Ракетные катера впервые появивились на Волге в тяжелом 1942 году. Энтузиастом установки ракетного оружия на кораблях был лейтенант Г В. Терновский, который еще в предвоенные годы предлагал вооружить ракетами серийные торпедные катера и малые корабли для огневой поддержки десанта. Однако в то врем осуществить эти смелые замыслы не удалось. Положение изменилось лишь после того, как в ходе войны промышленность освоила массовое производство реактивных снарядов для авиации и сухопутных установок.
Терновский, возглавлявший артиллерию Охраны водного района Новороссийской базы, впервые увидел такие снаряды в феврале 1942 года у летчиков. Он сразу оценил возможности, открываемые новым оружием перед легкими морскими силами. По настоянию Терновского командующий Новороссийской базой капитан 1-го ранга Г. Н. Холостяков запросил у командования авиации Черноморского флота несколько комплектов 82-мм РС с самолетными системами запуска для испытаний. 2 марта 1942 года с направляющих, укрепленных на 45-мм орудиях катера МО-084, был произведен первый выстрел, и в тот же день, чуть позднее, - запуск РС в воздух и стрельба по буксируемому щиту.
Спустя месяц МО-084, охранявший на переходе транспорт "Пестель", дал ракетный залп по фашистскому самолету, выходившему в атаку на наш конвой. Стена мощных разрывов, ставшая перед торпедоносцем, ошеломила летчика, и он отвернул к берегу. А в журнале боевых действий катера появилась запись: "В районе мыса Утриш залпом РС отбита атака торпедоносца противника".
Первым кораблем, потопленным советскими ракетными катерами, стала фашистская шхуна, пытавшаяся в ночь на 20 сентября 1942 года скрытно приблизиться к нашему берегу для высадки диверсантов. Артиллеристы находившегося в дозоре охотника МО-091 повредили ее, а торпедный катер ТКА № 54 с самодельными ракетными установками двум залпами добил вражеское судно. Первый удар по береговым объектам нанесли четыре малых охотника, вооруженные четырьмя восьмизарядными установками каждый, сделав пять залпов осколочно-фугасными снарядами.
А в ночь на 4 февраля 1943 года предвоенный замысел Терновского был осуществлен... Когда фашистские прожекторы засекли в районе Станички - Мысхако неподалеку от берега "Скумбрию" - тихоходную деревянную шхуну, переоборудованную в тральщик, она не вызвала никаких опасений на батареях противника, уцелевших после шквальной артподготовки, произведенной береговой артиллерией Новороссийской военно-морской базы. И вдруг, когда до берега оставалось каких-нибудь два-три километра, "Скумбрия" окуталась облаком серовато-сизого дыма, из которого вырвались и понеслись к берегу огненные языки пламени. "Впервые в истории для поддержки десанта с моря была успешно осуществлена стрельба РС "катюша" с тральщика "Скумбрия", - говорится по этому поводу в книге "Боевой путь Советского Военно-морского Флота". - Один из пленных, свидетель этого налета, вспоминал: "Мы знали об этом ужасном сухопутном оружии, но никто даже не предполагал, что оно уже есть на русских кораблях. Лучше сразу смерть, чем увидеть такое!"
Несмотря на все эти успехи. Главное артиллерийское управление флота с согласия заместителя наркома приказало командующему Черноморским флотом снять все "самодеятельные" установки с четырьмя направляющими, как малоэффективные и опасные для самих катеров. Советская промышленность начала выпускать серийные 24-зарядные установки и поставлять флоту катера, на которых РС стали не вспомогательным, а основным оружием...
Работа над их созданием началась в январе 1942 года. Командование ВМФ заказало промышленности пусковые установки с сухопутных боевых машин БМ-8 и БМ-13. Однако выяснилось, что для кораблей нужны установки с большим углом поворота в горизонтальной плоскости. Если наземные "катюши" грубо наводились на цель разворотом самого автомобиля, то рассчитывать на это при движении бронекатера по узкому фарватеру было нельзя.
Торпедный катерТК-393 с минометной установкой СКБ московского завода "Компрессор", возглавляемому В. П. Барминым, было выдано задание на разработку трех типов пусковых установок специально для речных катеров: надпалубной для 132-мм РС и башенно-палубных для 82-мм и 132-мм РС. Быстрее всего пошли работы по созданию варианта под 82-мм снаряды, так как Реактивный научно-исследовательский институт еще до войны испытал поворотное устройство на 24 снаряда для танка. Благодаря этому в мае были готовы опытные образцы М-8-М башенно-палубного типа с 12 двутавровыми балками для 24 снарядов. Основание с качающейс частью и сиденьем наводчика поворачивалось на 360°, угол возвышения направляющих менялся от 5° до 45°, пуск всех 24 "эрэсов" осуществлялся за 7 с.
Установка второго типа - надпалубная - М-13-М1 предназначалась для запуска 16 РС калибра 132-мм. Стрелял из рубки командир, залп с восьми двутавровых балок сходил за 5-8 с. Несколько позднее была создана 32-зарядная морская "катюша" башенно-палубного типа М-13-МП, но она оказалась тяжелой и громоздкой и не получила широкого распространения. Созданный конструкторами новый тип оружия был испытан в боевых условиях на кораблях Волжской военной флотилии, причем М-8-М монтировались как на малых , так и на больших бронекатерах, а М-13-М1 - только на больших.
Опыт применения пусковых установок для речных катеров в морских условиях вскрыл и ряд их недостатков. Так, из-за люфта в стопорном устройстве снаряды на качке срывало с направляющих, причем иногда они не просто падали в воду, но и взрывались. На волнении запальные патроны заливало водой, они отсыревали. Тяжелое пусковое устройство на рубке снижало остойчивость катера. Поэтому в июле- августе 1943 года СКБ завода "Компрессор" в сжатые сроки разработало три установки в морском исполнении:8-М-8, 24-М-8 и 16-М-13. У них были усилены крепления РС на направляющих, увеличены скорости наведения и снижены усилия на штурвалах наведения. Новые корабельные установки применялись до самых последних дней войны и монтировались на кораблях многих типов и классов.