Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Часть 4. Тайны U-250


Подъем потопленной фашистской лодки являлся второй составной частью этого уникального случая. Третьей частью стало разоружение и всестороннее изучение U-250.



 

Приказ № 0824 - 6 ноября 1944 г.


Об изучении германской подводной лодки "У-250" и определении дальнейшего ее использования

Общее руководство по изучению германской техники подводного кораблестроения и определения технического состояния поднятой из воды германской подводной лодки "У-250" на предмет дальнейшего ее использования возложить на начальника управления кораблестроения ВМФ.

Для непосредственной работы на лодке, в помощь начальнику управления кораблестроения ВМФ назначить комиссию в следующем составе:

Председателя комиссии - начальника отдела "Е" НТК НКВМФ инженер-капитана 1 ранга тов. Рудницкого М.А.,

зам. председателя комиссии - начальника штаба ОДСКР ПЛ капитана 2 ранга тов. Юнакова Е.Г.,

Членов:

от УК ВМФ - нач. отделения КПА УК ВМФ на зав. № 194 инженер-капитана 2 ранга тов. Мартынчик, начальника секции НТК НКВМФ инженер-подполковника тов. Петелина, ст. инженера НТК НКВМФ инженер-капитана 2 ранга тов. Цветаева, ст. инженера 2-го отделения III отдела УК ВМФ, инженер-подполковника тов. Хасина,
от ТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Индейкина,

от АУ ВМФ - инженер-подполковника тов. Худякова, инженер-подполковника тов. Зорина,

от МТУ ВМФ - инженер-капитана 2 ранга тов. Мартыненко, инженер-капитана 2 ранга тов. Саульского,

от управления связи ВМФ - инженер-подполковника тов. Воронкова, инженер-подполковника тов. Белопольского,

от гидрографического упр. ВМФ - начальника отделения штурманского отдела капитана 2 ранга тов. Гадова.

На комиссию возложить выполнение следующих задач:

  1. Определить техническое состояние подводной лодки "У-250" для принятия решения по ее восстановлению и использованию.
  2. Определить наиболее интересные с технической и тактической стороны узлы лодки в целях их дальнейшего изучения и внедрения в отечественное проектирование и строительство.
  3. Просмотреть всю техническую документацию по кораблю для решения вопроса по ее использованию в проектировании и строительстве.

Комиссии приступить к работе 10 ноября 1944 года.

I. Командующему Краснознаменным Балтийским флотом:

1) Силами Кронштадского морского завода произвести к 1 ноября 1944 г. на подлодке "У-250" работы, связанные с обеспечением ее плавучести и сохранением корпуса, механизмов, систем, устройств и оборудования.

2) Перевести подлодку "У-250" до ледостава в г. Ленинград к судостроительному заводу № 196 и поставить в деревянный плавучий док для производства на ней дальнейших работ, а так же для ее изучения.

3) Укомплектовать подлодку "У-250" к моменту перевода в Ленинград личным составом по штату № 4/22Б.

4) Передать весь найденный на подлодке "У-250" материал (чертежи, инструкции, наставления, книги, личные записки команды подлодки, корабельные журналы, фото и т.д.) председателю комиссии на предмет изучения и через начальника УК ВМФ организованного перевода и размножения.

5) Выделить из имеемых в Кронштадте деревянный плавдок для постановки подлодки "У-250".

II. Начальнику управления кораблестроения ВМФ:

1) Выдать промышленности заказы и оформить договора на производство работ, связанных с сохранением корпуса, систем, устройств, механизмов и оборудования, ремонт и консервацию.

2) Перевести с немецкого языка на русский найденные на подлодке материалы и издать их, а так же снабдить ими военно-морские организации.

3) По имеемым германским чертежам и с натуры изготовить полныый комплект чертежей подлодки "У-250" со всеми необходимыми данными.

4) Совместно с начальником управления подводного плавания ВМФ доложить мне к 1 января 1945 г. необходимость и реальные возможности восстановления подлодки "У-250" в боевой корабль, а так же целесообраззность переноса германской техники в отечественное кораблестроение.

III. Начальнику минно-торпедного управления ВМФ:

1) Принять самые срочные меры к изучению германских торпед, находящихся в торпедных аппаратах и на стеллажах подлодки "У-250", на предмет безопасного разоружения и выема их из подлодки.

2) После изучения германских торпед и торпедных аппаратов, должить мне преимущества и недостатки их по сравнению с отечественными электрическими и воздушными торпедами и аппаратами.

IV. Начальнику артиллерийского управления ВМФ:

Определить необходимость приведения в исправное техническое состояние снятых с подлодки "У-250" артиллерийских систем (37 мм автоматы и 20 мм спаренные автоматы) и перископов и доложить мне к 1 января 1945 г. возможность использзования их для проектирования и изготовления отечественных установок.

V. Начальнику управления связи и начальнику гидрографического управления ВМФ.

Принять меры к восстановлению снятого с подлодки "У-250" радио, гидроакустического и навигационного оборудования для переноса опыта в изготовлении отечественной аппаратуры и приборов.

VI. Начальнику технического управления ВМФ:

До ухода подлодки в Ленинград в аккумуляторных мастерских ТО КБФ произвести обработку аккумуляторной батареи, снятой с подлодки "У-250", приняв все меры к восстановлению ее.

VII. Начальнику химического управления ВМФ:

По представленныым председателем комиссии материалам изучить найденые на подлодке "У-250" приборы и химические вещества спасения и опознавания (спасательные маски, патроны регенерации, красящие вещества и т.д.) и доложить мне к 1 января 1945 г. целесообразность и реальные возможности внедрения их для нашего подводного флота.

VIII. Начальнику управления вещевого и шхиперско-хозяйственного снабжения ВМФ:

1) По представленныым председателем комиссии материалам изучить найденное на подлодке "У-250" обмундирование немецких подводников и доложить зам. народного комиссара ВМФ генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву возможности обеспечения специальной одеждой личный состав наших подводныых лодок.

2) Обеспечить управление кораблестроения ВМФ необходимым количеством бумаги для печатания переводимых материалов, а так же издать их в случае необходимости в типографском исполнении.

IX. Начальнику управления продовольственного снабжения ВМФ:

Обследовать ассортимент пищи, употребляемой на германских подводных лодках, а так же тару хранения ее и доложить заместителю народного комиссара ВМФ генерал-полковнику береговой службы тов. Воробьеву о возможности введения на снабжение наших подводных лодок подобной пищи и тары.

X. Начальнику разведывательного управления ГМШ ВМФ:

Оказать необходимую помощь управлению кораблестроения ВМФ в переводе материалов с немецкого языка на русский и изготовлении фото.

XI. Для концетрации германского опыта в одном центре и более рационального использования его сосредоточить весь используемый материал по подлодке "У-250" в управлении кораблестроения ВМФ, а так же разрешить снятие с подлодки механизмов и другого оборудования только с ведома и согласия последнего.

XII. До окончательного определения дальнейшего использования подлодки "У-250" числить ее в составе отдельного дивизиона строящихся и капитально ремонтируемых подводных лодок в Ленинграде, с содержанием по штату № 4/22-Б (буки).

XIII. Председателю комиссии предоставляется право вызова отдельных специалистов научно-исследовательских институтов, надобность которых возникает по ходу дела.

XIV. Выводы и заключения по германской подводной лодке "У-250" по всем частям, начальникам соответствующих центральных управлений ВМФ представить начальнику управления кораблестроения ВМФ к 25 декабря для сводного доклада мне.

КУЗНЕЦОВ



При осмотре U-250 выяснилось, что помимо уже известных электроторпед Ж-7Е и парогазовых Ж-7А в аппаратах и на стеллажах лежат три самонаводящихся торпеды T-5. Их в первую очередь и требовалось извлечь. Сделать это оказалось не так-то просто. Во-первых, как показал командир U-250, на торпедах имелись устройства для взрыва, во-вторых, аппараты были сильно перекошены и находившиеся в них торпеды заклинены. При извлечении и разоружении торпед требовалось сохранить их в полной исправности.



  Нажмите для просмотра в полном размере

 

Решить эту сложную задачу было поручено лучшим флотским специалистам минно-торпедного оружия инженер-полковнику О. Б. Брону, впоследствии крупному ученому в области неконтактной минно-торпедной техники, инженер-капитану В. М. Саульскому и капитану 3-го ранга С. Т. Баришпольцу. После того, как удалось без повреждений извлечь и разоружить торпеды, начали их изучение. Естественно, особый интерес представляли система самонаведения и неконтактный взрыватель. Под руководством Брона их изучением занимались офицеры НИ-МТИ - старший лейтенант В. М. Шахнович и инженер-майор И. М. Экелов. специалисты торпедного оружия проявили глубокие знания, сметку, готовность идти на риск. В конце концов они разобрались во всех незнакомых им приборах, раскрыли механику акустического наведения торпед, узнали устройство их электромагнитных взрывателей, для срабатывания которых торпеде было необязательно сталкиваться с целью. В результате проведенных исследований было составлено полное описание торпеды и сняты характеристики всех ее систем. Получение немецких самонаводящихся торпед и дало толчок к срочному возобновлению работ по самонаведению в СССР.

Лодка вызвала величайший интерес и у советских кораблестроителей. Несмотря на то, что к тому времени лодки типа VII уже не являлись новейшими, находясь в серийном строительстве более 5 лет, конструкция субмарины была высоко оценена кораблестроителями. Главком ВМФ Кузнецов издал специальное распоряжение о приостановке ведущихся разработок нового проекта средней подводной лодки (проект 608) до изучения трофейной «немки». А после всестороннего изучения трофея специалистами, Кузнецов дал Управлению кораблестроения указание: "По типу немецкой U-250 в 1945 г. спроектировать подлоку среднего водоизмещения и представить мне на рассмотрение". Таким образом, многие проектные решения конструкторов U-250 были использованы при проектировании советской подводной лодки проекта 613.

О захвате торпед Т-5 было сообщено премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю, который обратился к Сталину со следующей просьбой:

«Личное и строго секретное послание от господина Черчилля маршалу Сталину:

1. Адмиралтейство просило меня обратиться к Вам за помощью по небольшому, но важному делу. Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной в Таллинне подводной лодке были обнаружены две германские акустические торпеды Т-5. Это единственный известный тип торпед, управляемых на основе принципов акустики, и он является весьма эффективным не только против торговых судов, но и против эскортных кораблей. Хотя эта торпеда еще не применяется в широком масштабе, при помощи нее было потоплено или повреждено 24 британских эскортных судна, в том числе 5 судов из состава конвоев, направляемых в Северную Россию.

2. Наши специалисты изобрели особый прибор, который обеспечивает некоторую защиту от этой торпеды и который установлен на британских эсминцах, используемых в настоящее время Советским Военно-Морским Флотом. Однако изучение образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным для изыскания контрмер. Адмирал Арчер просил советские военно-морские власти, чтобы одна из двух торпед была немедленно предоставлена для изучения и практического испытания в Соединенном Королевстве. Мне сообщают, что советские военно-морские власти не исключают этой возможности, но что вопрос все еще находится на рассмотрении.

3. Я уверен, что Вы признаете ту большую помощь, которую Советский Военно-Морской Флот может оказать Королевскому Военно-Морскому Флоту, содействуя немедленной отправке одной торпеды в Соединенное Королевство, если я напомню Вам о том, что в течение многих истекших месяцев противник готовился начать новую кампанию подводной войны в большом масштабе при помощи новых подводных лодок, обладающих особенно большой скоростью под водой. Это привело бы к увеличению всякого рода трудностей в деле переброски войск Соединенных Штатов и снабжения через океан на оба театра войны. Мы считаем получение одной торпеды Т-5 настолько срочным делом, что мы были бы готовы направить за торпедой британский самолет в любое удобное место, назначенное Вами..

4. Поэтому я прошу Вас обратить Ваше благосклонное внимание на это дело, которое становится еще более важным ввиду того, что немцы, возможно, передали чертежи этой торпеды японскому военно-морскому флоту. Адмиралтейство будет радо предоставить Советскому Военно-Морскому Флоту все результаты своих исследований и экспериментов с этой торпедой, а также любую новую защитную аппаратуру, сконструированную впоследствии.

30 ноября 1944 года».

На это письмо Сталин ответил:

Получил Ваше послание о немецкой торпеде Т-5. Советскими моряками действительно были захвачены две немецкие акустические торпеды, которые сейчас изучаются нашими специалистами. К сожалению, мы лишены возможности уже сейчас послать в Англию одну из указанных торпед, так как обе торпеды имеют повреждения от взрыва, вследствие чего для изучения и испытания торпеды пришлось бы поврежденные части одной торпеды заменять частями другой, иначе ее изучение и испытание невозможно. Отсюда две возможности: либо получаемые по мере изучения торпеды чертежи и описания будут немедленно передаваться Британской Военной Миссии, а по окончании изучения и испытаний торпеда будет передана в распоряжение Британского Адмиралтейства, либо немедля выехать в Советский Союз британским специалистам и на месте изучить в деталях торпеду и снять с нее чертежи. Мы готовы предоставить любую из двух возможностей.

14 декабря 1944 года».

Англичанам не терпелось как можно быстрее заполучить либо торпеду, либо ее чертежи. Черчилль снова направляет послание Сталину:

«Отвечая на Ваше послание о германской торпеде, сообщаю Вам, что я вполне понимаю невозможность немедленно передать одну из этих торпед в Англию. Я предпочитаю второй из двух предложенных Вами вариантов: чтобы британские специалисты выехали в Советский Союз для изучения торпеды на месте. Мне сообщают, что советский Военно-Морской Флот рассчитывает провести испытания в начале января, и Адмиралтейство полагает, что будет весьма удобно, если офицер Адмиралтейства отправится следующим конвоем. Таким образом, он своевременно прибудет к испытаниям. Я очень благодарен за Вашу помощь в этом деле и прошу Адмиралтейство договориться о деталях через Британскую миссию.

23 декабря 1944 года».

Британские специалисты смогли не только увидеть в Ленинграде в Петропавловской крепости препарированную T-V, но и познакомиться с ее подробным описанием. Эти материалы по соответствующим каналам и были переданы британскому Адмиралтейству.

Вскоре на вооружении британских кораблей, действовавших в Атлантическом океане, появились буксируемые на длинном тросе акустические буи, получившие название «хитрец». Они громко имитировали звуки судовых машин и винтов. Обманутый «крапивник» мчался к «хитрецу» и взрывал его. Тогда корабль опускал за корму следующий буй. Так победа «МО-103» спасла жизнь многим английским и американским морякам.

C 12 апреля по 20 августа 1945 года бывшая U-250 под именем ТС-14 входила в состав ВМФ СССР в качестве опытового корабля под командованием А. А. Левицкого. Планировалось восстановление лодки, однако из-за тяжёлых повреждений и отсутствия запчастей ТС-14 была выведена из состава флота и на Ленинградской базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах была разобрана на метал.