фин­ляндской войне завершилась, а вскоре за­кончилась и война.


Прикрепления: 9597581.jpg (124.9 Kb) · 1743729.jpg (93.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:13 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
По окончании ремонта 31 мая 1941 года «Ленинград» вышел на ходовые испытания. При первом же выходе корабля на нем опять начали лопаться трубки паровых котлов и снова пришлось возвращаться на завод. Вообще, корпус и системы корабля к тому вре­мени были настолько изношены, что с мо­мента окончания этой войны и до 22 июня 1941 года «Ленинград» девять раз ставили в док для клепки пазов и стыков листов под­водной части наружной обшивки корпуса, смены трубок котлов и поврежденных кави­тацией гребных винтов.



Накануне Великой Отечественной вой­ны лидер «Ленинград» входил в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Тал­лине, где его и застало начало боевых дей­ствий.

С.Д.Солоухина в должности командира сменил капитан 3 ранга Г.М.Горбачев.

Главной задачей КБФ было не допустить корабли противника в Финский и Рижский заливы. Для ее решения еще к 1 5 апреля 1941 года был разработан оперативный план активных действий флота, включавший постановку оборонительных минных заг­раждений. Для выполнения этой задачи в ус­тье Финского залива командование флота к 22 июня 1941 года сформировало отряд ко­раблей, в состав которого вошел и лидер «Ленинград».

Уже в ночь на 23 июня лидер в составе отряда кораблей под флагом командующе­го эскадрой Балтийского флота контр-адми­рала Д.Д.Вдовиченко вышел в море на свою первую минную постановку на линии Ханко-Осмуссар, которая была выполнена без помех, после чего отряд возвратился в Глав­ную базу КБФ.

Приняв в минной гавани Таллина мины образца 1926 года, в ночь на 25 июня в составе того же отряда лидер вновь вышел на их постановку, а к 1 0 ч утра отряд без потерь возвратился в базу.

Минные постановки продолжались. Ли­дер часто привлекался к ним и в течение нескольких выходов выставил около 400 мин заграждения, постоянно находясь под об­стрелом береговых батарей и бомбовыми ударами авиации противника.

Однако, мины в Финском заливе выста­вляли не только корабли Краснознаменно­го Балтийского флота. В ночь на 22 июня 1941 года противник начал скрытную по­становку своих заграждений в тех же райо­нах, что и советские корабли. Минная обстановка на Балтике оказалась очень слож­ной. Уже в начале июля в Таллине на лидере установили временную систему размагни­чивающего устройства ЛФТИ. При очеред­ном заходе лидера в Кронштадт рабочие Морского завода провели средний ремонт орудий его главного калибра. Поскольку противник все ближе и ближе приближался к Таллину, для прикрытия подходов к городу с моря 3 июля лидеры «Ленинград», «Минск» и эсминец «Гордый», в обеспечении двух базовых тральщиков и двух торпедных ка­теров, выставили 23 1 мину к западу от ост­рова Найссар. Это были изматывающие походы! Отбиваться от налетов авиации противника приходилось всеми огневыми средствами, в том числе и орудиями глав­ного калибра.

Уже через два месяца после начала вой­ны корпус лидера «Ленинград» снова нуж­дался в доковом ремонте. От близких разрывов снарядов, мин и авиабомб во многих местах разошлись клепаные соединения ли­стов наружной обшивки, часть междудон­ных цистерн оказалась затоплена водой. Да и котельная установка работала на износ — из-за недоброкачественных трубок при­шлось часто отключать главные котлы № 1 и № 2. Но о постановке на ремонт не могло быть и речи — сухопутные силы противника блокировали со стороны суши Таллин, где сосредоточились к тому времени основные силы КБФ. Флот помогал сухопутной обо­роне Главной базы, чем мог — 1 0 августа 35 человек из экипажа лидера были направ­лены на фронт.

Все крупные корабли, в том числе и «Ле­нинград», с 22 августа были включены в си­стему обороны города в качестве средств артиллерийской поддержки. Уже на следую­щий день артиллерия лидера, маневриру­ющего на больших ходах на Таллинском рейде для уклонения от атак самолетов, по­давила огонь нескольких батарей и рассея­ла наступающие войска противника на уча­стках их прорывов.

24 августа, согласно рапортам коррек­тировочных постов, артиллерийским огнем крейсера «Киров» и лидера «Ленинград» была разрушена переправа в районе мызы Йыгису через реку Кейла-Йыги, где уничто­жено и повреждено 20 танков.


Прикрепления: 1371231.jpg (395.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:14 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
К исходу дня 25 августа стало ясно, что Таллин не удержать. Однако решение глав­кома войсками Северо-Западного направ­ления об эвакуации морем войск, обороня­ющих город, и выводе кораблей Балтийско­го флота из базы еще не поступало. Лишь 27 августа, когда маршал Советского Со­юза К.Е.Ворошилов наконец, дал такое раз­решение, на кораблях получили приказ Во­енного совета КБФ сухопутным войскам и частям флота об отходе с линии фронта и подготовке кораблей и судов КБФ к пере­ходу в ночь на 28 августа в Кронштадт и Ленинград. На оборонительном рубеже были оставлены лишь части заслона, кото­рые после посадки войск, эвакуируемых и погрузки техники также отвели с занимае­мых позиций.

Из транспортов, предназначенных для перевозки войск, гражданского населения и военных грузов, были сформированы че­тыре конвоя. В целях обеспечения перехода боевые корабли КБФ были разделены на четыре отряда. Лидер «Ленинград» включи­ли в состав первого отряда для прикрытия с кормы флагманского корабля — крейсера «Киров». Экипаж корабля, кроме направ­ленных на сухопутный фронт, был собран на корабле до 6 ч 28 августа.

Все это время артиллерия главного калибра лидера прикрывала своим огнем посадку на транспорты войск и эвакуируе­мых, подрывные работы и минирование гаваней.

Переход кораблей задерживался из-за неутихавшего шторма и усилившегося вет­ра, что затрудняло работу тральных сил. Лишь в 12 ч, когда стихия успокоилась, пос­ледовал приказ: начать движение!



Запоздалое решение главкома об эва­куации Главной ВМБ КБФ позволило герман­ским войскам развернуть на мысе Юминда береговую батарею 1 52-мм орудий (кста­ти, трофейных советских), что в совокупно­сти с минным заграждением «Юминда» яв­лялось классической минно-артиллерийской позицией, форсировать которую было весь­ма трудно.

Переход пришлось совершать через многочисленные плотные минные поля. С наступлением темноты, когда подорвался на мине и погиб эсминец «Яков Свердлов», шедший с левого борта крейсера, команду­ющий флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц отдал приказание лидеру «Ленинград» за­нять место погибшего эсминца. По счисле­нию, это было в 1 0 милях к западу от остро­ва Вайндло.

Лидер попытался в темноте подойти к месту гибели эсминца. В это время течени­ем мимо корабля проносило множество плавающих мин, сорванных с якорей прошедшим штормом. Эти мины экипажу лиде­ра приходилось баграми и шестами отво­дить от корабля, а матрос Козлов прыгнул в воду и руками отталкивал «рогатую смерть» от борта. Несмотря на все усилия экипажа, в темноте оба паравана лидера захватили помине. Создалась угрожающая обстанов­ка. Не имея возможности маневрировать в такой ситуации, командир корабля прика­зал обрубить буксирные тросы параванов и задним ходом вывел «Ленинград» из опас­ной зоны. Остановив корабль, Г.М.Горбачев распорядился поставить новые параваны. В этот момент по лидеру, стоявшему без хода, с мыса Юминда открыла огонь батарея про­тивника. Тут же артиллеристы «Ленинграда» открыли ответный огонь и заставили ее за­молчать.

В 21 ч 40 мин на «Ленинграде» получили радиосообщение о подрыве на мине лиде­ра «Минск», который входил в состав вто­рой группы. «Ленинград» был направлен к нему на помощь и подбирал по пути из воды погибающих. Рано утром 29 августа он по­дошел к «Минску», на котором в результате взрыва мины вышли из строя все навигаци­онные приборы.

С рассветом оба корабля двинулись в сторону Кронштадта — головным шел «Ле­нинград», игравший роль «поводыря», а в кильватер ему «Минск». Во время движения рядом с «Ленинградом» обнаружили три плавающие мины, которые расстреляли ог­нем из 45-мм орудий.

При переходе в Кронштадт лидеру «Ле­нинград» приходилось неоднократно отра­жать атаки самолетов противника. Чтобы не подвергать корабли опасности, было принято решение увеличить скорость хода с 12 до 27 уз. В 17 ч 5 мин 29 августа оба корабля отдали якоря на Большом Кронш­тадтском рейде.


Прикрепления: 8504430.jpg (37.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:14 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
В августе командованием КБФ было принято решение о дооборудовании Гогландской и Тыловой минных позиций, поэтому с завершением перехода главных сил флота из Таллина в Кронштадт «Ленинград» был включен в систему обороны города и уже в первых числах сентября привлекался к по­становке мин на этих позициях, где выста­вил более 80 мин в 1 8 минных заграждени­ях. Тогда же он выходил в район Ораниен­баума, где вел огонь по сухопутным целям противника, поддерживая войска Ленинг­радского фронта.

С 1 9 сентября начались массированные воздушные налеты противника на Крон­штадт и корабли, стоявшие в Морском ка­нале. 21 сентября, воспользовавшись пас­мурной погодой, 1 80 германских самолетов атаковали корабли, стоявшие в Кронштадте. Многие из них получили тяжелые повреж­дения, некоторые затонули. Лидер «Ленинг­рад» также был поврежден. После этого с целью сохранения кораблей и усиления обо­роны Ленинграда основные силы флота были переведены из Кронштадта в Ленинград. Ли­дер пополнил Западную группу кораблей, размещенных в Торговом порту для под­держки артиллерийским огнем частей 8-й и 42-й армий. Налеты авиации и артиллерий­ские обстрелы города не прекращались — командование германской группы армий «Север» решило уничтожить корабли КБФ в Кронштадте и Ленинграде.

22 сентября «Ленинград» (на позиции в Лесной гавани Торгового порта) во время контрбатарейной стрельбы получил повреж­дения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва одного из снарядов про­тивника вблизи борта корабля. Лидер пере­вели к Канонерскому острову, и 1 2 октября во время ведения артиллерийского огня при поддержке высадки тактического десанта германский 203-мм снаряд пробил корпус лидера, при этом через пробоину затопило две цистерны —топливную и питьевой воды. От осколков другого снаряда, разорвавше­гося у борта, на палубе лидера загорелся пороховой заряд, приготовленный для стрельбы главным калибром. Пожар и взрыв заряда грозили гибелью корабля. Смертель­но раненый осколками, командир орудия старшина 2-й статьи В.С.Кузнецов дотянул­ся до горящего заряда и пополз с ним к бор­ту, чтобы сбросить в воду, но силы остави­ли моряка и заряд взорвался у него в руках. Пожар удалось ликвидировать силами эки­пажа. Приказом командующего флотом, имя героя было навечно занесено в список экипажа лидера «Ленинград».

Из-за повреждений от попадания снаря­да, пробившего оба борта, 14 октября ли­дер «Ленинград» поставили на ремонт у стенки завода № 196.
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:18 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Когда в октябре кольцо вокруг Ленинг­рада сжалось до предела, стало ясно, что гарнизон, оставленный на полуострове Хан­ко для отвлечения сил противника, оказался глубоко в тылу германской армии и к тому времени свою задачу выполнил. Тогда было принято решение срочно эвакуировать лю­дей (десятки тысяч обученных и обстрелян­ных бойцов, тысячи единиц оружия и комп­лектов обмундирования, сотни тонн боеп­рипасов, продовольствия), оставшихся на этом полуострове.

Эвакуация, рассчитанная на несколько этапов, началась 23 октября, когда лидер находился еще в ремонте. 2 ноября, как толь­ко он был закончен, «Ленинград» включили во второй отряд, в состав которого, помимо лидера, входил эсминец «Стойкий», минный заградитель «Урал», транспорт «Андрей Жда­нов», базовые тральщики Т-204, Т-207, Т-211, Т-215 и Т-218, четыре малых охотника и два торпедных катера. Отрядом командовал контр-адмирал М.З.Москаленко.

Первая попытка прорваться в Ханко, предпринятая 9 ноября, окончилась безре­зультатно — поход наспех сформированно­го отряда был подготовлен из рук вон пло­хо, командир отряда перед выходом не про­инструктировал командиров тральщиков, обстановка на море и метеоусловия выяс­нены не были.

На переходе, по указанию М.З.Моска­ленко, базовые тральщики шли строем ус­тупа, а остальные корабли — кильватерной колонной за тралами. Сложная гидромете­орологическая обстановка — сильный по­рывистый остовый ветер, низкая облачность и высокая волна — существенно затрудняли работу противоминных кораблей и не да­вали им возможность соблюдать заданный строй. Чтобы исключить выходы кораблей из протраленной полосы, отряду было при­казано включить кильватерные огни.

В 16 ч 40 мин корабли прошли остров Гогланд. Ветер усилился до 7 баллов, види­мость ухудшилась и корабли потеряли друг друга из виду. В самом опасном районе — при форсировании минных полей — базо­вые тральщики лишились параванов. В тем­ноте при маневрировании тральщики Т-204 и Т-21 8 столкнулись и получили поврежде­ния. Кораблям стало трудно держаться в протраленной полосе, походный ордер на­рушился. В 19 ч 30 мин в районе маяка Родшер командир отряда разрешил поврежден­ным тральщикам вернуться к Гогланду, а остальным кораблям прекратить движение и стать на якорь. С рассветом 10 ноября отряд вернулся на рейд Гогланда, уничто­жив по пути три мины.

Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» на полном ходу



Тем не менее, задачу по эвакуации не­обходимо было выполнять и 11 ноября с наступлением сумерек отряд вновь начал движение к Ханко. Тральщики с трудом про­кладывали путь отряду. Погодные условия еще более ухудшились: усилился боковой нордовый ветер, поднялась большая волна, видимость снизилась. Из-за ветра и волн, тральщики не смогли идти строем уступа и практически шли в кильватер. Протрален­ная полоса сузилась до 60 м, что сводило почти на нет все меры противоминного обес­печения идущих за тральщиками кораблей.

К северу от мыса Юминда, откуда до Ханко оставалось лишь 65 миль, корабли отряда оказались на минном поле, где на­чали взрываться мины в тралах. Идущие впе­реди корабли, не обращая внимания на взрывы, оторвались от лидера и транспор­та «Жданов». В 22 ч 30 мин в левом пара­ван-охранителе лидера, вышедшего за пре­делы протраленной полосы, на расстоянии 10 м от борта взорвалась мина. Существен­ных повреждений корабль не получил и про­должал движение. Однако после полуночи, в 0 ч 23 мин 12 ноября, в том же левом параване в 5 м от борта лидера взорва­лась еще одна мина.

От второго взрыва вышел из строя ле­вый ГТЗА, в наружной обшивке корпуса (в носовом машинном отделении, централь­ном артиллерийском посту и четвертом артпогребе) появились трещины и вмятины. От поступления забортной воды было затопле­но семь нефтяных цистерн, вышли из строя лаги гирокомпас.

Личный состав корабля с трудом справ­лялся с откачкой воды. Через пробоины ли­дер терял драгоценное топливо и самостоя­тельно, по мнению командира, двигаться не мог. Лидер стал на якорь, чтобы устранить повреждения в носовом машинном отделе­нии и в корпусе корабля. Шедший за ним транспорт «Жданов» и три малых охотника остались с лидером.

В 1 ч 01 мин командир лидера Г.М.Гор­бачев передал по радио донесение коман­диру отряда: «Дважды подорвался на ми­нах. Пробоина в первом котельном отделении, провизионке, центральном и гиропостах. Самостоятельно идти не могу, нуждаюсь в помощи. Стал на якорь». Как посчитал ко­мандующий КБФ В.Ф.Трибуц, давая такую телеграмму, командир лидера не проверил, насколько серьезны повреждения. Если бы он их уточнил, то, возможно, не стал бы под­нимать тревогу, так как, по мнению комфлота, серьезных оснований для нее не было. Поспешные действия командира лидера привели к неправильной оценке обстановки командиром отряда, а в последствии — и к потерям.

Получив эту радиограмму, М.З.Моска­ленко, находившийся на эсминце уже в 55 ми­лях от Ханко, приказал всему отряду лечь на обратный курс и идти на помощь повреж­денному кораблю. В 2 ч 04 мин корабли по­вернули обратно. Оценивая действия коман­дира отряда, В.Ф.Трибуц признал его реше­ние неправильным, поскольку в подобных условиях ни в коем случае нельзя было ме­нять курс, так как это, по существу, означа­ло уклонение от выполнения основного за­дания. Командующий посчитал, что можно было поручить аварийно-спасательному отряду, базировавшемуся на рейдах ост­рова Гогланд, оказать помощь поврежден­ному лидеру.

Дальше события развивались весьма драматично. Два тральщика, направлявши­еся к лидеру для оказания ему помощи, от взрывов мин лишились тралов, к тому же они потеряли ориентировку и не смогли найти «Ленинград».

Не имея сообщений от М.З.Москаленко и не дождавшись подхода отряда, Г.М.Гор­бачев решил идти к Гогланду самостоятель­но. Он дал команду сняться с якоря, но, так как навигационные приборы лидера вышли из строя, то приказал капитану транспорта «Андрей Жданов» идти головным. По оцен­ке В.Ф.Трибуца, и это решение Г.М.Горбаче­ва было ошибочным: если лидер при ходе на запад с параван-охранителями созда­вал некоторое противоминное прикрытие для имеющего глубокую осадку транспор­та, то теперь капитан «Андрея Жданова», не располагавшего никакими средствами защиты от мин, мог надеяться только на сча­стливый случай.

Однако чуда не произошло. В 5 ч тран­спорт подорвался на мине и через 8 мин затонул. Всю его команду, кроме одного человека, спасли малые охотники. Пони­мая, что теперь самостоятельно пробиться через минное поле невозможно, Г.М.Горба­чев снова приказал стать на якорь. Подо­шедший вскоре тральщик Т-211, определив­ший место лидера по взрыву, встал голов­ным и провел поврежденный корабль к Гогланду. При следовании кораблей в тра­лах тральщика взорвались три мины и од­на—в параване лидера.

Между тем, отряд под командованием М.З.Москаленко, повернувший на обратный курс почти с траверза Таллина, попал на плотное минное заграждение. Базовые тральщики начали подсекать мины. Кораб­ли отряда растянулись, его управление на­рушилось. Так или иначе, но уже к середине дня 1 2 ноября отряд снова сосредоточился у Гогланда, на рейде Северной деревни. Здесь на лидер передали 100 тонн мазута и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стой­кий» получили разрешение вернуться в Крон­штадт.

В отчете по эвакуации военно-морской базы Ханко, командованием флотом была дана следующая оценка этому походу: «Из-за низких волевых качеств и неумения оце­нивать обстановку, командир "Ленинграда" своими просьбами о помощи сорвал выпол­нение задачи и отряд возвратился в бухту Суурикюля».


Прикрепления: 9897039.jpg (135.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:18 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
25 ноября «Ленинград», поврежденный взрывом мины, был поставлен на ремонт к стенке завода № 196, который осуществ­лял ремонт совместно с Балтийским заво­дом. Кроме того, специальным решением Во­енного Совета КБФ от 8 января 1 942 года предписывалось смонтировать на «Ленинг­раде» в срок до 25 февраля того же года штатную систему размагничивания ЛФТИ.

Ремонт лидера проходил одновременно с модернизацией его систем. Работы, выте­кающие из опыта боевых действий флота в первый год войны, сводились к следующе­му: обеспечение противоминной защиты системой ЛФТИ с монтажом размагничивающих устройств, усиление зенитного во­оружения, защитная амортизация приборов и оборудования, а также подкрепление кор­пуса лидера. Особое внимание уделялось повышению прочности — было произведе­но подкрепление кормовой оконечности корпуса и вырезов на верхней палубе. На юте лидера разместили палубную спаренную 76,2-мм зенитную артустановку 81-К с ко­робчатым 8-мм броневым щитом, снятую с линкора «Марат» в октябре 1941 года.

В суровых условиях блокады ремонт ли­дера длился всю зиму. После его заверше­ния, уже в мае 1942 года, «Ленинград», вклю­ченный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника, занимая разные огневые позиции на Неве. Однако, 14 мая в результате очередного ог­невого налета противника на город, лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Одной из задач ремонта было усиление зенитного вооружения. Было установлено че­тыре 37-мм автоматов 70-К, два из которых размещались на носовой надстройке побортно, а два других — побортно на палу­бе полубака. В 1943 году устанавливаемые на лидеры зенитные автоматы 70-К снабди­ли щитами. На верхней палубе корабля в корме установили спаренный 37-мм полу­автомат С-30. Под погреба для зенитного боезапаса выделили помещения в корме.
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:19 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Весь 1943 год корабль по плану, разра­ботанному начальником Береговой оборо­ны Балтийского флота контр-адмиралом И.И.Греном, участвовал в нанесении мас­сированных артиллерийских ударов по уз­лам сопротивления противника в полосе наступления 55-й армии Ленинградского фронта.

В январе 1944 года «Ленинград», зани­мавший огневую позицию на Малой Неве у моста Строителей (ныне Биржевой), вместе с другими кораблями КБФ, базировавши­мися в Ленинграде, включили во вторую группу (командир — вице-адмирал Ю.Ф.Ралль) артиллерийской поддержки. В этой группе, из восьми орудий калибра 130 мм пять при­надлежали лидеру. Группа должна была сво­им огнем содействовать наступлению войск 42-й армии в операции по снятию блокады Ленинграда в направлении Пулково—Воро­нья гора, где находились наиболее мощные оборонительные сооружения противника. За период с 14 по 20 января лидер (командир капитан 2 ранга В.М.Климов) своим огнем эффективно содействовал прорыву блока­ды. Например, в результате контрбатарей­ной стрельбы «Ленинград» вместе с эсминцем «Свирепый» только 17 января при рас­ходе 268-ми снарядов калибра 130 мм по­давили две батареи противника в районе Урицка.

10 февраля 1944 года советские войска перешли в наступление. Для оказания содей­ствия 55-й и 67-й армиям выделялись ко­рабли КБФ, в том числе и лидер «Ленинг­рад», которые своей артиллерией подавля­ли очаги сопротивления противника.

После снятия блокады и разгрома немец­ко-фашистских войск под Ленинградом зи­мой 1944 года, линия фронта отодвинулась от города. Главная угроза была снята. Те­перь перед КБФ была поставлена задача содействия с моря ликвидации крупной группировки войск противника на Карельском перешейке. Для огневого содействия войс­кам фронта, флот выделил корабельную артиллерию, которая должна была действо­вать в полосе наступления 21-й армии Ле­нинградского фронта, наносившей удар на выборгском направлении. На время этой операции 130-мм орудия лидера «Ленинг­рад», занимавшего огневую позицию на Малой Неве, были включены в состав кора­бельной артиллерии. 10 июня орудия кораб­ля участвовали в мощном артобстреле по­зиций противника. Утром 11 июня армейс­кое командование сообщило, что в выходе кораблей в море для поддержки войск нет необходимости — наступление развивает­ся успешно.

Затем, до конца войны лидер залечивал «раны», не выходя в море дальше Кронш­тадта ввиду минной опасности.



Командирами «Ленинграда» были капи­тан 3 ранга Ф. Т.Тарасов (1932-1939), ка­питан 3 ранга С.Д.Солоухин (1939— 1941), капитан 3 ранга Г.М.Горбачев (1941—до ноября 1942), капитан 2 ранга М.Д.Полегаев (ноябрь—декабрь 1942) капитан 2 ран­га Г.С.Абашвили (декабрь 1942—сентябрь 1943), капитан 3 ранга Н.Н.Ротинов (сен­тябрь—20 ноября 1943), капитан 2 ранга В.М.Климов (20 ноября 1943-27 января 1945), капитан 3 ранга П.Т.Гребенчук (вре­менно исполняющий должность с 27 января по апрель 1945), капитан 2 ранга Е.П.Збрицкий ( апрель—май 1945), капитан 2 ранга Т.Г.Катышев (с мая 1945), капитан 3 (затем 2) ранга Г.П.Васильев (1946-1947).


Прикрепления: 2837616.jpg (158.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:21 | Сообщение # 11
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 3-го ранга Горбачев Георгий Матвеевич

xxx


Прикрепления: 5444500.jpg (136.5 Kb) · 3232047.jpg (205.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:26 | Сообщение # 12
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 2-го ранга Полегаев Михаил Данилович





Командир ОВРа М. Д. Полегаев (справа) и командир «МО-239» А. И. Терещенко.




Прикрепления: 2246502.jpg (64.4 Kb) · 0323178.jpg (290.9 Kb) · 3860047.jpg (34.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:27 | Сообщение # 13
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 2-го ранга Абашвили Георгий Семенович

(1910 - 1982) В октябре 1931 года кончил штурманские классы ВМУ им. М. В. Фрунзе. Служил командиром БЧ-1 эсминцев «Володарский» (10.1931 — 8.1932), «Ленин» (8.1932 — 1.1934), дивизионным штурманом дивизиона сторожевых кораблей (1.1934 — 4.1935), помощником командира учебного корабля «Ленинградсовет» (4.1935 — 3.1936), командиром сторожевого корабля «Пурга» (3.1936 — 3.1938). В 1937 году окончил годичные курсы командиров миноносцев. Далее занимал должности командира эсминцев «Сметливый» (3-9.1938), «Гневный» (9.1938 — 2.1939), 1-го дивизиона сторожевых кораблей (2.1939 — 4.1940). Участник Советско-финской войны 1939—1940 годов. Командир 4-го дивизиона эскадренных миноносцев Балтийского флота (2-12.1940), с декабря 1940 — 2-го дивизиона эскадренных миноносцев Балтийского флота.

С началом Великой Отечественной войны в должности командира 2-го дивизиона эсминцев выполнял минные постановки, участвовал в операциях по поиску конвоев противника в Рижском заливе, в обороне островов Эзель и Даго. В сентябре-октябре 1941 года — заместитель начальника штаба Охраны водного района. В ноябре 1941, будучи командиром минного заградителя «Марти» (октябрь 1941 — январь 1942)[2], участвовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко в Ленинград. В январе — июле 1942 года — командир учебного корабля «Ленинградсовет». В июле-декабре 1942 года командовал канонерской лодкой «Зея», артиллерийскими стрельбами обеспечивал поддержку Усть-Тосненской операции, высадки десанта. С декабря 1942 по сентябрь 1943 года — командир лидера эсминцев «Ленинград», капитан 2-го ранга. С сентября 1943 года командовал 2-м дивизионом эсминцев, в 1944 году участвовал в разгроме немцев под Ленинградом и на Карельском перешейке. С 1944 года — заместитель начальника штаба Балтийского флота.

В послевоенное время командовал крейсером «Максим Горький» (март 1946 — октябрь 1948). С октября 1949 года, по окончании Академических курсов офицерского состава при Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова, командовал крейсером «Чапаев» (27 января 1951 присвоено звание контр-адмирал), возглавлял штаб (февраль-июнь 1951), командовал эскадрой 4-го (Юго-Балтийского) флота (июнь 1951 — февраль 1957). Возглавлял визиты советских кораблей в Польшу (1953), Финляндию (1954). 8 августа 1955 присвоено звание вице-адмирал.

С февраля 1957 года командовал базой флота в Таллине, с августа 1960 года — 1-й заместитель командующего, член Военного совета Балтийского флота.

С июля 1962 по август 1963 года — заместитель командующего группой советских войск по ВМФ на Кубе (операция «Анадырь»). С января 1964 года возглавлял балтийскую группу госприёмки кораблей ВМФ; с мая 1964 по декабрь 1970 года — начальник Высших специальных офицерских классов ВМФ.

С апреля 1971 года — в запасе.






Прикрепления: 4399382.jpg (38.4 Kb) · 8354894.jpg (237.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:29 | Сообщение # 14
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 3-го ранга Ротинов Николай Николаевич

xxx




Прикрепления: 5939528.jpg (172.3 Kb) · 2657555.jpg (273.8 Kb) · 0032986.jpg (261.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:29 | Сообщение # 15
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 2-го ранга Климов Василий Михайлович






Прикрепления: 9681566.jpg (223.7 Kb) · 0532063.jpg (241.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:30 | Сообщение # 16
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 3-го ранга Гребенчук Павел Трофимович




Прикрепления: 6425908.jpg (237.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:31 | Сообщение # 17
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» капитан 2-го ранга Збрицкий Евгений Павлович

(1903-1985) Родился в русской семье, которая в период Гражданской войны переехала в Джанкой, затем в Симферополь. Окончив джанкойскую трудовую школу, в 1930 году поступил в ВМУ им. М. В. Фрунзе, по окончании которого (декабрь 1933) служил на Черноморском флоте командиром БЧ-2 эсминцев «Петровский», «Фрунзе» (с марта 1934), «Шаумян» (с сентября 1934), с мая 1935 года — помощником командира сторожевого корабля «Шторм».

В октябре 1935 года поступил на Специальные курсы командного состава ВМС РККА, в ноябре 1936 года — в адъюнктуру тех же курсов, по окончании которой (июль 1937) преподавал там же.

С августа 1938 года служил на Балтийском флоте — помощником командиpa эсминца «Володарский», командиром сторожевого корабля «Туча» (с августа 1938), в составе которого участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годов. В 1939 году вступил в ВКП(б). С сентября 1940 года — командир эсминца «Стерегущий»; в этой должности вступил в Великую Отечественную войну.

Командовал минным заградителем «Марти» (сентябрь-октябрь 1941), эсминцем «Свирепый» (по апрель 1943), затем служил старшим помощником командиpa линкора «Октябрьская революция» (по март 1944). Командир эсминца «Страшный», с апреля 1945 года — лидера эсминцев «Ленинград».

В спецкомандировке (12.1945-03.1946). Ст. инспектор по БП ОБП штаба ЮБФ, 4-го ВМФ (04.1946-12.1947). Ком-р КР «Каганович» (12.1947-09.1948), ЛД ЭМ «Тбилиси» (10.1948-11.1949), ОУК (11.1949-05.1950), нач-к УБП — зам. нач-ка штаба (05.1950-06.1953) 5-го ВМФ, (06.1953-12.1954) ТОФ.Контр-адмирал (03.11.1951). Ком-р Владимире-Ольгинской ВМБ (12.1954-10.1956) того же флота. военно-мор. фак. ВВАим. К. Е. Ворошилова (10.1956-12.1958). Зам. ком-pa Каспийской фл-и (01.1959-06.1963), ком-р Новоземельского ядерного полигона СФ (06.1963-03.1969). Вице-адмирал (25.10.1967). Нач-к фак. радиоэлектроники ВМА (03.1969-06.1971). С июня 1971 г. - в запасе.







Прикрепления: 3925684.jpg (55.9 Kb) · 6263670.jpg (254.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:33 | Сообщение # 18
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
+++



++++++

++++++

++++++


Прикрепления: 3154678.jpg (154.2 Kb) · 6754894.jpg (316.3 Kb) · 6083031.jpg (352.0 Kb) · 5229861.jpg (313.1 Kb) · 8296064.jpg (316.8 Kb) · 8343049.jpg (271.9 Kb) · 2294952.jpg (330.5 Kb) · 8499438.jpg (361.8 Kb) · 4626849.jpg (288.6 Kb) · 4982163.jpg (334.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 11:34 | Сообщение # 19
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Послевоенная судьба лидерa «Ленинград»

12.1.1949 переклассифицирован в эскадренный миноносец, с 19.12.1951 по 25.11.1954 прошел капитальный ре­монт и модернизацию. 18.4.1958 выве­ден из боевого состава КБФ и переобо­рудован в корабль-цель ЦЛ-75. В 1959 году переведен на Север и 13.10.1959 включен в состав СФ. 15.9.1960 разо­ружен и превращен в плавказарму ПКЗ-16, а 10.8.1962-в судно-мишень СМ-5. В мае 1963 года при отработке ново­го ракетного корабельного комплекса потоплен крылатой ракетой П-35 крей­сера «Грозный» в Белом море вблизи Соловецких островов.








Прикрепления: 5042784.jpg (55.6 Kb) · 0983241.jpg (89.4 Kb) · 5391401.jpg (162.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 13:39 | Сообщение # 20
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Kомендор зенитный третьего класса лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» старший краснофлотец Каледин Дмитрий Кириллович

xxx



xxx


Прикрепления: 7589746.jpg (191.4 Kb) · 6688953.jpg (175.4 Kb) · 9768444.jpg (277.0 Kb) · 1196515.jpg (139.9 Kb) · 3424263.jpg (171.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 13:41 | Сообщение # 21
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старшина команды трюмных машинистов лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» старшина 1-й статьи Плаунов Иван Федорович










Прикрепления: 4207541.jpg (119.2 Kb) · 7242734.jpg (442.5 Kb) · 3093056.jpg (507.9 Kb) · 9775585.jpg (458.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 13:44 | Сообщение # 22
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старшина группы палубных комендоров лидера эскадренных миноносцев «Ленинград» мичман Кудрявцев Николай Иванович. На лидере служил с марта 1943 года до 1946 года.







xxx

xxx

Послужной список, по состоянию на февраль 1945 года и медаль «За боевые заслуги» за 10 лет выслуги в ВМФ



xxx


Прикрепления: 1307542.jpg (76.6 Kb) · 5361755.jpg (423.0 Kb) · 2160335.jpg (461.2 Kb) · 0738287.jpg (432.9 Kb) · 9542391.jpg (364.1 Kb) · 1923606.jpg (193.0 Kb) · 1027657.jpg (270.2 Kb) · 9415992.jpg (223.8 Kb) · 9388775.jpg (56.3 Kb) · 7913471.jpg (39.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 03.12.2019, 13:46 | Сообщение # 23
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Машинист-турбинист старший краснофлотец Гринченко Григорий Харитонович. На лидере эскадренных миноносцев «Ленинград» воевал с 1941 по 1945 год. После войны старший краснофлотец Гринченко проходил службу на трофейном эскадренном миноносце «Примерный», бывшем миноносце германского флота «Т-33».


xxx



xxx


Прикрепления: 9672199.jpg (178.2 Kb) · 3099940.jpg (149.6 Kb) · 1684842.jpg (171.4 Kb) · 0821585.jpg (206.3 Kb) · 3856368.jpg (158.7 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознамённый Балтийский флот и Ладожская военная флотилия » Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz