Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-исторические исследования: Военно-морской флот СССР » Северный флот » БКЗ командира ТКА-11 СФ - первая атака катеров СФ на войне
БКЗ командира ТКА-11 СФ - первая атака катеров СФ на войне
ЗенинДата: Суббота, 10.08.2013, 18:47 | Сообщение # 1
Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
Сначала немного истории!

Хронология важнейших событий освоения Северного Ледовитого океана
и истории Краснознаменного Северного флота
1941, 22 июня — Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. В этот день североморская береговая батарея № 221 уничтожила вражеский тральщик в Печенгской губе.

1941, 24 июня — Старший лейтенант Б. Ф. Сафонов, сбив фашистский самолет Хе-111, открыл боевой счет летчиков флота.
6 июля — Высадка кораблями Северного флота десанта в губе Западная Лица.
12 июля — Сторожевой корабль № 29 («Бриллиант») впервые на Севере потопил фашистскую подводную лодку.
13 июля — Героический бой сторожевого корабля «Пассат» (командир старший лейтенант В. Л. Окуневич) с тремя фашистскими миноносцами.
14 июля — Подводная лодка «Щ-402» (командир старший лейтенант Н. Г. Столбов) открыла боевой счет подводников Северного флота, потопив фашистский транспорт.
— Высадка отрядом кораблей Северного флота десанта в составе стрелкового полка и батальона моряков на западный берег губы Большая Западная Лица.
2—15 августа — Создание Беломорской военной флотилии.
10 августа — Героический бой сторожевого корабля «Туман» (командир старший лейтенант Л. А. Шестаков) с тремя вражескими эскадренными миноносцами.
13 августа — Старшему сержанту В. П. Кислякову, первому на Северном флоте, присвоено звание Героя Советского Союза.
21 августа — Первый прорыв североморских подводников («М-172», командир И. И. Фисанович) во вражеский порт Линахамари.
31 августа — Прибытие в Архангельск первого союзного конвоя в составе шести транспортов.
11 сентября — Первый боевой успех катерников флота — «ТКА-11» (командир капитан-лейтенант Г. К. Светлов) и «ТКА-12» (командир лейтенант А. О. Шабалин) в Варангер-фьорде потопили эскадренный миноносец и транспорт противника.
25 ноября — Первый на Северном флоте таран вражеской подводной лодки надводным кораблем — сторожевиком «Бриз» (командир старший лейтенант В. А. Киреев).

Так все начиналось на Северном флоте у катерников.....
Первые торпедные катера пришли в Заполярье незадолго до начала Великой
Отечественной войны. Мало кто верил тогда, что в трудных условиях постоянно
бурного Баренцева моря от них будет какой-то прок. Но североморские
катерники -- лейтенанты Александр Шабалин, Георгий Паламарчук, Дмитрий
Холодный, капитан-лейтенант Георгий Светлов, младший лейтенант Павел Хапилин
и другие -- не сомневались, что их небольшие, но грозные корабли с честью
будут служить советскому народу и тут, в Заполярье.

АТАКА

11 сентября 1941 г. торпедные катера «ТКА-11» (командир капитан-лейтенант Г. К. Светлов, он же старший группы) и «ТКА-12» (командир лейтенант А. О. Шабалин) в 21 ч 30 мин вышли из Земляного (Пумманки) для действий на подходах к фьорду Петсамовуопо, в глубине которого располагался п. Печенга (Петсамо), используемый врагом для выгрузки военной техники и имущества, доставляемых войскам, ведущим бои на мурманском направлении. [42] По данным разведки СФ, вечером перед наступлением темноты из п. Киркенес на восток вышел конвой. Опасаясь атак подводных лодок, он шел, прижимаясь к скалистому берегу. Поэтому, выйдя на прибрежную коммуникацию противника, торпедные катера, используя подводный выхлоп, почти вплотную подошли к прибрежным скалам. Маскируясь шумом волн и фоном берега, катера самым малым ходом пошли навстречу конвою.
В 22 ч 05 мин был обнаружен конвой: транспорт, идущий в охранении сторожевого корабля и катеров. Сторожевой корабль шел в голове строя, катера прикрывали транспорт со стороны моря. Вероятно, гитлеровцы не допускали возможности атаки со стороны своего берега. Подпустив фашистские корабли на расстояние 10-12 каб, катера по сигналу командира группы дали полный ход и стремительно атаковали конвой, выпустив торпеды с дистанции 3-4 каб.
Атакованный А. О. Шабалиным транспорт затонул, а атакованный Г. К. Светловым сторожевой корабль получил большие повреждения. Силы охранения обнаружили советские катера только после взрыва торпед и открыли по ним ожесточенный огонь из пушек и пулеметов. «ТКА-12» получил пробоину. Однако, имея преимущество в скорости, торпедные катера оторвались от преследования, вырвались в открытое море и вернулись в Земляное.

А вот пересказ этой атаки участником того боя Шабалиным А.О.
Третий месяц войны. Бои под Одессой, Киевом, Вязьмой... Линия советско-германского фронта северным флангом уперлась в гранитный хребет Муста-Тунтури, где морская пехота сдерживает натиск немецких егерей. Подкрепления для своей северной армии "Норвегия" фашисты перебрасывают морем. Между портами Варде, Вадисе, Петсамо, Киркенёс скользят немецкие конвои. Но звено торпедных катеров, в которое входил Шабалин, еще ни разу не было в деле. И вот в штаб соединения торпедных катеров поступило донесение нашей воздушной разведки...
- Светлов и Шабалин! К начальнику штаба!
Они шли торопливо и молча, надеясь, предчувствуя, но еще не веря. Однако, когда, поднявшись навстречу, начальник штаба сказал: "Товарищи командиры, прошу к карте", оба окончательно поняли: впереди бой.
Карандаш начальника штаба неторопливо скользил по светло-голубому полю морской карты.
- В конвое пять вымпелов. Три часа двадцать минут назад он был здесь...- карандаш остановился у мыска Маккаур,- сейчас он здесь. Значит курс на Петсамо. Пойдете вдвоем. Светлов - головным. Атакуете здесь... Да что вы улыбаетесь, Шабалин? Дело серьезное...
- Есть серьезное!
Резко зазвонил телефон. Выслушав сообщение, начальник штаба хмуро положил трубку.
- Час назад конвой лег на обратный курс...
Что за странность? Неужели отменят выход? Светлов закусил губу. В комнате воцарилось молчание. Шабалин смотрел на карту.
- Правильно! - сказал он вдруг. И торопливо, словно опасаясь, что догадка, внезапно пришедшая к нему, может так же внезапно ускользнуть, разъяснил:
- Они ночи будут дожидаться в фиорде. Береговая с Рыбачьего их баржу потопила? Теперь немцы хотят в темноте мимо батареи пройти...
Он помолчал и закончил уверенно:
- С темнотой конвой двинется дальше. Опасности противник будет ожидать со стороны моря. Мы выйдем на позицию раньше, прижмемся к скалам, ударим от берега...
В 19 часов 30 минут катера отошли от причала и скрылись за горизонтом.
...Море спокойно, почти не дышит. Белой полоской отливает в лунном свете мелкая рябь. Это вдали, мористее. А здесь, под тенью высокого мыса Крампенес, в нескольких десятках метров от норвежского берега, под которым, застопорив моторы, притаились два катера, вода кажется черной. Очень тихо. Прямо над катерами, на скалах,- немецкие посты. Где-то неподалеку - вражеская батарея.
- Идут, товарищ командир! Идут! - шепотом доложил боцман.
Шабалин вскинул бинокль. Конвой приближался. Впереди - эсминец. За ним, глубоко осев в воду, двигался тяжело груженный транспорт. Три сторожевых корабля прикрывали транспорт со стороны моря. С этого мгновения время уплотнилось, стало напряженным и динамичным. Счет пошел на секунды. Как было решено еще на берегу, первым в атаку рванулся катер Светлова. Шабалин медлил, определяя, какой объект он выбрал для атаки.
"Ясно. Идет на эсминец. Значит, транспорт мой!"
Взревели моторы. Транспорт начал быстро расти, увеличиваться в размерах. Но фашисты обнаружили катера - сначала Светлова, а затем и Шабалина. Заговорили орудия. Им откликнулись крупнокалиберные пулеметы. Изогнутые спицы светящихся трасс перекрестились над морем. Вот они ударили в глаза Шабалину. А он вел катер вперед.
- Еще немного, немного, еще...
- Время!
Катер дрогнул. Стальные торпеды скользнули в воду. Шабалин резко изменил курс. Теперь пулеметы били в спину.
- Ноль четыре. Ноль пять. Ноль шесть...
И Шабалин, и боцман, отстреливавшийся из пулемета, и мотористы в жарком отсеке - все отсчитывали секунды, ждали взрыва. Достигнут ли торпеды цели? Не окажутся ли напрасными все их старания?
- Ноль семь... Ноль восемь...
И все же взрыв показался неожиданным. Оглянувшись, Шабалин увидел тонущий транспорт и два фашистских сторожевых корабля, неотступно преследующих катер. Еще через несколько мгновений снаряд одного из сторожевиков разорвался в моторном отделении. Катер резко сбавил ход. Сторожевики начали приближаться, охватывая катер с двух бортов...
Пока мотористы, обжигаясь, исправляли пробитый маслопровод, пока оба пулемета огрызались на наседавших сторожевиков, Шабалин думал не о первой удаче и не о возможной гибели, а лишь об очередном маневре. Подбитый катер отворачивал от всплесков снарядов.
Это были тяжелые минуты. Но не зря Шабалин так настойчиво учил своих мотористов, проводил десятки тренировок. Когда сторожевики почти зажали катер в тиски, повреждения были исправлены. Шабалин дал "самый полный" - бросил катер вперед, затем круто повернул к берегу, в тень, застопорил моторы. Фашистские корабли проскочили мимо...
На берегу поздравляли с первой победой. Однако в штабе на тактическом разборе Шабалин заявил:
- Мне кажется, что мы действовали не совсем верно. Выходить в атаку нужно одновременно обоим катерам. Для этого заранее распределять цели. Внезапность - грозное оружие!


Участник атаки катер ТКА-12



Награда и наградной лист на капитан-лейтенанта Светлова Г.К.











Фото кавалера



Прикрепления: 7060867.jpg(7.4 Kb) · 8545248.jpg(118.7 Kb) · 6848655.jpg(246.7 Kb) · 2513660.jpg(278.4 Kb) · 2484057.jpg(203.0 Kb) · 3782224.jpg(162.2 Kb) · 8436427.jpg(153.2 Kb) · 9591372.jpg(147.9 Kb) · 6272544.jpg(161.3 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 10.08.2013, 19:22
 
ЗенинДата: Суббота, 10.08.2013, 19:31 | Сообщение # 2
Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
УК и УПК













Вот так получил ранение Светлов на СФ .
15 сентября днем, в хорошую видимость, 24 Ю-88, прикрытые множеством истребителей, налетели на четыре наших торпедных катера у пирса и на рейде Пумманки. Бомбежка короткая по времени, но ожесточенная — 63 тяжелые фугаски за один заход. Хорошо, что все четыре катера сразу же снялись с якоря и начали маневрировать в губе Большая Волоковая, отбиваясь от штурмующих истребителей своими крупнокалиберными пулеметами. Команды катеров, их командиры обладали отличными боевыми качествами: смелостью, тактической грамотностью, хорошей выучкой. Два самолета противника, подбитые огнем катерников, со шлейфами дыма ушли к своему берегу.

Командиры катеров № 11 капитан-лейтенант Г. К. Светлов и № 14 лейтенант Д. Ф. Колотий были ранены, но продолжали умело командовать маневрами, спасая людей и корабли. Моторист ТКА № 14 Комаров своим телом прижал пробковый матрац к пробоине в носу катера, заливаемого водой. Он держал этот матрац до тех пор, пока катер не отвели на обсушку. Матрос-пулеметчик Ордынский с ТКА № 11, раненный осколком в голову и сильно контуженный (лишился речи), продолжал вести огонь и подбил вражеский истребитель.
Прикрепления: 9983148.jpg(160.9 Kb) · 3284966.jpg(141.9 Kb) · 9652384.jpg(258.8 Kb) · 0109424.jpg(217.6 Kb) · 1543098.jpg(228.8 Kb) · 9520826.jpg(214.0 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Суббота, 10.08.2013, 19:32
 
ЗенинДата: Пятница, 19.12.2014, 17:24 | Сообщение # 3
Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
Торпедный катер ТКА-11 на котором служил Светлов
Прикрепления: 9921264.jpeg(167.0 Kb)


Сообщение отредактировал Зенин - Пятница, 19.12.2014, 17:27
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-исторические исследования: Военно-морской флот СССР » Северный флот » БКЗ командира ТКА-11 СФ - первая атака катеров СФ на войне
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz