Эскадренные миноносцы «Строгий» и «Стройный»
|
|
Архивариус | Дата: Среда, 02.10.2019, 12:20 | Сообщение # 1 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Эскадренный миноносец «Строгий» был заложен 26 октября 1936 года по проекту 7 на заводе № 190 в Ленинграде (заводской № С-523). Перезаложен по проекту 7У 26 октября 1938 года. Спущен на воду 31 декабря 1939 года. Замаскированный эсминец «Строгий» на Невe в 1943 годуЭскадренный миноносец «Стройный» был заложен 26 декабря 1936 года по проекту 7 на заводе № 190 в Ленинграде (заводской № С-527). Перезаложен по проекту 7У 29 декабря 1938 года. Спущен на воду 29 апреля 1940 года. Эсминец «Стройный»Последние две «семерки-У» завода имени А.А.Жданова к началу войны находились в достройке: «Стройный» готовился к швартовым испытаниям, на «Строгом» заканчивался монтаж турбин и валопроводов. Загруженность завода не позволила быстро завершить работы.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Среда, 02.10.2019, 12:21 | Сообщение # 2 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Основные характеристики и вооружение
Артиллерийское вооружение на 1944 г.: 1 двухорудийная 130/50-мм установка Б-2-ЛМ. 2 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 3 – 76,2-мм 34К, 2 – 45/46-мм 21 К, 4 – 37-мм 70К; 1 4 – 12,7-мм пулемета ДШК.
Бомбовое вооружение: бомбометов нет. Бомбосбрасыватели для Б-1 – 2 (пятиместные), для М-1 – 2 (трехместные). Бомб Б-1 – 10, М-1 -24.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Пятница, 04.10.2019, 09:05 | Сообщение # 3 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| В ночь на 21 августа 1941 года по приказу Военного совета Ленинградского фронта эсминцы ушли на артиллерийские позиции. Строгий» был отбуксирован на огневую позицию в район Невского лесопарка, а «Стройный» перешел своим ходом (у него действовал один турбинный двигатель) к Усть-Ижорской верфи, против устья реки Усть-Ижоры. При участии личного состава кораблей удалось завершить в первую очередь работы, связанные с артиллерийскими установками и системами управления стрельбой. Не было сжатого воздуха, не хватало электроэнергии, отсутствовали нужные инструменты и приспособления. Но, несмотря на это, в невиданно короткий срок, в условиях бомбежек и постоянной контрбатарейной стрельбы корабли были введены в строй. 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а 31 августа, после подписания приемных актов, официально вошли в состав Отряда кораблей реки Невы Краснознаменного Балтийского флота. Главный и зенитный калибры эсминцев испытывались боевой стрельбой по врагу. Зенитчики «Строгого» впервые открыли огонь из 45-мм орудий 2 августа, отразив налет 12 бомбардировщиков, а с 30 августа заговорили и 130-мм орудия обоих кораблей. В течение сентября «Строгий» выполнил 118 стрельб по гитлеровским войскам и сбил один вражеский самолет (из крупнокалиберного пулемета). «Стройный» также вел обстрел неприятеля. Позже «Строгий» перебазировался на новую позицию в верховье Невы. Окончательно оба эсминца были достроены к 15 сентября 1942 года. Правда, ходовые и приемосдаточные испытания в условиях блокады решили не проводить. До конца войны корабли оставались на Неве, активно участвуя в огневой поддержке советских войск и контрбатарейной борьбе. «Строгий» за время блокады выпустил по врагу 4669 130-мм снарядов, «Стройный» только за один день 15 января 1944 года - 330. В память о подвиге кораблей 3-й артиллерийской группы реки Невы, которые огнём своей артиллерии содействовали войскам 42-й, 55-й, 67-й армий Ленинградского фронта в битве за Ленинград в 1941–1944 годах, на месте бывших стоянок эскадренных миноносцев установлены памятные знаки: в 1972 году – эсминцу «Строгий» на берегу Невы в посёлке Новосаратовка; в 1975 году – эсминцу «Стройный» в двух километрах от бывшей конторы лесопарка на территории Невского лесопарка Командир 1-го дивизиона эскадренных миноносцев эскадры КБФ капитан 1-го ранга Иванов Михаил Герасимович. Такие важные боевые эпизоды его боевой деятельности, как, руководство достройкой и вводом в строй эскадренных миноносцев «Строгий» и «Стройный» непосредственно на огневых позициях, а позднее и руководство артиллерийской стрельбой этих эсминцев, особо упоминаются в его наградных листах на ордена Красного Знамени и Нахимова 2-й степени. xxxxxxПодробное описание боевой деятельности эсминцев представлено в наградных листах командиров кораблей - ниже по текстуПосле окончания войны, с августа по октябрь 1945 года, эсминцы прошли испытания по полной программе и официально вошли в состав КБФ. С 30 ноября 1953 года по 1956 год эсминцы были перестроены по проекту 32. 20 марта 1956 года «Стройный» переименован в СДК-10, а «Строгий» в СДК-13. 27 декабря 1956 года «Стройный» вновь переименовали в СС-17, а «Строгий» в СС-18. «Строгий» 11 октября 1958 года вошел в состав Северного флота. 14 сентября1963 года переоборудован в плавучую мишень СМ-16. 26 июня 1964 года исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для разделки на металл. 27 августа 1963 года эсминец «Стройный» переоборудован в судно-цель ЦЛ-2. 27 августа 1965 года исключен из списков плавсредств ВМФ и тоже сдан в ОФИ для разделки на металл.
|
|
| |
|
|
|
|
Архивариус | Дата: Понедельник, 04.11.2019, 10:45 | Сообщение # 8 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Комендор зенитный 2-го класса эскадренного миноносца «Строгий» страший краснофлотец Сакулин Василий Иванович
xxx
|
|
| |
|
Архивариус | Дата: Понедельник, 04.11.2019, 10:49 | Сообщение # 10 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Награждения за достройку эсминца «Строгий» непосредственно на боевых позициях.
Из воспоминаний С. А БОГОЛЮБОВА, в 1941 -1942гг. - главного инженера, директор судостроительного завода им. А. А. Жданова
... Но в первую очередь мы отправляли людей на боевые корабли, стоявшие, скованные льдом, на Неве. Судостроители знают, сколь остро нуждаются во внимании зимующие корабли, даже если они стоят у стенки завода: нет-нет, а что-нибудь да понадобится морякам - отремонтировать механизм, прибор. А в условиях блокады и стоянки на Неве это внимание судостроителей требовалось и подавно. Наиболее квалифицированных рабочих, мастеров, инженеров распределили, по согласованию с командирами, по кораблям, где они ремонтировали материальную часть и обучали краснофлотцев, старшин (и получали флотское питание) ...
... Весной и летом 1942 г. на эсминцах «Строгий» и «Стройный», стоявших на Неве у лесопарка, в очень трудных условиях велись достроечные работы. Ими руководили старшие строители Д. А. Чалык (на «Строгом») и В. К Кабышев (на «Стройном>). Корабли обстреливали район, занятый врагом от Шлиссельбурга до Пулковских высот. Фашистские артиллеристы не оставались в долгу: вокруг кораблей то и дело возникали всплески, а осколки выбивали дробь на обшивке и палубах. И пробоины приходилось тут же заделывать ...
Машинист монтажник завода №190 им. А Жданова Дубков Степан Ануфриевич
xxx
xxx
Рядом с рабочими трудились и моряки эсминца.
Старшина электромоторной группы эскадренного миноносца «Строгий» старшина 2-й статьи Нелаев Алексей Павлович.
xxx
xxx
|
|
| |
Архивариус | Дата: Суббота, 04.07.2020, 12:47 | Сообщение # 11 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Торпедист 2-го класса эскадренного миноносца «Строгий» краснофлотец Балашов Анатолий Алексеевич.
Родился 9 февраля 1926 года в Угличском районе Ярославской области. В июле 1943 года был призван в армию и направлен на учебу в школу оружия Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота, где получил специальность торпедиста. После окончания обучения получил назначение на эскадренный миноносец «Строгий». Участвовал в боевых операциях корабля по снятию блокады Ленинграда, был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1947 году, в качестве поощрения за отличные показатели в боевой и политической подготовке, старшина 2-й статьи Балашов Анатолий Алексеевич был награжден личной фотографией, снятой при развернутом Военно-морском флаге корабля. xxxНа эскадренном миноносце «Строгий» Анатолий Алексеевич Балашов прослужил до марта 1950 года, был демобилизован в звании старшины 1-й статьи.
|
|
| |