Послевоенное траление на Балтике.Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображениеБоевое траление продолжалось и после окончания войны. После победы над Японией, правительством СССР были определены порядок и сроки послевоенной демобилизации военнослужащих армии и флота, кроме личного состава соединений минных тральщиков и судов их обеспечения, непрерывно продолжавших боевые действия по ликвидации минной угрозы на морях. В противоминных дивизионах год службы, как на войне, шёл за три, экипажам выдавали «фронтовые 100 граммов».
Ленинград оставался в морской минной блокаде. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами (!) тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин.
Основными рубежами постановки минных заграждений являлись:
— полуостров Ханко — остров Осмуссаар — 8000 мин;
— остров Найссаар — полуостров Порккала — Удд — 13 500 мин;
— на меридиане мыса Юминда — 4000 мин;
— остров Малый Тютерс — остров Гогланд — 18 000 мин;
— восточнотыловая позиция — 11 000 мин.
Остальные 13 500 мин были выставлены в промежутках между этими позициями.
Плотность минных полей в Финском заливе в военное времяС нарастающей интенсивностью соединения минных тральщиков продолжали вести боевые действия с тысячами мин в минных рубежах и заграждениях. Минную обстановку на Балтике отразил в своей директиве от 25 октября 1945 г. № 232с Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов: «Плавание кораблей и судов в Финском заливе по-прежнему небезопасно. Протраленных и открытых для плавания фарватеров, соединяющих Балтийское море с Датскими проливами, нет. Условия плавания кораблей и судов не гарантирует безопасность и не обеспечивает потребности народнохозяйственных перевозок».
10-й дивизион малых базовых тральщиков, совместно с другими дивизионами 1-й Краснознамённой бригады траления, ликвидировал минную опасность на позициях: Нарген - Порккала-Удд, Осмусар - Муху, Кунда, Нарвский залив, Гогланд.
Дивизион тральщиков-«стотонников» под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука выходит на боевое траление в Финском заливе в ноябре 1945 года. Справа - тральщик «Т-378». Фото из Центрального Военно-морского музея.K 5 июня 1946 года минно-тральные силы флота длительными напряженными боевыми действиями пробили путь в минных полях противника на главной водной артерии Финского залива - Большом Корабельном фарватере - от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки и далее в Балтийское море, обеспечили безопасное плавание кораблей и судов с любой осадкой. Тем самым осуществили прорыв морской минной блокады Ленинграда.
Кроме операций боевого траления, тральщики проводили за тралами суда с народнохозяйственными грузами по Южному и Северному фарватерам. Более десяти лет - до середины 1950-х годов - тральщики продолжали боевую работу по ликвидиции минной опасности на основных фарватерах и районах Балтийского моря и полному снятию морской минной блокады Ленинграда.
В 1956 г. тральщик «Т-370» был переформирован в учебное судно "Аган", а в 1957 г. - в водолазный рейдовый бот "ВРД-321"