Часть 1. Курс - Балтика! 44
Почти до самого конца
войны Балтийское море воспринималось германским командованием как внутреннее,
где вступившие в строй подводные лодки осуществляли боевую подготовку. По
результатам кампании 1941 года, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) отступил
в восточную часть Финского залива, а его действия в южной части моря в
1941-1942 гг. свелись лишь к эпизодическим походам нескольких подводных лодок.
Германское командование не видело большого смысла в развертывании здесь
собственных субмарин, однако все же переклассифицировало на двухмесячный срок
шесть учебных лодок II серии в «охотников» на «малютки». В 1942-1943 гг.
операционная зона советского флота сузилась настолько, что там вряд ли нашлось
бы место для нарезки хотя бы одной полноценной позиции. К тому же, в качестве
целей для лодок пришлось бы рассматривать разве что катера, поскольку советское
командование резко сократило использование боевых кораблей более крупных
классов, не говоря уже о торговых судах.
К лету 1944 года
обстановка на Балтике круто изменилась. В начале 1944 года была разгромлена
немецко-фашистской группировка под Ленинградом. К концу февраля советские
войска вышли на рубеж реки Нарва. В начале июня началась
Выборгско-Петрозаводская операция, в ходе которой 20 июня был взят Выборг.
Однако наличие в Выборгском заливе обширных минных полей очень затрудняло
использование кораблей для оказания поддержки наступающим советским частям.
Необходимо было расчистить проходы в минных полях, чтобы корабли могли
высаживать десанты, обеспечивать артиллерийскую поддержку и снабжение войск.
Для траления мин были выделены тральщики и морские охотники Кронштадтского
морского оборонительного района (КМОР), базировавшиеся в Койвисто. У кромки
минных заграждений регулярно появлялись немецкие корабли и самолеты.
Происходили скоротечные артиллерийские бои. Командование КБФ выделило для
прикрытия тральных работ авиацию. Истребители в короткое время очистили небо
над заливом от пикировщиков, а советские штурмовики и пикирующие бомбардировщики
разогнали немецкие корабли, охранявшие минные поля. Тогда командование
Кригсмарине направило в восточную часть Финского залива подводные лодки.
На этот раз это были мощные и маневренные лодки серии
VIIС. Лодки этого типа изначально строились для войны в Атлантике, но
германское командование просто не располагало иными силами, чтобы наносить
удары по кораблям и катерам Балтийского флота. Однако, боевая деятельность
крупных подводных лодок в густо минированном мелководном Финском заливе
(глубины под килем 18-30 м), да еще и в условиях белых ночей, превратилась для
подводников в настоящую пытку.
Между 21 и 26 июня в
Таллин прибыли U-481, U-748 и U-1193. В июле эту группу пополнили U-242, U-250,
U-348, U-370, U-475, U-479 и U-679. В Котке разместился «Специальный штаб
подводных лодок». Часть субмарин, выделенных в состав группы, ранее входили в
состав учебных флотилий, другая часть была из группы «Митте», предназначенной
для отражения возможной высадки союзников в Северной Норвегии.
В задачи подводных лодок входили: предотвращение советского десанта на
острова Выборгского залива и атака кораблей у пролива Бьекезунд, а так же
охрана заграждения «Зееигель». Для этого было выделено два района действий –
«Тринидат», напротив пролива Бьеркезунд, и «Бенгалия», восточнее острова
Гогланд.
Советское командование сначала с недоверием отнеслось к докладам о
появлении неприятельских субмарин - просто в Выборгском заливе отсутствовали
цели достойные торпеды. Тральщики, сторожевые и торпедные катера водоизмещением
в несколько десятков тонн - это не цели для подводной лодки.
Но вскоре на Сескарском плесе погибло кабельное судно «Киллектор». Было
неизвестно что явилось причиной гибели: мина или торпеда. Однако настораживал
уже сам этот факт. Командующему Кронштадтским морским оборонительным районом
было указано на необходимость усиления бдительности дозорной службы, особенно
противолодочного наблюдения, и проведения контрольного траления там, где
случилась трагедия.
А через неделю, 18 июля 1944 года был сильно поврежден катер МО-304. Катер
под командованием старшего лейтенанта А. В. Аникина находился в дозоре у
северного выхода из пролива Бьёркёзунд. Около двух часов ночи гидроакустик
уловил шум винтов подводной лодки. Катер произвел поиск, но, ничего не
обнаружив, вернулся на линию дозора и лег в дрейф. Спустя полчаса раздался
взрыв. Подводная лодка (это была U-479) атаковала двумя торпедами. Одна попала
в цель, а вторая прошла мимо и взорвалась у берега. Катеру оторвало носовую
часть до рубки. Благодаря живучести корпуса морякам удалось сохранить катер на
плаву и задним ходом привести его в базу. Двое моряков погибли, восемь были
ранены.
Это было только начало. Утром 28 июля взрывом торпеды с подводной лодки
U-475 оторвало нос МО-107 (командир старший лейтенант Е.П. Курочкин), а 31 июля
U-370 в проливе Бьёркёзунд потопила катер МО-101 (командир лейтенант Н.Н.
Власов).
Ни в одном из этих случаев советские моряки не наблюдали следа торпед,
который обычно хорошо обозначается на поверхности воды прямой пузырчатой
дорожкой. Отсутствие следа торпед наводило на мысль о том, что в данном случае
применялся какой-то новый вид оружия.
Советскому командованию было известно, что за год-полтора до этих событий
конвои, доставлявшие в Британию грузы, стали нести серьёзные потери. Причем при
обстоятельствах, схожих с обстоятельствами гибели советских катеров. Корабли
гибли внезапно, без видимого нападения противника. Торпеды рвались только у
гребных винтов. По данным британской разведки немцы применяли новые
самонаводящиеся бесследные торпеды. И вот летом 1944 года таинственные взрывы
раздались и в Финском заливе. Нажмите для просмотра в полном размере
Пролив Бьёркёзунд Командующий КМОР БКФ вице-адмирал Ралль Юрий Фёдорович Главнокомандующий военно-морскими силами Германии гросс-адмиралКарл Дёниц
Командующий флотом адмирал Трибуц потребовал от начальника отдела
подводного плавания и противолодочной обороны капитана 1-го ранга Стеценко
усилить меры противолодочной обороны. Торпедные катера в некоторых районах
финских шхер поставили минные заграждения. В дозоры стали посылать по два малых
охотника с категорическим указанием не стопорить моторы, не ложиться в дрейф.
Все корабли, выходившие в море, предупреждались о повышении бдительности, о
готовности к немедленному применению противолодочных средств. Предусматривались
также бомбовые удары по пунктам вероятного базирования подводных лодок, их
поиск и атаки в море с воздуха.
А 30 июля 1944 года произошло событие, ставшее едва ли не самой громкой
победой советского флота в Великой Отечественной.
44
Часть 2. В погоне за U-250
|