Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Эскадренный миноносец «Сто­ро­же­вой»
АрхивариусДата: Воскресенье, 03.05.2020, 21:38 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
«Сто­ро­же­вой» - эскадренный миноносец проекта 7-У. Го­лов­ной ко­рабль про­ек­та 7-У. При­нят гос­ко­мис­си­ей 6 ок­тяб­ря 1940 го­да, но подъ­ем фла­га и офи­ци­аль­ное вклю­че­ние в со­став КБФ со­стоя­лось толь­ко 12 ап­ре­ля 1941 го­да.






Прикрепления: 0221852.jpg (83.4 Kb) · 0533322.jpg (155.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 03.05.2020, 21:39 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение

Для просмотра в полном размере нажмите на изображение






Прикрепления: 5786841.jpg (128.3 Kb) · 7086284.jpg (90.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 03.05.2020, 21:42 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба эскадренного миноносца «Сто­ро­же­вой»


14 ию­ня 1941 го­да от­ряд лег­ких сил фло­та был пе­ре­ве­ден из Тал­лин­на в Усть-Двинск. В со­ста­ве 2-го ди­ви­зио­на эс­мин­цев на­хо­дил­ся и «Сто­ро­же­вой».

В пер­вые дни Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной эс­ми­нец за­ни­мал­ся по­ста­нов­кой обо­ро­ни­тель­ных мин­ных за­гра­ж­де­ний. Пер­вую по­доб­ную опе­ра­цию он ус­пеш­но вы­пол­нил 24 ию­ня в Ир­бен­ском про­ли­ве. Вто­рой вы­ход на за­да­ние - ве­че­ром 26 ию­ня. «Сто­ро­же­вой» шел вме­сте с эс­мин­ца­ми «Стой­кий», «Сер­ди­тый» и «Эн­гельс» со ско­ро­стью 16 уз­лов. В дей­ст­вии бы­ли кот­лы №2 и №4, ос­таль­ные два - на под­держ­ке. На па­лу­бе на­хо­ди­лось 75 якор­ных мин.

27 ию­ня в 2.27 «Сто­ро­же­вой» вне­зап­но под­верг­ся ата­ке пя­ти не­мец­ких тор­пед­ных ка­те­ров - «шнелль­бо­тов» 3-й фло­ти­лии криг­сма­ри­не. Од­на из вы­пу­щен­ных тор­пед по­па­ла в ле­вый борт ко­раб­ля в рай­он 46-58-го шпан­го­утов. Су­дя по си­ле взры­ва, про­изош­ла де­то­на­ция но­со­вых ар­тил­ле­рий­ских по­гре­бов. Вся но­со­вая часть эс­мин­ца до 58-го шпан­го­ута вме­сте с но­со­вой над­строй­кой и мач­той ото­рва­лась и мгно­вен­но за­то­ну­ла. Пер­вое ко­тель­ное от­де­ле­ние и пе­ред­няя тру­ба пре­вра­ти­лись в гру­ду ис­ко­ре­жен­но­го ме­тал­ла. По­гиб ко­ман­дир ко­раб­ля ка­пи­тан 3 ран­га И.Ф. Ло­ма­кин и еще 84 чле­на эки­па­жа. Кста­ти, с на­ших эс­мин­цев ка­те­ра так и не бы­ли об­на­ру­же­ны: в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни счи­та­ли, буд­то «Сто­ро­же­вой» тор­пе­ди­ро­ва­ла под­вод­ная лод­ка.

Кор­мо­вая часть эс­мин­ца ос­та­лась на пла­ву. Тур­би­ны и 3 па­ро­вых кот­ла со­хра­ни­ли ра­бо­то­спо­соб­ность. Мо­ря­ки энер­гич­но вклю­чи­лись в борь­бу за жи­ву­честь ко­раб­ля; поя­вив­шую­ся течь уда­лось уст­ра­нить. В 16.00 «Сто­ро­же­вой» - вер­нее, то, что от не­го ос­та­лось, - был взят на бук­сир эс­мин­цем «Эн­гельс», поз­же по­до­шли дру­гие су­да. В не­сколь­ко эта­пов изу­ве­чен­ный ко­рабль от­бук­си­ро­ва­ли сна­ча­ла в Тал­линн, а за­тем - в Крон­штадт. 7 ию­ля его вве­ли в док Трех эс­мин­цев, где в те­че­ние по­сле­дую­щих ме­ся­цев сре­за­ли тру­бу и раз­ру­шен­ные ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции, за­де­ла­ли про­бои­ны, под­кре­пи­ли пе­ре­бор­ку на 72-м шпан­го­уте. 20 но­яб­ря «Сто­ро­же­вой» пе­ре­ве­ли в Ле­нин­град. Вос­ста­нов­ле­ние ко­раб­ля в ус­ло­ви­ях бло­ка­ды ка­за­лось не­ре­аль­ным, и он про­сто­ял в за­кон­сер­ви­ро­ван­ном ви­де до ав­гу­ста 1942 го­да. За это вре­мя эс­ми­нец по­лу­чил до­пол­ни­тель­ные по­вре­ж­де­ния: 24 мая в рай­он ко­тель­но­го ко­жу­ха вто­рой тру­бы по­пал не­мец­кий сна­ряд ка­либ­ром 6-8 дюй­мов. В ре­зуль­та­те вы­шли из строя два ко­тель­ных тур­бо­вен­ти­ля­то­ра, па­ро­ком­прес­сор, не­сколь­ко ря­дов во­до­грей­ных тру­бок, обо­ру­до­ва­ние ПЭЖ, поя­ви­лись про­бои­ны в об­шив­ке и пе­ре­бор­ках.
Схема повреждений эсминца «Сторожевой», 27 июня 1941 г.

Схема повреждений эсминца «Сторожевой», 27 июня 1941 г.



Поврежденный эсминец



Но не­смот­ря ни на что, «Сто­ро­же­вой» вер­нул­ся в строй. 9 ав­гу­ста его пе­ре­ве­ли на за­вод №189. Про­ект вос­ста­нов­ле­ния был весь­ма не­обы­чен. Из­го­то­вить но­со­вую часть за­но­во не пред­став­ля­лось воз­мож­ным: в бло­кад­ном Ле­нин­гра­де ощу­ща­лась не­хват­ка лис­то­вой и про­филь­ной ста­ли, от­сут­ст­во­ва­ли и 130-мм ору­дия Б-13. За­то имел­ся боль­шой за­дел по кор­пу­сам эс­мин­цев про­ек­та 30. Так воз­ник­ла идея при­сты­ко­вать к «Сто­ро­же­во­му» но­со­вую часть от ко­раб­ля дру­го­го ти­па.

Прав­да, ис­поль­зо­вать уже го­то­вую око­неч­ность кор­пу­са не уда­лось, по­это­му ее ре­ши­ли по­стро­ить за­но­во, но мак­си­маль­но ис­поль­зуя го­то­вые эле­мен­ты и кор­пус­ные кон­ст­рук­ции. Так, вер­ти­каль­ный киль, на­бор, на­стил плат­фор­мы и об­шив­ку до ниж­ней па­лу­бы сня­ли с за­ло­жен­но­го на за­во­де №189 эс­мин­ца «Ор­га­ни­зо­ван­ный» (С-311). С за­во­да №190 дос­та­ви­ли фор­ште­вень, якор­ные клю­зы, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции кор­пу­са и сек­ции над­стро­ек, же­ст­кий ба­ра­бан под баш­ню Б-2ЛМ и дру­гие эле­мен­ты. По­сколь­ку ши­ри­на ко­раб­ля про­ек­та 30 бы­ла боль­ше, на­бор в рай­оне 56-72-го шпан­го­утов при­шлось не­сколь­ко из­ме­нить, что­бы по­лу­чил­ся плав­ный пе­ре­ход от од­них об­во­дов к дру­гим.

Но­со­вую часть по­строи­ли на ма­лом ста­пе­ле за­во­да №189 за 2,5 ме­ся­ца, а 9 ок­тяб­ря 1942 го­да спус­ти­ли на во­ду. В те­че­ние двух по­сле­дую­щих не­дель ее при­сты­ко­ва­ли в пла­ву­чем до­ке к кор­пу­су «Сто­ро­же­во­го». С 25 ок­тяб­ря по май 1943 го­да про­дол­жал­ся ре­монт ко­раб­ля на пла­ву. Не­смот­ря на мас­су по­сто­ян­но воз­ни­кав­ших про­блем, все ра­бо­ты бы­ли ус­пеш­но за­вер­ше­ны, и 10 сен­тяб­ря, по­сле про­ве­де­ния швар­то­вых и при­ем­ных ис­пы­та­ний эс­ми­нец про­ек­та 7У/30 «Сто­ро­же­вой» вер­нул­ся в строй. Вме­сто двух но­со­вых ору­дий Б-13 ко­рабль имел спа­рен­ную 130-мм ба­шен­ную ус­та­нов­ку Б-2ЛМ (об­щий бое­за­пас 744 130-мм вы­стре­ла), вме­сто 45-мм пу­шек - 6 ав­то­ма­тов 70-К (бое­за­пас 9000 вы­стре­лов); ос­таль­ное воо­ру­же­ние (2 тор­пед­ных ап­па­ра­та 1-Н, 2 76-мм ору­дия 34-К и 4 пу­ле­ме­та ДШК) ос­та­лось преж­ним. До­пол­ни­тель­но бы­ла ус­та­нов­ле­на анг­лий­ская РЛС ти­па 291. Дли­на кор­пу­са (наи­боль­шая) уве­ли­чи­лась до 113,5 м, осад­ка - до 4,18; ши­ри­на не из­ме­ни­лась. Стан­дарт­ное во­до­из­ме­ще­ние со­ста­ви­ло 1892 т, нор­маль­ное - 2046 т, пол­ное - 2453 т. Мощ­ность и ско­рость пол­но­го хо­да в ус­ло­ви­ях во­ен­но­го вре­ме­ни не за­ме­ря­лись.

«Сто­ро­же­вой» на ходу, после ремонта



Моряк эскадренного миноносца «Сто­ро­же­вой»




Уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях вос­ста­нов­лен­но­го эс­мин­ца ог­ра­ни­чи­лось об­стре­ла­ми вра­же­ских по­зи­ций под Ле­нин­гра­дом.


Прикрепления: 9206918.jpg (488.1 Kb) · 0843960.jpg (16.4 Kb) · 5520527.jpg (111.5 Kb) · 8977732.jpg (65.6 Kb) · 1749900.jpg (182.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 03.05.2020, 21:44 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир эскадренного миноносца «Сто­ро­же­вой» капитан 3-го ранга Самус Дмитрий Яковлевич

xxx



xxx


Прикрепления: 6150939.jpg (218.5 Kb) · 1667202.jpg (116.4 Kb) · 6191023.jpg (253.9 Kb) · 3089468.jpg (171.7 Kb) · 3404853.jpg (195.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 03.05.2020, 21:48 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Заместитель командира по политической части эскадренного миноносца «Сто­ро­же­вой» капитан-лейтенант Чесноков Георгий Александрович

xxx

xxx

xxx

Декабрь 1943 года - первая награда, хотя до это дважды представляли - к медали "За боевые заслуги" в 1941 году - за оборону Таллина, и к ордену Красной Звезды в 1942 - за работы по восстановлению корабля. На представление к ордену наложена резолюция - "Воздержаться".

xxx

xxx


Прикрепления: 7250375.jpg (251.6 Kb) · 1429489.jpg (268.4 Kb) · 9997578.jpg (506.3 Kb) · 2699555.jpg (455.8 Kb) · 7007065.jpg (416.8 Kb) · 2506198.jpg (424.5 Kb) · 8918934.jpg (547.8 Kb) · 7319545.jpg (464.9 Kb) · 9905633.jpg (460.3 Kb) · 7454654.jpg (422.1 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz