Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Дунайская «Катюша» - минометный катер «МК-24»
АрхивариусДата: Пятница, 02.08.2013, 01:34 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Ракетные катера впервые появивились на Волге в тяжелом 1942 году. Энтузиастом установки ракетного оружия на кораблях был лейтенант Г В. Терновский, который еще в предвоенные годы предлагал вооружить ракетами серийные торпедные катера и малые корабли для огневой поддержки десанта. Однако в то врем осуществить эти смелые замыслы не удалось. Положение изменилось лишь после того, как в ходе войны промышленность освоила массовое производство реактивных снарядов для авиации и сухопутных установок.

Терновский, возглавлявший артиллерию Охраны водного района Новороссийской базы, впервые увидел такие снаряды в феврале 1942 года у летчиков. Он сразу оценил возможности, открываемые новым оружием перед легкими морскими силами. По настоянию Терновского командующий Новороссийской базой капитан 1-го ранга Г. Н. Холостяков запросил у командования авиации Черноморского флота несколько комплектов 82-мм РС с самолетными системами запуска для испытаний. 2 марта 1942 года с направляющих, укрепленных на 45-мм орудиях катера МО-084, был произведен первый выстрел, и в тот же день, чуть позднее, - запуск РС в воздух и стрельба по буксируемому щиту.

Спустя месяц МО-084, охранявший на переходе транспорт "Пестель", дал ракетный залп по фашистскому самолету, выходившему в атаку на наш конвой. Стена мощных разрывов, ставшая перед торпедоносцем, ошеломила летчика, и он отвернул к берегу. А в журнале боевых действий катера появилась запись: "В районе мыса Утриш залпом РС отбита атака торпедоносца противника".

Первым кораблем, потопленным советскими ракетными катерами, стала фашистская шхуна, пытавшаяся в ночь на 20 сентября 1942 года скрытно приблизиться к нашему берегу для высадки диверсантов. Артиллеристы находившегося в дозоре охотника МО-091 повредили ее, а торпедный катер ТКА № 54 с самодельными ракетными установками двум залпами добил вражеское судно. Первый удар по береговым объектам нанесли четыре малых охотника, вооруженные четырьмя восьмизарядными установками каждый, сделав пять залпов осколочно-фугасными снарядами.

А в ночь на 4 февраля 1943 года предвоенный замысел Терновского был осуществлен... Когда фашистские прожекторы засекли в районе Станички - Мысхако неподалеку от берега "Скумбрию" - тихоходную деревянную шхуну, переоборудованную в тральщик, она не вызвала никаких опасений на батареях противника, уцелевших после шквальной артподготовки, произведенной береговой артиллерией Новороссийской военно-морской базы. И вдруг, когда до берега оставалось каких-нибудь два-три километра, "Скумбрия" окуталась облаком серовато-сизого дыма, из которого вырвались и понеслись к берегу огненные языки пламени. "Впервые в истории для поддержки десанта с моря была успешно осуществлена стрельба РС "катюша" с тральщика "Скумбрия", - говорится по этому поводу в книге "Боевой путь Советского Военно-морского Флота". - Один из пленных, свидетель этого налета, вспоминал: "Мы знали об этом ужасном сухопутном оружии, но никто даже не предполагал, что оно уже есть на русских кораблях. Лучше сразу смерть, чем увидеть такое!"

Несмотря на все эти успехи. Главное артиллерийское управление флота с согласия заместителя наркома приказало командующему Черноморским флотом снять все "самодеятельные" установки с четырьмя направляющими, как малоэффективные и опасные для самих катеров. Советская промышленность начала выпускать серийные 24-зарядные установки и поставлять флоту катера, на которых РС стали не вспомогательным, а основным оружием...

Работа над их созданием началась в январе 1942 года. Командование ВМФ заказало промышленности пусковые установки с сухопутных боевых машин БМ-8 и БМ-13. Однако выяснилось, что для кораблей нужны установки с большим углом поворота в горизонтальной плоскости. Если наземные "катюши" грубо наводились на цель разворотом самого автомобиля, то рассчитывать на это при движении бронекатера по узкому фарватеру было нельзя.

Торпедный катерТК-393 с минометной установкой



СКБ московского завода "Компрессор", возглавляемому В. П. Барминым, было выдано задание на разработку трех типов пусковых установок специально для речных катеров: надпалубной для 132-мм РС и башенно-палубных для 82-мм и 132-мм РС. Быстрее всего пошли работы по созданию варианта под 82-мм снаряды, так как Реактивный научно-исследовательский институт еще до войны испытал поворотное устройство на 24 снаряда для танка. Благодаря этому в мае были готовы опытные образцы М-8-М башенно-палубного типа с 12 двутавровыми балками для 24 снарядов. Основание с качающейс частью и сиденьем наводчика поворачивалось на 360°, угол возвышения направляющих менялся от 5° до 45°, пуск всех 24 "эрэсов" осуществлялся за 7 с.

Установка второго типа - надпалубная - М-13-М1 предназначалась для запуска 16 РС калибра 132-мм. Стрелял из рубки командир, залп с восьми двутавровых балок сходил за 5-8 с. Несколько позднее была создана 32-зарядная морская "катюша" башенно-палубного типа М-13-МП, но она оказалась тяжелой и громоздкой и не получила широкого распространения. Созданный конструкторами новый тип оружия был испытан в боевых условиях на кораблях Волжской военной флотилии, причем М-8-М монтировались как на малых , так и на больших бронекатерах, а М-13-М1 - только на больших.





Опыт применения пусковых установок для речных катеров в морских условиях вскрыл и ряд их недостатков. Так, из-за люфта в стопорном устройстве снаряды на качке срывало с направляющих, причем иногда они не просто падали в воду, но и взрывались. На волнении запальные патроны заливало водой, они отсыревали. Тяжелое пусковое устройство на рубке снижало остойчивость катера. Поэтому в июле- августе 1943 года СКБ завода "Компрессор" в сжатые сроки разработало три установки в морском исполнении:8-М-8, 24-М-8 и 16-М-13. У них были усилены крепления РС на направляющих, увеличены скорости наведения и снижены усилия на штурвалах наведения. Новые корабельные установки применялись до самых последних дней войны и монтировались на кораблях многих типов и классов.







Прикрепления: 1289389.jpeg (240.1 Kb) · 6968664.jpg (87.1 Kb) · 8106890.jpg (130.2 Kb) · 0005591.jpg (113.5 Kb) · 2471858.jpg (81.2 Kb) · 9293216.jpg (103.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:13 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Подробное описание работы установки и ухода за ней.






Прикрепления: 7586156.jpg (186.8 Kb) · 8172969.jpg (197.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:17 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Минометные катера «Ярославец» (тип «Я-5» и «Я-6»)



В начале 1930-х Ярославский судостроительный завод, известный тогда как завод №345, приступил к выпуску принципиально нового транспортного средства. Работавшее на предприятии конструкторское бюро под руководством главного инженера Л.Г.Пискунова создало катер «Ярославец», который имел длину около 20 метров и водоизмещение 22-23 тонн. Дизельный мотор позволял судну развивать скорость более 10 узлов в час. Всего было разработано две модели: «Я-5» со стальным корпусом предназначался для разъездов, а «Я-6» с деревянным корпусом планировался в качестве буксира. Вскоре они начали трудиться на Волге, Каме и Онежском озере, обслуживать сибирские лесосплавы.

После начала войны многие из них превратились в посыльные дивизионные суда. С 1942 года начался выпуск вооруженных катеров в вариантах тральщиков и катеров ПВО для охраны баз и переправ, а позднее - и минометных катеров. Пусковые установки ставились на них вместо 37-мм зенитных автоматов. Из 50 катеров типа «Я-5» в варианте минометного катера использовалось 35, при этом 13 переоборудовано из МК в КАТЩ, а 7 – из КАТЩ в МК. Из 16 катеров типа «Я-6» КАТЩ и МК было поровну - по 8 катеров.

Впервые заметную роль «ярославцы» сыграли в Сталинградской битве. В составе Волжской военной флотилии под командование контр-адмирала Д. Д. Рогачева воевали и два отряда катеров-«ярославцев». Помимо огневой поддержки наземных частей, они выполняли и другую важную задачу: доставляли с одного берега Волги на другой все необходимое для 62-й армии.

Ярославские катера воевали на озере Ильмень, на Чудском озере, в составе Балтийского флота, Дунайской и Днепровской флотилий. Вместе с бронекатерами, вооруженными РС, на заключительном этапе войны они широко использовались для огневой поддержки приречных флангов сухопутных войск, при высадке десантов и выполнении многих других боевых задач. Так как дальность ракетной стрельбы не превышала 4-6 км, ракетные катера занимали огневые позиции вблизи линии фронта или прорывались на вражеские фланги и вели огонь по живой силе и открытым огневым точкам противника.



16 «ярославцев» вошли в состав в сформированную 13 апреля 1944 года Дунайскую военную флотилию. Два из них, уже через несколько дней подорвались в Одесском заливе на минах. Зато остальные с боями прошли по Дунаю свыше двух тысяч километров. Одной из самых ярких операций Дунайской флотилии стал проведенный 11 апреля 1945 года в центре Вены захват Имперского моста - единственной еще не взорванного пути с одного берега реки на другой. Все попытки советских частей штурмом взять сооружение были тщетными, и тогда это поручили флотилии. Ясным днем, когда враг не ждал атаки, в акватории Дуная показались пять бронекатеров с десантом и восемь «ярославцев», открывших из своих палубных «катюш» огонь по берегам. Гитлеровцы были ошеломлены «водной» атакой, которую затем поддержали уже советские бомбардировщики. Это позволило бронекатерам высадить десант и захватить мост.

После войны три стальных ветерана-«ярославца» были установлены на постаментах в Новороссийске, Таганроге и Киеве. А остальные вернулись к мирному труду и еще около пятнадцати лет работали в акваториях рек Советского Союза.

Миномётный катер «МК-29» (Тип «Я-5») с установкой М-8-М. Дунайская военная флотилия



Миномётный катер типа «Я-6». Будапештская операция, Дунайская военная флотилия, 1945 год.




Прикрепления: 0380956.jpeg (52.8 Kb) · 0956671.jpg (18.0 Kb) · 5602748.jpg (157.8 Kb) · 1637691.jpg (69.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:20 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Миномётный катер «МК-24» (до 30.01.1945 г. «Я-24»)







Тип «Ярославец» - «Я-6» - 8 единиц. Деревянный корпус. Водоизмещение 22.6 тонн. Размеры - 19.8 х 3.4 х 1 м. ДВС бензиновый, 93 л.с. Скорость 10 узлов. Экипаж 10 чел.

Вооружение:
- 1 х 82 мм миномет М-8-М башенно-палубного типа с 12 двутавровыми балками для 24 снарядов
- 2 х 12.7 мм пулемета.

Построен в 1943 г. и 5.02.1944 г. зачислен в состав ЧФ. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Входил в состав 1-го Братиславского дивизиона миномётных катеров 4-й Сулинской бригады речных кораблей Дунайской военной флотилии (к концу войны - 2-я Сулинско-Братиславская Краснознаменная ордена Ушакова бригада речных кораблей). Участвовал в Ясско-Кишиневской, Будапештской и Венской наступательных операциях. После войны переоборудован в тральщик.

Миномётный катер «МК-24»



Прикрепления: 6674912.jpg (126.0 Kb) · 9459974.jpg (39.1 Kb) · 8161144.jpg (143.2 Kb) · 5525277.jpg (219.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:24 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир катера «МК-24» старший лейтенант Михальченко Николай Александрович

Родился в 1916 году. В 1937 году поступил в Высшее Военно-Морское училище имени Фрунзе (Ленинград). В 1938 году был направлен для продолжения учебы во вновь образованное Тихоокеанское Военно-Морское училище (Владивосток). 1 ноября 1941 года был произведен досрочный, второй выпуск курсантов 4-го курса ТОВВМУ без госэкзаменов. 202 выпускникам училища было присвоено воинское звание "лейтенант". Большинство выпущенных лейтенантов отправлено в распоряжение командующего Сибирским военным округом. В их числе был и лейтенант Михальченко.

В ноябре 1941 года лейтенант Михальченко был назначен командиром минометной роты вновь сформированной 70-й морской стрелковой бригады. Бригада формировалась на станциях Колония, Калачинск и Корниловка Омской области из курсантов военно-морских училищ и моряков Тихоокеанского флота.

В начале января 1941 года бригада прибыла на рубеж реки Свирь, с 10.01.1941 года участвовала в боях на Свирском оборонительном рубеже. В дальнейшем вела активную оборону рубежа. 9 мая 1942 года Михальченко было присвоено воинское звание "старший лейтенант". 27 сентября 1943 года был назначен в распоряжение командира Московского флотского экипажа. В апреле 1944 года получил назначение на Дунайскую военную флотилию - в 4-ю отдельную бригаду речных кораблей.

В апреле 1944 года была расформирована Азовская военная флотилия и на ее базе воссоздана Дунайская военная флотилия.

Корабли флотилии базировались в Одессе, Очакове и Херсоне. Они объединялись в бригаду бронекатеров (22 бронекатера, 10 полуглиссеров, 10 катеров «ЗИС») и 4-ю отдельную бригаду речных кораблей (монитор «Железняков», 14 бронекатеров, 12 минометных катеров, 22 катерных тральщика, 15 полуглиссеров). Кроме того, в состав флотилии входили сектор береговой обороны.

Моряки бригады бронекатеров, которой командовал Герой Советского Союза капитан 3 ранга П.И.Державин, уже прославились боевыми делами. Они высаживали десанты на побережье Азовского моря и Керченском полуострове.

А вот 4-я отдельная бригада речных кораблей (командир - капитан 2 ранга П. П. Давыдов, начальник штаба - капитан 3 ранга Л. Н. Мелик-Мурадов) формировалась заново, значительная часть экипажей ее кораблей не имела боевого опыта. Штаб бригады еще не был полностью укомплектован. Сотрудники штаба флотилии проводили в этом соединении много времени, налаживая службу и учебу личного состава.

А работы было много. Людей и корабли готовили к действиям в новых условиях - «переучивали моряков в речников». В бригадах кораблей шли усиленные тренировки. Отрабатывались совместное плавание в ночных условиях, высадка тактических десантов, организация переправ, артиллерийские и минометные стрельбы.


Командуя катером-тральщиком, старший лейтенант Михальченко очищал от мин фарватеры в Одесском порту, в Одесском заливе и вдоль всего побережья до устья Дуная. Перед началом Ясско-Кишиневской наступательной операци был назначен на должность командира катера «МК-24» 4-й отдельной бригады речных кораблей Дунайской военной флотилии.

Особенно отличился во время боевых действий на Дунае. За умелое командование катером во время прорыва через Очаковское гирло к г. Вилково в августе 1944 года, был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участвовал в десантных операциях в г. Илок и Вуковар. С 25 декабря 1944 года - командир тральщика КЭТМЩ-934 (бывший германский речной тральщик "Зеефальке") 1-й Краснознаменной бригады траления ДуВФ. 17 августа 1945 года был уволен в запас.

  

Прикрепления: 6813347.jpeg (168.3 Kb) · 0529791.jpeg (258.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:46 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир отделения рулевых катера «МК-24» старший краснофлотец Жильцов Павел Давыдович.

Из наградного листа:

Старший краснофлотец Жильцов участник прорыва в Потаповский канал (устье р. Дунай) и взятия г. Вилков. Во время всей боевой операции обеспечил отличную работу рулевого устройства, тем самым командир смог командовать маневрами катера, a Жильцов всегда точно по указанному курсу вел катер, несмотря на вражеский обстрел.

xxx

xxx

xxx

Прикрепления: 9672178.jpeg (163.7 Kb) · 9134822.jpeg (195.1 Kb) · 0382139.jpg (215.2 Kb) · 4778025.jpg (211.8 Kb) · 6266272.jpg (481.6 Kb) · 3353659.jpg (617.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 20:57 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Операция  Дунайской флотилии в Вилково.

Для начала нужно пояснить как катера прорывались к Вилково. В военно-исторической и мемуарной литературе всегда упоминается Килийское гирло. Однако из наградных видно, что катера шли через Очаковское гирло, в которое попали по Потаповскому каналу. Килийское гирло - наиболее многоводный рукав дельты Дуная, поэтому ошибочно это название применяют и к целой серии создаваемых рукавом проток (Белгородское гирло, Очаковское гирло и т.д.) и к последующими их разветвлениями на гирла второго порядка (Полуночное, Потаповское, Прорва).

Кроме того, на карте из исторического формуляра Дунайской флотилии четко отмечен путь катеров через Очаковское гирло.





Кузнецов Н.Г. "Курсом к победе."

Чтобы окружить приморскую группировку противника, необходимо было отрезать ей пути отхода. Дунайская военная флотилия получает новую задачу – прорваться в дельту Дуная и высадить десанты в тыл противнику. Командующий флотилией приказал командиру 4-й бригады речных кораблей капитану 2 ранга П.П. Давыдову в ночь на 24 августа форсировать Килийское гирло Дуная, а командиру Керченской бригады бронекатеров капитану 3 ранга П.И. Державину высадить 384-й отдельный батальон морской пехоты у Жебриян, а затем следовать за бригадой речных кораблей к Килийскому гирлу и совместно с десантом овладеть районом Вилково, Килия.

Вечером 23 августа отряды кораблей вышли из Одессы. На рассвете суда с десантом были у Жебриян. После короткого боя десант занял селение. Это было полной неожиданностью для вражеских войск, выходивших из окружения со стороны озера Кундук. Здесь десантники выдержали тяжелый бой. Он кончился тем, что группа немецко-румынских войск на следующий день сложила оружие. В плен было захвачено около 5 тысяч солдат и офицеров.

А отряд кораблей прорыва под прикрытием торпедных катеров и авиации флота на рассвете 24 августа вошел в Килийское гирло Дуная и, не встретив сопротивления противника, начал движение вверх по реке. Утром он уже достиг Вилково и открыл огонь по скопившимся на берегу для переправы через Дунай вражеским войскам. В порт был высажен десант. Противник после короткого боя отошел, боясь оказаться в окружении: на северную окраину Вилкова вступили наши морские пехотинцы, высадившиеся в Жебриянах. В Вилково было пленено 2 тысячи солдат и офицеров противника.

Наши бронекатера шли вверх по Дунаю, уничтожая переправы, огневые точки и скопления вражеских войск по обоим берегам реки.


Каминский А., "Бой на Вилковской переправе"

Освобождение Жебриян открывало путь в дельту Дуная для захвата переправ через Дунай. Эта задача была поставлена перед группой кораблей Дунайской флотилии (11 бронекатеров, 6 минометных катеров, 6 катеров - тральщиков, 6 катеров «ЗИС» и 10 полуглиссеров), которую возглавил командир 4-й отдельной бригады речных кораблей капитан 2 ранга П.П. Давыдов. Корабли вечером 23 августа вышли из Одессы и на рассвете 24 августа подошли к дельте Дуная. Первыми прорвались на Дунай бронекатера из дивизиона капитан-лейтенанта В.И. Великого. Они спешили в Вилково, где отступающие части противника поспешно переправлялись на румынский берег.

Дивизиону поставили задачу: разгромить Вилковскую переправу и не дать противнику уйти за Дунай. В то время на вилковском берегу находилось до трех тысяч немецких и румынских солдат и офицеров, стояли обозные фуры, различная техника - все это ждало своей очереди на переправу. От вилковского берега к румынскому ползли паромы, битком набитые техникой, а также баркасы и лодки с солдатами. К 9 часам утра корабли подошли к Вилково. Противник заметил бронекатера и открыл артиллерийский огонь. Высадив на берег десантников, корабли подошли к переправе и начали ее громить. Масса людей на берегу пришла в движение и стала похожей на потревоженный муравейник. По реке поплыли разбитые погромы и брошенные лодки. Вражеские солдаты, застигнутые огнем, спасались вплавь.


Прикрепления: 8488250.jpg (51.9 Kb) · 8816776.jpg (492.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 07.08.2013, 21:10 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
И небольшое дополнение о создателе того самого Потаповского канала из наградного, тем более к флоту имеет самое непосредственное отношение.

Потапов Владимир Константинович (1881.07.07 - 1968.01.03).



Прапорщик по морской части запаса 1903, в службе с 1904. Во ВСЮР и Русской Армии в Черноморском флоте до эвакуации Крыма. Капитан 1-го ранга (1920.10.26) Старший морской начальник в Галлиполи. На 25 марта 1921 года в составе русской эскадры в Бизерте на линкоре "Георгий Победоносец", с 1922 г. в ревизионной комиссии Бизертского Союза русских воинов в лагерях Надор и Ремель. В эмиграции во Франции, член Военно-морского исторического кружка в Париже. Сумел создать компанию по подъему затонувших судов. Умер 1968.01.03 под Парижем.

К началу Первой мировой войны Потапов был капитаном 2-го ранга. Какую он занимал должность я так и не разобрался, но достоверно известно, что в 1915 году Потапов распорядился прорыть на одном из притоков Дуная, впадавшего в Черное море, канал. Этот новый канал должен был заменить канал Полуночный, который к тому времени был специально загорожен против австрийских подводных лодок. Предполагалось, что по нему в Дунай войдут корабли береговой обороны. Через год он был занесен илом, но память о том событии осталась в виде названия устьевого участка Очаковского гирла - Потаповский канал (протяженность - 5,5 км).


Прикрепления: 4561299.jpg (45.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Вторник, 13.08.2013, 00:06 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Моторист катера «МК-24» старший краснофлотец Самуйлов Александр Иванович



xxx

xxx


Прикрепления: 7818547.jpg (134.8 Kb) · 4770777.jpg (180.4 Kb) · 7687007.jpg (163.0 Kb) · 8190619.jpg (201.3 Kb) · 8326481.jpg (197.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 01.01.2020, 21:48 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Комендор катера «МК-24» краснофлотец Елохов Степан Абакумович



xxxxxx

xxx

Прикрепления: 0234508.jpg (155.2 Kb) · 6106599.jpg (375.0 Kb) · 8485888.jpg (287.6 Kb) · 6226489.jpg (236.6 Kb) · 3942148.jpg (146.7 Kb) · 4993459.jpg (128.1 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz