Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Артиллерийские катера (AKA) Черноморского Флота
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 09:06 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Создавая торпедные катера типа «Г-5» конструкторы преследовали только одну цель - сделать их быстрыми и маневренными. Условиям обитаемости личного состава на катерах значения не придавалось, считалось, что люди будут находиться на них только в течение 4-6 часов похода, а остальное время жить на береговых базах. Однако война внесла свои поправки. Она отняла у катерников оборудованные базы. Авиационные налеты заставляли сутками болтаться на рейдах, а боевые походы стали длиться по 10-12 часов. Катерникам теперь приходилось месяцами жить на своих крохотных, не приспособленных для жилья корабликах.

Служба на катерах типа «Г-5» была очень тяжелой. Катера не имели никаких бытовых удобств, не былo ни одной койки - люди спaли, где попало. Там не только обед - чай согреть былo не на чем. Не былo умывальника, печки, чтобы умыться, погреться и высушить мокрую одежду.

Личный состав нес вахту стоя, за исключением радиста. Положение было незавидное и у него. Радиорубка была настолько мала, что ноги его уходили под висящую на амортизаторах радиостанцию. Экипаж с моря часто возвращался промокшим до нитки, голодным и уставшим. Особенно доставалось командиру катера, боцману и старшине группы мотористов.

Моряки торпедного катера на выполнении боевого задания. Черноморский флот.



Специфика службы на катерах требовала взаимозаменяемости. Например, боцман, кроме своих прямых обязанностей, должен был уметь выйти в торпедную атаку, вести навигационную прокладку, он же на катере сигнальщик, торпедист и пулеметчик.

Другие члены экипажа также имели по несколько дополнительных обязанностей, не исключая и командира. Каждый член экипажа владел дневным сигналопроизводством, умел стрелять из пулемета по воздушным и подводным целям, разбирать, чистить и собирать пулемет, готовить торпеду к выстрелу, аппарат к стрельбе, а верхняя команда - готовить и запускать двигатель и обслуживать его. Такая разносторонняя и тщательная подготовка личного состава имела неоценимое значение, когда катера попадали в сложные условия.

Торпедные катера Черноморского флота выполняли самые разнообразные задачи - конвоирование, разведка, дозор, охранение, поиск кораблей противника в море, набеговые операции на вражеские базы, - держа противника в постоянно напряжении. Для действий на ближайших морских коммуникациях использовали торпедные катера как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями и авиацией.

Перед войной считалось, что торпедные катера должны иметь легкое пулеметно-артиллерийское вооружение. В соответствии с этим большинство катеров было вооружено одним крупнокалиберным пулеметом 12,7-мм. Позднее вооружение было увеличено до двух пулеметов. Морякам-черноморцам, воевавшим на торпедных катерах, уже в первый год войны стало ясно, что даже и двумя пулеметами ДШК очень и очень трудно вести бой с воздушным, морским и береговым противником, вооруженным большим количеством пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. Нужно было довооружаться. Но чем? Тяжелые корабельныe 37- и 45-миллиметровые пушки на 16-тонных торпедных катерах типа «Г-5» не установить, да и третий ДШК поставить некуда. Поэтому, когда морякам стало известно о новом и весьма эффективном реактивном оружии, моряки загорелись страстным желанием иметь это оружие на своих катерах.


Прикрепления: 9494322.jpeg (78.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:03 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Внешний вид торпедных катеров типа Г-5 разных серий. Различия, в основном, были связаны с вооружением:

а) 1 пулемет 7,62 мм;
б) 1 пулемет 12,7 мм и 1 -7,62мм;
в) 1 пулемет 12,7мм;
г) 2 пулемета 12,7мм.
д), е) 2 пулемета 12,7мм;
ж), з) 2 пулемета 12,7 мм и 1 реактивная установка.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx


Прикрепления: 4035369.jpg (124.9 Kb) · 2923291.jpg (121.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:05 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Идея использовать ракетные пусковые устройства для РС 82 на катерах ЧФ была реализована весной 1942 года. Инициатором и энтузиастом идеи был капитан-лейтенант Г.В.Терновский. Под его руководством в создании первых образцов катерных пусковых устройств самое деятельное участие принимали механик 4-го ДСКА капитан-лейтенант Н. С. Попов, помощник командира СКА-064 младший лейтенант А. М. Белов и инженер Ю. Первицкий.



Ознакомившись с использованием РС 82 в частях штурмовой авиации Терновский организовал разработку и изготовление в мастерских НВМБ ракетно-пускового четырехснарядного устройства, которое закреплялось на откатнике 45-мм пушки катера «МО-4». Наводка на цель производилась механизмами пушки, стрельба из которой велась как обычно, независимо от пуска эрэсов. При этом можно было вести огонь из пушки и использовать механизмы ее наведения для стрельбы ракетами. В последних числах апреля 1942 года реактивная установка была смонтирована на катере МО-084, которым командовал лейтенант А.Кривоносов. В тот же день под руководством капитан-лейтенанта Г.Терновского был произведен первый, опытный выстрел из самодельных корабельных реактивных установок. Испытания прошли успешно. За два дня опробованные установки усовершенствовали и реактивное вооружение было установлено еще на четырех катерах «МО-4». Эти самодельныe реактивные установки несколько раз эффективно использовались при стрельбе по воздушным и наземным целям. Так началось боевое применение реактивного оружия на Черноморском флоте.

О возможностях нового оружия на флоте командир Новороссийском ВМБ капитан 1 ранга Г.Н.Холостяков доложил прибывшему в Новороссийск заместителю наркома Военно-Морского флота адмиралу И.С.Исаеву. Опытный моряк заинтересовался новым оружием, подробно расспросил Терновского о зарождении самой идеи использования ракетного оружия на малых боевых кораблях. В заключение Исаков распорядился ставить реактивные установки также и на торпедных катерах.

B ремонтных мастерских погранвойск НКВД в Новороссийске по чертежам, разработанным дивизионным инженер-механиком Н.И.Ясуловичем (из 2-й бригады ТКА), группа катерников-ремонтников за 8 дней изготовила установку с четырьямя направляющими для 6 РС калибра 82 мм. За основу была взята ремонтирующаяся там «катюша» с такими же снарядами. Эту установку и смонтировали перед командирской рубкой на ТКА № 175 Ф.П.Бублика. Однако на испытаниях при волне 3 балла подвешенные на крайних рельсах снизу РС обрывались и падали за борт. Поэтому решено было укладывать только сверху по 4 РС.


Прикрепления: 0111192.jpg (53.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:08 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Bыпискa из акта по испытанию РС, утвержденного 19 июня 1942 года контр-адмиралом И.Д.Елисеевым и дивизионным комиссаром И.И.Азаровым:

Председатель комиссии от штаба ЧФ капитан 3 ранга Г.Дьяченко, члены: капитан 2 ранга Савин, капитаны 3 ранга Местников, Ясулович и представитель техотдела флота капитан-лейтенант Степанов, 10-15 июня 1942 г. произвели испытание аппарата РС. Испытывали на всех скоростях при состоянии ветра и моря равном 3-м баллам. Установка деформации и поломок не имела. Произведенные испытания показали следующее:

• Легкость и простота устройства установки на ТКА.
• Возможность стрельбы по береговым целям на дистанции 32 кабельтова (5,9 км).

Отрицательные качества: малая скорострельность и отсутствие щитка для управления стрельбой залпами и одиночными снарядами.

Выводы: заказать серию подобных аппаратов для установки на ТКА с учетом: а) увеличения скорости; б) дать возможность производить одиночную и залповую стрельбу; в) упростить установку для стрельбы в ночное время; г) определить место хранения боезапаса на ТКА.


Tакие же «самоделки» были установлены (с сохранением основного - торпедного оружия) на ТКА К.Кочиева, М.Гурина и А.Куракина. ТКА, вооруженные самодельными реактивными установками, участвовали в ряде операций, и, несмотря на понятную примитивность конструкции (наведение по горизонтали осуществлялось поворотом катера), успешно подавляли огневые средства противника, обеспечивая торпедные атаки.

Торжественная встреча торпедного катера ТКА-54 А.Куракина., вернувшегося в базу с очередной победой.




Прикрепления: 9872939.jpg (69.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:12 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
И тем не менее даже успешное применение четырех- шестизарядных установок оставалось лишь временной полумерой. Малое число РС в одном залпе не позволяло полностью реализовать большие возможности нового оружия, созданного для нанесения эффективных массированных ударов по береговым и морским целям. Для поражения целей на площади 1 га необходим был залп 14 РС калибром 82 мм. Руководство наркомата ВМФ нацеливало технические службы флотов на увеличение числа РС, выпускаемых одной установкой.

В приказе от 24 января 1943 года, подписанном заместителем наркома ВМФ адмиралом Галлером, отмечалось:

«За последнее время флоты и флотилии, желая увеличить огневую мощь малых и вспомогательных кораблей, работают над реактивным вооружением, конструируют и устанавливают на кораблях различного типа реактивные установки, как правило, с малым числом направляющих (4-6 направляющих), забывая при этом, что РС имеют малую кучность и эффективное их применение достигается массированной стрельбой по площадям...»

И уже в марте 1943 года, Главное артиллерийское управление НКВМФ, с согласия заместителя наркома ВМФ, приказало командующему ЧФ все «самодеятельные» установки с четырьмя направляющими с ТКА и СКА снять как малоэффективные и весьма опасные для самих катеров , указав, что проводит испытания специальной установки промышленного производства. Одновременно, Народному комиссариату государственного контроля было получено провести проверку производства реактивных установок на ЧФ.

Как вспоминает командир 2-й бригады торпедных катеров Проценко, сами моряки не разделяли таких опасений, считая любой риск оправданным, если он позволял усилить вооружение ТКА. B сложившейся на Черном море обстановке ТКА играли роль универсальных легких сил, использовались исключительно широко, но главным образом не по прямому назначению. Легким «Г-5» с их двумя ДШК противостояли гораздо более крупные немецкие ТКА с 20-миллиметровыми автоматами и четырьмя пулеметами, а также бронированные БДБ, на вооружении которых имелись не только пулеметы и автоматы, но и орудия калибром 76-88 мм. Не случайно же катерники при малейшей возможности ставили на «Г-5» дополнительный ДШК или даже авиационную автоматическую пушку.

Но приказ есть приказ и установки пришлось снять. С большим трудом с помощью начальника разведки флота полковника Б. Намгаладзе удалось "отстоять" только одну такую установку на катере Александрa Куракина, успешно и часто выполнявшего задания разведки.

В начале июня 1943 года Народный комиссариат государственного контроля, по результатам проверки , направил Народному комиссару ВМФ адмиралу Кузнецову, письмо "Об изготовлении негодных установок для стрельбы реактивными снарядами на Черноморском флоте", в котором буквально разгромил черноморские "самоделки" и поставил крест на дальнейшем их производстве и использовании.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx

К этому времени промышленность уже могла производить нужное количество серийных 24-зарядных установок и судостроители начали поставлять флоту морские катера, на которых РС стали уже не вспомогательным, а главным видом оружия. Торпедные аппараты на этих ракетных ТКА уже не ставились, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка с реактивными снарядами. Появился совершенно новый тип боевого корабля - артиллерийский катер (АКА), и катерники наконец-то получили возможность на равных вести бой и с БДБ, и с большими катерами, и с береговыми батареями противника.


Прикрепления: 7090500.jpg (144.5 Kb) · 2970087.jpg (123.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:17 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийские катера «AKA-5» проекта 213

Переоборудованные под ракетное вооружение торпедные катера «Г-5» серии 11-бис - желобные торпедные аппараты на них были закрыты дюралевыми листами при постройке. Водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов 1700 л. с., скорость хода до 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м, осадка 1,2 м. Вооружение: 2 пулемета ДШК и пусковая установка М-8-M, рассчитаная на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм, устанавливаемых в два ряда.

В конце 1942 года филиал Центрального конструкторского бюро № 32 (ЦКБ-32) Народного комиссариата судостроительной промышленности, организованный при заводе № 640 в Сосновке (Кировская область) разработал несколько вариантов размещения установок М-8-М на торпедных катерах «Г-5». По одному из вариантов ее монтировали в носовой части катера вместо зенитно-пулеметной установки, по другому варианту - в кормовой части рубки. Для серийного производства был выбран второй вариант.

Появление высоко над рубкой тяжелой установки с 24 РС не могло не отразиться на мореходных качествах легкого катера, его остойчивости. По инструкции АКА разрешалось выходить в море при волнении до 3 баллов.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx


Прикрепления: 0333455.jpg (106.3 Kb) · 7186372.jpg (119.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:29 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Установка М-8-М обеспечивала пуск 24 82-мм снарядов М-8 за 7-8 секунд. Установка М-8-М была башенно-палубного типа и состояла из качающейся части (блока направляющих на ферме), прицельного устройства, механизмов наведения и электрооборудования. Качающаяся часть с помощью оси качания и опорного винта механизма вертикального наведения шарнирно закреплялась на основании установки и могла менять угол возвышения в пределах от +5° до +45°. Поворотное устройство с шаровым погоном давало возможность качающейся части установки поворачиваться на угол 360° по горизонту. На поворотной части основания установки, в ее надпалубной части, крепились механизмы наведения, прицельное и тормозное устройства, сиденье наводчика (он же стрелок), прибор ведения огня и электрооборудование.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото






Прикрепления: 1800162.jpg (130.2 Kb) · 3531493.jpg (212.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:34 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Первые шесть артиллерийских катеров «AKA-5», построенных на тюменском заводе № 639, появились на Черном море в мае 1943 года. Для испытаний в боевой обстановки они были переданы в состав 2-ой бригады торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга Проценко. Применению нового оружия катерникам пришлось учиться не на полигоне, а в бою.

Катера 2-й Новороссийской БТК. На заднем плане артиллерийский катер АКА-5



Три катера были построены на деньги, собранные учащимися ремесленных училищ Москвы, Московской области и Татарской АССР и имели свои собственные имена: «Московский ремесленник Трудовых резервов», «Молодой патриот Трудовых резервов» и «Трудовые резервы Татарии». В состав Черноморского флота эти катера были зачислены под номерами №106, 116 и 126 соответственно. Остальные три катера - под номерами №76, 86 и 96.

Экипажи АКА были укомплектованы из числа лучших офицеров, старшин и матросов. Командиром отряда артиллерийских катеров был назначен старший лейтенант Иван Петрович Шенгур (AKA-86), отличившийся в боях за Новороссийск. Под стать ему были отрядные механик А.Ракитный и артиллерист А.Чурсин, а также командиры звеньев и катеров Василий Кравцов (AKA-116), Михаил Матвиенко (AKA-76), Федор Бублик (AKA-126), Анатолий Крылов (AKA-106) и Владимир Пилипенко (AKA-96). Их учениками и стажерами назначили молодых офицеров Н.Котова, А.Иванова и М.Голлямова. В состав экипажей вошли передовые старшины Ермолай Яснюк, Николай Сахаров, Иван Рябоконь, Николай Сизов, Петр Мироненко и другие, не раз отличившиеся в боях катерники.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко о первом выходе «катюш» в море:

Мы знали, что хлопот с «катюшами» будет много. Катера строились для действий в составе речных и озерных флотилий. Как они поведут себя в море, на большой волне? Не опрокинутся ли?

Холостяков, осмотрев новые катера, загорелся:

— Пошли посмотрим, как они плавают.

Я встал за штурвал. Сразу чувствовалось: остойчивость катера значительно ухудшилась. На повороте его поведение было непривычным: он сначала круто кренился во внешнюю сторону циркуляции, а потом резко переваливался на другой бок, настолько резко, что даже привычные ко всему матросы бледнели. На волне при застопоренных моторах катер раскачивался как маятник. Но ничего, терпимо. Выпустили для пробы две очереди по шесть снарядов. Установка сработала нормально.

Контр-адмиралу катер очень понравился, и перед уходом он сказал мне:

— Теперь вам любая задача по плечу!

Командиры катеров, которых мы брали с собой в море, промолчали. Они понимали, что нелегко будет объездить этих «норовистых лошадок», как еще в походе сказал Кравцов. По инструкции катера с «катюшами» могут плавать на волне не свыше трех баллов. Но море есть море. Можно выйти в полный штиль, а в пути попасть в шторм. Надо было всесторонне проверить мореходные качества катеров.





Прикрепления: 4326149.jpg (82.7 Kb) · 7138804.jpg (314.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:46 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Mорякам пришлось преодолеть немалые трудности, «приучая, - как пишет Проценко, - сухопутные катюши к флотской службе».

Выяснилось, что из-за люфта в стопорном устройстве снаряды на качке срывает с направляющих. При первом же боевом выходе АКА - катера Пилипенко и Кравцова с были посланы в дозор к Мысхако - несколько РС не только упали в воду, но и взорвались при этом.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

Вечером выдалась свежая погода, Я рискнул послать катера Пилипенко и Кравцова в дозор к Мысхако. С ними пошел командир отряда Шенгур. Время перевалило за полночь, а мне не до сна. Слежу за радиограммами. Вначале Шенгур сообщал, что все в порядке, хотя и качает сильно. А погода ухудшалась. С метеостанции доложили: ветер шесть баллов. На первый раз хватит. Собираюсь идти к оперативному дежурному, чтобы передать приказ о возвращении катеров, но его рассыльный сам прибегает ко мне. Читаю торопливые строчки на бланке радиограммы: «Море четыре балла. Катера качает так, что несколько снарядов сорвались с направляющих и при падении в воду взорвались».

Этого еще не хватало! Приказываю катерам немедленно возвращаться. Еле дождался, пока они ошвартуются. Шенгур успокаивает: катера сильно качает, только когда они стоят без хода и бортом к волне, а обрыв снарядов произошел из-за большого люфта в стопорном устройстве установок. Это легко исправить.

Труднее было залечить душевную травму, которую перенесли моряки. Радовались новому оружию, а оно, вместо того чтобы бить врага, того и гляди, тебя прикончит. Заместитель командира дивизиона по политчасти капитан-лейтенант Пантелеймон Гаврилович Шестаков сказал мне, что товарищи все еще под впечатлением тревожной ночи. Уж очень страшно было, когда срывались снаряды. Это счастье, что падали в воду, а если хотя бы один взорвался на палубе? И щепок не осталось бы от катера...

— Как же быть нам? Доложим командованию, что не годятся новые катера?
— Что вы! Хорошие кораблики. Только надо доводить их до ума. С этим мы своими силами справимся.
— Вы так и скажите людям.
— Говорим. Только слова в таких случаях мало действуют. Надо, чтобы люди воочию убедились в силе своего оружия. А для этого следует плавать и стрелять.
— Опасно же!
— Ничего. Сейчас мы ликвидируем люфт, снаряды срываться не будут.


Общими усилиями моряки-умельцы устранили этот очень опасный недостаток. Но это было еще не все. От заливания морской водой на переходе запальные патроны отсыревали, было много случаев отказа. Так, во время самой первой (и в целом удачной) боевой операции отряда - обстрела анапского аэродрома в ночь на 30 мая четыре новых АКА за четыре приема смогли выпустить лишь 68 РС вместо 240, как было намечено планом. Решение задачи было найдено опять-таки силами самих катерников: были изготовлены надежные пиропистолеты на базе запальных трубок от торпед и трофейных винтовок, подходивших по калибру. Всю работу по доводке «катюш» возглавляли специалист по ракетным установкам артотдела флота А.Егоров и дивизионный артиллерист А.Чурсин.

Однако, кроме проблем, с которыми моряки справлялись своими силами, у морских реактивных установок были и серьезные конструктивные недостатки. Спустя месяц после того, как артиллерийские катера включились в боевые действия на Черном море, техническая комиссия, назначенная начальником артиллерийского отдела ЧФ, вынесла заключение о пригодности установок М-8-М для боевого использования. Выводы специалистов, к сожалению, были крайне неутешительны:

« … Месяц боевого использования спецустановок М-8-М показал, что установки весьма необходимы для малых кораблей флота (торпедных катеров), но имеют ряд крупных конструктивных недостатков во всех узлах и механиизмах, которые не только снижают ценность установки, но и приводят к невозможности её дальнейшего полноценного использования в морских условиях… »

Дальше шло несколько страниц, где перечислялось более двух десятков фактов конструктивной недоработки системы. Наиболее опасным недостатком было плохое крепление реактивных снарядов на направляющих, из-за чего снаряды во время сильной качки либо заклинивались, либо задевали стабилизаторами за направляющие, что грозило взрывом снаряда на установке и гибелью катера.

Неизвестно какие выводы сделали артуправление и командование флота из этого доклада, но известно, что спустя год, сход снаряда с направляющей - та самая недоработка, о которой упоминалось в докладе - чуть не привелa к гибели АКА-86. По-видимому, никаких кардинальных доработок системы не проводилось, и моряки продолжали устранять недостатки своими силами.

Но на войне, как на войне и, несмотря на все недостатки нового оружия, очень скоро моряки освоили свои «AKA» так, что стали выполнять боевые задания и при 4-5-балльном волнении, научились стрелять залпами и довольно кучно как по наземным, так и по морским целям, разработали тактику совместных боевых действий торпедных и артиллерийских катеров, которая оказалась очень успешной. Торпедные катера, обнаружив противника, сближались с ним, заставляя его корабли сгруппироваться теснее, после чего их атаковал «AKA». Пока он отходил на перезарядку «катюш», остальные катера выпускали торпеды и обстреливали гитлеровцев из пулеметов.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx

xxx

xxxxxx



Прикрепления: 4719894.jpg (119.0 Kb) · 0275576.jpg (111.6 Kb) · 2513366.jpg (119.0 Kb) · 5202558.jpg (87.2 Kb) · 1556855.jpg (63.2 Kb) · 7376713.jpg (61.6 Kb) · 6854046.jpg (67.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 13:56 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Приведу несколько характерных примеров из боевой хроники 2-й Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота. Примеры взяты из мемуаров катерников, изданных в советский период, поэтому к количеству заявленных побед нужно относиться очень аккуратно.

В ночь на 11 июня 1943 года три ракетных (АКА-86 - командир Котов, АКА-96 - командир Пилипенко, АКА-76 - командир Матвиенко) и два торпедных катера вышли к Новороссийску, чтобы подавить вражескую четырехорудийиую батарею.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

..Нашим войскам и кораблям сильно досаждала четырехорудийная батарея в Южной Озерейке. Стоило конвоям приблизиться к Малой земле, как батарея открывала навесной огонь. Сама она укрывалась за высотами, и нашим артиллеристам никак не удавалось ее нащупать. Мы предложили использовать катера с «катюшами».

Произвели разведку, засекли вспышки выстрелов. Вечером 10 июня я вывел в море артиллерийские катера Котова, Матвиенко, Пилипенко и торпедные катера Попова и Хабарова.

Головным шел катер с командиром отряда Шенгуром, который должен был вывести группу в точку развертывания, намеченную им накануне в ходе разведки. Я держал свой флаг на катере старшего лейтенанта Ивана Хабарова.

Переход протекал спокойно. В назначенный срок над берегом повисли осветительные бомбы, сброшенные нашими летчиками. В их свете штурман дивизиона Юсупов определил место кораблей, пеленги и расстояние до цели. Условным сигналом я приказал катерам построиться в боевой порядок. Попов и Хабаров повели свои торпедные катера к берегу, чтобы вызвать на себя огонь. «Катюши» мы введем в действие после того как батарея заговорит. Тогда мы лучше увидим цель и накроем ее, когда прислуга будет у орудий.

В 2 часа 18 минут батарея наконец заговорила. Тотчас несколько красно-оранжевых хвостов прочертили темное небо и взорвались на кромке берега - наш пристрелочный залп. А потом хвосты «катюш» исполосовали все небо. Десятки реактивных снарядов разорвались на сравнительно небольшой площади. На берегу выросли огненные столбы взрывов, желто-красное пламя озарило окрестность. Мы перестроились в походный ордер, взяли курс на базу, а на берегу еще что-то взрывалось и горело. Батарея молчала. Не вела она огня и в последующие ночи. Через несколько дней сдавшийся в плен румынский офицер рассказал, что снаряды «катюш» падали с большой точностью. От их разрывов взлетели в воздух штабеля заготовленных для стрельбы боеприпасов. В результате три из четырех орудий выведены из строя, почти вся их прислуга уничтожена.

На рубках катеров Н. Котова, В. Пилипенко и М. Матвиенко появились алые звезды с цифрой «1» в центре - знак первого большого боевого успеха.

*************************************

В ночь на 21 августа 1943 года четыре катера с «катюшами» во взаимодействии со сторожевыми кораблями «Шторм» и «Шквал» произвели огненный налет по анапскому аэродрому, вызвав взрывы и пожары. А спустя трое суток эти же катера в дозоре вели бои с немецкими торпедными катерами. Перехитрив фашистов, заставив их сомкнуть строй, отряд Шенгура нанес по ним удар сразу девятью десятками ракет. Гитлеровцы даже не отстреливаясь бросились наутек. Экипажи катеров Анатолия Крылова (AKA-106) и Нестора Котова (AKA-86) успели на ходу установить еще 12 ракет и выпустить их в середину сгрудившихся вражеских катеров. А в это время катера Михаила Матвиенко (AKA-76) и Владимира Пилипенко (AKA-96), заряжая свои установки, отстали. Эта случайная задержка оказалась как нельзя кстати: с юга подошли еще три больших катера противника. Командиры не сговариваясь одновременно пошли им навстречу, с дистанции 600-800 метров накрыли их «катюшами», а подошедшие три сторожевых катера Сипягина огнем из пушек и пулеметов отогнали их совсем.

*************************************

Ночью 5 апреля 1944 года отряд из трех катеров (ТК-105, АКА-96 и АКА-106) под командованием старшего лейтенанта Шенгура, находившийся в свободном поиске в районе еще занятой немцами Одессы, обнаружил на рейде дозор из нескольких больших СКА. Чтобы заставить немецкие катера сосредоточиться, а затем и подвести их под удар «катюш», моряки пошли на хитрость. Торпедный катер Грибова (ТК-105) смело атаковал один из дозорных катеров и ввязался в бой. Ему удалось выманить четыре СКА в море, а тем временем «Московский ремесленник» Нестора Котова (АКА-106) и катер Владимира Пилипенко (АКА-96) зашли им в тыл и одновременно дали залп, выпустив сразу 48 РС. Едва противник скрылся под прикрытие батарей, АКА на большой скорости подошли к самому волнолому, дали залп по портовым объектам в районе морского вокзала и, прикрывшись дымовой завесой, так же стремительно вышли из зоны обстрела береговой артиллерии.

*************************************

Неделей позже тот же рискованный тактический прием с успехом был повторен. Летчики навели отряд И.Шенгура (два ТКА и АКА А.Иванова) на две тяжелогруженые БДБ, следующие под усиленным эскортом из 12-14 катеров. Первая атака ТКА была отбита мощным огнем противника. Тогда АКА-86, на котором и находился командир отряда, решительно атаковал конвой в одиночку. Основные силы охранения оказались втянутыми в бой, увлеклись погоней (очевидно решив, что советский катер расстрелял запас РС) и на какое-то время оставили без защиты одну из БДБ. Используя это, М.Подымахин с дистанции не более 2 кбт выпустил в нее обе торпеды и пустил БДБ на дно прежде чем противник понял, что происходит. В образовавшейся сутолоке дружным огнем ДШК и РС наши катерники потопили один большой СКА и вывели из строя два других.

*************************************

А вот и официальные данные, которые суммируют боевые успехи черноморских "катюш" - трех катеров АКА и одного ТКА с самодельной реактивной установкой - в кампанию 1944 года:

Выписка из материалов Черноморского флота для сбора флагманских артиллеристов флотов



Из шести артиллерийских катеров AKA, прибывших на Черноморский флот в мае 1943 года, три катера погибли во время Керченско-Эльтигенской десантной операции.


Прикрепления: 7976284.jpg (157.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 14:07 | Сообщение # 11
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Эффективность артиллерийских катеров AKA

Когда читаешь приведенные выше примеры, создается впечатление, что АКА были грозным и эффективным оружием. Но так ли это было на самом деле? Добавлю несколько комментариев из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко и из современных источников

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

На торпедных катерах не было ни дальномеров, ни стереотруб, ни даже пеленгаторов. Для получения пеленга пользовались только прицелом для торпедной стрельбы, а для этого надо менять курс катера, что не всегда можно сделать.

Командир катера одновременно совмещал обязанности штурмана, рулевого, артиллериста, минера и дальномерщика, причем дальномером служили его глаза, приученные довольно точно определять расстояние, но эти глаза нещадно хлестали ледяные брызги, летящие со скоростью 20 метров в секунду. И нелегко было командиру, увидевшему объект удара, в считанные секунды определить до него дистанцию, угол отворота и возвышения реактивной установки, отдать безошибочное приказание комендорам, лечь на рассчитанный в уме курс и после выпуска двух пристрелочных снарядов мгновенно оценить результаты их падения, чтобы обрушить полновесный залп «катюш» на противника.


Андрей Кузнецов «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

К сожалению, шансов попасть в цель с этой установки было очень немного. При малейшей качке рассеивание РСов становилось еще сильнее. Стрельба со стопа была возможна только в редких случаях, при полном штиле, так как на стопе катер раскачивало на волне сильнее, чем на ходу.

Было разработано наставление по стрельбе РСами. Рекомендовалось стрелять сразу отрядом катеров или, в крайнем случае, звеном с минимально допустимой дистанции (1000 м, на меньших дистанциях с учетом рассеивания близкое падение снаряда могло быть опасным для самого катера). Судя по наставлению, при стрельбе со стопа по движущемуся эсминцу попадание одного снаряда с вероятностью 0,7 достигалось на расстоянии 2000 м при залпе 4 катеров, на расстоянии 5000 м - 33 (!) катеров. При стрельбе по торпедным катерам потребное число катеров увеличивалось втрое. Поскольку на Черном море было всего шесть АКА, шансов поразить катер противника у них не было даже в идеальных условиях. К тому же в ходе операции эти катера вынужденно применялись поодиночке и вели стрельбу по БДБ и точечным целям на берегу (прожектора, огневые точки) с нулевыми шансами на попадание.


И что интересно. - данные анализа эффективности АКА, приведенные в документах 1943 года, вполне подтверждают все вышесказанное.

Доклад командующего ЧФ по вопросу использования реактивных установок на катерах ЧФ:

« … Артиллерийские катера (AKA) с установкой М-8-М... оправдали себя вполне и являются довольно эффектным оружием... Следует иметь, однако, ввиду, что использование РС дает больше моральный эффект, чем действительное поражение цели, тем более морской узкой цели, ибо это оружие без точной баллистики и пригодно в основном только для обстрела площади значительных размеров, при массовом его применении и, главным образом, обстрела видимых целей … »










Прикрепления: 4997682.jpg (103.0 Kb) · 4750838.jpg (216.3 Kb) · 7578379.jpg (238.4 Kb) · 3289440.jpg (81.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 14:13 | Сообщение # 12
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
И коротко пройдусь по боевому пути каждого из артиллерийских катеров ЧФ. Повторюсь - данные взяты из мемуаров катерников, изданных в советский период, поэтому к количеству заявленных побед нужно относиться аккуратно.

Как я писал выше, кроме СПЕЦИАЛЬНЫХ катеров АКА-5, в начале 1942 года на ЧФ воевали несколько ТОРПЕДНЫХ катеров, вооруженных САМОДЕЛЬНЫМИ реактивными установками. По распоряжению Главного артиллерийского управления НКВМФ, в марте 1943 года эти установки были демонтированы, как малоэффективные. С большим трудом с помощью начальника разведки флота полковника Б. Намгаладзе удалось "отстоять" только одну такую установку на катере Александрa Куракина, успешно и часто выполнявшего задания разведки.

Торпедный катер №54, с 29.07.1943 г. №105, с 23.02.1944 г. ТК-393

Заложен в начале 1941 г., спущен летом 1941 г., вст. в строй в августе 1941 г. и 11.10.1941 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. и Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантных и Крымской 8.04 - 12.05.1944 г. наступательной операциях.
Kатер под командованием старшего лейтенанта Куракина - ветеран бригады ТКА. Участвовал во всех операциях на Черном море. По словам командира бригады Проценко, первое немецкое судно в море было потоплено 20 сентября 1942 года "эрэсами" катера № 54. Командир катера был представлен к званию Героя Советского Союза (представление с перечислением всех подвигов заняло 3 страницы), но награда была понижена до ордена Нахимова 2 степени.

Торжественная встреча торпедного катера ТКА-54, вернувшегося в базу с очередной победой.



К-393 (бывший №54), сохранивший самодельную реактивную установку. Фото 1944 года



Командир катера старший лейтенант Куракин Александр Афанасьевич, его скромный послужной список и итог боевой деятельности катера и командира


xxxxxx


Прикрепления: 2890357.jpg (69.4 Kb) · 0280721.jpeg (240.1 Kb) · 1742352.jpg (73.3 Kb) · 9889252.jpg (81.2 Kb) · 1592820.jpg (151.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 14:17 | Сообщение # 13
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №76 (AKA-76)

Заложен в 1941 г., спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 15.05.1943 г. и 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Пропал 17.11.1943 г. во время боя с БДБ в р-не Эльтигена. Последний раз катер видели в 02:15 - был исправен, отходил на восток. Предположительно потоплен артиллерийским огнем германской БДБ, по другой версии погиб от подрыва на мине со всей командой (10 человек, в т. ч. командир звена старший лейтенант М.П. Матвиенко и командир катера лейтенант М.Г. Голлямов)

Катер под командованием старшего лейтенанта Матвиенко, а затем лейтенанта Голлямова, участвовал в более чем в 20 боевых операциях, в том числе в огневых налетах на дальнобойную батарею (11.06.1943 г.), на аэродром Анапа (12.07.1943 г. и 21.08.1943 г.), обеспечивал высадку морских десантов в Анапе (21.09.1943 г.) и в районе станица Благовещенская (26.09.1943 г.), неоднократно вступал в бой с немецкими катерами и быстроходными десантными баржами. Так, 24 июня 1943 г. в районе Мысхако на дозор, состоявший их трех морских охотников и четырех торпедных катеров, напали десять немецких катеров. Дозор оказался в тяжелом положении. Выручил командир артиллерийского катера № 76 старший лейтенант Михаил Матвиенко. С расстояния 250-300 метров он выпустил по противнику 22 эрэса, которые довольно точно упали. Хотя прямых попаданий не было, фашисты не выдержали и бежали.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова (Комментарий - по данным А. Кузнецовa это катера АКА-86, АКА-76 и АКА-104 соответственно) столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар «катюшами», а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова «Молодой патриот трудовых резервов» (Комментарий - это никак не мог быть АКА-116 «Молодой патриот трудовых резервов» - катер воевал в составе Азовской флотилии и погиб еще 3 ноября 1943 года. Лейтенант Иванов командовал катером АКА-86. Явная ошибка Проценко, одна из многих в этом издании), хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп «катюш» на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково. А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся - со всем экипажем он погиб от подрыва на мине.

Андрей Кузнецов «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

С наступлением темноты вышел в дозор отряд Левищева - ТКА-104, АКА-76 и АКА-86. Около полуночи наши катера имели короткую стычку с группой Бурова, которую днем не добила авиация на переходе (Буров получил подкрепление из Камыш-Буруна — БДБ F446). При этом были повреждены ТКА-104 и АКА-86, а у немцев - F535. АКА-76 после 02:15 пропал без вести. Немецкие шнельботы, находившиеся южнее Эльтигена, два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз в 02:58-03:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении. Во многих документах и в справочниках указано, что связь с АКА-76 потеряна в 14:17 17 ноября. Отсюда делается вывод, что катер погиб на мине, поскольку днем в проливе не было катеров противника. Безусловно, катер пропал еще ночью. Скорее всего, ошибка во времени связана с неверным переводом черновой записи «2.17» в 24-часовой формат (получилось «14.17» вместо «02.17»). Подобные ошибки можно встретить, например, в записях оперативного дежурного ФКП ЧФ.

По данным ОБД "Мемориал", на катере погибло 10 человек, в т. ч. командир звена старший лейтенант М.П. Матвиенко и командир катера лейтенант М.Г. Голлямов:

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx
Прикрепления: 6287957.jpg (249.3 Kb) · 7949648.jpg (498.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 14:35 | Сообщение # 14
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №86 (AKA-86), с 23.02.1944 г. ТК-411

Заложен в 1941 г., спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 15.05.1943 г. и 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной и Крымской 8.04 - 12.05.1944 г. наступательной операциях.

Катер под командованием командира отряда старшего лейтенанта Шенгура, а затем лейтенантов Нестора Котова (с июня 1943 г.) и Александра Иванова (примерно с октября 1943 г. и до конца войны), участвовал во многих боевых операциях - освобождении Новороссийска, Анапы, Таманского полуострова и Керчи. Участвовал в труднейшем переходе из Фальшивого Геленджика в Скадовск. В период боёв за Одессу потопил немецкую лайбу (деревянное парусное судно), подавил две пулеметные точки и успешно провел обстрел порта. В боях за освобождение Крыма и Севастополя потопил сторожевой катер и обеспечивал атаки торпедных катеров, связывая боем корабли охранения. Участвовал в огневых налетах на скопления войск и посадочные площадки у мыса Херсонес, в результате чего взорвал склад с боеприпасами и поджег военно-транспортный самолёт Ю-52. Участвовал во взятии румынских портов Констанца и Сулина.

В апреле 1945 года в составе отдельного отряда торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза Владимира Пилипенко, АКА-86 был передан в состав 2-й Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии. Прошел по Дунаю от румынской Констанцы до словацкой Братиславы - через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию. День Победы встретил в Австрии.

Артиллерийский катер № 86 в боевом походе

xxx

Боевые эпизоды:

12 апреля 1944 года самолет-разведчик обнаружил в море конвой. Группа катеров старшего лейтенанта И.П.Шенгура - командиры старший лейтенант А.П.Подымахин (TK-85), младшие лейтенанты А.И.Иванов (AKA-86) и Б.А.Латошинский (TK-14) вышла в море. В 23 часа самолет показал место конвоя осветительными бомбами. В составе конвоя следовали 2 быстроходные десантные баржи в охранении 10 катеров. Шенгур дал команду командиру АКА-86 младшему лейтенанту Иванову обстрелять катера реактивными снарядами. Когда они оказались втянутыми в бой, Шенгур по радио дал команду Подымахину и Латошинскому торпедами атаковать баржи, одна из которых пошла ко дну.

*************************************

Катера с Скадовска выходили на коммуникации, но поиск вражеских конвоев был неудачным. Тогда командование бригады решило направить катера группами в Тендровской косы, чтобы оттуда действовать на коммуникациях противника. Удачными были выходит 5 апреля 1944 года. Торпедные катера №106, 105 и АКА - 86 под командованием лейтенанта И.П.Шетура вышли из Тендровского залива курсом на Одессу. В районе порта черноморцы обнаружили 4 часовые катера противника и вступили в бой. Ракетным снарядом был потоплен немецкий катер.

Командир катера AKA-86 Иванов Александр Иосифович

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx



xxx


Прикрепления: 9603299.jpg (74.5 Kb) · 2949114.jpg (25.1 Kb) · 9852383.jpg (265.9 Kb) · 3814247.jpg (326.2 Kb) · 8244311.jpg (175.9 Kb) · 4359370.jpg (183.8 Kb) · 1104374.jpg (230.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 15:06 | Сообщение # 15
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №96 (AKA-96)

Заложен в 1942 г., спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 15.05.1943 г. и 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Потоплен 7.12.1943 г. авиацией противника в Керченском проливе в р-не Эльтигена.

Катер под командованием старшего лейтенанта Владимир Пилипенко участвовал в более чем в 20 боевых операциях, в том числе в огневых налетах на аэродром Анапа (12.07.1943 г. и 21.08.1943 г.), обеспечивал высадку морских десантов в Анапе (21.09.1943 г.) и в районе станица Благовещенская (25.09.1943 г.). 25 сентября 1943 года вступил в бой с шестью немецкими торпедными катерами и подбив один из них, заставил остальных отступить. Особенно отличилась команда катера при прорыве морской блокады во время боев на Эльтигенском плацдарме. В ходе жестоких боев с превосходящими силами противника, Пилипенко потопил десантную баржу.

7 декабря 1943 года АКА-96 пошел к мысу Такиль для обследования двух шлюпок, обнаруженных с воздуха. Людей в них не оказалось, а катер в 11:58 атаковала пара Me-109. «Мессеры» сделали 6 заходов. АКА-96 получил многочисленные повреждения, начал терять ход и заполняться водой. 2 человека погибли, 5 получили ранения. В числе раненых был и командир катера лейтенант В. С. Пилипенко. Он продолжал вести огонь по самолетам. По наблюдениям команды, на шестом заходе в 12:25 один Me-109 был сбит. Второй истребитель сделал еще один заход и ушел. На помощь из Кроткова вышел ТКА-82. Он сняли с катера людей, все люки на АКА-96 задраили. Доставив спасенных в Кротков, ТКА-82 вместе с ТКА-105 и СКА-036 пошел к АКА-96 для буксировки. Однако изрешеченный катер уже не мог держаться на плаву и в 13:10 затонул.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом геройство и отвагу старшему лейтенанту Пилипенко Владимиру Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Пилипенко Владимир Степанович





Боевые эпизоды:

Во время патрулирования в южной части Керченского пролива, при плохой видимости АКА-96 под командованием старшего лейтенанта Владимира Пилипенко, внезапно встретился с шестью стотонными торпедными катерами противника, идущими в кильватерном строю. Расходясь с ними на контркурсах на расстоянии менее 200 метров, Пилипенко не мог использовать реактивную установку. Внезапное появление катеров друг против друга ошеломило тех и других. И только после расхождения Пилипенко развернувшись бросается в погоню за противником, приказав старшине комендоров Александру Генералову подготовить ракетную установку для полновесного залпа с малой дистанции. Едва вражеские корабли открыли огонь, как весь их строй был накрыт залпом из 24 реактивных снарядов «катюши». Моряки АКА-96 на протяжении часа преследовали и били врага. Впервые были отмечены прямые попадания снарядов в немецкие катера, а на одном из них возник пожар. А катер под командованием Пилипенко благополучно возвратился в базу.

*************************************

Особенно отличился экипаж АКА, которым командовал старший лейтенант В.Пилипенко. Однажды этому катеру пришлось в одиночку охранять отряд наших десантных судов: четыре раза подряд он самоотверженно вступал в бой с шестью и четырьмя вражескими кораблями, отгоняя их залпами РС. 7, 8, 10 и 11 ноября этот же катер стойко отбивал все попытки больших ТКА типа «Люрсен» и БДБ противника прорваться к нашим высадочным средствам.

*************************************

10 ноября 1943 года в 23:53 командир отряда Жидко, двигаясь к Эльтигену, выслал вперед на разведку АКА-96. Тот через полчаса вернулся с затопленной кормой, с одним раненым на борту, один мотор вышел из строя. Командир доложил о бое с 5 «ТКА», в ходе которого наш катер получил 4 попадания 37-мм снарядов. В действительности, помимо 5 раумботов, его два раза атаковал торпедами торпедный катер S51. По наблюдению немцев, обе торпеды сначала шли хорошо, но затем отклонялись от курса - видимо, из-за касания дна. АКА-96 больше не мог держаться в море и ушел в Кротков.

*************************************

5 декабря 1943 года в 00:10 к Эльтигену подошел АКА-96 и обнаружил вражеские БДБ. Он застопорил ход, вел наблюдение и поджидал подхода своего отряда. Когда в 00:25 отряд приблизился к Эльтигенскому рейду, АКА-96 завел моторы и дал залп 15 РС-82 по одной из БДБ. В течение ночи катер два раза перезаряжал установку 8-М-8 и сделал еще два залпа (20 и 15 PC), после первого из них на одной из барж наблюдался пожар.

Командир катера AKA-96 Пилипенко Владимир Степанович

Родился 25 октября 1918 года в селе Кальнишовка ныне Тывровского района Винницкой области Украины в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 2 курса Харьковского института инженеров транспорта.

В Военно-Морском Флоте с 1939 года. В 1941 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Командир звена торпедных катеров (2-я бригада торпедных катеров, Черноморский флот) старший лейтенант Владимир Пилипенко в период несения дозора, конвоирования кораблей и судов, высадки десантных групп подбил три торпедных катера и потопил десантную баржу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом геройство и отвагу старшему лейтенанту Пилипенко Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3793).

За годы войны под командованием В.С. Пилипенко было потоплено семь вражеских кораблей, сбит самолёт. Сам отважный командир был трижды ранен, но всегда возвращался в боевой строй.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото



xxx

xxx

xxx




Прикрепления: 1959481.jpg (214.2 Kb) · 3868220.jpg (68.4 Kb) · 3911689.jpg (197.0 Kb) · 4260904.jpg (70.7 Kb) · 6166397.jpg (90.5 Kb) · 3473282.jpg (89.3 Kb) · 2097833.jpg (54.1 Kb) · 0606685.jpg (95.1 Kb) · 5071992.jpg (104.1 Kb) · 7742719.jpg (263.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Понедельник, 05.10.2015, 15:15 | Сообщение # 16
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №106 "Московский ремесленник Трудовых резервов" (AKA-106) с 23.02.1944 г. ТК-412

Заложен в 1941 г. на средства, собранные учащимися ремесленных училищ Москвы, спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 5.05.1943 г. и 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной и Крымской 8.04 - 12.05.1944 г. наступательной операциях. С 29.05 по 31.12.1943 г. входил в состав Азовской флотилии. 16.04.1945 г. вошел в состав Дунайской флотилии. В некоторых источниках упоминается как "Московский ремесленник", такое же название носил на борту.

Торпедный катер «Московский ремесленник» выходит на задание

xxx

Катер под командованием старшего лейтенанта Анатолия Крылова, а затем лейтенанта Нестора Котова (примерно с начала 1944 г.) и капитан-лейтенанта Александра Мищихина (с сентября 1944 г.), участвовал во многих боевых операциях - освобождении Новороссийска, Анапы, Таманского полуострова и Керчи. Участвовал в труднейшем переходе из Фальшивого Геленджика в Скадовск. В период боёв за Одессу подбил сторожевой катер и потопил сейнер. В боях за освобождение Крыма и Севастополя потопил десантную баржу, подбил три сторожевых катера и обеспечивал атаки торпедных катеров, связывая боем корабли охранения. Участвовал во взятии румынских портов Констанца и Сулина.

В апреле 1945 года в составе отдельного отряда торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза Владимира Пилипенко, АКА-106 был передан в состав 2-й Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии. Прошел по Дунаю от румынской Констанцы до словацкой Братиславы - через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию. День Победы встретил в Австрии.

Командир АКА-106 лейтенант Нестор Котов и командир отделения мотористов старшина 1 статьи Иван Рябоконь



Боевые эпизоды:

Ночью 5 апреля 1944 года отряд из трех катеров (ТК-105, АКА-96 и АКА-106) под командованием старшего лейтенанта Шенгура, находившийся в свободном поиске в районе еще занятой немцами Одессы, обнаружил на рейде дозор из нескольких больших СКА. Чтобы заставить немецкие катера сосредоточиться, а затем и подвести их под удар «катюш», моряки пошли на хитрость. Торпедный катер Грибова (ТК-105) смело атаковал один из дозорных катеров и ввязался в бой. Ему удалось выманить четыре СКА в море, а тем временем «Московский ремесленник» Нестора Котова (АКА-106) и катер Владимира Пилипенко (АКА-96) зашли им в тыл и одновременно дали залп, выпустив сразу 48 РС. Едва противник скрылся под прикрытие батарей, АКА на большой скорости подошли к самому волнолому, дали залп по портовым объектам в районе морского вокзала и, прикрывшись дымовой завесой, так же стремительно вышли из зоны обстрела береговой артиллерии.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx

xxx

xxx


Прикрепления: 4430236.jpg (277.0 Kb) · 1148895.jpg (18.9 Kb) · 3698868.jpg (35.7 Kb) · 8042945.jpg (132.8 Kb) · 5915198.jpg (147.8 Kb) · 6141047.jpg (145.8 Kb) · 7174560.jpg (151.2 Kb) · 3033832.jpg (221.8 Kb) · 7536519.jpg (248.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 07:53 | Сообщение # 17
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №116 "Молодой патриот Трудовых резервов" (AKA-116)



Заложен в 1941 г. на средства, собранные учащимися ремесленных и технических училищ Московской области, спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 10.05.1943 г. и вошел в состав ЧФ. 31.05.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. В июне 1943 года по железной дороге катер был перебазирован на Азовское море. Под командованием лейтенанта Василия Кравцова неоднократно участвовал в огневых налетах на занятые немцами порты Темрюк, Осипенко, Мариуполь, на переправу на Пересыпи, объекты у Ново-Вознесенска, обеспечивал высадку десантов у Мариуполя. 18 августа 1943 года, выполняя заданее по поиску своих бронекатеров, не вернувшихся с операции, в 12.10 в районе коса Беглицкая - коса Кривая, находясь под артиллерийским обстрелом, подошел к занятому противником берегу, захватил с рыболовных сейнеров 10 "языков" и благополучно вернулся на базу.

Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. 3 ноября 1943 года, когда катер в очередной раз шёл с десантниками через Керченский пролив на Еникальский плацдарм, он был расстрелян двумя истребителями Me-109, но смог вернуться к причалу № 3 на косе Чушка, где был добит артиллерийским огнем и затонул. Из команды погибли 5 человек, в т. ч. командир катера старший лейтенант B.C. Кравцов. Погибли также находившиеся на катере моторист техотдела флотилии и большинство из 25 десантников.

Для просмотра в полном размере нажмите на интересующее Вас фото

xxx

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

C утра 3 ноября 1943 года катер № 116 перебрасывал через пролив бойцов второго эшелона. Девять рейсов совершил он под вражеским огнем и возвращался на косу Чушка за очередной партией десантников, когда налетели немецкие истребители. В бою погибли командир катера Василий Кравцов, главстаршина Ермолай Яснюк и матрос Александр Кузьминкин. Артиллеристы Алексей Николаев, Петр Шелест и радист Николай Лапенков тяжело ранены. Боцман Николай Сизов с помощью двух уцелевших мотористов довел сильно поврежденный катер до полуразрушенного причала. Сизов повез раненых в нолевой госпиталь, а мотористы Николай Переведенцев и Николай Герасимов остались на катере устранять повреждения. И тут прямое попадание вражеского снаряда. Оба моряка погибли вместе с родным кораблем. Так завершил свой боевой путь катер «Молодой патриот трудовых резервов», построенный на средства, заработанные учащимися ремесленных Московской области.

Потом, когда корабль подняли, в рубке нашли полуобгоревшую командирскую сумку. Среди других документов в ней было письмо:

«Дорогие товарищи черноморцы!

Горя желанием приблизить радостный день нашей победы над подлым фашистским зверьем, мы, учащиеся и работники ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения Московской области, передаем вам в подарок торпедный катер, купленный на средства, собранные среди учащихся и заработанные на воскресниках.

Моряки Черноморского флота вписали в историю Великой Отечественной войны немало героических страниц. Мы выражаем уверенность, что команда катера «Молодой патриот трудовых резервов» намного увеличит количество уничтоженных фашистских пиратов»


Прикрепления: 9848175.jpg (250.3 Kb) · 1885656.jpg (63.6 Kb) · 2394742.jpg (62.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 08:06 | Сообщение # 18
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийский катер №126 "Трудовые резервы Татарии" (AKA-126), с 23.02.1944 г. ТК-413

Заложен в 1941 г. на средства, собранные учащимися ремесленных училищ Татарской АССР. спущен в апреле 1943 г., вступил в строй 7.05.1943 г. и вошел в состав ЧФ. С 29.05 по 31.12.1943 г. г. входил в состав Азовской флотилии ЧФ. В июне 1943 года по железной дороге катер был перебазирован на Азовское море. Под командованием младшего лейтенанта Федора Бублика неоднократно участвовал в огневых налетах на занятые немцами порты Темрюк, Осипенко, Мариуполь, на переправу на Пересыпи, объекты у Ново-Вознесенска, обеспечивал высадку десантов у Мариуполя.

Из воспоминаний командира бригады капитана 2 ранга Проценко:

В конце мая 1943 года артиллерийские катера № 116 «Молодой патриот Трудовых резервов» (командир старший лейтенант Василий Кравцов) и № 126 «Трудовые резервы Татарии» (командир младший лейтенант Федор Бублик) были переданы в состав Азовской военной флотилии, где прославились отвагой и мужеством. За четыре месяца боевых действий на Азовском море два черноморских АКА провели свыше 20 морских боев, обстреливали переправу на Пересыпи, объекты у Ново-Вознесенска, обеспечивали высадку десантов у Мариуполя, а затем и на Керченский полуостров в районах Глейки и Жуковки. Потопили 2 самоходные баржи и повредили 4 сторожевых катера противника.

В боях за освобождение Крыма и Севастополя, уже в составе 2 БТКА ЧФ, потопил транспорт и тендер, подбил десантную баржу и сторожевой корабль.

В апреле 1945 года в составе отдельного отряда торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза Владимира Пилипенко, АКА-106 был передан в состав 2-й Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии. Прошел по Дунаю от румынской Констанцы до словацкой Братиславы - через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию. День Победы встретил в Австрии.

Командир катера AKA-126 Бублик Федор Павлович



Боевые эпизоды:

Андрей Кузнецов «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция»:

Вечером 9 декабря 1943 года АКА-126, пытаясь обеспечить подход отряда, проскакивал от мыса Ак-Бурну до Генуэзского мола и обратно, обстреливая прожекторы и батареи, а также ставя дымзавесы. Отчет командира катера младшего лейтенанта Ф.П. Бублика изобилует малореальными эпизодами - уничтожение огнем PC одного за другим двух прожекторов на мысе Ак-Бурну и одной батареи на молу. Вероятность попадания хотя бы одного PC с катера в неспокойном море по малоразмерным целям практически равнялась нулю. Тем не менее отважный экипаж принес несомненную пользу постановкой дымзавес и тем, что отвлекал на себя часть вражеского огня.

Валерий Цыганов «Удар «меча»:

В 20 час. 24 мин. корабли с десантом вышли из Ейска кильватерной колонной. На борту было 283 десантника. Десант должен был перехватить дорогу, идущую вдоль восточного побережья косы Белосарайской и, двигаясь по ней на северо-восток, ворваться в порт Мариуполь.

Погода способствовала скрытности перехода. Штормило. Подошли к Мелекино. В такой шторм высаживаться - только людей и корабли погубить. Командир отряда кораблей решил пойти севернее Мелекино к Бирючей косе; она хоть и невелика, но от волн защитит, к тому же на косе есть рыбацкий причал.

Расчет оправдался - в 1 час 15 мин. 10 сентября катера подошли к косе незамеченными. Команда: «Десанту наверх!» Через 15 минут десант покинул корабли и быстро стал уходить вперед. Гитлеровцы представить себе не могли, что в такую непогоду можно высадить десант, тем более что рядом, на косе Белосарайской они держали противодесантный батальон, а в Мелекино – гарнизон. И только в 1 час 40 мин. они по району высадки открыли ураганный огонь…

В ответ заговорили корабельные орудия. Завязалась артиллерийская дуэль. Командир торпедного катера ТКН-126 капитан-лейтенант Федор Павлович Бублик после пристрелки приказал дать залп двадцатью четырьмя реактивными снарядами. Батарея противника на Белосарайской косе умолкла./b]


Командир катера AKA-126 Бублик Федор Павлович



Pодился 21 февраля 1910 года в селе Федоровка Володарского района. В 1925 году окончил три курса агротехникума в Мариуполе. С 1932 года - в рядах Красной Армии. Войну встретил командиром торпедного катера 2-й бригады торпедных катеров ЧФ и исполнял должность командира торпедных катеров этой же бригады по декабрь 1944 года. С мая по декабрь 1945 года командовал ТК отдельного звена торпедных катеров Азовской Военной Флотилии. В марте 1947 года Федор Бублик уволен в запас в звании лейтенанта. Демобилизовавшись, приехал в Мариуполь. Работал директором рыбного хозяйства в Торгмортрансе, затем, до 1970 года, работал в порту шкипером на барже. Награды - 2 ордена Красного Знамени, орден Нахимова 2 степени и орден Красной Звезды; медали: «За боевые заслуги»; «За оборону Одессы»; «За оборону Кавказа»


Прикрепления: 4698342.jpg (12.6 Kb) · 9444673.jpg (41.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 06.10.2015, 08:11 | Сообщение # 19
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Артиллерийские катера ЧФ в составе Дунайской флотилии

В апреле 1945 года в состав 2-й Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии были переданы шесть катеров 2-й БТК ЧФ - три торпедных и три оставшихся в строю АКА:

ТК-363 (до 1940 г. №32, с 25.11.1943 г. №34, с 23.02.1944 г. ТК-363) - командир Григорий Буздыган
ТК-365 (до 1940 г. №52, с 25.11.1943 г. №54, с 23.02.1944 г. ТК-365) - командир Яков Грибов
ТК-366 (до 1940 г. №62, с 25.11.1943 г. №64, с 23.02.1944 г. ТК-366) командир Михаил Цветков

ТК-411 (до 23.02.1944 г. АКА-86) - командир Александр Иванов
ТК-412 (до 23.02.1944 г. АКА-106) - командир Александр Мещихин
ТК-413 (до 23.02.1944 г. АКА-126) - командир Нестор Котов

На фотографии (представленной ниже), сделанной в сентябре 1944 года в румынском порту Констанца, показаны торпедные катера-"тихоокеанцы" - катера переведенные в ноябре 1943 года с Тихоокеанского флота на Черноморский флот. Слева направо - торпедные катера №361, 366, 364, 363, 365. Три катера, из тех что изображены на снимке, участвовали переходе по Дунаю - ТК-363, 365, 366



Катера вошли в состав отдельного отряда торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза Владимира Пилипенко и прошли по Дунаю от румынской Констанцы до словацкой Братиславы - через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию. День Победы 9 мая они встретил в Австрии. А на следующий день отряд получил специальное задание - подняться вверх по Дунаю до австрийского города Линц, захватить и взять под охрану находившиеся там корабли и суда, не позволив им сдаться американским войскам. В условиях тяжелой навигационной и минной обстановки отряд успешно выполнил задание.

Для просмотра в полном размере нажмите на фото



За действия на Дунае командир отряда Герой Советского Союза старший лейтенант Владимир Пилипенко был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, механик отряда старший техник-лейтенант Николай Подобедов и химик отряда старшина 1 статьи Козицкий - орденами Красной Звезды. Орденами Красной Звезды были награждены командиры катеров еще не имевшие наград - капитан-лейтенант Александр Мищихин и лейтенант Михаил Цветков. Остальные командиры катеров не награждались. Также были награждены несколько старшин - командиров отделений и боцманов - орденами Красной Звезды - 4 человека, Медалью "За Отвагу" - 1 человек, медалью Ушакова - 1 человек, медалью Нахимова - 2 человека.

xxx


Прикрепления: 7189544.jpg (188.6 Kb) · 9840709.jpg (375.8 Kb) · 3618062.jpg (175.4 Kb) · 2922332.jpg (275.7 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz