Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознаменная Амурская военная флотилия » Бронекатера «БК-15», «БК-25», «БК-65», «БК-66» (Ханкайский отдельный отряд бронекатеров)
Бронекатера «БК-15», «БК-25», «БК-65», «БК-66»
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:18 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Бронекатера «БК-15», «БК-25», «БК-65», «БК-66» - бронекатерa проекта 1124. Входили в состав Ханкайского отдельного отряда бронекатеров.

Бронекатер «БК-15» (до 10.02.1944 г. №15). Заложен в 1937 г. (Зеленодольск), спущен летом 1938 г., вступил в строй 12.12.1938 г. и вошел в состав Амурской флотилии.

Бронекатер «БК-25» (до 10.02.1944 г. №25). Заложен в 1937 г. (Зеленодольск), спущен летом 1938 г., вступил в строй 12.12.1938 г. и вошел в состав Амурской флотилии. Вооружение на 1944 г: 2 х 76.2/16.5-мм обр. 1927/32 г., 1 х 12.7-мм, 2 х 7.62-мм пулемета.

Бронекатер «БК-65» (до 10.02.1944 г. №65). Заложен в 1935 г. (Зеленодольск), спущен весной 1936 г., вступил в строй 27.09.1936 г. и вошeл в состав Амурской флотилии. Вооружение на 1944 г: 2 х 76.2/16.5-мм обр. 1927/32 г., 1 х 12.7-мм, 2 х 7.62-мм пулемета.

Бронекатер «БК-66» (до 10.02.1944 г. №66). Заложен в 1935 г. (Зеленодольск), спущен весной 1936 г., вступил в строй 27.09.1936 г. и вошeл в состав Амурской флотилии. Вооружение на 1944 г: 2 х 76.2/16.5-мм обр. 1927/32 г., 1 х 12.7-мм, 2 х 7.62-мм пулемета.






Прикрепления: 0973221.jpg (100.4 Kb) · 3742281.jpg (58.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:22 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение



Водоизмещение 52.2 т. Размерения 25.3 х 4.1 х 0.9 м. ДВС бензиновые, 2 х 900 л.с. Скорость 19.4/11.1 узла, дальность 325 миль. Бронирование цитадели 5-8 мм. Вооружение: 2 х 76.2-мм в башнях танка “Т-34”, "Т-28" или "БТ-7А" (преимущественно катера Амурской флотилии), 2 х 12,7-мм и 2 х 7.62-мм пулемета, 10 мин. Экипаж 16-17 чел.

Бронекатера проекта 1124 в составе КАФ

2 февраля 1925 года Штаб РККФ выдал задание на проектирование новых речных кораблей. Оно предусматривало 15-узловую (27,78 км/ч) скорость хода, осадку не более 2,5 фут. (76 см), дальность плавания до 1 600 км и броневую защиту от винтовочных пуль на дистанции 250 м. Оговаривалась также возможность транспортировки бронекатеров по железной дороге.В тактическом задании на новые корабли, утвержденном наморси В. М. Орловым 12 ноября 1931 г., предусматривались два типа бронекатеров: для действий на Амуре (более крупный) и на Днепре (малый). Большой катер водоизмещением около 50 т предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями образца 1927 г. в двух танковых башнях, малый, водоизмещени­ем 15 — 20 т, одним таким же орудием. Главное вооружение обоих катеров дополнялось двумя легкими башенками с 7,62-мм пулеметами. Осадка боль­шого катера — не более 70 см, малого — 45 см.

При разработке технического задания на проектирование речных бронекатеров для Амурской и Днепровской военных флотилий конструк­торы учли огромный опыт строительства и боевого использования кате­ров ГВТУ России. Выбор главных размерений предполагал возможность быстрой переброски катеров с одного театра военных действий на другой при их транспортировке на открытых железнодорожных платформах.

Задание на «амурский» бронекатер (получивший номер 1124) уточня­лось, и 22 июня 1932 г. Управление кораблестроения УВМС РККА выдало техническое задание «Ленречсудопроекту», главным конструктором ко­торого был Ю. Ю. Бенуа, на разработку двухорудийного катера со следу­ющими ТТЭ: длина 25,3; ширина 4,06; осадка 0,70; высота борта 1,9 м; водо­измещение 47,3 т; дальность плавания экономическим ходом (11 уз) — 500 миль (926 км). Для уменьшения осадки корпусу придавалась большая пол­нота образований, обеспеченная прямостенными бортами с небольшими радиусами округлений у скул и плоским днищем с открытыми тоннелями гребных валов. 2 12-цилиндровых V-образных реверсивных двига­теля ГАМ-34, созданных на базе авиационного мотора АМ-34 конструк­ции А. А. Микулина, могли обеспечить скорость полного хода на стоячей воде по заданию 21,6 уз (40 км/ч). Для защиты жизненно важных частей (пост управления, машинное отделение, погреба боезапаса) предусматри­валась 8-мм броня, позже в районе топливной цистерны ее толщину дове­ли до 14 мм, палубы — 4, орудийных башен — 20, пулеметных 7 — 8 мм. Неброневую часть корпуса предусматривалось сваривать, броневую — кле­пать (в ходе Великой Отечественной войны уже полностью перешли на сварку). Конкретизировались и тип башни (от танка Т-28).



Плоскодонный корпус с поперечной системой набора подразделялся водонепроницаемыми переборками на десять отсеков, для внутреннего сообщения между которыми в переборках предусматривались люки. Кон­струкция его была смешанной: броневая часть выполнялась клепаной, небронированная — сварной. При этом все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор к броне приклепывался, а к обшивке вне цита­дели — приваривался. Среднюю часть корпуса занимала бронированная цитадель, в которой размещались подбашенные отсеки, моторное отделе­ние, топливные баки и радиорубка. В районе топливного отсека защита имела двойную толщину — 2 броневых листа склепывались между собой. Броневые листы служили также палубным настилом и бортовой обшив­кой, опускаясь на 200 мм ниже ватерлинии. Таким образом, броня уча­ствовала в обеспечении общей прочности корпуса.

Моторы типа ГАМ-34, аналогичные установленным на торпедных кате­рах типа Г-5, охлаждались по замкнутому циклу: забортная вода самотеком поступала в специальные водомасляные радиаторы охлаждения. Машинное отделение оборудовалось углекислотной станцией пожаротушения.

Для уменьшения массы корпуса, за счет площади бортовой обшивки, снижения метацентрической высоты и получения необходимых парамет­ров остойчивости, палуба в корме делалась с уступом, опущенной на 0,5 м. Кроме того, первоначально аналогичный уступ имелся и в носовой части корпуса. Однако это не обеспечивало необходимой мореходности и впос­ледствии от него пришлось отказаться.



Так как корабли предназначались для действий на реках, в пределах видимости берега, то средства управления сводились до минимума — штур­вал, машинный телеграф и шлюпочный компас; на катерах, готовивших­ся для озерных и прибрежных морских плаваний, за рулевой рубкой пла­нировалось установить еще и 127-мм компас на нактоузе, а сзади рубки в некоторых случаях — ходовой мостик. Еще при проектировании встал вопрос об уменьшении силуэта катера по высоте и оригинальное реше­ние удалось найти: палубу опустили в рубке на 0,5 м, и вахтенные стояли на платформе, размещенной непосредственно над бензоцистерной емко­стью 4 т. Для предотвращения взрыва паров бензина инженер Шатеринков разработал оригинальную систему противопожарной защиты — от­работавшие газы охлаждались в конденсаторе и снова подавались в цис­терну, разделенную на несколько отсеков, после чего удалялись за борт. Для снижения шумности применялся подводный выхлоп. За всю войну не зарегистрировано ни единого случая взрыва бензоцистерн.

Жилые помещения получили вынужденно уменьшенные габариты — высоту всего 1,55 м, вентиляция была естественная. В то же время проек­тировщикам удалось оборудовать их водяным отоплением, а также снаб­дить другими элементарными удобствами, в том числе естественным ос­вещением через иллюминаторы. Главный командный пункт размещался в бронированной рубке, оборудованной переговорными трубами и ма­шинным телеграфом.

Девятью водонепроницаемыми переборками корпус делился на 10 от­секов. Цепной ящик и шкиперская располагались в форпике (0 — 3 шп). Во 2-м отсеке (3 — 7 шп) находилась каюта командира, а в 3-м (7 — 13 шп) — помещение команды на 17 человек. В носовом боевом отсеке (13 — 18 шп) размешалось подбашенное отделение Т-28 и шкиперская. Пятый отсек (18 — 22 шп) вмещал топливные цистерны, двумя продольными переборка­ми здесь был выделен коридор для перемещения внутри катера. В 6-м от­секе (22 — 31 шп) находилось моторное отделение, а в 7-м (31 —35 шп) — кормовое боевое отделение. Восьмой отсек (35 — 41 шп) вмещал командное помещение на 8 человек, а 9-й (41 — 45 шп) — хозотсек (камбуз, котел паро­вого отопления и провизионная кладовая). В ахтерпике (45 — 50 шп) нахо­дились румпельная, гальюн, шкиперская и дымовые шашки.

В экипаж бронекатера 1124 входили 16 человек: командир, старший моторист, 2 моториста, 8 артиллеристов и пулеметчиков, старший руле­вой, 2 рулевых и 1 радист.

Первоначально на бронекатера пр. 1124 устанавливалось следующее вооружение: 2 76,2-мм танковых орудия ПС-3 длиной 16,5 калибра и 7,62- мм пулемет М-1 в башне на рубке. Во время постройки кораблей пулемет­ные башни модернизировали, установив танковые пулеметы ДТ; для стрельбы по наземным и воздушным целям «прорубили» в каждой башенке по две пулеметные амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонка­ми, причем пулемет вставлялся в гнезда шаровой основы одной из этих амбразур (башни системы ПБК-5). Однако 7,62-мм пулеметы не обладали достаточной эффективностью при стрельбе по самолетам, поэтому позднее (в 1940 г.) их заменили крупнокалиберными ДШК в двухствольных баш­нях ДШКМ-2Б конструкции Лещинского (толщина брони 10 мм). Башни ДШКМ-2Б изготовлялись круглыми, или шестигранными, наводились на цель посредством оптических прицелов ШБ-1 с кольцевой сеткой, боеза­пас каждой составлял шесть магазинов по 30 патронов на ствол. Угол об­стрела носового орудия — до 300°, кормового — до 330° при возвышении обоих 30°, пулемета 360° при 75 — 85°.

Строительство советских бронекатеров (получивших индекс 1124) началось в 1933 г. на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. В первых числах апреля 1937 г. завод сдал Амурской флотилии 28 катеров пр. 1124. В связи с этим 16 апреля того же года Начальник штаба Морс­ких сил РККА капитан 1 ранга Стасевич приказал установить следую­щую тактическую нумерацию для катеров так называемого Амурского типа:

в Хабаровском отряде:

1-й дивизион № 11; № 12; № 13; № 14; № 15.

2-й дивизион № 21; № 22; № 23; № 24; № 25.

в Бурейском отряде:

4-й дивизион № 41; № 42; № 43; № 44; № 45; № 46.

5-й дивизион № 51; № 52; № 53; № 54; № 55.

в Зейском отряде

6-й дивизион № 61; № 62; № 63; № 64; № 65; № 66; № 67.



Бронекатера предназначались для разведки и огневой поддержки разведгрупп, конвоирования десанта, борьбы с переправами противни­ка, патрульной службы, боя кораблями противника такого же класса, и имели следующие характеристики. Водоизмещение 41,7 т; длина наи­большая (габаритная) 25,3 м; длина по ватерлинии 25 м; ширина с при­вальными брусьями 3,74 м; ширина по ватерлинии 3,6 м; осадка 0,75 м. 2 двигателя ГАМ-34БП суммарной мощностью 1 440 л.с (при 1 770 об/мин) обеспечивали скорость хода 22 узда (при дальности плавания 520 км). Запас спиртовой смеси для главных двигателей составлял 4 200 кг (12,2 часа хода), запуск осуществлялся на грозненском бензине 1 сорта.

Вооружение: 2 76,2-мм пушки, и 2 курсовых 7,62-мм пулемета ДТ в танковых башнях Т-28. Кроме этого — 1 7,62-мм пулемет ДТ стоял в тан­ковой башенке ПБ-3. Противопульное бронирование: борт 7 мм: палуба 4 мм; рубка и крыша соответственно 7 и 4 мм.

Но основное условие тактико-технического задания на проектирова­ние — осадка катера не должна превышать 0,7 м — выполнить так и не удалось. Если учесть значительный (до 10%) недокат советской тонколи­стовой стали и слабый контроль на заводе-строителе, то в будущем ожи­далось только увеличение осадки.





Прикрепления: 6496217.jpg (9.1 Kb) · 0792248.jpg (107.0 Kb) · 2067642.jpg (138.9 Kb) · 1932539.jpg (93.6 Kb) · 6043457.jpg (136.1 Kb) · 0862110.jpg (195.7 Kb) · 4111143.jpg (190.8 Kb) · 1656424.jpg (199.3 Kb) · 0339973.jpg (215.2 Kb) · 0993749.jpg (225.0 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:23 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Бронекатера «БК-15», «БК-25», «БК-65», «БК-66» в составе Ханкайского отдельного отряда бронекатеров (ХООБКА) Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в Маньчжурской наступательной операции 9 - 20.08.1945 г.

Ханкайский отдельный отряд бронекатеров (командир капитан-лейтенант И. А. Хворостьянов, заместитель командира по политической части капитан-лейтенант Д. А. Алексеев, начальник штаба капитан-лейтенант К. Г. Амосов) базировался в поселке Камень-Рыболов, на восточном берегу озера Ханка. В отряде было четыре бронекатера проекта 1124 с 76-мм пушками обр. 1927/32 г. (БК-15, БК-25, БК-65 и БК-66).



С 9 по 11 августа включительно отряд бронекатеров на озере Ханка артиллерийским огнем поддерживал наступление сухопутных войск, подавляя огневые точки противника, уничтожая его оборонительные сооружения в Данбичжэнь, Лунванмяо и в других пограничных населенных пунктах.

Следует заметить, что боевые действия отряд вел 9 и 10 августа при шквальном дожде и сильном северо-восточном ветре, когда в штормовом озере бронекатера буквально заливало водой.

Огнем бронекатеров были уничтожены 8 наблюдательных вышек, радиостанция, 3 сторожевых катера и 2 дота.

Указом ПВС СССР от 14 сентября 1945 года Ханкайский отряд бронекатеров Краснознаменной Амурской флотилии был награжден орденом Нахимова II степени (№ 704)



Командир Ханкайского отдельного отряда бронекатеров Герой Советского Союза капитан-лейтенант Хворостянов Илья Алексеевич. Pуководил боевой операцией 1-го отряда в период с 9-го по 14 августа 1945 года в районе Юнфандунь, в ходе которой был разгромлен штаб японской комендатуры, в базе уничтожены несколько речных катеров японцев, уничтожены укреплённые позиции и захвачено боевое знамя. Совместно с пограничниками капитан-лейтенант Хворостянов И.А. успешно высадил армейский десант, овладевший этим населённым пунктом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с японскими милитаристами, капитан-лейтенанту Хворостянову Илье Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.




ччч


Прикрепления: 3996072.jpg (572.8 Kb) · 6777402.jpg (270.6 Kb) · 1970604.jpg (15.5 Kb) · 8542745.jpg (443.6 Kb) · 3698789.jpg (386.2 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:26 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
xxx


xxx


Прикрепления: 3634880.jpg (204.7 Kb) · 5269221.jpg (268.9 Kb) · 3512969.jpg (219.1 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:30 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир бронекатера «БК-15» старший лейтенант Хотяинцев Вадим Сергеевич.

xxx

Рулевой бронекатера «БК-15» краснофлотец Рогов Степан Иванович

xxx






Прикрепления: 9463771.jpg (5.7 Kb) · 8235827.jpg (471.3 Kb) · 2954868.jpg (81.8 Kb) · 5605448.jpg (88.0 Kb) · 5658402.jpg (10.4 Kb) · 6364066.jpg (610.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:32 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир бронекатера «БК-66» лейтенант Гапоненко Владимир Павлович



Рулевой бронекатера «БК-66» старшина 2-й статьи Осанов Владислав Владимирович

xxxxxx

xxx


Прикрепления: 8415200.jpg (108.7 Kb) · 1842829.jpg (120.5 Kb) · 8596444.jpg (47.2 Kb) · 7352560.jpg (257.3 Kb) · 8280837.jpg (226.1 Kb) · 8121379.jpg (164.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Среда, 25.11.2020, 13:34 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Начальник санитарной службы береговой базы ХООБКА капитан м/с Минкевич Викентий Викентьевич





xxx


Прикрепления: 0333632.jpg (203.1 Kb) · 9116394.jpg (297.1 Kb) · 9918083.jpg (130.1 Kb) · 8420110.jpg (190.1 Kb)
 
Форум «Награды Великой Отечественной» » Военно-Mорской Флот СССР: историко-архивные исследования » Краснознаменная Амурская военная флотилия » Бронекатера «БК-15», «БК-25», «БК-65», «БК-66» (Ханкайский отдельный отряд бронекатеров)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz