Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Тихоокеанский флот и Северо-Тихоокеанская военная флотилия » Эскадренный миноносец «Войков»
Эскадренный миноносец «Войков»
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 21:54 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Краснознамённый эскадренный миноносец «Войков» («Лейтенант Ильин», с 3 июля 1919 года «Гарибальди», с 31 декабря 1922 года «Троцкий», с 14 февраля 1928 года «Войков», с 26 ноября 1953 года «ПКЗ-52») - эскадренный миноносец типа «Новик».



Заложен эсминец под названием «Лейтенант Ильин» 1 июня 1913 года в Санкт-Петербурге, спущен 28 ноября 1915 года, вступил в строй 13 декабря 1916 года.

Участвовал в первой мировой войне, февральской революции и гражданской войне и Ледовом походе 10-22 апреля 1918 г. 25 октября 1917 г. перешел на сторону Советской власти. С 9 сентября 1918 по 17 сентября 1919 г. находился на долговременном хранении. 21 апреля 1921 г. вошел в состав Морских Сил Балтийского моря. 31 декабря 1922 года переименован в «Троцкий». 14 августа 1928 года переименован в «Войков». 16-23 августа 1929 г. совершил визит в Мемель (Литва). 6 сентября 1929 года во время маневров столкнулся с эсминцем «Володарский», получил тяжелые повреждения и был поставлен в док для ремонта. В 1933 - 1935 гг. находился на капитальном ремонте.

Эскадренные миноносцы «Войков» и «Калинин» с визитом в Литовской Республике, порт Meмель (Клайпеда), 1929 г



xxx

xxx



Эскадренные миноносцы «Войков» и «Володарский» в доке после столкновения. Кронштадт. 1929 г

xxx


Прикрепления: 2265663.jpg (7.8 Kb) · 2872195.jpg (385.1 Kb) · 5745255.jpg (334.6 Kb) · 3115822.jpg (419.5 Kb) · 7351426.jpg (366.4 Kb) · 1493621.jpg (391.4 Kb) · 7952281.jpg (398.3 Kb) · 1833101.jpg (129.6 Kb) · 3438946.jpg (127.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 21:55 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение

Для просмотра в полном размере нажмите на изображение






Прикрепления: 1455107.jpg (9.8 Kb) · 8776387.jpg (81.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 21:56 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
2 июля 1936 года эскадренный миноносец «Войков», в составе Экспедиции Особого Назначения ЭОН-3, убыл из Ленинграда во Владивосток и 17 октября 1936 года по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути прибыл на Дальний Восток и вошел в состав Тихоокеанского флота.

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД СОВЕТСКИХ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ ЧЕРЕЗ МОРЯ АРКТИКИ (ЭОН-3 )



Планомерное освоение Северного морского пути (СМП) началось только в 30-е годы ХХ века. В 1933 году для быстрой и скрытой переброски кораблей с Балтийского флота в Белое море был построен Беломорско-Балтийский канал, по которому в Мурманск сразу же прошли два отряда балтийских кораблей, составивших основу новой Северной военной флотилии. Следующим этапом осуществления стратегического маневрирования военно-морскими силами на Балтике, морях Северного Ледовитого океана и Тихом океане должен был стать перевод боевых кораблей из Кронштадта во Владивосток по Беломорско-Балтийскому каналу и СМП за одну навигацию. На Дальнем Востоке тогда не было судостроительной промышленности и другого пути пополнить созданный Тихоокеанский флот не было.

Честь стать кораблями-первопроходцами выпала двум кораблям Балтийского флота, переданным в состав Тихоокеанского флота: эскадренным миноносцам типа «Новик» - «Сталин» (командир — капитан-лейтенант В.Н.Обухов, комиссар - старший политрук Н.Н.Мильграм, инженер-механик - военинженер 3 ранга В.К.Ольховиченко) и «Войков» (командир - капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков, комиссар - политрук П.Е.Смирнов, инженер-механик - военинженер 3 ранга В.Ф.Бурханов).

Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга Евдокимов Петр Александрович. Технической частью подготовки кораблей к ледовому плаванию руководил военинженер 3 ранга А.И.Дубравин.
У военных моряков в то время не было опыта плавания в полярных морях, поэтому на каждый эсминец направили в качестве ледовых лоцманов опытнейших полярных капитанов торгового флота. С командиром Обуховым пошел П.Г.Миловзоров, а с Сухоруковым — Н.М.Николаев.

К предстоящему ответственному плаванию необходимо было всесторонне подготовиться. Корпуса миноносцев не рассчитывались для плавания в арктических льдах. Чтобы предохранить их от ударов о лед, военинженер А.И.Дубравин разработал специальную конструкцию. Часть корпуса миноносца обшили деревянными брусками, а в районе форштевня поверх них закрепили тонкие стальные листы. Как показала практика, эти специальные «шубы», как назвали такую обшивку, не раз спасали миноносцы при ударе о лед и во время ледового сжатия.

Для дальнего арктического похода военных кораблей потребовались значительные силы обеспечения

Ледовую проводку поручили ледорезу «Ф.Литке» (капитан Ю.К.Хлебников, старший помощник капитана С.В.Гудин, помощник по политчасти И.П.Федоров, старший механик Ф.Ф.Лиходеев, начальник радиостанции Е.Н.Гиршевич). На ледоколе находился и главный метеоролог-синоптик К.А.Радвиллович.

Вторым судном обеспечения стал товаропассажирский пароход «Анадырь» (капитан А.П.Бочек, старший помощник капитана В.С.Рудных, помощник по политчасти П.Ф. Борисов и старший механик П.М.Миронов). Как и «Литке», он был ветераном арктических плаваний.

Обеспечение миноносцев топливом поручили небольшим танкерам «Лок-Батан» (капитан Г.Г.Кучеров) и «Майкоп» (капитан К.А.Зайцев).

Уголь для ледореза «Ф.Литке» и парохода «Анадырь» должны были доставить с Дальнего Востока на трассу Северного морского пути пароходы «Ванцетти» (капитан Г.П.Бютнер) и «Искра» (капитан В.Ф.Федотов).
В организации ледовой разведки большую помощь каравану оказали летчики полярной авиации во главе с А.Д.Алексеевым.

Переход Северным морским путем отряд эсминцев и суда обеспечения осуществляли в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-3) под руководством начальника Главного управления Северного морского пути О.Ю.Шмидта. Для освещения событий перехода газета «Известия» направила в экспедицию своего спецкора М.Э.Зингера, а «Союзкинохроника» - кинооператора Марка Трояновского.

На самое большое судно экспедиции, пароход «Анадырь», был принят годовой запас продовольствия, зимнего обмундирования и прочего снабжения для личного состава всей экспедиции, а также снятое с миноносцев вооружение. Кроме того, во время похода он снабжал суда пресной водой, овощами и свежим мясом. Перед отходом от причала Мурманского порта палуба «Анадыря» представляла собой настоящий Ноев ковчег. Двадцать коров, столько же крупных откормленных свиней, несколько баранов, куры в клетках. Сколоченные из досок стойла для скота, тюки с сеном, бочки с солеными помидорами, огурцами и квашеной капустой не оставили на палубе ни одного свободного сантиметра. Для прохода со спардека в носовые и кормовые помещения пришлось поставить мостки прямо по грузовым люкам.

Суда экспедиции выходили из разных портов, но к определенному сроку должны были прийти в назначенную точку встречи.

Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть (от р. Карелка до Вознесенья) – поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу. 30 июля корабли прошли Горло Белого моря и направились, как тогда говорили, «в точку В».

К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, «Анадырь» пришел первым. Ледорез «Ф.Литке» с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом, эсминцы и танкеры подошли 1 августа. Эсминцы «Сталин» и «Войков» пополнили запас топлива с танкеров, а с парохода «Анадырь» получили свежие овощи. В тот же день ледорез «Ф.Литке» провел караван судов в Карское море. До острова Диксон корабли и суда прошли легко. Отдельные скопления льда «Ф.Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем эскадренные миноносцы и замыкающими - танкеры.



5 августа корабли экспедиции прибыли в район острова Диксон, здесь в бухте острова снова была проведена бункеровка всех судов экспедиции. Пароход «Анадырь» сходил в Енисейский залив и заполнил все свободные емкости отличной пресной водой.

По донесению летчика Матвея Ильича Козлова, неизломанный лед, плотно прижатый к берегу, был на всем протяжении от острова Скотт-Гансена до пролива Вилькицкого.

Так оно и оказалось, всего несколько часов караван прошел на восток в разреженном льду, а дальше до самого горизонта простирался тяжелый неподвижный лед. Пришлось поставить ручки машинных телеграфов на «стоп» и пришвартоваться к кромке неподвижного льда. В нескольких милях к северу от каравана также стояла затертая льдами большая группа транспортов вместе с самыми мощными в то время ледоколами «Ермак» и «Ленин». Из-за тяжелой ледовой обстановки в Карском море караван пролежал в дрейфе восточнее Диксона до конца августа.


Прикрепления: 8413123.jpg (214.8 Kb) · 2666262.jpg (88.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 21:58 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Наконец 1 сентября, на рассвете, потянул слабый ост-норд-ост и постепенно стал набирать силу. К полудню сила ветра достигла шести баллов. Лед пришел в движение. Появились темные полоски чистой воды, и лед начал отходить от берега. Снова зазвенели машинные телеграфы. На «Литке» подняли сигнал «Приготовиться к движению». Но вот вопрос — какой выбрать путь? Лед отжимало от берега и выносило ветром из архипелага Норденшельда. А в районе обычной трассы, где стояли группа транспортов и ледоколы, сжатие усилилось; и их понесло на норд-вест. Капитан ледореза «Ф.Литке» Ю.К.Хлебников провел радиосовещание. Капитаны поддержали его предложение, и Хлебников повел караван по образовавшейся прибрежной прогалине чистой воды.

Единственным широким проходом между многочисленными островами архипелага Норденшельда был пролив Матисена, но по нему еще ни разу не проходили большие суда. На карте было показано всего несколько глубин на большом расстоянии одна от другой. На «Анадыре» к планширю фальшборта правого борта, у самого полубака, прикрепили лотовую площадку. На других судах также приготовились к измерению глубины моря ручным лотом. Шли переменными ходами, непрерывно измеряя глубину. Ледяная вода жгла руки матросам. Лотовых меняли каждые пятнадцать минут. Узкие перемычки годовалого, сильно вытаявшего льда проходили легко. Иногда стопорили машины, так как по цвету воды можно было ожидать, что впереди по курсу малые глубины. Но это были ложные тревоги, глубины оказывались достаточными для прохода наших судов.

Пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке».



Караван благополучно прошел проливом Матисена среди островов архипелага Норденшельда. Был сделан стремительный бросок на восток, а транспорты с ледоколами продолжали дрейфовать в тяжелом льду.
На подходе к проливу Вилькицкого лед стал мощнее. 5 сентября, медленно продвигаясь в сплошном битом льду, вошли в пролив, и попали в полосу льда, дрейфовавшего вдоль южного берега к мысу Челюскина. Вскоре все суда так зажало, что работа машинами стала бесполезна, да и небезопасна. Винты ежеминутно заклинивались в сплошной ледяной массе. Напиравшие льды разворачивали суда как скорлупки.

Миноносец «Сталин» несло лагом, а «Анадырь» - кормой вперед. Такое положение по отношению к движению льда было крайне опасно. Лед напирал все сильнее, и миноносец начал крениться, трещали и лопались бруски защитной «шубы».

- Подрывную партию на лед! - скомандовал командир корабля Обухов. Инженер Дубравин спустился на лед вместе с подрывниками и указал место, куда закладывать взрывчатку. Скоро высоко в воздух взлетели куски льда, напиравшая льдина треснула, и корабль выровнялся.

Под кормой парохода «Анадырь» пришлось подрывать лед нам вместе с плотником Егором Михайловым. Взрывы оказались удачными, руль и винт были освобождены.
Вокруг всех судов то и дело гремели взрывы, фонтаны воды и ледяной каши белыми столбами поднимались вверх. День был ясный, солнечный. Кинооператору Марку Трояновскому повезло, он сделал много эффектных снимков. А взрывы не только спасали корабли от ледовых, объятий, но и явились салютом полярной станции на самой северной точке Евразии – мысе Челюскин, к которому несло караван вместе со льдом со скоростью около трех миль в час.

Когда затих грохот взрывов, послышался шум самолета. С востока быстро приближалась черная точка. Летчик Василий Сергеевич Молоков низко пролетел над караваном, качнул крыльями и передал по радио, что в нескольких милях к северу лед значительно реже. Суда отсалютовали ему гудками.

Внезапно нажим льда прекратился. Льды как бы расступились в стороны. Стало возможно работать винтами. Ледорезу «Ф.Литке» удалось быстро развернуться на курс, указанный Молоковым. А узким эскадренным миноносцам никак не удавалось развернуться и начать движение. «Ф.Литке» сумел подойти к эсминцу «Войков» и взял его на короткий буксир. Пароход «Анадырь» пробился к эсминцу «Сталин» и тоже взял его на буксир.

Прошло около часа, и караван попал в полосу разреженного льда, медленно дрейфовавшего на восток. Были отданы буксиры, и эсминцы пошли самостоятельно, держась в кильватере за своими лидерами. Мыс Челюскин остался далеко к югу. Уже темнело, но домики полярной станции четко вырисовывались на берегу, припорошенном свежим снежком. На судах включили ходовые огни. Полярники заметили их и, приветствуя нас, зажгли на берегу яркий белый огонь. Начальник экспедиции О.Ю. Шмидт передал по радио привет от моряков и сообщил, что пароход со сменой скоро придет.

Вечером 6 сентября караван прошел пролив Вилькицкого и корабли вышли в море Лаптевых. Лед был разрежен, но в темное время суток пришлось идти малым ходом, чтобы не напороться на какую-нибудь предательскую льдину. А утром навалился туман. За ледорезом «Ф.Литке» шел эсминец «Сталин», за ним пароход «Анадырь» и замыкал колонну эсминец «Войков».

Неожиданно «Ф.Литке» встретил тяжелую льдину и остановился. Эсминец «Сталин» шел на близком расстоянии и, чтобы не врезаться в корму ледокола, дал задний ход, одновременно подав сигнал свистком. Идущий следом пароход «Анадырь» также дал полный ход назад. Но у «Анадыря» инерция больше, чем у легкого миноносца, и, чтобы его не протаранить, капитан А.П.Бочек скомандовал: «Лево на борт!» Миноносец не пострадал, но «Анадырь» скулой левого борта ударился о тяжелую льдину. В трюме появилась пробоина. Вода стала поступать в трюм, загруженный мешками с мукой и гречневой крупой. Благодаря грамотно продуманному распределению груза по трюмам, подмокло лишь несколько десятков мешков с мукой. После просушки она была вполне пригодна в пищу.

С помощью военных моряков часть груза была поднята на палубу и освобождено место повреждения. Механики и водолазы «Анадыря» надежно заварили трещины в шпангоутах, а на обшивку корпуса поставили небольшую заплатку. Боцман Якобсон вместе с плотником Михайловым работали умело и быстро. Они поставили со стороны трюма цементный ящик, закрепив его к шпангоутам. Корпус парохода в районе повреждения стал крепче, чем был до этого.

Пока шли работы по заделке пробоины, туман рассеялся. Ледорез «Ф.Литке» повел колонну полным ходом, лавируя среди обломков ледяных полей и отдельно плавающих льдин.

Как и намечалось планом, пароходы с углем «Искра» и «Ванцетти» с помощью ледокола «Красин» прошли с Дальнего Востока, и караван встретился с ними в море Лаптевых. «Ф.Литке» и «Анадырь» до отказа загрузили углем бункера и взяли несколько тонн на палубу. Во время бункеровки все суда лежали в дрейфе в разреженном льду. Из Тикси на гидросамолете прилетел представитель Управлении полярной авиации Главного управления Севморпути, полярный летчик Черевичный Иван Иванович. Он мастерски посадил свою летающую лодку на небольшое озеро чистой воды, пришвартовал ее к льдине, у которой стоял эсминец «Сталин», и поднялся на борт. Черевичный сообщил свежие данные о состоянии льдов на восток до Колымы. Правда, оттуда только что пришли пароходы-снабженцы, но обстановка могла и измениться. Черевичный вскоре улетел на базу. Ледорез «Ф.Литке» повел пароходы «Искра» и «Ванцетти» через тяжелую перемычку льда к проливу Вилькицкого. На юг, к проливу Дмитрия Лаптева, лед был разрежен, во главе колонны пошел пароход «Анадырь», эсминцы «Сталин» и «Войков» держали в кильватер.

По мере приближения к проливу, льда становилось все меньше и меньше, и наконец, корабли и суда каравана пошли по чистой воде. Это сказывалось влияние вод реки Лены. При подходе к проливу лидерство передали эсминцу «Сталин», как кораблю с наименьшей осадкой и лучше оснащенному навигационной техникой. Ледорез «Ф.Литке» нагнал экспедицию в проливе и, когда район мелководья остался позади, стал во главе каравана. Изредка попадались отдельные льдины, а слева по борту в двух-трех милях простиралась кромка сплошного крепкого льда. Корабли и суда каравана шли полным ходом.

16 сентября караван прошел мимо мрачных Медвежьих островов. Далее снова плавание во льдах. Непрерывно звенели машинные телеграфы: малый ход, стоп, полный назад, полный вперед, снова стоп... Айонское скопление льда дало о себе знать. Приближался мыс Шелагский. Здесь зачастую бывало трудно пробиться, но на этот раз льды отступили, и корабли и суда экспедиции быстро проскочили на восток.
18 сентября караван встретил ледокол «Красин», его молодежно-комсомольский экипаж возглавляли капитан М.П. Белоусов и старпом М.В. Готский - молодые дальневосточники. Во льду они работали хорошо, уверенно. Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт временно перешел на ледокол, и «Красин» повел колонну на восток.

В это время было получено сообщение летавшего на разведку летчика Каминского Михаила Николаевича, что в проливе Лонга поля многолетнего льда, но есть полынья с мелкобитым льдом. Ледокол «Красин» пошел по пути, указанному Каминским.

Ночью 19 сентября на «Анадыре» получили радиограмму от «Искры» и «Ванцетти». Капитаны судов сообщали, что ледоколы «Ермак» и «Ленин» провели свой караван в море Лаптевых, а затем вывели их в Карское море. Воспользовавшись полученными от нас сведениями, они следуют на запад архипелагом Норденшельда. Все были рады успешному движению снабженцев экспедиции на запад и им в ответной радиограмме пожелали благополучного завершения рейса.

20 сентября ледокол «Красин» провел караван через скопление льда в самой узкой части пролива Лонга. Впереди была чистая вода. Караван вышел в Берингов пролив и дал полный ход!

22 сентября 1936 года, впервые в истории мореплавания, военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря Северного Ледовитого океана в Берингово море Тихого океана, обогнув мыс Дежнева.

Когда за кормой остались воды Берингова пролива, в заливе Лаврентия О.Ю.Шмидт получил приветственную телеграмму из Москвы от руководителей Коммунистической партии и Советского правительства: «Поздравляем с успешным выполнением главной задачи порученного вам важнейшего задания партии и правительства. Ваша победа в Арктике имеет большое значение для дела обороны страны и является новым сильным призывом ко всем трудящимся Советского Союза преодолевать все и всякие трудности в борьбе за социализм. Просим передать горячий привет и поздравления всем участникам славного арктического похода».

Эскадренный миноносец «Войков» во время перехода на ТОФ, 1936 г.



24 сентября эсминцы «Войков» и «Сталин» прибыли в бухту Провидения, где их встретили танкер «Москва» с топливом и минный заградитель «Ворошиловск», доставивший часть экипажей эсминцев, которая следовала из Ленинграда во Владивосток по железной дороге, рабочих, ремонтные материалы и продовольствие.

Через два дня в бухте Эмма, одной из красивейших бухт на юге Чукотского полуострова в бухте Провидения (решениями Камчатского облисполкома от 14.11.1952 г. и Хабаровского крайисполкома от 26.01.1953 г. переименована в б. Комсомольская), суда экспедиции отдали якоря. Здесь заканчивалась работа парохода «Анадырь» по участию в проводке и обеспечению военных кораблей в арктическом походе. К борту парохода по очереди подходили миноносцы. Старпом В.С.Рудных, используя мощные грузовые стрелы, поднимал из трюма «Анадыря» торпедные аппараты, снятые с миноносцев перед ледовым походом, а военные моряки, когда аппараты, раскачиваясь на талях стрелы, повисали над палубой миноносца, принимали их и устанавливали на штатное место. Такую же операцию выполнили и с артиллерийским вооружением миноносцев. Когда минеры и артиллеристы привели свое оружие в полную боевую готовность, командир отряда капитан 1 ранга П.А.Евдокимов и начальник экспедиции О.Ю.Шмидт дали «добро» произвести прострелку орудий. Миноносцы отошли подальше от судов, стоявших в бухте, и вскоре высокие красивые горы бухты повторили многократным эхом гром артиллерийского залпа.

1 октября все работы были завершены и дальше на юг в порты назначения суда экспедиции пошли самостоятельно. За время перехода по арктической ледовой трассе забыли о качке, а теперь всем судам пришлось крепко поштормовать. Крен у эсминцев доходил до 40 градусов. Тихий океан устроил им славное крещение. Но моряки не подкачали, справились с океанской стихией, вошли в Охотское море, пересекли его курсом на мыс Елизаветы и через Татарский пролив прошли в бухту Де-Кастри, где их встретили корабли Тихоокеанского флота.

17 октября 1936 года эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток. Преодолев многие трудности ледового плавания в морях Ледовитого океана, советские моряки за одну летнюю кампанию прошли путь от Кронштадта до Владивостока, равный 6 тыс. миль. Задание партии и правительства было выполнено.


Прикрепления: 7830937.jpg (126.9 Kb) · 1246473.jpg (125.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:00 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили успехи участников первой в истории проводки эскадренных миноносцев Северным морским путем. В газете «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» за 26 февраля 1937 года было опубликовано постановление ЦИК:

О награждении работников Главного Управления Северного Морского Пути и лиц рядового и начальствующего состава Морских Сил РККА.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:

За настойчивость и преданность при выполнении важнейшего задания в северных морях наградить следующих работников Главного Управления Северного Морского Пути и лиц рядового и начальствующего состава, Морских Сил РККА.

По Главному Управлению Северного Морского Пути:
Орденом Ленина - 5
Орденом Трудового Красного Знамени - 2
Орденом Красной Звезды - 20
Орденом «3нак Почета» - 112

По Морским Силам РККА:
Орденом Ленина - 6
Орденом Красной Звезды - 20
Орденом «3нак Почета» - 166

Москва, Кремль. 25 февраля 1937 г.


Орден Ленина получили командиры эскадренных миноносцев капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков и капитан-лейтенант В.Н.Обухов, военинженеры З ранга В.Ф.Бурханов, А.И.Дубравин, В.К.Ольховиченко, орденом Красной Звезды капитан-лейтенантов В.Ф.Андреева и Ю.В.Ладинского, военинженера 3 ранга И.М.Сендика, старшего политрука П.Н.Мильграма и других.



xxxxxx

Несколько лет в печати не говорилось, за выполнение какого задания наградили орденами и медалями большую группу моряков. Затем стали известны подробности этого героического перехода боевых кораблей и судов их обеспечения через полярные льды на Дальний Восток.




xxx


Прикрепления: 5100704.jpg (266.8 Kb) · 8093641.jpg (88.5 Kb) · 9445976.jpg (54.0 Kb) · 6782180.jpg (82.0 Kb) · 2733007.jpg (72.2 Kb) · 1458623.jpg (294.6 Kb) · 4929114.jpg (297.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:02 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение

Эсминцы «Войков» и «Сталин» во Владивостокском доке.



9 августа 1945 г. (начало боевых действий Вооружённых сил СССР против Милитаристской Японии) встретил под командованием капитана 3 ранга А.Н. Абызова в составе 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота.

14 августа 1945 года эсминец «Войков» вышел из Владивостока в охранении ДК «ТДС-03» (с 7 танками Т-26 и 2 автомашинами) в Сейсин (Чхонджин), где обеспечивал высадку десанта. 16 августа обстрелял несколько объектов в Сейсине, где находились отдельные группы японских солдат.

Артиллерийский огонь эсминцa «Войков» поддерживает десант в боях за Сейсин (14-16.08.1945г.)





21 августа 1945 года обеспечивал высадку советских войск в Гензан (Вонсан), нес конвойную службу.

17 сентября 1945 года эсминец «Войков» награжден орденом Красного Знамени.


Прикрепления: 0238540.jpg (310.5 Kb) · 5102358.jpg (57.9 Kb) · 8662707.jpg (127.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:02 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
В. М. Саввиных, зам. председателя Совета ветеранов войны и труда управления Красноярской железной дороги:



9 мая 1945 года, когда была объявлена война империалистической Японии, наш эсминец “Войков” вышел в море, взяв на борт десантников, и направился в порт Сейсин (ныне Чхончжин) – укрепленный район Квантунской армии.

Утренний рассвет встретил нас почти штилем. Легкая морская зябь покачивала корабль. Зорко смотрели в даль не только командиры и сигнальщики, но и все те, кто находился у орудий, торпедных аппаратов, глубинных бомб. Мы знаем, что к порту противника так просто не подойдешь, обязательно японцы преподнесут какой-либо “сюрприз”.

Японская подлодка караулила нас и выжидала момент для нападения. Но она с корабля замечена была вовремя, последовала команда командира корабля – капитана III ранга Абызова: “Слева по борту, дистанция 8 кабельтовых, по перископу прямой наводкой. Огонь!” По вражеской субмарине ударили все орудия - были применены специальные ныряющие снаряды, взрывающиеся на глубине 10 - 15 метров. Но капитану показалось этого мало, была дана команда идти на таран.

Но подлодка уже успела выпустить торпеды, для эсминца достаточно было одной. Торпеды, к нашему счастью, проскользнули в нескольких метрах от левого борта. Японской субмарине же не удалось отклониться, глубинные бомбы, сброшенные по ее курсу, сделали свое дело. Развороченная взрывами подлодка исчезла в морской пучине.

Не успели мы опомниться от грозившей нам опасности, как над эсминцем, пришвартовавшем к пирсу, появился самолет. Было ясно, что управляет им камикадзе, поскольку он пикировал прямо на корабль. Вся огневая мощь эсминца била по пикировщику. Даже орудия главного калибра успели произвести залп. Самолет загорелся и рухнул рядом с бортом, взорвался. Корабль встряхнуло. Быстро заделали пробоины и продолжали громить врага.

По заводам "Мицубиси", расположенным в Сейсине, был произведен артналет. Мне как радисту довелось передавать артиллеристам координаты засеченных целей...

Oдним из эпизодов боевой службы на "Войкове" было взятие в плен японского адмирала. Дело было так. Прямо в ходе обстрела заводов "Мицубиси" нам дали другое задание - отправили эсминец в порт Гензан на переговоры. Задание было смертельно опасным, поскольку в этом порту мы оказались, словно в ловушке. В бухте наши корабли ("Войков" и советский фрегат американской постройки) были как на ладони, поскольку вся она пристреляна японской береговой артиллерией, расположенной на окружающих высотах. Так и стояли два дня под прицелом. И вдруг получаем приказ срочно уходить. А на борту японские "переговорщики": адмирал и генерал. Но, видимо, поэтому нас и выпустили без единого выстрела. Пошли курсом на Владивосток. Шторм, болтанка, наши молодые матросики все зелёные ходят, а японским самураям хоть бы что, хотя и сидели они в носовом, "таранном" отсеке...

Зато когда пришли во Владивосток, потрёпанный в боях "Войков" встречали со всеми почестями - как победителя.


Прикрепления: 2513590.jpg (18.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:04 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Приказом командующего Тихоокеанским флотом № 504 от 15 сентября 1945 года, наиболее отличишиеся офицеры, старшины и матросы эсминца были награждены орденам и медалями.

xxx

xxx




Прикрепления: 1480985.jpg (347.0 Kb) · 1127316.jpg (387.5 Kb) · 1704554.jpg (398.5 Kb) · 4218968.jpg (407.9 Kb) · 9423529.jpg (376.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:05 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир эсминца «Войков» капитан 3 ранга Абызов Авив Николаевич

xxx


Прикрепления: 1160713.jpg (109.3 Kb) · 5110574.jpg (428.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:23 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Kомендор зенитный 3-го класса эсминца «Войков» старший краснофлотец Дудин Пётр Матвеевич

xxx

xxx

xxx

xxx


Прикрепления: 8585550.jpg (304.2 Kb) · 8913724.jpg (246.8 Kb) · 8523995.jpg (400.0 Kb) · 3874221.jpg (329.2 Kb) · 2522712.jpg (489.5 Kb) · 9383492.jpg (406.7 Kb) · 8457746.jpg (288.8 Kb) · 9252258.jpg (263.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:33 | Сообщение # 11
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Комендор палубный 2-го класса эсминца «Войков» старшина 2-й статьи Калашников Василий Перфильевич



xxx

xxx


Прикрепления: 2624738.jpg (1.01 Mb) · 0302055.jpg (817.0 Kb) · 6196118.jpg (973.6 Kb) · 7342722.jpg (539.6 Kb) · 5396836.jpg (436.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 21.09.2020, 22:34 | Сообщение # 12
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
17 июня 1949 года «Войков» исключен из состава ВМФ и 23 сентября 1949 года передан Владивостокской организации ДОСФЛОТ для использования в качестве учебного корабля.



26 февраля 1953 года вновь принят в состав Тихоокеанского флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму «ПКЗ-52», а 30 мая 1956 года исключен из списков ВМФ. 28 августа 1956 года сдан в отдел фондового имущества и впоследствии разобран на металл.


Прикрепления: 9076431.jpg (95.1 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Тихоокеанский флот и Северо-Тихоокеанская военная флотилия » Эскадренный миноносец «Войков»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz