Старший cержант
Шевелев Григорий Павлович
тракторист 105-го сборного пункта аварийных машин
2-го Украинского фронта
Шевелев Григорий Павлович родился в 1923 году в деревне Неглюбка Гомельской области Белорусской ССР. На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года (по другим данным - с 1941 года). 1 декабря 1943 года в районе села Шериховская Буда Гомельской области красноармеец отдельной штрафной роты 63-й армии (приданной 556-му стрелковому полку 169-й стрелковой дивизии) был тяжело ранен. По-видимому, попал в медсанбат другой воинской части, по данным 169-й стрелковой дивизии красноармеец Шевелев числился погибшим и похороненным. После излечения в госпиталях в 1944 году вернулся на фронт. Продолжал службу трактористом 105-го фронтового сборного пункта аварийных машин (СПАМ).
На всем протяжении Великой Отечественной войны своевременной эвакуации и ремонту боевой техники предавалось огромное значение. И если при отступлении советских войск в начальный период войны, быстрое смещение линии фронта "поглощало" машины, находившиеся в тыловых районах, то в уже в 1943 году ситуация кардинально изменилась. Так как фронт двигался практически только вперед, ремонтные средства корпусов и танковых армий получили возможность восстанавливать застрявшие и подбитые машины. При этом даже безвозвратно потерянные и не подлежащие восстановлению танки, оставшиеся на контролируемой советскими войсками территории, становились источником запасных частей.
С целью улучшения руководства техническим обеспечением войск было создано Управление ремонта танков Советской Армии, вошедшее в Главное бронетанковое управление. По состоянию на 1 января 1943 года в системе Управления насчитывалось около 110 подвижных ремонтных баз, 42 ремонтных батальона, 5 бронетанковых ремонтных поездов, 56 СПАМов, 56 эвакуационных рот, 9 гарнизонных мастерских, 17 бронетанковых ремонтных заводов. Кроме того, ремонт бронетанковой техники производили 25 заводов промышленности. Во фронтах были учреждены должности заместителей командующих бронетанковыми и механизированными войсками, в обязанности которых входила организация танкотехнического обеспечения, в том числе руководство эвакуацией танков с поля боя и их ремонтом.
В ходе крупных наступательных операций 1944-1945 гг. в районах наибольшего скопления вышедшей из строя боевой техники создались фронтовые ремонтные центры. Обычно фронтовые ремонтные центры состояли из двух отдельных танкоремонтных батальонов и трех-четырех подвижных танкоремонтных баз, одной-двух эвакуационных рот, сборных пунктов аварийных машин и сборно-распределительных пунктов по демонтажу танков безвозвратных потерь. Передвигаясь в тылу наступающих войск, ремонтный центр производил главным образом средний и капитальный ремонт танков, а также восстанавливал значительную часть боевых машин, требовавших текущего ремонта. Фронтовой ремонтный центр находился на одном месте 6 - 10 суток, обеспечивая эвакуацию и ремонт поврежденной боевой техники, подвоз бронетанкового имущества, разборку списанных танков. Работой центра руководили офицеры отдела ремонта и эвакуации управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта.
Необходимость быстрейшего ремонта поврежденной боевой и транспортной техники в ходе операций требовала глубокого эшелонирования всех сил и средств технического обеспечения. В бронетанковых и механизированных войсках ремонтные средства в ходе наступления размещались в три эшелона.
Первый эшелон составляли ремонтные средства частей и соединений. Они производили основную массу текущих ремонтов, а также значительную часть средних ремонтов (до 1-1,5 суток). Ремонтно-эвакуационные подразделения первого эшелона сосредоточивали на своих сборных пунктах аварийных машин ту часть ремонтного фонда, которая подлежала передаче вышестоящему звену, и обеспечивали ее охрану. Глубина действия ремонтно-эвакуационных средств эшелона не превышала 15-30 км.
Второй эшелон составляли армейские ремонтно-эвакуационные части. Они восстанавливали танки и САУ, которые требовали среднего ремонта продолжительностью до двух суток, производили часть текущих ремонтов. В зависимости от обстановки эшелон производил и капитальный ремонт машин, не требовавших серьезных корпусных работ. На сборные пункты аварийных машин этого эшелона эвакуировались все подлежащие ремонту танки и САУ, а также машины, которые были вытащены из болот и рек. Глубина действий ремонтно-эвакуационных средств эшелона достигала 150 км.
Третий эшелон составляли ремонтно-эвакуационные средства фронта, глубина действий которых в зависимости от размаха проводимых операций достигала 250-400 км.
На эвакуаторов фронтовых СПАМов оставляли совершенно безнадежные танки - тяжело застрявшие, опрокинувшиеся, которые не смогли вытащить эвакуационные роты армий.
Эвакуация танков с поля боя производилась специальными армейскими гусеничными тракторами "Сталинец" и "Ворошиловец". Однако экс-сельскохозяйственные "Сталинцы" (они же ЧТЗ-65, С-65) двигались со скоростью пешехода, их максимальная скорость была всего 7 км/ч. Кроме того, работая, как правило, на износ, они быстро выходили из строя и требовали капитального ремонта на заводах. Полученные по ленд-лизу ТД-18 - трактора фирмы "Интернешнл" по своим характеристикам недалеко ушли от отечественных "Сталинцев". "Ворошиловец" в качестве эвакуатора заслуживает самой высокой оценки. Однако он был достаточно дорогим, и поэтому производство было довольно быстро свернуто. Чтобы пополнить недостаток эвакуационной техники, СПАМы самостоятельно из танков безвозвратных потерь, которые по своему техническому состоянию не могли быть восстановлены как боевые машины, комплектовали тягачи (так называемые Т-34Т). К концу войны потрепанные Т-34 из капитального ремонта без башни постепенно стали основным средством эвакуации.
Старший сержант Шевелев особенно отличился в декабре 1944 года.
К этому времени войска 2-го Украинского фронта, проведя Ясско-Кишинёвскую, Бухарестско-Арадскую и Дебреценскую наступательные операции, полностью освободили территорию Румынии. Особенно ожесточенные бои развернулись в районе Клуж - Турда, куда немецкое командование перебросило 4 дивизии, в том числе две танковые.
В этих боях участвовал и прославленная 27-я гвардейская танковая бригада имени Наркомата среднего машиностроения под командованием полковника Брижинева. В ходе Ясско-Кишинёвской операции бригада, усиленная самоходной артиллерией, сапёрами и автоматчиками-десантниками на броне, совершила удар в направлении Васлуг, Бырлад, Бузеу, Плоешти. За участие в этих боях получила почетное наименование "Ясская". После освобождения Плоешты танкисты совершили "суворовский переход" через южные Карпаты и после ожесточенных недельных боев освободили румынский город Клуж, который, по замыслу Гитлера, был ключевым пунктом обороны группы армий "Южная Украина". За мужество и героизм, проявленные в этих боях 27-я гвардейская танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.
Воевать в условиях горно-лесистых Карпат было очень трудно. Потери бригады были значительными, каждый километр давался дорогой ценой. Непрерывные дожди превратили дороги в непроходимые болота. В грязи застревали не только машины, но и танки. Ни времени ни сил на их эвакуацию не было, поэтому бригада была вынуждена временно бросить застрявшие танки. Часть танков была вытащена армейскими эвакуационными средствами, но 16 танков Т-34 и М4-А2 "Шерман", требующие капитального ремонта и намертво застрявшие в болотах и в грязи в стороне от дорог, эвакуировать не удалось.
До этих танков руки дошли только в декабре 1944 года. По приказу Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта, эвакуация танков была возложена на 105-й фронтовой сборный пункт аварийных машин, которым командовал опытный офицер капитан Герасимов Илья Николаевич, участник Гражданской войны и финской кампании. В 1943 году, за эвакуацию в крайне сжатые сроки более 100 аварийных танков, был награжден орденом Красной Звезды.
Танки были разбросаны на расстоянии 80 - 140 километров от железно-дорожных станций. Кроме того гористая местность, отсутствие дорог и мостов, чрезвычайно затрудняли эвакуацию.
Непосредственно эвакуацией руководил заместитель начальника 105-го СПАМа по технической части техник-лейтенант Сорокин Василий Лаврентьевич. Умело используя трактора, а также несколько восстановленных танков, эвакуаторы 105-го СПАМа ранее установленных сроков очистили весь район от аварийных танков и отгрузили их на заводы для дальнейшего капитального ремонта.
За успешное выполнение специального задания командования личный состав 105-го фронтового сборного пункта аварийных машин был награжден орденами и медалями - трактористы медалями "За Отвагу" и "За боевые заслуги", начальник 105-го СПАМа капитан Герасимов И. Н. - орденом Отечественной войны II степени, его заместитель техник-лейтенант Сорокин В. Л. - орденом Красной Звезды.
Тракторист 105-го СПАМа старший сержант Шевелев Григорий Павлович также был представлен к награде. Из наградного листа:
Старший сержант Шевелев Григорий Павлович в декабре месяце, выполняя специальное задание РЭО УК БТ и МВ (ремонтно-эвакуационного отдела Управления Командующего бронетанковыми и механизированными войсками) 2-го Украинского фронта, восстановленным его силами танком Т-34, эвакуировал на станцию Клуж и Бехерия 16 аварийных танков, на среднем расстоянии 120 км.
В условиях горной и болотисто-лесистой местности, в отсутствии мостов соответствующего тоннажа, не взирая на условия погоды, работая днем и ночью, товарищ Шевелев в точно установленные сроки обеспечил эвакуацию всех танков в районе Клуж.
Товарищ Шевелев хорошо знает технику танка Т-34 и отечественных тракторов. Предан партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине.
Достоин правительственной награды - медали "За боевые заслуги".
Приказом Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта № 4/н от 03 февраля 1945 года старший сержант Шевелев был награжден медалью "За боевые заслуги" № 1706471.
На всем протяжении Великой Отечественной войны своевременной эвакуации и ремонту боевой техники предавалось огромное значение. И если при отступлении советских войск в начальный период войны, быстрое смещение линии фронта "поглощало" машины, находившиеся в тыловых районах, то в уже в 1943 году ситуация кардинально изменилась. Так как фронт двигался практически только вперед, ремонтные средства корпусов и танковых армий получили возможность восстанавливать застрявшие и подбитые машины. При этом даже безвозвратно потерянные и не подлежащие восстановлению танки, оставшиеся на контролируемой советскими войсками территории, становились источником запасных частей.
С целью улучшения руководства техническим обеспечением войск было создано Управление ремонта танков Советской Армии, вошедшее в Главное бронетанковое управление. По состоянию на 1 января 1943 года в системе Управления насчитывалось около 110 подвижных ремонтных баз, 42 ремонтных батальона, 5 бронетанковых ремонтных поездов, 56 СПАМов, 56 эвакуационных рот, 9 гарнизонных мастерских, 17 бронетанковых ремонтных заводов. Кроме того, ремонт бронетанковой техники производили 25 заводов промышленности. Во фронтах были учреждены должности заместителей командующих бронетанковыми и механизированными войсками, в обязанности которых входила организация танкотехнического обеспечения, в том числе руководство эвакуацией танков с поля боя и их ремонтом.
В ходе крупных наступательных операций 1944-1945 гг. в районах наибольшего скопления вышедшей из строя боевой техники создались фронтовые ремонтные центры. Обычно фронтовые ремонтные центры состояли из двух отдельных танкоремонтных батальонов и трех-четырех подвижных танкоремонтных баз, одной-двух эвакуационных рот, сборных пунктов аварийных машин и сборно-распределительных пунктов по демонтажу танков безвозвратных потерь. Передвигаясь в тылу наступающих войск, ремонтный центр производил главным образом средний и капитальный ремонт танков, а также восстанавливал значительную часть боевых машин, требовавших текущего ремонта. Фронтовой ремонтный центр находился на одном месте 6 - 10 суток, обеспечивая эвакуацию и ремонт поврежденной боевой техники, подвоз бронетанкового имущества, разборку списанных танков. Работой центра руководили офицеры отдела ремонта и эвакуации управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта.
Необходимость быстрейшего ремонта поврежденной боевой и транспортной техники в ходе операций требовала глубокого эшелонирования всех сил и средств технического обеспечения. В бронетанковых и механизированных войсках ремонтные средства в ходе наступления размещались в три эшелона.
Первый эшелон составляли ремонтные средства частей и соединений. Они производили основную массу текущих ремонтов, а также значительную часть средних ремонтов (до 1-1,5 суток). Ремонтно-эвакуационные подразделения первого эшелона сосредоточивали на своих сборных пунктах аварийных машин ту часть ремонтного фонда, которая подлежала передаче вышестоящему звену, и обеспечивали ее охрану. Глубина действия ремонтно-эвакуационных средств эшелона не превышала 15-30 км.
Второй эшелон составляли армейские ремонтно-эвакуационные части. Они восстанавливали танки и САУ, которые требовали среднего ремонта продолжительностью до двух суток, производили часть текущих ремонтов. В зависимости от обстановки эшелон производил и капитальный ремонт машин, не требовавших серьезных корпусных работ. На сборные пункты аварийных машин этого эшелона эвакуировались все подлежащие ремонту танки и САУ, а также машины, которые были вытащены из болот и рек. Глубина действий ремонтно-эвакуационных средств эшелона достигала 150 км.
Третий эшелон составляли ремонтно-эвакуационные средства фронта, глубина действий которых в зависимости от размаха проводимых операций достигала 250-400 км.
На эвакуаторов фронтовых СПАМов оставляли совершенно безнадежные танки - тяжело застрявшие, опрокинувшиеся, которые не смогли вытащить эвакуационные роты армий.
Эвакуация танков с поля боя производилась специальными армейскими гусеничными тракторами "Сталинец" и "Ворошиловец". Однако экс-сельскохозяйственные "Сталинцы" (они же ЧТЗ-65, С-65) двигались со скоростью пешехода, их максимальная скорость была всего 7 км/ч. Кроме того, работая, как правило, на износ, они быстро выходили из строя и требовали капитального ремонта на заводах. Полученные по ленд-лизу ТД-18 - трактора фирмы "Интернешнл" по своим характеристикам недалеко ушли от отечественных "Сталинцев". "Ворошиловец" в качестве эвакуатора заслуживает самой высокой оценки. Однако он был достаточно дорогим, и поэтому производство было довольно быстро свернуто. Чтобы пополнить недостаток эвакуационной техники, СПАМы самостоятельно из танков безвозвратных потерь, которые по своему техническому состоянию не могли быть восстановлены как боевые машины, комплектовали тягачи (так называемые Т-34Т). К концу войны потрепанные Т-34 из капитального ремонта без башни постепенно стали основным средством эвакуации.
Старший сержант Шевелев особенно отличился в декабре 1944 года.
К этому времени войска 2-го Украинского фронта, проведя Ясско-Кишинёвскую, Бухарестско-Арадскую и Дебреценскую наступательные операции, полностью освободили территорию Румынии. Особенно ожесточенные бои развернулись в районе Клуж - Турда, куда немецкое командование перебросило 4 дивизии, в том числе две танковые.
В этих боях участвовал и прославленная 27-я гвардейская танковая бригада имени Наркомата среднего машиностроения под командованием полковника Брижинева. В ходе Ясско-Кишинёвской операции бригада, усиленная самоходной артиллерией, сапёрами и автоматчиками-десантниками на броне, совершила удар в направлении Васлуг, Бырлад, Бузеу, Плоешти. За участие в этих боях получила почетное наименование "Ясская". После освобождения Плоешты танкисты совершили "суворовский переход" через южные Карпаты и после ожесточенных недельных боев освободили румынский город Клуж, который, по замыслу Гитлера, был ключевым пунктом обороны группы армий "Южная Украина". За мужество и героизм, проявленные в этих боях 27-я гвардейская танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.
Воевать в условиях горно-лесистых Карпат было очень трудно. Потери бригады были значительными, каждый километр давался дорогой ценой. Непрерывные дожди превратили дороги в непроходимые болота. В грязи застревали не только машины, но и танки. Ни времени ни сил на их эвакуацию не было, поэтому бригада была вынуждена временно бросить застрявшие танки. Часть танков была вытащена армейскими эвакуационными средствами, но 16 танков Т-34 и М4-А2 "Шерман", требующие капитального ремонта и намертво застрявшие в болотах и в грязи в стороне от дорог, эвакуировать не удалось.
До этих танков руки дошли только в декабре 1944 года. По приказу Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта, эвакуация танков была возложена на 105-й фронтовой сборный пункт аварийных машин, которым командовал опытный офицер капитан Герасимов Илья Николаевич, участник Гражданской войны и финской кампании. В 1943 году, за эвакуацию в крайне сжатые сроки более 100 аварийных танков, был награжден орденом Красной Звезды.
Танки были разбросаны на расстоянии 80 - 140 километров от железно-дорожных станций. Кроме того гористая местность, отсутствие дорог и мостов, чрезвычайно затрудняли эвакуацию.
Непосредственно эвакуацией руководил заместитель начальника 105-го СПАМа по технической части техник-лейтенант Сорокин Василий Лаврентьевич. Умело используя трактора, а также несколько восстановленных танков, эвакуаторы 105-го СПАМа ранее установленных сроков очистили весь район от аварийных танков и отгрузили их на заводы для дальнейшего капитального ремонта.
За успешное выполнение специального задания командования личный состав 105-го фронтового сборного пункта аварийных машин был награжден орденами и медалями - трактористы медалями "За Отвагу" и "За боевые заслуги", начальник 105-го СПАМа капитан Герасимов И. Н. - орденом Отечественной войны II степени, его заместитель техник-лейтенант Сорокин В. Л. - орденом Красной Звезды.
Тракторист 105-го СПАМа старший сержант Шевелев Григорий Павлович также был представлен к награде. Из наградного листа:
Старший сержант Шевелев Григорий Павлович в декабре месяце, выполняя специальное задание РЭО УК БТ и МВ (ремонтно-эвакуационного отдела Управления Командующего бронетанковыми и механизированными войсками) 2-го Украинского фронта, восстановленным его силами танком Т-34, эвакуировал на станцию Клуж и Бехерия 16 аварийных танков, на среднем расстоянии 120 км.
В условиях горной и болотисто-лесистой местности, в отсутствии мостов соответствующего тоннажа, не взирая на условия погоды, работая днем и ночью, товарищ Шевелев в точно установленные сроки обеспечил эвакуацию всех танков в районе Клуж.
Товарищ Шевелев хорошо знает технику танка Т-34 и отечественных тракторов. Предан партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине.
Достоин правительственной награды - медали "За боевые заслуги".
Приказом Командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта № 4/н от 03 февраля 1945 года старший сержант Шевелев был награжден медалью "За боевые заслуги" № 1706471.