Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Подводная лодка «Щ-117»
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 13:19 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Подводная лодка Щ-117 «Макрель»- дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис проекта Щ - «Щука».





Заложена 10 октября 1932 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 226. Головная лодка серии. Секциями по железной дороге корабль перевезен на Дальний Восток, где на заводе № 202 (Дальзавод) во Владивостоке произведена его окончательная сборка. 15 апреля 1934 года подводная лодка спущена на воду, и 28 января 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Первым командиром подводной лодки стал Египко Николай Павлович.


Прикрепления: 5232773.jpg (116.5 Kb) · 1774449.jpg (163.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 13:19 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение





Подводные лодки типа «Щука» - серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930—1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть.

Серия V-бис

Серия включает в себя 13 подводных лодок. Из них 8 были построены для Тихоокеанского флота, 2 - для Балтийского, 3 - для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.

Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы рубки и надстройки значительного эффекта не имело.


Прикрепления: 2360900.jpg (48.1 Kb) · 7680553.jpg (72.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 13:22 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Служба подводной лодки «Щ-117»

1935 год март - апрель
Находилась в автономном плавании;

1935 год 15 мая
В составе дивизиона перечислена в состав 3-й БрПЛ (5-я морская бригада до 1935 года) ТОФ с базированием на бухту Находка;

В середине 30-х годов в CCCP широко развернулось стахановское движение. Подводники также не остались в стороне. 11 января 1936 года «Щ-117» покинула базу с задачей как можно дольше продержаться в море без пополнения припасов. Поход проходил в обычном режиме, только распорядок дня экипажа был сдвинут на 12 часов. Не обошлось и без нештатных ситуаций: в один из дней штормовые волны оторвали край стального листа. Нанося удары по корпусу корабля, он повредил кормовой лаз в надстройке и мог вызвать новые повреждения. В сложных условиях боцман П. Шаронов и краснофлотец А. Пекарский устранили неисправность. Спустя несколько дней на подводной лодке произошла самоотдача якоря. На этот раз ситуацию исправили В. Манышкин, Ф. Петров и Н. Смирнов. В дальнейшем из строя выходили рулевой привод и один из электродвигателей, но все неисправности были устранены силами личного состава. Весь период плавания стоял мороз ниже 20 градусов мороза. Толщина льда на палубе ПЛ достигала 70 см, а на орудиях - 40 см.

20 февраля 1936 года «Щ-117» торжественно встречали в базе. Подводная лодка пробыла в плавании 40 суток, перекрыв проектную автономность в 2 раза. Корабль прошел 3022 мили, при этом 315 миль было пройдено под водой. Дважды подводная лодка в подводном положении форсировала ледовые перемычки.

Вскоре о «энской подлодке Тихоокеанского флота» заговорила вся страна, а имена ее командира и членов экипажа не сходили со страниц газет. Опыт субмарины стал активно внедряться на всех флотах. В апреле 1936 года постановлением ЦИК СССР весь экипаж «Макрели» был награжден орденами: командир подводной лодки Египко Николай Павлович и комиссар Пастухов Сергей Иванович - орденами Красной Звезды, остальные члены экипажа - орденами «Знак Почета». Таким образом, «Щ-117» стала первым кораблем ВМФ СССР, который полностью состоял из орденоносцев.


Участники рекордного автономного плавания ПЛ «Щ-117», награжденные в апреле 1936 г. орденами Советского Союза. Сидят (слева направо) торпедист В.И. Манышкин, командир лодки Н.П. Египко, военком С.И. Пастухов; стоят: радист М.Л. Лавриненко, командир отделения электриков В.Д. Кондрашов, рулевой Ф.Н. Петров, старший рулевой Н.А. Дозморов.



Орден «Знак Почета» № 3249, которым был награжден старший рулевой подводной лодки «Щ-117» краснофлотец Дозморов Николай Алексеевич





xxx


1 мая 1936 года выступая по Всесоюзному радио Н. Египко заявил: «Товарищи, старые доблестные моряки – крейсеров «Изумруд», «Аврора», «Дмитрий Донской» и броненосца «Адмирал Ушаков» – участники Цусимского боя! Можете не сомневаться, Цусима больше не повторится! <…> Если враг сунется на священную землю Страны Советов с моря, мы будем бить его ничуть не хуже, чем в воздухе и на земле».

1936 год 29 апреля
Переформирована в состав 31-го ДнПЛ 3-й БрПЛ с базированием на бухту Находка;

1937 год август
Совершила длительный автономный поход;

1938 год 27 май
В составе дивизиона подчинена командованию Советско-Гаванского Укрепленного Района (СГУР). Переформирована в состав 31-го ДнПЛ СГУР ТОФ;

1938 год 9 июля
В составе дивизиона перебазирована в Советскую Гавань;

1939 год 4 октября
В составе дивизиона вошла в состав Северо-Тихоокеанской Военной Флотилии;

1939 год 21 ноября
В составе дивизиона переформирована в состав 5-й БрПЛ СТОВФл ТОФ с базированием на Советскую Гавань;

1940 год 4 июля
При возвращении из полигона при швартовке ПЛ М-26 врезалась в пирс и ударилась о ПЛ Щ-117;

1941 год февраль
Переформирована в состав 8-го ДнПЛ 5-й БрПЛ (с 12.03.1941 - 3-я БрПЛ) СТОВФл ТОФ с базированием на Советскую Гавань;

1941 год 22 июня
Входила в состав 8-го ДнПЛ 3-й БрПЛ СТОВФл ТОФ с базированием на Советскую Гавань;

1945 год 9 августа
9 августа 1945 года «Щ-117» встретила под командованием капитан-лейтенанта Синецкого Петра Владимировича в составе 8-го дивизиона 3-й бригады ПЛ ТОФ с базированием на Советскую Гавань;



1945 год август
С началом боевых действий подводная лодка вышла в боевой поход и заняла указанный район у берегов южного Сахалина (позиция № 9), но встреч с противником не имела и 20 августа была отозвана в базу.


Прикрепления: 4420812.jpg (86.4 Kb) · 8242081.jpg (171.7 Kb) · 4954318.jpg (134.9 Kb) · 3573159.jpg (150.8 Kb) · 1464045.jpg (107.7 Kb) · 4638190.jpg (179.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 18:29 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Kомандиры подводной лодки «Щ-117»:

1. Федотов М.В. (08.07.1934-04.08.1934)
2. Египко Н.П. (17.08.1934-19.02.1936)
3. Гаджиев М.И. (19.02.1936-19.09.1937)
4. Гаврилин Г.И. (02.09.1937-29.01.1938)
5. Емец А.Е. (19.03.1938-03.04.1938)
6. Спирин С.А. (03.04.1938-07.05.1938)
7. Тимофеюк Н.В. (07.05.1938-09.11.1939)
8. Шатов А.П. (29.10.1939-02.03.1940 ИД, 03.03.1940-21.11.1940)
9. капитан-лейтенант Кольцов Михаил Иванович (1940-1944)
10. капитан-лейтенант Синецкий Петр Владимирович (1944 - 1947)

11. Применко К.Г. (09.1949-01.1951)
12. Красников В.А. (19.01.1951-12.1952)

Kомандир подводной лодки «Щ-117» (17.08.1934-19.02.1936) Египко Николай Павлович



Kомандир подводной лодки «Щ-117»(1940-1944) капитан-лейтенант Кольцов Михаил Иванович

xxx



Kомандир подводной лодки «Щ-117» (1944 - 1947) капитан-лейтенант Синецкий Петр Владимирович



Командир подводной лодки «Щ-117» капитан-лейтенант Синецкий докладывает командиру 3-й БПЛ СТОФ капитану 2 ранга Иванову Владимиру Никифоровичу (второй справа) и замполиту 3-й БПЛ СТОФ капитану 2 ранга Кабанову Михаилу Ефимовичу (второй слева) о результатах боевого похода. Совгавань, 20 августа 1945г.






xxxxxx


Прикрепления: 3028272.jpg (81.1 Kb) · 5501721.jpg (12.4 Kb) · 2048979.jpg (536.1 Kb) · 6422538.jpg (59.3 Kb) · 5066467.jpg (422.3 Kb) · 3608315.jpg (470.3 Kb) · 7538649.jpg (465.2 Kb) · 0804884.jpg (419.2 Kb) · 1644217.jpg (73.0 Kb) · 9464391.jpg (576.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 18:49 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Экипаж подводной лодки «Щ-117» - первый орденоносный экипаж РККФ, 1936 год.



Верхний ряд:
П.И. Столяров – старшина группы мотористов, Кружалов Степан Сергеевич, 1909 г.р., – старшина группы торпедистов, Курило Кирилл Федорович, 1913 г.р., – военфельдшер, Горский Георгий Ефимович, 1909 г.р., – инженер-механик, Воробьев Владимир Алексеевич (1911 – 1938) – старпом, Египко Николай Павлович (1903 – 1985) – командир ПЛ, Пастухов Сергей Иванович, 1904 г.р., – военком, Горбиков Дмитрий Григорьевич, 1910 г.р., – командир БЧ-2-3, Котухов Михаил Петрович, 1914 г.р., – штурман, П.Н. Шаронов – боцман.

Второй ряд:
Н.А. Дозморов – старший рулевой, Н.В. Тропин – старшина группы электриков, А.А. Арманков (Ар...теев) – старшина группы трюмных, А.И. Пекарский – командир отделения рулевых, А.И. Карпов – командир отделения мотористов, Н.Т. Сивков (Сивцов) – командир отделения торпедистов, Н.Ф. Чибисков – старший торпедист, И.Ф. Ракитин – командир отделения штурманских электриков, В.Т. Кононов – командир отделения мотористов.

Третий ряд:
Панкратов Алексей Васильевич, 1911 г.р., – старший моторист, Божек Петр Ермолаевич – старший моторист, В.Е. Тимофеев – электрик, В.И. Манышкин – торпедист, Д.В. Кондрашов – командир отделения электриков, Л.И. Константинов – радист, М.А. Лавриненко – командир отделения радистов.

Четвертый ряд:
Смирнов Николай Федорович, 1912 г.р., – рулевой, Петров Федор Николаевич, 1912 г.р., – рулевой, Коршунов Михаил Степанович 1912 г.р., – торпедист, В.П. Лебедев – моторист, В.П. Лапун – моторист, А.М. Бебеев – электрик, С.П. Киреев – строевой, В.А. Федулов – электрик, Л.Е. Романовский – кок, Поспелов Василий Иванович, 1912 г.р., – командир отделения трюмных.

Экипаж подводной лодки «Щ-117». 1944 год.




Прикрепления: 9638478.jpg (221.0 Kb) · 4320323.jpg (189.7 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 18:55 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Электрик 2-го класса подводной лодки «Щ-117» старшина 1-й статьи Дядяев Василий Николаевич

xxxxxx

xxx

xxxxxx


Прикрепления: 5685688.jpg (415.5 Kb) · 4166031.jpg (476.8 Kb) · 6244763.jpg (154.7 Kb) · 8653076.jpg (294.9 Kb) · 1647572.jpg (300.2 Kb) · 9474559.jpg (536.8 Kb) · 9777329.jpg (519.2 Kb) · 6428627.jpg (476.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 22.09.2020, 18:56 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
10 июня 1949 года корабль получил обозначение «С-117».

14 декабря 1952 года 90-я бригада ПЛ, куда входила и «С-117» (командир капитан 2 ранга Красников В.А.), проводила плановые учения «Нанесение ударов по конвою противника группой подводных лодок при наведении разведывательной авиацией». Согласно плану учений, в них должны принять участие шесть субмарин бригады: «М-253», «М-277», «М-278», «С-117», «С-119» и «С-120». Подводные лодки делились на две группы, при этом «С-117» выходила в море несколько раньше других субмарин с целью ведения разведки и наведения на корабли условного противника «волчьих стай». В 11.35. 14 декабря «С-117» покинула причал в Советской Гавани. К 8 часам она должна была прибыть в назначенный для проведения учений район Татарского пролива с задачей передать на другие субмарины данные об отряде условного противника, которого изображал корабль-цель «ЦЛ-27», выходящий из Холмска. В дальнейшем «С-117» было предписано занять позицию близ Холмска для контроля выходящих из порта судов.

В 18.50 14 декабря на командном пункте бригады была принята радиограмма с «С-117», в которой командир субмарины докладывал, что на корабле вышел из строя правый дизель, и что корабль продолжает движение в назначенный район под вторым. В 20.25 оперативный дежурный штаба флота дал оповещение на корабли и суда флота об обнаружении в районе Холмска плавающей мины. Для ее поиска и уничтожения с рассветом 15 декабря было решено использовать «ЦЛ-27». В 00.25 15 декабря оперативный дежурный передал на корабли и суда уточненные данные координат мины, а спустя 41 минуту была получена квитанция с «С-117» на переданную радиограмму. В 03.15 командир «С-117» доложил, что правый дизель введен в строй.

По плану учений «ЦЛ-27» вышел из Холмска в 15.00 15 декабря. В это время в штабе ждали донесения с «С-117» об обнаружении корабля, но его не последовало. На требование в 19.00 донести свое место подводная лодка не ответила. В течение всей ночи с 15 на 16 декабря штаб бригады неоднократно запрашивал «С-117», но подводная лодка молчала. Не ответила она и на требование включить ходовые огни и вернуться в базу.

Командир С-117» капитан 2 ранга В. Красников, прошел всю войну на черноморских «малютках» и тот факт, что он уцелел, ни у кого не оставлял сомнений в его искусном управлении подводной лодкой.

Наконец, когда в 01.00 17 декабря был дан сигнал «Конец учений», приступили к поиску «С-117». Подводную лодку искали до конца декабря надводные корабли, самолеты, подводные лодки. Осмотр западного побережья острова Сахалин проводили армейские части и пограничники, но никаких следов катастрофы (масляные пятна, обломки) обнаружены не были. Учитывая возможность столкновения подводной лодки с гражданским судном, был проведен водолазный осмотр и опрошены команды всех судов, находящихся в районе Холмска в период с 14 по 17 декабря. Особое внимание при этом было обращено на теплоход «Горнозаводск», который утром 15 декабря находился в районе перехода «С-117» на позицию, имея в это время 1,5-часовую остановку, причину которой ни капитан, ни члены экипажа объяснить не смогли. При водолазном осмотре судна были обнаружены вмятины в средней части днища судна длиною до 6 метров, а также отдельные разрывы боковых килей, явившихся следствием удара о металлический предмет. Только после докового осмотра днища теплохода версия о его причастности к гибели «С-117» отпала, так как металлический блеск обнаруженный в ходе проведения поверхностного водолазного осмотра мог быть результатом плавания судна во льдах.

Для доклада о случившемся Сталин вызвал командование флотом в Москву, а на флот отправил комиссию для расследования во главе с адмиралом В. Андреевым.

В докладной записке командующего Тихоокеанским флотом И.В. Сталину говорилось: «Есть основания предполагать, что подводная лодка погибла на больших глубинах. Ввиду того, что достоверных данных о причинах гибели «С-117» нет, об обстоятельствах гибели подводной лодки можно только догадываться. Гибель могла произойти при следующих обстоятельствах: неправильное управление при погружении, неисправность материальной части, столкновение с надводным кораблем. Вместе с этим были рассмотрены возможности преднамеренного ухода лодки в Японию иди насильственного увода ее американцами. Личный состав имел высоко-моральное состояние и являлся политически надежным, поэтому „японскую“ версию считаем невероятной. А увод подводной лодки американцами, учитывая решимость личного состава, невозможным».

Изучив результаты расследования, Сталин ограничился внушением морскому министру адмиралу Н.Г. Кузнецову и рекомендовал впредь подобных вещей не допускать. Командующему 7-м Военно-морским флотом вице-адмиралу Холостякову объявили выговор, командира и замполита 90-й бригады подводных лодок сняли с занимаемых должностей.

Лодку продолжали искать еще в течение года, но безрезультатно. Ходили разговоры, что «С-117» могла торпедировать американская субмарина. Oтношения между СССР и США в тот момент были сложными. На Корейском полуострове шла война, инциденты в море и на небе между советскими и американскими военными происходили регулярно - и в Штатах и в Южной Корее особенно не церемонились с соблюдением различных Международных правил. Тем не менее, по данным разведки, активность американского флота во время учений в Охотском море не фиксировалась.

Вместе с «С-117» погибло 52 человека. До сих пор не удалось установить ни место гибели корабля, ни ее причины.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz