Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Дунайская военная флотилия 1-го (1940-1941 гг.) и 2-го (1944 г.) формирований » Балабуха
Балабуха
АрхивариусДата: Четверг, 16.11.2023, 22:11 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Старший лейтенант Балабуха Игорь Алексеевич

командир бронекатера БК-111 3-го дивизиона бронекатеров 1-й Керченской Краснознаменной бригады речных кораблей Дунайской военной флотилии




Игорь Алексеевич Балабуха родился 2 января 1917 года в городе Киев (Киевская губерния Российской империи).

Окончил Донецкий индустриальный институт (готовил специалистов для горной, металлургической и углехимической промышленности) и в 1939 году поступил в Черноморское военно-морское училище в Севастополе. Проучившись год, в 1940 году поступил в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде. Репутация ВВМУ имени М. В. Фрунзе была довольно высокой - в 1940 году на 300 вакантных мест было подано 3900 заявлений от желающих поступить.

После начала Великой Отечественной войны курсант Балабуха принимал участие в боях с немецко-фашистскими войсками в составе Отдельной курсантской бригады военно-морских учебных заведений Балтийского флота. Бригада формировалась c 1 июля 1941 года в Ленинграде из курсантов военно-морских учебных заведений под командованием капитана 1-го ранга Рамишвили. В начале июля 1941 года бригада отбыла на фронт с задачей охраны участка линии обороны и тыла Северо-Западного фронта, вела борьбу с воздушными десантами и диверсионными группами противника в западных районах Ленинградской области. Штаб бригады расположился в Петергофе. Каждый батальон занимал свой участок, нередко довольно далеко друг от друга, в целом бригада занимала 50-километровый участок второй линии обороны. 14 июля 1941 года немецкие войска подошли на подступы к Кингисеппу и захватили плацдармы на правом берегу реки Луга. В бой с немецкими войсками, стремящимися расширить плацдармы, были брошены в том числе два необстрелянных батальона курсантской бригады, которые практически полностью были уничтожены в результате ожесточенных боёв. После этого оставшиеся батальоны бригады были спешно выведены из боёв и 5 сентября 1941 года бригада была расформирована, а курсанты вернулись в Ленинград для продолжения обучения.

Позднее, в 1943 году Игорь Алексеевич Балабуха был награжден медалью «За оборону Ленинграда».



Еще в конце июля 1941 года было принято решение об эвакуации ВВМУ имени М. В. Фрунзе в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация училища в Астрахань завершилась 10 января 1942 года. В августе 1942 года состоялся досрочный выпуск курсантов и Балабуха получил первое офицерское звание «лейтенант».


Прикрепления: 0107360.jpg (33.8 Kb) · 6316183.jpg (87.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 16.11.2023, 22:12 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Каспийская военная флотилия

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта. Гитлеровское командование было так уверено в скором выходе своих войск к Каспийскому морю, что даже создалo штаб Kаспийской флотилии и отрядилo для нее силы, которые планировалo пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы. 8 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.

В конце августа 1942 года, когда немецко-фашистские войска овладели городом Моздок и вышли на рубеж реки Терек, сухопутные пути, связывавшие Закавказье со всей страной, были фактически перерезаны. Железная дорога Махачкала - Кизляр - Астрахань, построенная в ходе войны, постоянно подвергалась ударам вражеской авиации. Перевозки на Кавказ воинских частей, боевой техники и различных видов снабжения, а также вывоз нефтепродуктов из района Баку производились с этого времени исключительно морским путем. Стремясь сорвать морские перевозки, гитлеровцы начал воздействовать авиацией по коммуникациям в северной части Каспийского моря. От ударов с воздуха и подрыва на минах погибли 18 судов. Для защиты судоходства были сформированы Астраханская военно-морская база и дивизионный район противовоздушной обороны (ПВО). Это позволило продолжить перевозки топлива и войск. Корабли Каспийской военной флотилии продолжали успешно выполнять задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника транспорта, и организовывала противоминную оборону. Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО.

11 сентября 1942 года лейтенант Балабуха получил назначение на должность командира катера противовоздушной обороны «ПВО-52»*. Катер был переоборудован из рыболовного сейнера «Бекетовец» Волго-Каспийского рыболовного треста и входил в состав 5-го дивизиона тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской военной флотилии.

* Наименование катера «ПВО-52» указано в послужном списке офицера и в официальном «Перечне войск Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», однако в документах флотилии катер также указан как тральщик «ТЩ-52».

Катер вошел в состав флотилии в августе 1942 года и успешно обеспечивал противовоздушную оборону транспортов с нефтью и грузами на участке Волго-Каспийского канала. Приказом командующего Каспийской военной флотилией № 1 от 6 января 1943 года был награждён личный состав 5-го дивизиона тральщиков Астраханской ВМБ КВФл (9 человек), в том числе медалью «За отвагу» был награжден пулеметчик катера «ПВО-52» («ТЩ-52») старшина 2-й статьи Гордеев Михаил Григорьевич, неоднократно отличившийся при отражении атак немецких самолетов на охраняемые катером суда. Командир 5-го дивизиона тральщиков Астраханской Военно-морской базы капитан-лейтенант Шкапов Михаил Архипович был представлен командиром базы к награждению орденом Красной Звезды, однако командующий Каспийской военной флотилией контр-адмирал Седельников по какой-то причине понизил награду до медали «За отвагу» - довольно редкий случай такого понижения награды офицеру.

В результате успешного контрнаступления чaстей Красной Армии под Сталинградом и на Северо-Кавказском фронте в конце 1942 годa, угроза выхода немецко-фашистских войск к побережью Ксапийского моря была ликвидирована. В ответ активизировалась немецкая авиация, которая начиная с весны 1943 года начала ставить мины в северной части Каспийского моря и наносить удары по кораблям и транспортным судам. Ею были потоплены один плавучий рыбозавод, два тральщика, повреждены две баржи, один малый охотник. Каспийская военная флотилия провела ряд мероприятий по противовоздушной и противоминной обороне. Были развернуты многочисленные посты противоминного наблюдения, плавучие зенитные батареи и огневые точки, вооруженные пулеметами. В Астраханской военно-морской базе была сформирована бригада кораблей-тральщиков. Наиболее ценные и крупные транспорты плавали в системе конвоев. В результате принятых мер судоходство продолжалось бесперебойно. B 1942–1943 гг. по Каспийскому морю было перевезено около 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.



Каспийская военная флотилия обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем. К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 году в ней насчитывалось 175 кораблей.

Позднее, уже после Победы в 1945 году, старший лейтенант Балабуха был награжден медалью «За оборону Кавказа».

xxx

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов. На Каспии обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава. При этом катастрофически не хватало квалифицированных преподавателей. Приказом командующего Каспийской военной флотилией № 44 от 15 февраля 1943 года лейтенант Балабуха был назначен преподавателем специальных дисциплин в Объединенную школу Каспийской военной флотилии. Школа располагалась в глубоком тылу - городе Ленкорань Азербайджанской ССР, недалеко от границы с Ираном. Молодого офицера, конечно же это не устраивало, он рвался на фронт.


Прикрепления: 4276373.jpg (703.0 Kb) · 8776070.jpg (100.6 Kb) · 0522488.jpg (495.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Пятница, 24.11.2023, 21:34 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Азовская военная флотилия

12 апреля 1943 года лейтенант Балабуха был назначен командиром бронекатера «БКА-306» Отряда вновь строящихся кораблей.

Бронекатер проекта 1124 с заводским номером «306» был заложен в 1943 году на судоремонтном заводе имени И. В. Сталина (завод № 638) в Астрахани. Вооружение бронекатера включало две (носовую и кормовую) артиллерийские 76,2-мм установки в башнях танков Т-34 и башенные спаренные 12,7-мм пулеметные установки. Эти катера называли «речные танки» за их сходство с сухопутной боевой машиной - их борта, боевая рубка, пулеметные башенки были покрыты противопульной и противоосколочной броней, а орудия устанавливались в танковых башнях.





Экипаж катера вместе с рабочими завода участвовал в строительстве катера, а затем проводили швартовные и ходовые испытания. 24 октября 1943 года по железной дороге катер был доставлен в порт Ейск на южном берегу Таганрогского залива Азовского моря, где вошел в состав Азовской военной флотилии.


Прикрепления: 9787365.jpg (54.2 Kb) · 1696521.jpg (83.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 26.11.2023, 17:43 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Азовская военная флотилия - Керченско-Эльтигенская десантная операция

В это время заканчивалась подготовка к Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Осенью 1943 года советские войска освободили от гитлеровцев Таманский полуостров и приближались к Крыму со стороны Перекопа. С целью оказания помощи войскам 4-го Украинского фронта в окружении и уничтожении группировки немецко-фашистских и румынских войск в Крыму, советское командование решило силами Северо - Кавказского фронта при поддержке Черноморского флота и Азовской военной флотилии, нанести удар через Керченский пролив путем высадки морского десанта на Керченский полуостров.

При составлении плана десантной операции учитывалось, что противник, ожидая удар со стороны пролива, построил на Керченском полуострове три оборонительных рубежа, насыщенных огневыми средствами, инженерно - оборонительными сооружениями и минными заграждениями, и был готов отчаянно сопротивляться. На этом направлении гитлеровцы располагали 85 тысячами солдат и офицеров, большим количеством танков и артиллерии. В портах Керчь, Камыш-Бурун, Феодосия противник базировал 36 быстроходных десантных барж (БДБ), 37 торпедных катеров (ТКА), 25 сторожевых катеров и 6 тральщиков (с началом высадки советских десантов туда были передислоцированы дополнительные силы), способных помешать переброске войск и грузов через Керченский пролив. На подходах к берегу,было выставлено около 2-х тысяч морских мин. С аэродромов Крыма немецкие войска и корабли поддерживала авиация.

По плану Керченско-Эльтигентской операции десант должен был одновременно захватить два плацдарма на Керченском полуострове и в последующем обеспечить переброску основных сил 56-й и 18-й армий на Керченский полуостров. На основной плацдарм восточнее Керчи высаживались три стрелковые дивизии 56-й армии с частями усиления. На второй, вспомогательный, плацдарм в район поселка Эльтиген, южнее основного, высаживалась 318-я Новороссийская стрелковая дивизия 18-й армии и два батальона морской пехоты. Затем войска с плацдармов двумя сходящимися ударами должны были овладеть восточной частью Керченского полуострова с портами Керчь и Камыш-Бурун. Впоследствии эти порты предполагалось использовать для переправы остальных сил 18-й и 56-й армий.

Общее руководство операцией возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-полковника Петрова и его помощника по морской части командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владировского. Высадкой десанта руководили: на главном направлении командующий Азовской военной флотилией контр-адмирал Горшков, на вспомогательном - командующий Новороссийской военно-морской базы ЧФ контр-адмирал Холостяков.

Накануне десантной операции бронекатер под командованием лейтенанта Балабуха был передан в состав 3-го дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилией. Катер получил тактический номер «№ 314», однако официальный приказ о присвоении тактических номеров бронекатерам, прибывшим буквально накануне операции, был подписан командующим флотилией значительно позже, поэтому в оперативных документах флотилии эти бронекатера обозначались, как правило, заводскими номерами.

В составе Азовской военной флотилии на 25 октября 1943 года числятся следующие бронекатера:

- 1-й гвардейский дивизион бронекатеров (7 единиц № 31, 32, 33 , 71, 73, 75, 81)

- 1-й дивизион бронекатеров (9 единиц № 111, 112, 114, 121, 123, 124, 131, 132, 134)

- 3-й дивизион бронекатеров (6 единиц № 311, 312, 313, 314 (зав. №306) 321, 322, 323)

- 4-й дивизион бронекатеров (8 единиц № 411, 412, 413, 421, 213 (зав. №422), 214 (зав № 423), 221 (зав. № 424), 433 (зав. № 304), 434 (зав. №305))

К 27 октября 1943 года подготовка к десантной операции была, в основном, закончена. Для перевозки десанта через Керченский пролив планом операции привлекались 280 различных неспециализированных плавсредств Новороссийской ВМБ и Азовской военной флотилии, объединенных в отряды десантных сил. Однако днем 27 октября погода постепенно ухудшалась, к трем часам дня ветер дошел до 6 баллов, море - 4 балла. Генерал-полковнику Петрову пришлось отменить высадку десанта.

31 октября 1943 года вечером началась посадка десантных войск на корабли и суда. В это время резко изменилась погода - ветер достиг 4 баллов и продолжал усиливаться, море - 3 балла. К полночи на Азовском море ветер достиг 6 баллов, море - 4 баллов. Волны выбрасывали катера, и мелкие суда на берег. К 4 часам ночи контр-адмирал Горшков сумел вывести в пролив немногим более половины катеров и судов флотилии. Остальные получили повреждения или были выброшены волнами на берег. Стало ясно, что высадка такими малыми силами бессмысленна. В 04:00 генерал-полковник Петров приказал отменить высадку основного десанта 56-й армии до улучшения погоды. Катера и суда Азовской флотилии возвратились в свои базы.

Вспомогательный десант в район Эльтигена, несмотря на ухудшавшуюся погоду, не отменялся. Здесь ветер не превышал 3-4 баллов, но на отмели в районе высадки был сильный накат. 1 ноября 1943 года к трем часам ночи плавсредства четырех десантных отрядов Новороссийской ВМБ приняли бойцов передового отряда 18-й армии, оружие, боеприпасы и двинулись через Керченский пролив к крымскому берегу. С опозданием на час вышли оставшиеся три десантных отряда.

К рассвету 1 ноября в районе Эльтигена удалось высадить два батальона морской пехоты и около 3 тысяч бойцов из 318-й стрелковой дивизии, а также перевезти 18 противотанковых орудий, 15 минометов и 19,5 тонны боезапаса. На подходе к Эльтигену десантные средства гибли от шторма (3 десантных бота) и мин (2 торпедных катера, 2 малых охотника). Получили повреждения несколько катеров и много плотов с артиллерией и автомашинами были оторваны от буксирующих их катеров. В ходе непосредственной высадки на берег береговая артиллерия немцев разбила 6 малых охотников и 6 десантных ботов.

К исходу 1 ноября, когда десантники овладели плацдармом шириной до 5 км и глубиной до 2 км, командир 318-й стрелковой дивизии полковник В. Ф. Гладков со своим штабом и командирами полков сумел переправиться на крымский берег и возглавить руководство войсками.

План операции, предусматривающий одновременную высадку десантов, с самого начала был нарушен. Поскольку высадка десанта с войсками 56-й армии не состоялась, противник с наступлением рассвета бросил против эльтигенского десанта все свои резервы пехоты при поддержке танков. Благодаря огневой поддержке артиллерии и самолетов с Таманского полуострова все попытки гитлеровцев сбросить десант в море были отбиты, но захваченный плацдарм сузился до 4-х километров по фронту и 1,5 километра в глубину. Срочно нужно было доставить подкрепление.

1-2 ноября 1943 года с наступлением темноты под прикрытием 6-ти бронекатеров началась переброска новых батальонов десанта в район Эльтигена. В условиях больших потерь за ночь удалось высадить 2370 человек. 2 ноября 1943 года было успешно отбито 20 атак. В следующую ночь на плацдарм прибыло новое пополнение бойцов и вооружения, при этом погибло: от морских мин - 4 катера, сейнер и баркас; от действий авиации - бронекатер, сторожевой катер, 2 речных тральщика, буксир и 3 баркаса; от огня береговой артиллерии - 2 бронекатера, шаланда и 3 десантных бота.

В ночь на 3 ноября 1943 года после артиллерийской подготовки и ударов авиации на катерах и судах Азовской военной флотилии наконец-то высадились восточнее Керчи (на участке поселков Маяк - Глейки - Жуковка - Опасная - Еникале) части первого броска 56-й армии. К половине первого ночи высадка закончилась. Всего, включая морских пехотинцев, на берег были высажены 2274 десантника, четыре 76-мм и пять 45-мм орудий. Потери на переходе и при высадке оказались невелики - 85 убитых и 35 раненых (не считая экипажей катеров). В районе Глейки погиб на мине тральщик, и был потоплен прямым попаданием снаряда сейнер. Штурмовые отряды захватили несколько береговых батарей, заняли поселки Глейки, Маяк, Жуковка, южную часть поселка Опасная. К 10 часам утра советские войска заняли плацдарм площадью 7 кв. км, столкнувшись лишь с локальными очагами сопротивления. Корабли и суда Азовской военной флотилии начали переправу на плацдарм оставшихся частей 2-й и 55-й гвардейских дивизий, обратными рейсами вывозя раненых.

Бронекатер БКА-306 (№ 314) под вражеским артиллерийским огнём совершил 10 рейсов, доставляя на Керченский полуостров в район поселков Глейки - Жуковка - Опасная войска и боеприпасы.
 
АрхивариусДата: Среда, 06.12.2023, 21:10 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Азовская военная флотилия - Керченско-Эльтигенская десантная операция (продолжение)

9 ноября 1943 года отряд бронекатеров в составе БКА-304, БКА-306 (№ 314) и БКА-323 был временно переведен с Азовского моря в состав Новороссийской военно-морской базы ЧФ для поддержки эльтигенского десанта.

После высадки десанта 56-й армии, положение эльтигенского плацдарма временно улучшилось. Однако, в связи с остановкой продвижения десанта 56-й армии в сторону Керчи, контратаки против эльтигенцев возобновились с особой силой. Гитлеровцы всеми силами пытались сорвать доставку подкреплений десантникам. Ночью немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ) с моря блокировали эльтигенский плацдарм, а днем советским катерам и судам к плацдарму не давала подойти немецкая артиллерия.

Для создания условий снабжения эльтигенского плацдарма была организована борьба с немецкими кораблями. Несколько БДБ было уничтожено штурмовой авиацией и артиллерией береговой обороны флота. Во время одного из налетов советской авиации на Камыш-Бурун был убит командующий немецким флотом на Черном море вице-адмирал Кизерицки. Каждую ночь советские катера вступали в бой с вражескими БДБ и торпедными катерами, блокировавшими Керченский пролив. Однако, как правило, численное превосходство было у противника - немецкий флот в данном районе, имеющий в своём составе в основном быстроходные десантные баржи, вооружённые двумя зенитными орудиями крупного калибра (75 мм - 88 мм) и двумя-четырьмя зенитными автоматами среднего калибра (20 мм - 37 мм), превосходил по огневой мощи и количеству группировку советских сторожевых, торпедных и бронированных катеров.

В одном из таких ночных морских боёв участвовал и бронекатер БКА-306 (№ 314) под командованием лейтенанта Балабуха. В ночь с 11 на 12 ноября 1943 года к Эльтигену вышел конвой плавсредств с понтонами. В охранение были назначены сторожевые катера «МО-0102» (командир старший лейтенант Марков, на борту находился командир дивизиона капитан 3-го ранга Глухов Дмитрий Андреевич) и «МО-098» (командир лейтенант Климанов), а также группа бронекатеров БКА-306, БКА-433 и БКА-323 (командир группы капитан-лейтенант Красников). При подходе к Эльтигену начался бой с двумя быстроходными десантными баржами и десятью торпедными катерами противника, блокировавшими место высадки. Бой длился в течение шести часов, прорвать блокаду не удалось. Четыре раза капитан 3-го ранга Глухов со своим отрядом выходил в атаку, но все попытки заканчивались безуспешно. Во время пятой атаки катер «МО-0102» получил сразу несколько прямых попаданий снарядов, погибли командир дивизиона капитан 3-го ранга Глухов и три члена экипажа катера, почти все остальные были ранены. Катер потерял ход и был прибуксирован в базу другими катерами. За мужество, героизм, проявленные в этом бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года капитану 3-го ранга Глухову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Этим же Указом звание Героя Советского Союза было присвоено командиру «МО-0102» старшему лейтенанту Маркову.
 
АрхивариусДата: Среда, 06.12.2023, 21:59 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Азовская военная флотилия - Керченско-Эльтигенская десантная операция (продолжение)

В ночь с 15 на 16 ноября 1943 года бронекатер БКА-306 (№ 314) под командованием лейтенанта Балабуха участвовал в самом необычном морском бое Керченско-Эльтигентской операции.

Советскому командованию было очевидно, что для успешной противоблокадной операции требовался какой-то нестандартный ход. Случаи боев в проливе на предельно малых дистанциях вызвали к жизни идею абордажного боя. Автором идеи был или сам контр-адмирал Холостяков, или кто-то из офицеров его штаба. 12 ноября 1943 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимирский направил командующему Новороссийской военно-морской базой ЧФ контр-адмиралу Холостякову боевое распоряжение на соответствующую операцию. Согласно этому документу, на всех находившихся в строю боевых катерах размещались штурмовые группы. Для них выделялись 250 бойцов 393-го отдельного батальона морской пехоты и 18 бойцов разведотдела штаба флота. Разведчики подбирались со знанием немецкого языка.

Операция планировалась на ночь с 13 на 14 ноября, но из-за шторма состоялась двумя сутками позже. План боя сводился к следующему. Создавались три группы. Ударная группа (бронекатера, торпедные и артиллерийские катера), следуя в центре, завязывала бой с десантными баржами перед плацдармом и оттесняла их в сторону северной или
южной (по обстоятельствам) групп, состоявших из ботов ПВО, с одним катером морским охотником в роли лидера каждая. Боты должны были по сигналу «Сюркуф»* взять баржи на абордаж.

В соответствии с планом предполагался бой с 4 БДБ, которые обычно обеспечивали блокаду Эльтигена ночью. Считалось, что каждый из «абордажных» отрядов (по одному катеру морскому охотнику и по 4 бота ПВО), имевший две 45-мм пушки и четыре 37-мм автомата, мог нанести баржам серьезный ущерб, хотя на волне стрельба ботов ПВО была менее точной, чем у БДБ. В реальности же ситуация сложилась намного хуже, поскольку вместо десантных барж пришлось сражаться со значительно более быстроходным и манёвренным противником.

В 20:26 разведка доложила о выходе 4 немецких БДБ из Камыш-Буруна. Они действительно вышли в это время, но не к Эльтигену, а в противоположном направлении - к Керченской бухте. Блокада же Эльтигена в эту ночь была возложена на боевую группу в составе 4-х катеров типа «Раумбот» (R37, R196, R207, R216) во главе с командиром 3-й флотилии капитан-лейтенантом Класманом. Эти большие, быстроходные, обладавшие отличной мореходностью и мощным вооружением корабли были самым опасным противником советских катеров в Керченском проливе. Они подошли в район плацдарма в 19:45.

Советские катера вышли на операцию из базы в Кроткове около полуночи. Состав групп был следующий:

• Ударная группа (капитан-лейтенант Красников) - БКА-71, БКА-305, БКА-306 (№ 314), ТКА-104, АКА-76, АКА-86

• Северная фланговая группа (старший лейтенант Усатенко) - СКА-03, ПВО-10, ПВО-14, ПВО-18, ПВО-24, ПВО-25, тральщик КАТЩ-5385

• Южная фланговая группа (капитан 3-го ранга Гнатенко) - СКА-01, ПВО-12, ПВО-17, ПВО-27, ПВО-29, тральщик КАТЩ-081

В 00:45 в районе плацдарма началась серия коротких боев немецкой боевой группы с советский ударной группой, а затем и с южным отрядом ботов ПВО. Сразу же подтвердилось, что бронекатерам и торпедным катерам тяжело действовать вместе. Они не имели связи между собой, быстро потеряли друг друга и в дальнейшем действовали разрозненно. Столкновения носили беспорядочный характер. Смысл действий советских катеров немцами понят не был. Они посчитали, что это очередная попытка доставить грузы. Поэтому «раумботы» не
преследовали советские катера, которые несколько раз отходили к востоку и вновь возвращались. В целом, немецкие катера в каждом из эпизодов имели превосходство в силах и действовали как единое целое, ведя прицельный артиллерийский огонь. В ходе боя серьезно пострадал бронекатер БКА-306 (№ 314) - были разбиты рубка и компас, в корпусе имелось 9 пробоин, три члена экипажа получили ранения.

В 02:04 немецкий катер R207 получил попадание снарядом ниже ватерлинии. Через некоторое время выяснилось, что повреждение угрожает «раумботу» гибелью, и капитан-лейтенант Класман начал отход. Некоторое время по обоим бортам R207 шли R37 и R196, поддерживая его на плаву. Затем экипаж временно заделал пробоину, и катер пошел самостоятельно.

Таким образом, формально поле боя осталось за советскими катерами. Однако, никаких видимых успехов это не принесло, задача выполнена не была. Штаб и командиры групп рассматривали операцию как провальную. Слишком уж все развивалось не по плану и беспорядочно. В выводах по итогам операции отмечено, что совместные действия БКА и ТКА
невозможны. В очередной раз подтвердилось, что в морском бою стрельба из танковых пушек бронекатеров «исключительно неэффективна, особенно при наличии волны».
 
АрхивариусДата: Среда, 06.12.2023, 22:06 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Азовская военная флотилия - Керченско-Эльтигенская десантная операция (окончание)

Ситуация со снабжением эльтигенского плацдарма оставалась крайне тяжелой. Основные силы 18-й армии, из-за недостатка плавсредств для действий в условиях плохой погоды и противодействия противника не смогли переправиться на Эльтиген. Тем не менее, десант держал плацдарм, надеясь, что дивизии 56- й армии займут Керчь. Однако этого сделать оказалось невозможно и 56-я армия, находясь в нескольких километрах восточнее Керчи, перешла к обороне.

К 16 ноября командование 18-й армии решило вывезти с плацдарма штаб 117-й гвардейской стрелковой дивизии, поскольку в Эльтигене находился лишь один ее полк, а переправа всей дивизии уже не предвиделась. Одновременно планировалась доставка боеприпасов. План предусматривал прорыв вечером, до подхода блокадных сил. Но около 4 часов дня немецкие батареи произвели огневой налет на Кротков. В это время там шла погрузка боеприпасов. Бронекатер БКА-306 (№ 314) получил повреждения, на нем был смертельно ранен командир 3-го дивизиона бронекатеров капитан-лейтенант Красников, тяжело ранен командир катера лейтенант Балабуха, ранены 4 краснофлотца.

Катер введен в строй в Сенной 21.11.43
 
АрхивариусДата: Среда, 06.12.2023, 22:11 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
xxx
 
АрхивариусДата: Среда, 06.12.2023, 23:32 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир бронекатера «БКА-314» 1-го отряда 1-го гвардейского дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии.
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Дунайская военная флотилия 1-го (1940-1941 гг.) и 2-го (1944 г.) формирований » Балабуха
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz