Боевая служба тральщика «Т-378».Тральщик «Т-378» вступил в строй 17 августа 1944 года и вошел в состав 10 дивизиона малых базовых тральщиков 1-й бригады траления Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. Дивизионом командовал Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Пахальчук Федор Ефремович.
Герой Советского Союза Пахальчук Федор ЕфремовичЛетом 1944 года успешно продолжалось наступление советских войск на запад . Одновременно с ними продвигались на запад корабли Краснознаменного Балтийского флота. Экипажи кораблей и катеров ОВРа, 1 и 2-й бригад траления, активно содействуя им, самоотверженно обеспечивали безопасность фарватеров Балтики. 24 августа 1944 года был образован Таллинский морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота, в состав Охраны водного района которого вошла 1-я бригада траления. 22 сентября 1944 года войсками 8-й армии Ленинградского фронта была освобождена столица Эстонской ССР город Таллин. Подходы к Таллину, его рейды и гавани были минированы противником. Кораблям 1 бригады траления пришлось приложить немало усилий, чтобы обезопасить их. Они уничтожили в этом районе 148 мин. В зимнюю кампанию 1944-45 года 10-й дивизион малых базовых тральщиков в сложных условиях осенне-зимних штормов, при воздействии подводных лодок противника успешно поставил в устье Финского залива 7 минных полей с общим количеством в 594 мины.
За кампанию 1944 года тральщик участвовал в минных постановках, выставив около 100 мин; в 79 боевых операциях по тралению в Финском, Выборгском и Нарвском заливах, на подходах к Хельсинки и Таллину.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и массовый героизм личного состава Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года 1-я бригада траления КБФ была награждена орденом Красного Знамени.
Успешно произведя зимой, после ледостава, судоремонт и закончив его досрочно, корабли 10-го дивизиона МБТЩ вступили в летнюю кампанию 1945 года. Дивизион в короткий срок произвел траление фарватеров Таллин-Хельсинки (Финляндия), Таллин-Кунда (Эстония), Таллин-Такхуна (остров Даго), уничтожил при этом 8 якорных мин, обеспечив тем самым беспрепятственное плавание кораблей и судов по протраленным фарватерам.
Перед ликвидацией Курляндского плацдарма в Восточной Пруссии корабли дивизиона в апреле 1945 года отбуксировали из Таллина на остров Эзель (Сааремаа) в район Рижского залива малоразмерные катера типа МО, БМО, Д-3 и МБК, которые в дальнейшем приняли активное участие в боевых операциях в южной и юго-западной частях Балтийского моря.
Всего до конца войны тральщик «Т-378» прошел более 5000 миль, из них -3700 миль с тралом. Участвовал в 120 тральных операциях, уничтожив более 30 мин. Участвовал в уничтожении немецкой Нарген-Поркалаудской минной позиции и советского минного поля в районе острова Осмуссар. Провел за тралом 30 караванов.
Вся команда тральщика была отмечена орденaми и медалями. Командир тральщика капитан-лейтенант Кирш Альберт Юлиусович был награжден орденами Красной Звезды (1944) и Отечественной войны 1-й степени (1945).
Послевоенное траление на Балтике .Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображениеБоевое траление продолжалось и после окончания войны. После победы над Японией, правительством СССР были определены порядок и сроки послевоенной демобилизации военнослужащих армии и флота, кроме личного состава соединений минных тральщиков и судов их обеспечения, непрерывно продолжавших боевые действия по ликвидации минной угрозы на морях. В противоминных дивизионах год службы, как на войне, шёл за три, экипажам выдавали «фронтовые 100 граммов».
Ленинград оставался в морской минной блокаде. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин.
Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.
Плотность минных полей в Финском заливе в военное времяС нарастающей интенсивностью соединения минных тральщиков продолжали вести боевые действия с тысячами мин в минных рубежах и заграждениях. Минную обстановку на Балтике отразил в своей директиве от 25 октября 1945 г. № 232с Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов: «Плавание кораблей и судов в Финском заливе по-прежнему небезопасно. Протраленных и открытых для плавания фарватеров, соединяющих Балтийское море с Датскими проливами, нет. Условия плавания кораблей и судов не гарантирует безопасность и не обеспечивает потребности народнохозяйственных перевозок».
10-й дивизион малых базовых тральщиков, совместно с другими дивизионами 1-й Краснознамённой бригады траления, ликвидировал минную опасность на позициях: Нарген - Порккала-Удд, Осмусар - Муху, Кунда, Нарвский залив, Гогланд.
Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Справа - тральщик «Т-378». Фото из Центрального Военно-морского музея.K 5 июня 1946 года минно-тральные силы флота длительными напряженными боевыми действиями пробили путь в минных полях противника на главной водной артерии Финского залива - Большом Корабельном фарватере - от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки и далее в Балтийское море, обеспечили безопасное плавание кораблей и судов с любой осадкой. Тем самым осуществили прорыв морской минной блокады Ленинграда.
Кроме операций боевого траления, тральщики проводили за тралами суда с народнохозяйственными грузами по Южному и Северному фарватерам. Более десяти лет - до середины 1950-х годов - тральщики продолжали боевую работу по ликвидиции минной опасности на основных фарватерах и районах Балтийского моря и полному снятию морской минной блокады Ленинграда.