Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Эскадренный миноносец «Фрунзе»
Эскадренный миноносец «Фрунзе»
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 19:54 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Эскадренный миноносец «Фрунзе» - эскадренный миноносец типа «Счастливый», построенный по «Программе спешного усиления Черноморского флота» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».

Для просмотра в полном размере нажмите на изображение






Прикрепления: 8074214.jpg (161.5 Kb) · 1381609.jpg (125.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:02 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение

Для просмотра в полном размере нажмите на изображение








Прикрепления: 7837360.jpg (21.3 Kb) · 4640222.jpg (252.1 Kb) · 9377866.jpg (99.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:21 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба эскадренного миноносца «Фрунзе»: 1915 - 1917гг.

Заказан в рамках программы судостроения принятой в 1911 году и известной как "ассигнование средств на усиление Черноморского флота". Строилися по проекту Путиловского завода, победившего в конкурсе, объявленным Морским генеральным штабом в 1911 году. По существу, повторял эсминец "Дерзкий", но по внешнему виду корабли обоих классов различались между собой верхним срезом дымовых труб.

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота под названием "Быстрый", 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 7 июня 1914 года, вступил в строй 1 мая 1915 года.

Cпуск на воду в Херсоне миноносца «Быстрый», 25 мая (7 июня ) 1914 года



Вместе с эсминцем «Счастливым» вышел в свой первый боевой поход 25 апреля 1915 года. До конца года корабль совместно с другими эсминцами совершил шесть боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района и уничтожения судов врага на его собственных коммуникациях. В результате этих походов было уничтожено 26 парусных судов и 3 парохода противника, повреждён крейсер «Гамадие».

Гвардейская ленточка с матроской бескозырки с надписью «Быстрый».



В 1916 году эсминец «Быстрый» активно участвовал в боевых действиях на Чёрном море, совершил 10 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, выполнения минных постановок и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов.

Разгром турецкого конвоя у острова Кефкен 23 августа 1915 г.

Летом 1915 года русские корабли Черноморского флота нанесли несколько чувствительных ударов по портам турецкого побережья и коммуникациям, через которые осуществлялась перевозка угля из Зонгулдакского угольного района к Босфору. Потеряв много крупных транспортов, противник вынужден был привлечь к перевозке угля и других грузов малые суда и даже парусные шхуны, а большие транспорты сопровождать боевыми кораблями.

Утром 23 августа 1915 года в Угольный район вышли 2 эскадренных миноносца «Гневный» и «Беспокойный». Обнаруженные ими в Зунгулдаке 3 турецких парохода атаковать было трудно, так как подходы к порту прикрывались огнем нескольких береговых батарей. Получив донесение об этом, командование флота приказало «Гневному» и «Беспокойному» уйти в северном направлении, но так, чтобы противник знал об их уходе. Одновременно из Севастополя в район западнее Зунгулдака для перехвата пароходов вышли эскадренные миноносцы «Быстрый» и «Пронзительный». Tам же находилась подводная лодка «Нерпа». Расчет оказался правильным. Едва эскадренные миноносцы покинули район Зунгулдака груженные углем пароходы вышли из порта, однако их сопровождали в качестве охранения крейсер «Гамидие» и 2 эскадренных миноносца «Нумуне» и «Муавенет». Вступив в артиллерийский бой с турецкими боевыми кораблями, эсминцы быстро добились попаданий своих 102-мм снарядов в турецкий крейсер, на котором было выведено из строя два 150-мм орудия. «Нерпа» попыталась атаковать его торпедами. «Гамидие» вышел из боя и стал уходить к Босфору. Бросив транспорты, за ним последовали и оба турецких эсминца. В панике капитаны транспортов выбросили их на берег, после чего команды покинули суда. Все три транспорта, а также буксир с баржей, на которых находилось 14 тысяч тонн угля, были уничтожены торпедами и артиллерийским огнем эсминцев.


