Из книги воспоминаний "Воплощение замысла" начальника штаба Азовской военной флотилии капитана 1-го ранга Свердлова Аркадия Владимировича:
Победа под Сталинградом всколыхнула страну. Народ понял: начался коренной перелом в ходе войны. Сознание этого утраивало силы воинов. Почти на всех фронтах советские войска двинулись вперед. Началось наступление и у нас, на Северном Кавказе. За короткий срок фашистские оккупанты были изгнаны из Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края. Враг терпел поражение на Кубани и под Ростовом. Войска Северо-Кавказского фронта вышли на побережье Азовского моря, освободили Ейск, Азов, Приморско-Ахтарскую.
В боях на побережье войска нуждались в поддержке с моря. Вот почему так поспешно воссоздавалась Азовская военная флотилия. В приказе народного комиссара ВМФ перечислялись силы и средства, которые должны были в нее войти. Значились в этом объемистом списке и крупные корабли - канонерские лодки, монитор, сторожевой корабль. Но мы не могли провести их в Азовское море: оба берега Керченского пролива занимал враг, его артиллерия не пропустила бы даже шлюпку.
Пока мы рассчитывали на небольшие корабли - малые охотники, торпедные и броневые катера, катерные тральщики, речные сторожевые катера полуглиссеры. Их можно было перевезти по железной дороге.
Корабли еще не поступили, а флотилия уже воевала. Самолеты авиагруппы - в нее входили штурмовики, разведчики Р-5, морские ближние разведчики (МБР-2) - уже летали над морем, вели разведку, нападали на вражеские конвои.
В конце апреля прибыли первые корабли. По импровизированным слипам спустили с железнодорожных платформ на воду пять малых охотников. В мае получили больше - 12 бронекатеров, 2 торпедных, 7 катеров-тральщиков, 12 полу глиссеров. Еще 12 полу глиссеров выгрузили в Краснодаре - они стали ядром Отдельного Кубанского отряда кораблей, которому предстояло действовать в низовьях Кубани.
Не дожидаясь пополнений, мы смело выводили свои корабли в море. Дня не проходило без боевых стычек.
1 мая по приказу командования фронта мы высаживали на косу Вербяная (это севернее Темрюка) тактический десант в составе 238 бойцов из 41-й дивизии НКВД. Руководить высадкой командующий флотилией поручил мне. Десантники, сойдя с кораблей, углубились в плавни. Противник открыл артиллерийский огонь по нашим катерам, лучи его прожекторов высвечивали поверхность моря и береговую черту. К месту боя устремился вражеский дозорный катер. Два наших малых охотника под командованием старшего лейтенанта В. Н. Филиппова и лейтенанта М. Н. Рудмана орудийным огнем (его уточняли корректировщики, высадившиеся вместе с пехотой) подавили вражеские батареи, уничтожили прожекторы, а затем вступили в бой с немецким катером и вынудили его выброситься на мель. Команда этого катера сдалась в плен. С рассветом над плавнями закружились вызванные нами истребители 8-й воздушной армии, прикрывая десантников от налетов вражеской авиации.
Десант изменил положение на приморском фланге 9-й армии, и ее части перешли в наступление. К району боев подошел из-под Краснодара дивизион полуглиссеров. Свободно передвигаясь в плавнях, эти легкие корабли пулеметным огнем поддерживали атакующую пехоту, обеспечивали связь между подразделениями, вели разведку, переправляли бойцов через бесчисленные протоки, эвакуировали раненых. Вскоре весь этот участок был очищен от противника.
Из книги воспоминаний "На южном приморском фланге" командующего Азовской военной флотилией Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича:
Важнейшей задачей флотилии по-прежнему оставалась высадка тактических десантов в целях содействия приморским флангам армий. Первый такой десант был высажен на южном побережье моря в районе Вербяной косы. В его задачу входило оказать поддержку наступлению находящихся на приморском фланге частей 9-й армии, так как местность изобиловала плавнями и лиманами, затруднявшими продвижение наших войск. В ночь на 1 мая 1943 г. в районе Ачуева сторожевые катера № 0112 и 0712 под командованием капитан-лейтенанта А. П. Кудинова приняли на борт около 200 десантников из состава 41-й стрелковой дивизии НКВД. С подходом катеров к назначенному району по ним открыли огонь вражеская береговая артиллерия и сторожевой катер. Ответным огнем наши катера подавили огонь береговой артиллерии и повредили катер противника, вынудив его выброситься на отмель. Несмотря на то, что наши корабли также получили повреждения, а несколько человек были ранены, к 3 ч утра высадка десанта была успешно завершена. С наступлением рассвета катера и десант прикрыли с воздуха истребители 8-й воздушной армии. Кажется, небольшой десант, но и он потребовал организации четкого управления и всестороннего обеспечения, а в результате десантники оттянули на себя часть сил противника, что позволило 9-й армии перейти в наступление и освободить значительную территорию Вербяной косы.