Наконец 1 сентября, на рассвете, потянул слабый ост-норд-ост и постепенно стал набирать силу. К полудню сила ветра достигла шести баллов. Лед пришел в движение. Появились темные полоски чистой воды, и лед начал отходить от берега. Снова зазвенели машинные телеграфы. На «Литке» подняли сигнал «Приготовиться к движению». Но вот вопрос — какой выбрать путь? Лед отжимало от берега и выносило ветром из архипелага Норденшельда. А в районе обычной трассы, где стояли группа транспортов и ледоколы, сжатие усилилось; и их понесло на норд-вест. Капитан ледореза «Ф.Литке» Ю.К.Хлебников провел радиосовещание. Капитаны поддержали его предложение, и Хлебников повел караван по образовавшейся прибрежной прогалине чистой воды.
Единственным широким проходом между многочисленными островами архипелага Норденшельда был пролив Матисена, но по нему еще ни разу не проходили большие суда. На карте было показано всего несколько глубин на большом расстоянии одна от другой. На «Анадыре» к планширю фальшборта правого борта, у самого полубака, прикрепили лотовую площадку. На других судах также приготовились к измерению глубины моря ручным лотом. Шли переменными ходами, непрерывно измеряя глубину. Ледяная вода жгла руки матросам. Лотовых меняли каждые пятнадцать минут. Узкие перемычки годовалого, сильно вытаявшего льда проходили легко. Иногда стопорили машины, так как по цвету воды можно было ожидать, что впереди по курсу малые глубины. Но это были ложные тревоги, глубины оказывались достаточными для прохода наших судов.
Пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке».Караван благополучно прошел проливом Матисена среди островов архипелага Норденшельда. Был сделан стремительный бросок на восток, а транспорты с ледоколами продолжали дрейфовать в тяжелом льду.
На подходе к проливу Вилькицкого лед стал мощнее. 5 сентября, медленно продвигаясь в сплошном битом льду, вошли в пролив, и попали в полосу льда, дрейфовавшего вдоль южного берега к мысу Челюскина. Вскоре все суда так зажало, что работа машинами стала бесполезна, да и небезопасна. Винты ежеминутно заклинивались в сплошной ледяной массе. Напиравшие льды разворачивали суда как скорлупки.
Миноносец «Сталин» несло лагом, а «Анадырь» - кормой вперед. Такое положение по отношению к движению льда было крайне опасно. Лед напирал все сильнее, и миноносец начал крениться, трещали и лопались бруски защитной «шубы».
- Подрывную партию на лед! - скомандовал командир корабля Обухов. Инженер Дубравин спустился на лед вместе с подрывниками и указал место, куда закладывать взрывчатку. Скоро высоко в воздух взлетели куски льда, напиравшая льдина треснула, и корабль выровнялся.
Под кормой парохода «Анадырь» пришлось подрывать лед нам вместе с плотником Егором Михайловым. Взрывы оказались удачными, руль и винт были освобождены.
Вокруг всех судов то и дело гремели взрывы, фонтаны воды и ледяной каши белыми столбами поднимались вверх. День был ясный, солнечный. Кинооператору Марку Трояновскому повезло, он сделал много эффектных снимков. А взрывы не только спасали корабли от ледовых, объятий, но и явились салютом полярной станции на самой северной точке Евразии – мысе Челюскин, к которому несло караван вместе со льдом со скоростью около трех миль в час.
Когда затих грохот взрывов, послышался шум самолета. С востока быстро приближалась черная точка. Летчик Василий Сергеевич Молоков низко пролетел над караваном, качнул крыльями и передал по радио, что в нескольких милях к северу лед значительно реже. Суда отсалютовали ему гудками.
Внезапно нажим льда прекратился. Льды как бы расступились в стороны. Стало возможно работать винтами. Ледорезу «Ф.Литке» удалось быстро развернуться на курс, указанный Молоковым. А узким эскадренным миноносцам никак не удавалось развернуться и начать движение. «Ф.Литке» сумел подойти к эсминцу «Войков» и взял его на короткий буксир. Пароход «Анадырь» пробился к эсминцу «Сталин» и тоже взял его на буксир.
Прошло около часа, и караван попал в полосу разреженного льда, медленно дрейфовавшего на восток. Были отданы буксиры, и эсминцы пошли самостоятельно, держась в кильватере за своими лидерами. Мыс Челюскин остался далеко к югу. Уже темнело, но домики полярной станции четко вырисовывались на берегу, припорошенном свежим снежком. На судах включили ходовые огни. Полярники заметили их и, приветствуя нас, зажгли на берегу яркий белый огонь. Начальник экспедиции О.Ю. Шмидт передал по радио привет от моряков и сообщил, что пароход со сменой скоро придет.
Вечером 6 сентября караван прошел пролив Вилькицкого и корабли вышли в море Лаптевых. Лед был разрежен, но в темное время суток пришлось идти малым ходом, чтобы не напороться на какую-нибудь предательскую льдину. А утром навалился туман. За ледорезом «Ф.Литке» шел эсминец «Сталин», за ним пароход «Анадырь» и замыкал колонну эсминец «Войков».
Неожиданно «Ф.Литке» встретил тяжелую льдину и остановился. Эсминец «Сталин» шел на близком расстоянии и, чтобы не врезаться в корму ледокола, дал задний ход, одновременно подав сигнал свистком. Идущий следом пароход «Анадырь» также дал полный ход назад. Но у «Анадыря» инерция больше, чем у легкого миноносца, и, чтобы его не протаранить, капитан А.П.Бочек скомандовал: «Лево на борт!» Миноносец не пострадал, но «Анадырь» скулой левого борта ударился о тяжелую льдину. В трюме появилась пробоина. Вода стала поступать в трюм, загруженный мешками с мукой и гречневой крупой. Благодаря грамотно продуманному распределению груза по трюмам, подмокло лишь несколько десятков мешков с мукой. После просушки она была вполне пригодна в пищу.
С помощью военных моряков часть груза была поднята на палубу и освобождено место повреждения. Механики и водолазы «Анадыря» надежно заварили трещины в шпангоутах, а на обшивку корпуса поставили небольшую заплатку. Боцман Якобсон вместе с плотником Михайловым работали умело и быстро. Они поставили со стороны трюма цементный ящик, закрепив его к шпангоутам. Корпус парохода в районе повреждения стал крепче, чем был до этого.
Пока шли работы по заделке пробоины, туман рассеялся. Ледорез «Ф.Литке» повел колонну полным ходом, лавируя среди обломков ледяных полей и отдельно плавающих льдин.
Как и намечалось планом, пароходы с углем «Искра» и «Ванцетти» с помощью ледокола «Красин» прошли с Дальнего Востока, и караван встретился с ними в море Лаптевых. «Ф.Литке» и «Анадырь» до отказа загрузили углем бункера и взяли несколько тонн на палубу. Во время бункеровки все суда лежали в дрейфе в разреженном льду. Из Тикси на гидросамолете прилетел представитель Управлении полярной авиации Главного управления Севморпути, полярный летчик Черевичный Иван Иванович. Он мастерски посадил свою летающую лодку на небольшое озеро чистой воды, пришвартовал ее к льдине, у которой стоял эсминец «Сталин», и поднялся на борт. Черевичный сообщил свежие данные о состоянии льдов на восток до Колымы. Правда, оттуда только что пришли пароходы-снабженцы, но обстановка могла и измениться. Черевичный вскоре улетел на базу. Ледорез «Ф.Литке» повел пароходы «Искра» и «Ванцетти» через тяжелую перемычку льда к проливу Вилькицкого. На юг, к проливу Дмитрия Лаптева, лед был разрежен, во главе колонны пошел пароход «Анадырь», эсминцы «Сталин» и «Войков» держали в кильватер.
По мере приближения к проливу, льда становилось все меньше и меньше, и наконец, корабли и суда каравана пошли по чистой воде. Это сказывалось влияние вод реки Лены. При подходе к проливу лидерство передали эсминцу «Сталин», как кораблю с наименьшей осадкой и лучше оснащенному навигационной техникой. Ледорез «Ф.Литке» нагнал экспедицию в проливе и, когда район мелководья остался позади, стал во главе каравана. Изредка попадались отдельные льдины, а слева по борту в двух-трех милях простиралась кромка сплошного крепкого льда. Корабли и суда каравана шли полным ходом.
16 сентября караван прошел мимо мрачных Медвежьих островов. Далее снова плавание во льдах. Непрерывно звенели машинные телеграфы: малый ход, стоп, полный назад, полный вперед, снова стоп... Айонское скопление льда дало о себе знать. Приближался мыс Шелагский. Здесь зачастую бывало трудно пробиться, но на этот раз льды отступили, и корабли и суда экспедиции быстро проскочили на восток.
18 сентября караван встретил ледокол «Красин», его молодежно-комсомольский экипаж возглавляли капитан М.П. Белоусов и старпом М.В. Готский - молодые дальневосточники. Во льду они работали хорошо, уверенно. Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт временно перешел на ледокол, и «Красин» повел колонну на восток.
В это время было получено сообщение летавшего на разведку летчика Каминского Михаила Николаевича, что в проливе Лонга поля многолетнего льда, но есть полынья с мелкобитым льдом. Ледокол «Красин» пошел по пути, указанному Каминским.
Ночью 19 сентября на «Анадыре» получили радиограмму от «Искры» и «Ванцетти». Капитаны судов сообщали, что ледоколы «Ермак» и «Ленин» провели свой караван в море Лаптевых, а затем вывели их в Карское море. Воспользовавшись полученными от нас сведениями, они следуют на запад архипелагом Норденшельда. Все были рады успешному движению снабженцев экспедиции на запад и им в ответной радиограмме пожелали благополучного завершения рейса.
20 сентября ледокол «Красин» провел караван через скопление льда в самой узкой части пролива Лонга. Впереди была чистая вода. Караван вышел в Берингов пролив и дал полный ход!
22 сентября 1936 года, впервые в истории мореплавания, военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря Северного Ледовитого океана в Берингово море Тихого океана, обогнув мыс Дежнева.
Когда за кормой остались воды Берингова пролива, в заливе Лаврентия О.Ю.Шмидт получил приветственную телеграмму из Москвы от руководителей Коммунистической партии и Советского правительства: «Поздравляем с успешным выполнением главной задачи порученного вам важнейшего задания партии и правительства. Ваша победа в Арктике имеет большое значение для дела обороны страны и является новым сильным призывом ко всем трудящимся Советского Союза преодолевать все и всякие трудности в борьбе за социализм. Просим передать горячий привет и поздравления всем участникам славного арктического похода».
Эскадренный миноносец «Войков» во время перехода на ТОФ, 1936 г.24 сентября эсминцы «Войков» и «Сталин» прибыли в бухту Провидения, где их встретили танкер «Москва» с топливом и минный заградитель «Ворошиловск», доставивший часть экипажей эсминцев, которая следовала из Ленинграда во Владивосток по железной дороге, рабочих, ремонтные материалы и продовольствие.
Через два дня в бухте Эмма, одной из красивейших бухт на юге Чукотского полуострова в бухте Провидения (решениями Камчатского облисполкома от 14.11.1952 г. и Хабаровского крайисполкома от 26.01.1953 г. переименована в б. Комсомольская), суда экспедиции отдали якоря. Здесь заканчивалась работа парохода «Анадырь» по участию в проводке и обеспечению военных кораблей в арктическом походе. К борту парохода по очереди подходили миноносцы. Старпом В.С.Рудных, используя мощные грузовые стрелы, поднимал из трюма «Анадыря» торпедные аппараты, снятые с миноносцев перед ледовым походом, а военные моряки, когда аппараты, раскачиваясь на талях стрелы, повисали над палубой миноносца, принимали их и устанавливали на штатное место. Такую же операцию выполнили и с артиллерийским вооружением миноносцев. Когда минеры и артиллеристы привели свое оружие в полную боевую готовность, командир отряда капитан 1 ранга П.А.Евдокимов и начальник экспедиции О.Ю.Шмидт дали «добро» произвести прострелку орудий. Миноносцы отошли подальше от судов, стоявших в бухте, и вскоре высокие красивые горы бухты повторили многократным эхом гром артиллерийского залпа.
1 октября все работы были завершены и дальше на юг в порты назначения суда экспедиции пошли самостоятельно. За время перехода по арктической ледовой трассе забыли о качке, а теперь всем судам пришлось крепко поштормовать. Крен у эсминцев доходил до 40 градусов. Тихий океан устроил им славное крещение. Но моряки не подкачали, справились с океанской стихией, вошли в Охотское море, пересекли его курсом на мыс Елизаветы и через Татарский пролив прошли в бухту Де-Кастри, где их встретили корабли Тихоокеанского флота.
17 октября 1936 года эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток. Преодолев многие трудности ледового плавания в морях Ледовитого океана, советские моряки за одну летнюю кампанию прошли путь от Кронштадта до Владивостока, равный 6 тыс. миль. Задание партии и правительства было выполнено.