Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Часть 1. Курс - Балтика!

44


Почти до самого конца войны Балтийское море воспринималось германским командованием как внутреннее, где вступившие в строй подводные лодки осуществляли боевую подготовку. По результатам кампании 1941 года, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) отступил в восточную часть Финского залива, а его действия в южной части моря в 1941-1942 гг. свелись лишь к эпизодическим походам нескольких подводных лодок. Германское командование не видело большого смысла в развертывании здесь собственных субмарин, однако все же переклассифицировало на двухмесячный срок шесть учебных лодок II серии в «охотников» на «малютки». В 1942-1943 гг. операционная зона советского флота сузилась настолько, что там вряд ли нашлось бы место для нарезки хотя бы одной полноценной позиции. К тому же, в качестве целей для лодок пришлось бы рассматривать разве что катера, поскольку советское командование резко сократило использование боевых кораблей более крупных классов, не говоря уже о торговых судах.

К лету 1944 года обстановка на Балтике круто изменилась. В начале 1944 года была разгромлена немецко-фашистской группировка под Ленинградом. К концу февраля советские войска вышли на рубеж реки Нарва. В начале июня началась Выборгско-Петрозаводская операция, в ходе которой 20 июня был взят Выборг. Однако наличие в Выборгском заливе обширных минных полей очень затрудняло использование кораблей для оказания поддержки наступающим советским частям. Необходимо было расчистить проходы в минных полях, чтобы корабли могли высаживать десанты, обеспечивать артиллерийскую поддержку и снабжение войск. Для траления мин были выделены тральщики и морские охотники Кронштадтского морского оборонительного района (КМОР), базировавшиеся в Койвисто. У кромки минных заграждений регулярно появлялись немецкие корабли и самолеты. Происходили скоротечные артиллерийские бои. Командование КБФ выделило для прикрытия тральных работ авиацию. Истребители в короткое время очистили небо над заливом от пикировщиков, а советские штурмовики и пикирующие бомбардировщики разогнали немецкие корабли, охранявшие минные поля. Тогда командование Кригсмарине направило в восточную часть Финского залива подводные лодки.

На этот раз  это были мощные и маневренные лодки серии VIIС. Лодки этого типа изначально строились для войны в Атлантике, но германское командование просто не располагало иными силами, чтобы наносить удары по кораблям и катерам Балтийского флота. Однако, боевая деятельность крупных подводных лодок в густо минированном мелководном Финском заливе (глубины под килем 18-30 м), да еще и в условиях белых ночей, превратилась для подводников в настоящую пытку.

Между 21 и 26 июня в Таллин прибыли U-481, U-748 и U-1193. В июле эту группу пополнили U-242, U-250, U-348, U-370, U-475, U-479 и U-679. В Котке разместился «Специальный штаб подводных лодок». Часть субмарин, выделенных в состав группы, ранее входили в состав учебных флотилий, другая часть была из группы «Митте», предназначенной для отражения возможной высадки союзников в Северной Норвегии.

В задачи подводных лодок входили: предотвращение советского десанта на острова Выборгского залива и атака кораблей у пролива Бьекезунд, а так же охрана заграждения «Зееигель». Для этого было выделено два района действий – «Тринидат», напротив пролива Бьеркезунд, и «Бенгалия», восточнее острова Гогланд.

Советское командование сначала с недоверием отнеслось к докладам о появлении неприятельских субмарин - просто в Выборгском заливе отсутствовали цели достойные торпеды. Тральщики, сторожевые и торпедные катера водоизмещением в несколько десятков тонн - это не цели для подводной лодки.

Но вскоре на Сескарском плесе погибло кабельное судно «Киллектор». Было неизвестно что явилось причиной гибели: мина или торпеда. Однако настораживал уже сам этот факт. Командующему Кронштадтским морским оборонительным районом было указано на необходимость усиления бдительности дозорной службы, особенно противолодочного наблюдения, и проведения контрольного траления там, где случилась трагедия.

А через неделю, 18 июля 1944 года был сильно поврежден катер МО-304. Катер под командованием старшего лейтенанта А. В. Аникина находился в дозоре у северного выхода из пролива Бьёркёзунд. Около двух часов ночи гидроакустик уловил шум винтов подводной лодки. Катер произвел поиск, но, ничего не обнаружив, вернулся на линию дозора и лег в дрейф. Спустя полчаса раздался взрыв. Подводная лодка (это была U-479) атаковала двумя торпедами. Одна попала в цель, а вторая прошла мимо и взорвалась у берега. Катеру оторвало носовую часть до рубки. Благодаря живучести корпуса морякам удалось сохранить катер на плаву и задним ходом привести его в базу. Двое моряков погибли, восемь были ранены.

Это было только начало. Утром 28 июля взрывом торпеды с подводной лодки U-475 оторвало нос МО-107 (командир старший лейтенант Е.П. Курочкин), а 31 июля U-370 в проливе Бьёркёзунд потопила катер МО-101 (командир лейтенант Н.Н. Власов).

Ни в одном из этих случаев советские моряки не наблюдали следа торпед, который обычно хорошо обозначается на поверхности воды прямой пузырчатой дорожкой. Отсутствие следа торпед наводило на мысль о том, что в данном случае применялся какой-то новый вид оружия.

Советскому командованию было известно, что за год-полтора до этих событий конвои, доставлявшие в Британию грузы, стали нести серьёзные потери. Причем при обстоятельствах, схожих с обстоятельствами гибели советских катеров. Корабли гибли внезапно, без видимого нападения противника. Торпеды рвались только у гребных винтов. По данным британской разведки немцы применяли новые самонаводящиеся бесследные торпеды. И вот летом 1944 года таинственные взрывы раздались и в Финском заливе.



 
  Нажмите для просмотра в полном размере
Пролив Бьёркёзунд
Командующий КМОР БКФ вице-адмирал Ралль Юрий Фёдорович
Главнокомандующий военно-морскими силами Германии гросс-адмиралКарл Дёниц

Командующий флотом адмирал Трибуц потребовал от начальника отдела подводного плавания и противолодочной обороны капитана 1-го ранга Стеценко усилить меры противолодочной обороны. Торпедные катера в некоторых районах финских шхер поставили минные заграждения. В дозоры стали посылать по два малых охотника с категорическим указанием не стопорить моторы, не ложиться в дрейф. Все корабли, выходившие в море, предупреждались о повышении бдительности, о готовности к немедленному применению противолодочных средств. Предусматривались также бомбовые удары по пунктам вероятного базирования подводных лодок, их поиск и атаки в море с воздуха.

А 30 июля 1944 года произошло событие, ставшее едва ли не самой громкой победой советского флота в Великой Отечественной.

44

Часть 2. В погоне за U-250