Тральщик «Т-492» («Белобережье», № 52)ТТД:
Водоизмещение: 700 т.
Размеры: длина - 46,2 м, ширина - 8,0 м, осадка - 3,8 м.
Скорость полного хода: 6,5 узлов.
Дальность плавания: 575 миль.
Силовая установка: паровая машина , 230 л.с.
Вооружение: 3х1 45-мм орудия, 1х1 20-мм орудие, 2х1 12,7-мм пулемета, тралы.
Экипаж: 40 чел.
История корабля:
Бывшая паровая грунтовозная шаланда "Белобережье" Черномортехфлота, Одесса, постройки 1898 г.
Была мобилизована 22.06.1941 г., переоборудована в тральщик и 06.08.1941 г. под наименованием "Т-492" вошел в состав Черноморского флота. Носил бортовой №52.
Первоначально находился в составе 5-го дивизиона тральщиков Одесской ВМБ, затем - составе охраны водного района Керченской военно-морской базы, а затем - в составе 5-го дивизиона тральщиков Главной военно-морской базы (Поти).
Участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 02.01.1942 гг.
21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик с переименованием в "ЭМТЩ-492".
26.09.1944 г. был разоружен и переформирован в плавсредство.
Охотнее всего вражеские подводные лодки нападали на одиночные суда. Помнится, мы получили тревожную радиограмму от командира базового тральщика «Белобережье»: его в течение двух часов преследовала неприятельская лодка. «Белобережье» с трудом можно было назвать боевым кораблем. Это наспех переоборудованное торговое судно, тихоходное, неповоротливое, со слабым вооружением. Лодка выпустила по нему несколько торпед. Каждый раз удавалось отворачивать от них. Командир сообщил, что лодка наконец отстала. Мы успокоились. Но, оказывается, рано. На другой день лодка снова возобновила атаки. Зоркость наблюдателей и искусство командира и на этот раз спасли корабль. Едва завидя след торпед, меняли курс, и торпеды проходили мимо. На выручку «Белобережья» из нашей базы вышли эскадренный миноносец и тральщик. Фашистской лодке пришлось поспешно ретироваться.
(Правдюк В. В.)