Бронекатер «БК-520» (с 12.11.1946 г. по 19.02.1949 г. "МКЛ-5")Заложен 20.12.1943 г. на заводе им. Марти, спущен в сентябре 1944 г., вст. в строй 30.10.1944 г. и 14.02.1945 г. вошел в состав КБФ. С 12.11.1946 г. по 12.01.1949 г. числился малой канонерской лодкой. 28.11.1953 г. выведен из боевого состава и переформирован в учебный морской бронекатер. 10.07.1956 г. разоружен, исключен из списков ВМФ и передан в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
Тип “МБК” (проект 161) - 20 единицВодоизмещение 157.8 т. Размерения 26.2 х 5.2 х 1.28 м. 2 ДВС “Паккард”, 2400 л. с. Скорость 13.1 узла, дальность 450 миль. Бронирование: борт цитадели 25 - 50 мм, палуба 25 - 30 мм. Вооружение: 2 х 76 мм в башнях танка “Т-34”, 1 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета.
Решение о постройке десяти шхерных мониторов Военный совет КБФ принял в феврале 1942 года. В марте нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов утвердил предэскизный проект, а 16 октябр на Адмиралтейском заводе был заложен головной морской бронекатер проекта 161. 17 апреля 1943 года командование Балтийского флота, осмотрев строящийс корабль, дало указание усилить зенитное вооружение. И когда в ночь на 8 нюня 1943 года первый морской бронекатер вышел на ходовые испытания, он уже был дополнительно оснащен 45-мм полуавтоматической пушкой и двумя 12.7 мм пулеметами ДШК по бортам боевой рубки.
Испытания показали, что грубые прямолинейные обводы цельносварного корпуса (в условиях блокированного города при остром дефиците топлива пришлось отказаться от горячей гибки металла) вызывают повышенное гидродинамическое сопротивление. При скорости 10,5 узла корабль гнал перед собой огромный водяной вал. на волнении 3-4 балла сильно зарывался носом, причем вода, заплескивавшаяся в клюзы, заливала башенные прицелы и пулеметы.
Учтя это, в конструкцию первых десяти МБК программы 1943 года внесли ряд изменений: установили фальшборт и крышки на клюзы, что уменьшило зарывание и заливание; сняли турельный пулемет с крыши боевой рубки; повысили герметизацию корпуса; устроили стеллажи для 12 глубинных бомб; сделали подводный выхлоп двигателей, что позволило устранить парение за кормой и тем улучшить прицельную наводку кормовой башни.
Следующие десять бронекатеров проекта 161. строившиеся по программе 1944 года , претерпели еще большие изменения. Криволинейные, более обтекаемые носовые обводы и удлиненный полубак улучшили ходкость катера и уменьшили заливаемость палубы. В поперечных переборках полностью убрали люки, что повысило непотопляемость. Рациональная компоновка позволила уменьшить размеры бронированной цитадели. Остойчивость корабля удалось повысить за счет снижения основания 37-мм автомата и уменьшения высоты боевой рубки. На ее крыше для улучшения обзора установили командирскую башенку танка Т-34 с люком и танковым перископом. Вентиляция в машинном отделении и артиллерийских башнях была улучшена с помощью трех электровентиляторов.
Шхерные мониторы участвовали во многих боевых операциях заключительного этапа Великой Отечественной войны: в высадке десантов на острова Выборгского залива, в Моонзундском десанте. в ликвидации оперативной группы "Замланд" в Восточной Пруссии.
В этих боях была наглядно продемонстрирована их повышенная живучесть н надежность защиты экипажа. Так, в конце апреля 1945 года во время высадки десанта у косы Фриш-Нерунг в боевую рубку МБК-513 рикошетом ударил 127-мм снаряд. Он раскололся, не разорвавшись, и только сорвал с петель броневую дверь. В октябре 1944 года у острова Абрука взрывом мины оторвало корму до броневой цитадели у МБК-510. И все же корабль остался на плаву. По свидетельству бывшего помощника командира этого катера В. Яковлева, горизонтальное бронирование МБК успешно выдерживало попадани 20-мм снарядов штурмовой авиации.
Тем не менее недостатки морских бронекатеров проекта 161 не были секретом для кораблестроителей: малая проектная скорость, недостаточный угол возвышения 76-мм танковых орудий, отсутствие упрощенных приборов управления артиллерийским огнем, без которых огонь танковых пушек по морским целям был недостаточно эффективен.