С 10 января по 16 февраля 1916 года«Быстрый» участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Всего, в ходе рейдов, cовместно с другими кораблями участвовал в уничтожении 40 турецких парусных судов, 6 пароходов и миноносца.


ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА «БЫСТРЫЙ»



За меткую стрельбу, храбрость, отличную распорядительность и самоотверженную работу при борьбе миноносца 12 июля 1915 года с береговой батареей в Килимли, препятствовавшей захвату неприятельского торгового судна, Георгиевскими крестами 4-й степени были награждены:

№ 237874 - ФИЛАТОВ Матвей, артиллерийский унтер-офицер 1-й статьи
№ 237875 - ЮРЧЕНКО Семен, комендор унтер-офицерского звания
№ 237876 - РОМАНЮК Иосиф, старший комендор

Как наиболее отличившиеся в бою 23 августа 1915 года, когда эскадренные миноносцы «Пронзительный», под брейд-вымпелом Начальника 1-го дивизиона и «Быстрый» обнаружили у берегов Анатолии неприятельские транспорты с углем, конвоируемые сильнейшим противником - крейсером «Гамидие» и двумя миноносцами типа «Милет», и в результате боя нанесли повреждения противнику, заставив его уйти в Босфор и бросить конвоируемые транспорты - 4 парохода и угольную баржу, которые затем все были уничтожены миноносцами же, были награждены:

Георгиевскими крестами 3-й степени:


№ 12052 - ФИЛАТОВ Матвей, артиллерийский унтер-офицер 1-й статьи
№ 12061 - ЮРЧЕНКО Семен, старший комендор
№ 12060 - РОМАНЮК Иосиф, старший комендор

Георгиевскими крестами 4-й степени:

№ 237892 - ГУЛЕВСКИЙ Григорий, кочегарный кондуктор.
№ 237893 - СУХОПЛЮЕВ Андрей, кочегарный унтер-офицер 1-й статьи
№ 237894 - ПРОЦЕНКО Григорий, матрос 2-й статьи
№ 237895 - ШПАРГОЛОВ Григорий, кочегар 1-й статьи
№ 237896 - РОМАНЕНКО Федор, сигнал.-дальн. унтер-офицер 2-й статьи
№ 237897 - КОВАЛЮК Никита, гальванерный унтер-офицер 1-й статьи
№ 237898 - ГУМЕНЮК Матвей, артиллерийский унтер-офицер 1-й статьи
№ 237899 - ДУДЮК Гавриил, артиллерийский унтер-офицер 2-й статьи. Медаль "За храбрость" 4 ст. №1050113
№ 237900 - КРАВЕЦ Мартын, комендор
№ 318452 - КАРПЕНКО Павел, комендор
№ 318453 - ЗОЛОТАРЕВ Григорий, комендор
№ 318477 - ВАСИЛЕНКО Александр, рулевой унтер-офицер.

За то, что в безоблачную ночь с 1-го на 2 сентября 1916 года руководили постановкой мин заграждения в непосредственной близости от неприятельских батарей Георгиевскими крестами 4-й степени были награждены:

№ 748108 - РОМАХИН Иван, минный унтер-офицер 1 статьи
№ 748109 - СЛОБОДЯНИК Иосиф, старший минер
№ 748110 - ЛЕМЕШЬ Автоном, минно-машинный кондуктор


Во время боевого похода, 2 февраля 1917 года, «Быстрый» столкнулся с минным заградителем и получил серьёзное повреждение носовой части; был помещён в ремонт, на котором находился до начала июля. В августе - первой половине октября 1917 года эсминец совершил 4 боевых выхода на обстрел турецкого побережья и коммуникаций. Результатом одного из походов было потопление 18 октября турецкого миноносца «Хамид Абад» (вместе с эсминцем "Пылкий" в артиллерийском бою), 2 пароходов и повреждение 3 турецких тральщиков. До конца 1917 года эсминец в море больше не выходил.

Командиры

капитан 2 ранга Быков 2-й (14 апреля 1914 года - 4 мая 1915 года)
капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Шипулинский (25 мая 1915 года - 25 апреля 1916 года)
капитан 2 ранга Бубнов 1-й В. В. (25 апреля - 28 ноября 1916 года)
капитан 1 ранга Макалинский 2-й А. А. (28 ноября 1916 года - 21 февраля 1917 года)
Змаев А. Н. (21 февраля - 19 мая 1917 года)


Прикрепления: 1715337.jpg (144.1 Kb) · 6524133.jpg (236.8 Kb) · 6182179.jpg (14.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:23 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Бой 23 августа (5 сентября) 1915 года описанный выше - взгляд с немецкой стороны. Автор труда контр-адмирал Герман Лорей, непосредственный участник операций в турецких водах



Несколько отрядов транспортов вполне благополучно достигли цели, но в период 29 августа — 5 сентября транспорты имели серьезную встречу с противником. 29 августа «Нумуне» конвоировал 3 парохода. За время погрузки в Зунгулдаке 2 неприятельских эскадренных миноносца целый день крейсировали перед гаванью, не стреляя; ночью они удалились. «Гамидие» и «Муавенет» должны были сопровождать транспорты на обратном пути.

В ночь с 4 на 5 сентября транспорты вышли из Зунгулдака, и в 5 ч 5 сентября к ним присоединились «Гамидие» и «Муавенет». В 6 ч 30 мин показались оба неприятельских эскадренных миноносца. Транспорты получили приказание продолжать путь под берегом, а крейсер и оба эскадренных миноносца в 6 ч 40 мин приняли бой. Дистанция в 12–14 км (66–76 каб.) не позволяла эскадренным миноносцам принять участие в стрельбе. Русские стреляли превосходно, большей частью залпами в быстрой последовательности. Они держались на большой дистанции и, когда «Гамидие» поворачивал на них, отходили. Ввиду этого «Гамидие» мог использовать только свои два 150-мм орудия. Но его огонь не мог выдержать сравнения с огнем русских, тем более что оба орудия вскоре выбыли из строя: носовое — после 1-го выстрела, кормовое — после 33-го. Повреждения не могли быть исправлены корабельными средствами. «Гамидие» уклонялся от попаданий с помощью маневрирования. Будучи совершенно выведенным из строя с точки зрения артиллерии, он был вынужден вызвать на помощь «Гебен». Последний находился в полной готовности и в 9 ч вышел из Босфора. «Гамидие» держался возможно ближе к транспортам, чтобы довести их до Босфора. В это время показался перископ неприятельской подводной лодки. Попытка протаранить лодку не удалась. Бой отвлекал турецкие эскадренные миноносцы и «Гамидие» все дальше и дальше от транспортов. По-видимому, русские к этому и стремились: в 9 ч 23 мин они неожиданно повернули на Ost и полным ходом пошли на транспорты. «Гамидие» и эскадренные миноносцы тотчас тоже повернули на Ost; но их много меньшая скорость не позволяла им оттеснить русских в море. В этот момент показался дым «Гебена». Не ожидая его вмешательства, неприятель тотчас же повернул и скоро скрылся из виду. Тем не менее русские достигли своей цели — уничтожения транспортов. Как только транспорты увидели, что эскадренные миноносцы полным ходом идут на них, они повернули к берегу и выбросились на песок у реки Сахария, вследствие чего было потеряно 10 780 т угля.



На обратном пути в Босфор 6 сентября в 11 ч 25 мин показалась подводная лодка в надводном положении. «Гебен» повернул на нее и в 11 ч 42 мин выпустил в погружавшуюся подводную лодку с дистанции в 16 км (90 каб.) залп из пяти 280-мм орудий. Результат остался неизвестным.

В действительности эскадренным миноносцам «Пронзительный» и «Быстрый» удалось оттеснить «Гамидие» от транспортов. После атаки «Нерпы» «Гамидие» совершенно бросил транспорты, которые при приближении русских миноносцев поспешили выброситься на берег и были уничтожены артиллерийским огнем еще до подхода «Гебена». При возвращении в Босфор последний был атакован той же «Нерпой», благополучно погрузившейся под обстрелом. — Прим. ред.

«Гамидие» оказался недостаточной защитой против превосходивших его по скорости и в артиллерии русских эскадренных миноносцев; поэтому в дальнейшем приходилось обеспечение транспортов возложить на «Гебен», несмотря на нежелательность этого мероприятия. Во время погрузки транспортов эскадренные миноносцы уже не оставались в Зунгулдаке: при обстреле гавани ввиду слабости их артиллерийского вооружения они вряд ли могли рассчитывать на успех, который оправдывал бы риск их потери при стоянке в не слишком укрытом порту. Поэтому в дальнейшем эскадренные миноносцы сопровождали транспорты только днем в качестве противолодочного охранения.


Прикрепления: 3979776.jpg (37.0 Kb) · 2104532.jpg (29.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:48 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Эскадренный миноносец «Фрунзе» был последним из 5 эсминцев типа «Счастливый», которые принимали активное участие в Первой Мировой войне в составе 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота.

После октябрьского большевистского переворота и подписания Брестского договора, по которому Россия обязывалась демобилизовать армию и флот, германское командование 25 апреля 1918 года предъявило советскому правительству ультиматума о сдаче Черноморского флота. Эсминцы «Громкий», «Пылкий» и «Поспешный» вместе с частью кораблей Черноморского флота ушли из Севастополя в Новороссийск, во избежании захвата германскими войсками. Находившиеся в ремонте эсминцы «Счастливый» и «Быстрый» были захвачены интервентами и вошли в состав германского флота. 11 мая 1918 года главнокомандующий германскими войсками на восточном фронте в ультимативной форме потребовал от правительства большевиков возвращения кораблей в Севастополь. 16 июня врио начальника морских сил А.И.Тихменев приказал готовить корабли к переходу в Севастополь. «Громкий», во избежание захвата немцами, 17 июня 1918 года был затоплен экипажем в Новороссийске. Вернувшиеся из Новороссийска «Пылкий» и «Поспешный» вместе с другими кораблями были захвачены и разоружены.

После ухода германских войск из Севастополя в декабре 1918 года четыре эсминцы перешли под контроль английского командования. Головной корабль серии, эсминец «Счастливый», в 1919 году затонул при буксировке в Эгейском море. «Быстрый», «Пылкий» и «Поспешный» были переданы белогвардейцам и зачислены в состав морских сил Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) для борьбы против большевиков. После оставления ВСЮР Крыма «Пылкий» и «Поспешный» в составе эскадры Врангеля (132 вымпела) совершили переход в Стамбул, затем в Бизерту, где и были разобраны в 1933 году. «Быстрый», из-за невозможности буксировки, остался в Севастополе и 15 ноября 1920 года был захвачен частями Красной Армии.


Краткая историческая справка о эскадренных миноносцах типа «Счастливый»

xxxxxxxxx


Прикрепления: 1038103.jpg (437.1 Kb) · 7090684.jpg (478.6 Kb) · 5979634.jpg (465.8 Kb) · 4841958.jpg (436.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:48 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба эскадренного миноносца «Фрунзе»: 1917 - 1941 гг.

29 декабря 1917 года корабль вошел в состав Красного Черноморского флота. С января 1918 года проходил капитальный ремонт в мастерских Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и 7 августа под бортовым номером «R 02» вошел в состав ВМС Германии на Черном море. Из-за неудовлетворительного технического состояния (турбины корабля были разобраны) в строй введен не был. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и 24 января (6 февраля) 1919 года был зачислен в состав Черноморского флота ВСЮР, однако в строй введён так и не был, с эсминца также была снята вся артиллерия. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.

Из-за невозможности буксировки, 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и до 1923 года простоял в Севастопольском порту на приколе. После постановки на капитальный ремонт включен в состав Морских сил Черного моря. Восстановлен на Севастопольском морском заводе и 16 декабря 1927 года вновь введен в строй.



С 27 мая по 7 июня 1928 года нанес визит в Стамбул и с 31 августа по 12 сентября 1929 года - в Неаполь.

Эскадренный миноносец «Фрунзе» на учениях, 1930-е годы

xxx


Прикрепления: 4067832.jpg (515.6 Kb) · 9085726.jpg (737.3 Kb) · 7490754.jpg (705.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:49 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Довоенные фотографии моряков с эсминца «Фрунзе»










Прикрепления: 8131670.jpg (71.1 Kb) · 1266909.jpg (66.7 Kb) · 9941934.jpg (188.5 Kb) · 9019557.jpg (158.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 20:49 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
xxx

В Великую Отечественную войну эскадренный миноносец «Фрунзе» вступил под командованием капитан-лейтенанта Бобровникова Павла Андреевича. «Фрунзе» осуществлял артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района, доставку воинских пополнений в Одессу.

1 августа 1941 года: Корреспондент газеты "Известия" Эзра Виленский на борту эсминца "Фрунзе" проводит беседу с моряками и солдатами, идущими на помощь осажденной Одессе.





28 августа 1941 года крейсер "Червона Украина", лидер "Ташкент", эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф. Корабли под командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, вел контрбатарейную борьбу с вражеской артиллерией эскадренный миноносец "Фрунзе". Один тяжелый снаряд попал в корабль, на стыке борта и палубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоина была заделана. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка, в том числе командир корабля П.А. Бобровников, который не покинул мостика до окончания операции.

Обстановка под Одессой все более осложнялась. Чтобы помочь осажденным войскам, командование флотом решило в ночь на 22 сентября высадить в тылу врага в районе деревни Григорьевка морской десант в составе полка морской пехоты. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л.А. Владимирский. Высадка десанта возлагалась на отряд кораблей, в который вошли крейсера "Красный Кавказ" (под флагом командира высадки) и "Красный Крым", эскадренные миноносцы "Бойкий", "Безупречный" и "Фрунзе". Командование отрядом возлагалось на командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С.Г. Горшкова.

Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой контр-адмирал Владимирский вышел из Севастополя на эсминце "Фрунзе" (под командованием и. о. командира капитана 3-го ранга Ерошенко), чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом план взаимодействия при высадке десанта.

На переходе у «Фрунзе» поначалу все шло без помех. Но около 15 часов у Тендры сигнальщики эсминца доложили:

«Видим притопленную канонерскую лодку „Красная Армения“, дым, на корабле - никого».

Вскоре стали видны плавающие на воде люди. «Фрунзе» пошел по направлению к ним и спустил шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка атакована авиацией противника полчаса назад. Находившемуся поблизости буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский дал приказание идти к канлодке и тушить пожар.

Существовала реальная опасность, что бомбардировщики, израсходовавшие боезапас, могут, исходя из подлетного времени, вот-вот вернуться и повторить налет. Обычно при риске налета бомбардировщиков эсминцы находятся на среднем или полном ходу, даже если ведут обстрел берега. Однако командир «Фрунзе» Ерошенко, до этого командовавший лидером «Ташкент» и заменивший в этой операции его прежнего командира Бобровникова, раненного осколком бомбы, и контр-адмирал Владимирский, несмотря на важность поставленной перед ними задачи, остановили эсминец и вместе с буксиром занимались спасением людей.

В этот момент появилась восьмерка пикирующих бомбардировщиков Ju-87, идущая по направлению к «Красной Армении», видимо, с целью добить ее. Обнаружив эсминец, «Юнкерсы» сменили курс и развернулись для атаки. Бросив спущенную на воду шлюпку, эсминец стал спешно развивать ход.

Но устаревший «Фрунзе» не был скоростным кораблем, в отличие от того же «Ташкента», которым до этого командовал Ерошенко. Возможно, в этом одна из причин неудачного маневрирования — эффективность выполнения одних и тех же уклонений на скорости в 23 и 43 узла все-таки разные, а опыта боевого маневрирования таким относительно тихоходным, по сравнению с лидером, кораблем Ерошенко не имел.

Перестроившись в цепочку и последовательно входя в крутое пике, бомбардировщики начали бомбить корабль. И бомбили на редкость метко. Первые бомбы упали в воду вблизи носовой части. Одна из бомб попала в полубак. Ее разрывом сорвало козырек ходового мостика, трап, вывело из строя переговорные устройства и все приборы, были убиты комиссар корабля Золкин, каперанг Иванов, тяжело ранен осколками в руку и живот командир эсминца Ерошенко, взобравшийся в этот момент для улучшения обзора на тумбу дальномера, легко ранены контр-адмирал Владимирский и старпом Носов.



Последующие свои атаки «Юнкерсы» сосредоточили на корме. Эсминец, продолжая вести бой и маневрировать, управляясь с запасного командного рулевого поста, развил наконец максимальную скорость. Но тут прямым попаданием в корму было уничтожено кормовое зенитное орудие, и заградительный огонь резко ослабел. «Юнкерсы» смогли без особых помех отбомбиться по корме, снизив высоту сбрасывания бомб от 800 до 100 метров. От повреждений румпельного отделения заклинило руль. Корабль начал описывать циркуляцию.

Добить потерявший управляемость эсминец не составило бы проблем, но в этот момент у «Юнкерсов» кончились бомбы. Пикировщики ушли, оставив «Фрунзе» в тяжелейшем положении: в носовую часть начала прибывать вода, рулевое управление было разбито, но машины и котельные отделения были пока в порядке.

Управляясь машинами, эсминец продолжал двигаться в направлении Тендровской косы. Владимирский, принявший командование кораблем, решил в случае, если не удастся справиться с поступающей водой, приткнуться к отмели, чтобы потом облегчить подъем корабля.

Машинный телеграф был выведен из строя, и управлять машинами приходилось по телефонам и голосом через расставленных людей, что было довольно сложно. Периодически возникала путаница в передаче команд. В конце концов Владимирский спустился к палубным люкам в машинное отделение и начал командовать прямо в машины.

Но вода продолжала поступать. Сначала крен был небольшой, потом стал постепенно нарастать. Покидать корабль было не на чем. Часть шлюпок была разбита во время бомбежки, а остальные бросили в начале налета, не успев поднять на борт. Владимирский распорядился, чтобы из кубриков вынесли все койки, расшнуровали и разбросали по палубе пробковые матрасы: если корабль пойдет ко дну, чтобы всем хватило спасательных средств… Это оказалось не лишним.

Самолеты противника больше не появлялись. Корабль медленно, но упорно двигался к берегу. Крен тоже нарастал. Наконец, движение вперед прекратилось. Эсминец уже мог перевернуться. Машинной команде и всему личному составу было приказано оставить внутренние посты и выйти на верхнюю палубу.

Но, несмотря на большой крен — весь правый борт был уже в воде, — корабль не переворачивался и даже перестал крениться: стало ясно, что, осев скулой правого борта, он оперся о грунт; это его и удерживало. Окажись эсминец в таком положении на более глубоком месте, он бы уже давно перевернулся.

С заполнением корабля водой крен стал уменьшаться. Под водой оставались надстройки и часть палубы левого борта, образовавшей с бортом «конек». Большая часть моряков, используя пробковые матрасы, плавала вблизи корабля; раненые оставались преимущественно на рострах, там же находился и Владимирский.

Фотография тонущего «Фрунзе» с борта немецкого самолета. 21 сентября 1941 г.

xxx

Когда эсминец сел на грунт, к нему подошел сзади ростр буксир «ОП-8» и стал принимать людей. Он подобрал всех — и плававших и оставшихся на надстройках. Ни на воде, ни на корабле не осталось никого. Последними с корабля сошли его тяжелораненый капитан Ерошенко, не пожелавший эвакуироваться с ранеными, и контр-адмирал Владимирский. Капитану буксира было приказано идти вдоль косы так близко к берегу, как это возможно, чтобы не сесть на мель.

И в этот момент вернулись «Юнкерсы». Перегруженный буксир не мог эффективно маневрировать. С первого же захода пикировщиков бомба попала в машинное отделение и буксир лег на борт. Почти все, кто до бомбежки находился на буксире, поплыли к берегу.

Борт и надстройки, приняв горизонтальное положение, выступали из воды. На них оставалось восемь-девять тяжелораненых, не способных плыть. Среди них был и Ерошенко. За каждого из раненых отвечал здоровый краснофлотец. Владимирский также остался на буксире.

Увидев, что буксир затонул, «юнкерсы» стали разгружаться от бомб и стрелять из пулеметов по плывущим к берегу.

В числе убитых оказался и командир электромеханической боевой части эсминца Зызак. Чтобы вражеские летчики не видели, что на буксире есть еще люди, оставшиеся на нем спрятались под фальшборт, примостившись на стенках надстроек. А когда самолеты ушли, выбрались из-под фальшборта наружу. Через 15–20 минут пришел торпедный катер и доставил всех выживших на Тендру.

Из команды «Фрунзе» спаслось 110 человек, погибло около 50.

Эсминец «Фрунзе», канонерскую лодку «Красная Армения», морской буксир «ОП-8» потопили пикирующие бомбардировщики Ю-87 из первой авиационной группы 77-й эскадры штурмовой авиации люфтваффе - асы бомбившие города Англии, Франции, Югославии и Греции. Эскадра входила в пятерку лидеров по числу награждений Рыцарским крестом среди авиационных соединений Третьего рейха.

Командовал первой авиационной группой капитан Гельмут Брюк, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями.

xxx


Прикрепления: 1055214.jpg (101.7 Kb) · 0571425.jpg (84.9 Kb) · 7773152.jpg (63.9 Kb) · 9276200.jpg (471.8 Kb) · 7178256.jpg (30.8 Kb) · 8054321.jpg (144.3 Kb) · 7340294.jpg (186.5 Kb) · 0896579.jpg (242.4 Kb) · 0668295.jpg (291.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 21:02 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
xxxx





xxxxxxxx


Прикрепления: 9015117.jpg (162.2 Kb) · 3727665.jpg (586.4 Kb) · 6646239.jpg (564.7 Kb) · 4394311.jpg (317.9 Kb) · 7644135.jpg (47.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 21:02 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир эскадренного миноносца «Фрунзе» с марта по сентябрь 1941 года капитан-лейтенант Бобровников Павел Андреевич

xxx



xxx

Pодился в 1905 году в городе Киеве. В рядах Красной Армии с 1927 года. В 1932 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Проходил службу на линкоре «Парижская коммуна». В 1935 году окончил спецкурсы комсостава РККФ. В дальнейшем служил в должности дивизионного артиллериста, начальника штаба дивизиона канонерских лодок Черноморского флота, командира эскадренных миноносцев «Железняков», «Фрунзе».

Участвовал в обороне Севастополя, командуя эскадренным миноносцем «Незаможник», который вместе с другими кораблями Черноморского флота регулярно охранял суда, следовавшие в Севастополь, перевозил войска, боеприпасы, оружие. Каждый такой рейс был не просто боевым походом, а прорывом через минные поля противника под постоянной угрозой атаки со стороны подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

Под командованием П.А. Бобровникова эсминец «Незаможник» участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции как корабль поддержки десанта. Благодаря отлично проведенной высадке десанта в Феодосию был обеспечен общий успех всей десантной операции с целью овладения Керченским полуостровом.

С марта 1943 года - командир 2-го дивизиона эскадренных миноносцев, занимался переброской войск между портами Кавказа. Участвовал в десантной операции в районе Южной Озерейки, в переброске войск и грузов между портами Кавказа. С апреля 1944 года - командир эскадренного миноносца «Огневой».

Кавалер семи боевых орденов, один из них – Орден Британской империи 4-й степени. Награжден медалями «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя».

Удостоверение к медали «За оборону Одессы» посписанное командиром 2-го дивизиона эскадренных миноносцев капитаном 2-га ранга Бобровниковым




Прикрепления: 6798531.jpg (32.0 Kb) · 3308470.jpg (7.2 Kb) · 9950363.jpg (76.0 Kb) · 3821743.jpg (185.7 Kb) · 7784922.jpg (501.6 Kb) · 4759560.jpg (504.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 21:02 | Сообщение # 11
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Краснофлотец Бантыш Андрей Михайлович, с июня по сентябрь 1941 г. воевавщий на эсминце «Фрунзе»

xxx

xxx

xxxxxx


Прикрепления: 8120912.jpg (180.6 Kb) · 1222450.jpg (191.9 Kb) · 1376848.jpg (101.6 Kb) · 9004642.jpg (106.0 Kb) · 0787482.jpg (191.5 Kb) · 3116086.jpg (192.9 Kb) · 0713269.jpg (179.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 23.12.2020, 21:02 | Сообщение # 12
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
В июне 1949 года «Фрунзе» был обследован водолазами. Корабль лежал с небольшим креном на левый борт на глубине 8-9 метров. Отсутствовало одно 102-мм орудие и палубные механизмы. Корпус корабля имел большие разрушения. Забот у советского флота в те годы хватало, и на лежащий у Тендровской косы старый эсминец махнули рукой, да и навигации он особо не мешал.

Интерес к затонувшему кораблю вернулся уже в конце 60 – начале 70-х гг., когда к истерзанному штормами корпусу «Фрунзе» опустились члены николаевского клуба подводного плавания «Садко». История самого клуба требует отдельной статьи – в Советском Союзе он был известен далеко за пределами Николаева. Группа молодых, увлеченных людей – студентов, спортсменов и просто неравнодушных – решила организовать клуб по обследованию и исследованию подводных объектов. Одним из первых погружения были совершены на обнаруженный «садковцами» монитор «Ударный» и эсминец «Фрунзе».

Для государства в ту пору не составляло особого труда оказывать содействие подобным группам исследователей. Клубу «Садко» выделили экспедиционное судно, необходимое оборудование для подводных работ. В 70-х годах членами клуба был осуществлен подъем двух орудий главного калибра и якоря корабля. Найдены и извлечены на поверхность несколько сейфов с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. На «Фрунзе», к слову говоря, осталась вся штабная документация по предстоявшей десантной операции.

Комиссар эсминца «Фрунзе» Дмитрий Степанович Золкин



Сейф комиссара комиссара эсминца «Фрунзе»



Револьвер, кобура и патронташ комиссара комиссара эсминца «Фрунзе» из сейфа




Много обнаружено и личных вещей моряков. Ряд предметов, поднятых с эсминца, выставлен в экспозиции николаевского Музея судостроения и флота. Часть документов передана в Центральный военно-морской архив.

Подъем 102-мм орудия



Орудие с эсминца «Фрунзе» на смотровой площадке Музея судостроения и флота в Николаеве



Кормовая надпись и штурвал с мостика эсминца «Фрунзе». Находятся в экспозиции Одесского историко-краеведческого музея. Штурвал был поднят одесскими аквалангистами секции подводного спорта Одесского медицинского института имени Пирогова приблизительно в 1970-1973 году.




Прикрепления: 4842019.jpg (89.8 Kb) · 4255480.jpg (155.8 Kb) · 7825184.jpg (254.5 Kb) · 7008642.jpg (152.3 Kb) · 7319706.jpg (73.5 Kb) · 0876851.jpg (124.9 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Черноморский флот и Азовская военная флотилия 1-го и 2-го формирований » Эскадренный миноносец «Фрунзе»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz