Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования





hh
Гвардии сержант Малкин Ефим (Хаим) Мордухович
hh
воздушный стрелок-радист
hh
75-го гвардейского штурмового авиационного полка
1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии
hh
Часть 2

hh
В небе Восточной Пруссии (продолжение)
hh
И вот государственная граница позади. Советские войска ведут боевые действия в Восточной Пруссии. Территорию Восточной Пруссии гитлеровцы превратили в сплошной укрепленный район. Ряды колючей проволоки, заполненные водой рвы, земляные валы. Бронированные колпаки, железобетонные доты, минные поля. Но все преодолели советские войска. Не остановили их ни свинцовые ливни, ни смертельный артиллерийский огонь. В середине января 1945 года войска 3-го Белорусского фронта нанесли противнику мощные удары и устремились вперед двумя клиньями, которые вскоре стали сближаться, образуя Восточнопрусский «котел». Попытки вражеских войск вырваться из окружения оказались безуспешными, и гитлеровское командование возложило все свои надежды на авиацию.
hh
...Бои, атаки, штурмовки... Привычная фронтовая страда. С самого рассвета и до поздних сумерек гудят, рокочут моторы.
hh
Виктор Молозев летал ведомым командира 3-й эскадрильи аса-штурмовика Героя Советского Союза (впоследствии дважды Героя) гвардии капитана Недбайло. Поэтому экипажу Молозева - Малкина доставались самые сложные задания, требовавшие от экипажей мужества, мастерства и очень высокого напряжения. Такие как аэрофотосъемка полосы обороны противника на двадцатикилометровую глубину, штурмовка крупного аэродрома в районе станции Растенбург и многие другие...


Недбайло Анатолий Константинович родился 28 января 1923 года в городе Изюм Харьковской области Украинской ССР. В РККА с мая 1941 года. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
hh
В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант А.К. Недбайло - с 6 марта 1943 года. Воевал на Южном фронте, с октября 1943 - на 4-м Украинском фронте, с июня 1944 года - на 3-м Белорусском фронте. Сначала лётчик, в том же 1943 году стал командиром звена и заместителем командира эскадрильи, с лета 1944 года до Победы - командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Участник Миусской, Донбасской, Днепровской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Белорусской, Восточно- Прусской, Кёнигсбергской, Земландской наступательных операций. Победу встретил в Курляндии. Творчески применял разнообразные способы ведения боя.
hh
Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанес противнику большие потери в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза.
hh
В последующих боях к апрелю 1945 года отважный лётчик совершил ещё 89 боевых вылетов. Сам был сбит трижды, сажая горящий штурмовик "на брюхо", в бою 5 февраля 1944 года был тяжело ранен. В воздушных боях сбил 5 самолётов врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено вторично звание Героя Советского Союза.
hh
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

За январские бои в небе Восточной Пруссии Ефим Малкин, совершивший к этому времени уже 35 боевых вылетов, был награжден орденом Славы 3-й степени.
hh

Нажмите для просмотра в полном размере

Боевые вылеты следовали один за другим. И каждый раз кто - то не возвращался... Смерть косила всех, без разбору. Погибли экипажи Героев Советского Союза Жабинского и Дойчева. Сбили и экипаж Молозева - Малкина.

hh
"Мессершмитты" в тот вылет атаковали их сверху. Малкин увлёкся стрельбой, а в это время ещё один истребитель подошёл снизу, в упор врезал из всех своих стволов. Деревянный хвост "Илюхи" вспыхнул. Но Ефим всё - таки успел срезать верхнего. И вдруг - острая боль в бедре. Стоять было невозможно. Комбинезон разорван, льёт кровь. Попытался зажать рану рукой - что-то больно кольнуло. Осколок! Лезвием ножа ковырнул и вытащил осколочек (долго носил его потом в кармане). Второй осколок пробил кость и засел глубоко в бедре.



hh

Им вновь крупно повезло: во второй раз удалось выпрыгнуть из гибнущего штурмовика. Но приземлившись на нейтральную полосу, лётчики попали под страшный перекрёстный огонь. Затем к ним бросились и немцы, и наши. Наши успели первыми...

hh

В конце марта 1945 года, за очередные 26 успешных боевых вылетов (всего - 61), Ефим Малкин был награжден орденом Красной Звезды.



Нажмите для просмотра в полном размере

Полет над бездной

h
... Боевой вылет в тот день начинался как обычно. Штурмовики пересекли линию фронта. Вокруг - шапки разрывов. Ефим привычно вскочил на ноги - надо быть готовым к бою. Повернул турель с пулемётом. Совсем рядом грохнул, изрешетив обшивку фюзеляжа зенитный снаряд, взрывная волна рванула стрелка из кабины (привязная "струна" не спасла - была перебита осколком). Он очнулся над бездной: зацепившись за ручку перезарядки пулемёта парашютной лямкой, висел за бортом. Если бы не эта ручка...
hh
Воздушный поток жёстко припечатывал Ефима, тёр о рваные, острые края изуродованного фюзеляжа. От комбинезона летели клочья ткани, кровь заливала тело... Лётчик - а им был в том вылете Николай Белоусов - ничего не подозревая, продолжал штурмовать позиции врага: круто пикировал, бросал самолёт в боевой разворот. За его спиной, судорожно ухватившись за край кабины, болтался на лямке его воздушный стрелок Ефим Малкин.
hh
Рядом, всего в нескольких метрах, проносились под ним вражеские окопы. Немцы, сначала опешив от увиденного, опомнились и открыли по штурмовику ураганный огонь - из всего, что только могло стрелять. Наконец, Ефима увидел и ведущий группы старший лейтенант Давыдов. Ужаснувшись, он передал Белоусову по радио: "Николай!  Фима за бортом!  Немедленно домой!"
hh
Домой Николай Белоусов вёл самолёт как можно нежнее, без рывков. А Ефим уже совсем обессилел. Окровавленный, избитый ударами о борт, он мысленно попрощался с жизнью. Достала - таки смерть !



hh

Силы придавал лишь летящий рядом Ла-7 - истребитель сопровождения, лётчик которого жестами и покачиванием крыльев пытался подбодрить обречённого. Иногда он подходил так близко, что чуть не крыло подставлял под ноги Ефиму. Видел его полное тревоги лицо. Так прошли они линию фронта. Вот, наконец, и аэродром. Белоусов плавно направил машину на посадку. Ноги, как казалось Ефиму, болтались ниже фюзеляжа, и в момент касания земли их должно было оторвать. Нечеловеческими усилиями стрелок поджал их. Ещё один роковой миг: в момент касания лямка соскочила с ручки, его больно припечатало к земле, рядом со свистом пронеслось хвостовое оперение, колесо...
hh
Он лежал на спине и смотрел в удивительно голубое, бездонное небо. Над ним низко пронёсся "Лавочкин". Лётчик - истребитель пытался разглядеть - жив ли стрелок "горбатого" ?  Малкин с трудом махнул ему рукой. Истребитель покачал в ответ крыльями и, сделав на радостях победную "бочку", - жив, чертяка! - полетел на свой аэродром. Чудо свершилось - Ефим выжил. Смерть снова прошла мимо.


Солдат Победы


К 18 апреля 1945 года гвардии младший сержант Ефим Малкин совершил 90 боевых вылетов. Приказом по войскам 1-й воздушной армии от 29 апреля 1945 года, за 29 боевых вылетов (всего - 90) на штурмовку и бомбометание войск противника и проявленные при этом мужество, отвагу и доблесть, был награжден орденом Славы 2-й степени.



Нажмите для просмотра в полном размере



Нажмите для просмотра в полном размере


Нажмите для просмотра в полном размере

Из наградного листа гвардии сержанта Ефима Малкина:

«... 8.4.1945 г. при штурмовке вражеского аэродрома НОЙТИФ он подавил огнем своего пулемета 1 точку зенитной артиллерии, мешавшую группе в штурмовке аэродрома.»

Из воспоминаний командира 3-й эскадрильи Анатолия Константиновича Недбайло:

«... Накануне штурма Кенигсберга мне поручили нанести бомбово-штурмовой удар по аэродрому Нойтиф. Аэродром этот расположен почти на северо-восточной оконечности косы Фрише-Нерунг, как раз против порта-крепости Пиллау. С Нойтифа действуют вражеские истребители, мешая нашей бомбардировочной и истребительной авиации. Поэтому перед штурмом Кенигсберга очень важно блокировать Нойтиф.

Накануне мы всей дивизией нанесли удар по аэродрому, находившемуся северо-западнее Кенигсберга, непосредственно на Земландском полуострове, где базировались бомбардировщики фашистов. Аэродром был разбит вдребезги.

Теперь пришла очередь Нойтифа.

- Состав вашей группы - восемь «илов», - говорит подполковник Стрельцов. - Бомбовая нагрузка - авиационные осколочные бомбы весом двадцать пять и десять килограммов. Цель - вражеские истребители на стоянках и в ангарах.

С аэродрома Шиппенбайль я повел две четверки штурмовиков на Нойтиф. Высота 1100 метров. Идем над заливом Фриш-Гаф. Сквозь дымку начинают пробиваться очертания косы Фрише-Нерунг.

У береговой черты попадаем под плотный заградительный огонь зениток. Тут и там пляшут дымные шары разрывов. Энергично перестраиваю группы в кильватер и веду самолеты «змейкой» со снижением до 700 метров. Теперь зенитные снаряды рвутся в стороне и выше. Завожу группу с севера, первый и последний заходы на аэродром противника выполняю нашим излюбленным приемом «круг» с левым разворотом. Вот уже видны стоянки фашистских истребителей. Ни один из них не успевает взлететь - мы обрушиваем на них бомбы.

Вражеские зенитки неистовствуют. На четвертом заходе один из снарядов разорвался совсем рядом с машиной Кожушкина, и он передает мне по радио:

- Самолет подбит. Иду на вынужденную.

Пристально наблюдаю за поврежденным самолетом, запрашиваю Кожушкина, не ранен ли он, жив ли стрелок.

- Целы, командир! А вот машина серьезно «продырявлена»...
- Осторожно, Николай! Земля здесь каменистая. Садись вдоль берега на «живот».

Самолет Кожушкина идет над самым урезом воды, планирует и садится на фюзеляж. Буквально через несколько мгновений две темные точки отделяются от машины и отбегают в сторону. Тут же вспыхивает факел огня.

Как помочь товарищам? Что предпринять? Совершить посадку невозможно. Проштурмовали аэродром еще раз и полностью вывели его из строя. Задание выполнено, но на душе горький осадок: экипажу Кожушкина ничем не смогли помочь. А тут еще Молозев и Карпеев докладывают, что их самолеты тоже подбиты. Скорее бы перелететь залив Фриш-Гаф!..

Наконец он позади. Мы почти дома. Вот и Шиппенбайль. Садимся. Докладываем командиру результат удара: уничтожено девять вражеских самолетов, сожжен ангар...

Вскоре Кожушкин и его воздушный стрелок пришли в полк. Радости нашей не было предела.»


Нажмите для просмотра в полном размере
hh
Он совершил в годы войны 125 боевых вылетов на штурмовике в качестве воздушного стрелка. 125!  Каждый вылет - борьба со смертью, борьба за жизнь - свою и товарищей... Он не только выжил, но выжили и лётчики, с которыми он летал в годы войны, - Виктор Молозев и Николай Белоусов. Виктор Молозев стал Героем Советского Союза. Должен был стать полным кавалером ордена Славы и Ефим Малкин - после награждения второй Славой, он произвел еще 35 боевых вылетов, достаточных для представления к "золотой" Славе. Но не стал. До сих пор перед его глазами та горькая минута - командующий 1-й Воздушной армей генерал - лейтенант Хрюкин рвёт его наградной лист, до сих пор... А случилось вот что.

hh
В один из дней, в самом конце войны, когда полётов уже не было, он с товарищами - дело молодое! - решил покататься на трофейном "Мерседесе". Права шофера были только у Малкина. Дело закончилось стрельбой, погиб однополчанин. Тут же явились особисты. "Засветил" трибунал...

hh

Он не в обиде на Хрюкина, нет. Обидно было бы, если бы поставили к стенке. После всех светопреставлений в воздухе... Выжить удалось - вот главная награда.



Нажмите для просмотра в полном размере