Тральщик «Т-513» («Норд», № 65) - один из двух тральщиков типа «Норд».
В 1932 г. по заказу "Совторгфлота" на Одесском заводе имени Марти были построены два однотипных одновинтовых пассажирских теплохода - "Ост" и "Норд". Суда имели водоизмещение 285 т (209 брт), длину 37,6 м, ширину 6,61 м, осадку 2,35 м; дизель фирмы "Бенц" (Германия) мощностью 375 л.с. обеспечивал скорость хода в 13 уз; пассажировместимость - 300 мест.
Теплоходы, переданные Сочинскому торговому порту, до 1941 г. эксплуатировались на местных пассажирских курортных линиях. Пассажировместимость теплохода составляла 300 человек.
После начала Отечественной войны "Ост" и "Норд" были мобилизованы и переоборудованы в тральщики. 29 июня "Ост" получил номер Т-514, а "Норд" - Т-513.
2 июля 1941 года тральщики Т-513 и Т-514 с бортовыми номерами 65 и 66 вошли в состав Черноморского флота. Позже Т-513 был передан в состав Азовской военной флотилии.
С 21 по 23 ноября 1941 г. Т-513 участвовал в переброске личного состава 106-й стрелковой дивизии из Темрюка в Приморско-Ахтарскую. Во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции Т-513 ("Норд") был включен в пятый десантный отряд. Ему предстояло высадить 1000 десантников в районе Еникале. Переход проходил в штормовых условиях. Часть высадочных средств была потеряна. По приказу командующего Азовской флотилии, отряд 26 декабря направили к мысу Хрони. Однако высадка десанта из-за огня противника и сильного наката не состоялась. К утру 27 декабря пятый отряд ушел в Темрюк. В час ночи 29 декабря отряд снова подошел к мысу Хрони. К этому времени высаженные 26 декабря десантники продвинулись в глубь побережья. Оставленный без прикрытия район высадки был вновь занят противником, и суда ушли в Темрюк. 30 декабря к выходу в море был подготовлен еще один отряд, в состав которого был включен Т-513. Отряд должен был высадить десант в районе Еникале или у мыса Хрони, но 31 декабря стало известно об освобождении Керчи.
В 1942-143 гг. тральщик использовался в основном для эвакуации раненых между портами Кавказского побережья. Для обеспечения эвакуации на корабль выделялся медицинский персонал: 2 фельшера и 2 санитара. Тральщик выполнил 76 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных 6501 человек, из них 2831 лежачих.
После восстановления 11 июня 1946 года Сочинского морского пароходства теплоход "Норд" был возвращен пароходству. В 1953 году получил новое наименование "Юг", ходил на линиях Сочи-Туапсе-Гагры.
В 1968 году был списан.