Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




 



Главный старшина Скориков Валентин Филиппович

hh
командир катера-тральщика КЭМТЩ-6 отдельного отряда тральщиков
hh
Азовской военной флотилии Черноморского флота

 

 

Планом Керченско-Эльтигенской десантной операции предусматривалась одновременная высадка Азовской военной флотилией трёх дивизий 56-й армии в районе северо-восточнее Керчи (главное направление) и Черноморским флотом одной дивизии 18-й армии в районе посёлка Эльтиген - на вспомогательном направлении. После высадки десант должен был нанести удары по сходящимся направлениям и овладеть портами Керчь и Камыш-Бурун.

Общее руководство операцией возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-полковника И. Е. Петрова и его помощника по морской части командующего Черноморским флотом вице-адмирала Л. А. Владимирского. Высадкой десанта руководили: на главном направлении командующий Азовской военной флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков, на вспомогательном - командующий Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Н. Холостяков.

К 27 октября 1943 года подготовка к десантной операции была, в основном, закончена. Следовало торопиться - по всем данным, противник готовился к отходу. Собственно, на тот момент так и было - Гитлер еще не дал директивы об обороне Крыма, и в силе оставался приказ Енеке об эвакуации. Петров приказал форсировать пролив в ночь на 28 октября. Однако днем 27 октября погода постепенно ухудшалась, к трем часам дня ветер дошел до 6 баллов, море - 4 балла. Генерал-полковнику Петрову пришлось отменить высадку десанта.

31 октября 1943 года вечером началась посадка десантных войск на корабли и суда. В это время резко изменилась погода - ветер достиг 4 баллов и продолжал усиливаться, море - 3 балла. К полночи ветер достиг уже 6 баллов, море - 4 баллов. Несколько катеров выбросило на берег. К 4 часам ночи на линию старта вышли всего 60 % судов (около 1000 десантников). Стало ясно, что высадка такими малыми силами бессмысленна. В 04:00 Петров приказал отменить высадку основного десанта.

Вспомогательный десант в район Эльтигена, несмотря на ухудшавшуюся погоду, не отменялся. Десант 18-й армии 1 ноября 1943 года скрытно высадился в районе Эльтигена и захватил плацдарм до 5 км по фронту и до 2 км в глубину.
 

Нажмите для просмотра в полном размере
 
Подготовка высадки основного десанта северо-восточнее Керчи (Еникальский полуостров)

В ночь на 3 ноября наконец состоялась высадка основного десанта. После неудачной попытки в ночь на 1 ноября, когда Азовская флотилия понесла большие потери, число исправных катеров уменьшилось, поэтому организация сил и план высадки претерпели заметные изменения. Было принято рискованное, но оправдавшее себя решение. Сначала все отряды высадочных средств принимали в Темрюке подразделения 2-й гв. сд и высаживали их на участке Глейки - Жуковка. Затем 2-й и 4-й отряды транспортных средств, а также часть бронекатеров переходила к южным пристаням косы Чушка для приема первого броска 164-го гв. стрелкового полка и в Кордон - для приема первого броска 166-го гв. стрелкового полка (оба - части 55-й гв. сд). После чего все выходили на линию старта перед Опасной - Рыбпромом, а дальше высадка шла тем же порядком, что и в первом случае (артподготовка - подход к берегу - перенос огня - высадка). Все последующие эшелоны принимались уже только с южных пристаней Чушки. Пока эти катера готовили и проводили вторую высадку, остальные продолжали переброску войск на первый плацдарм, причем частично их курсы пересекались.

В обоих случаях в первом броске штурмовые группы (бронекатера) высаживали морских пехотинцев из 369-го батальона морской пехоты. Из его состава сформировали три штурмовые группы по 100 человек. Однако половина 2-й группы была на бронекатерах, ушедших в Тамань, поэтому в высадке участвовали 250 человек, в том числе 150 в составе 1-й десантной группы, а посадка остальных 100 производилась с косы Чушка вместе с 55-й гв. сд ночью.


Состав отрядов транспортных средств (ОТС) и штурмовых групп (ШГ)

1-й ОТС: СКА-0412, КЭМТЩ-5, КЭМТЩ-6, ЭМТЩ-86, сейнеры № 266, «Бессемеровец», «Москва - Донбасс», всего 7 единиц.
2-й ОТС: СКА-02, СКА-05, КЭМТЩ-110, КЭМТЩ-111, сейнер № 21, ГИСУ-28, всего 6 единиц.
3-й ОТС: СКА-01, КАТЩ-176, КАТЩ-182, сейнер № 2804, всего 4 единицы.
4-й ОТС: СКА-03, КЭМТЩ-1, КЭМТЩ-3, КАТЩ-179, КАТЩ-190 «Таганрог» (из-за ремонта машины вышел позднее), сейнер № 2223, всего 6 единиц.
5-й ОТС планировался в составе: СКА-06, КАТЩ-193 «Азовец», ЭМТЩ-82 и ЭМТЩ-85, сейнеры № 19, № 20, № 2406, № 2824, «Путина». Однако ЭМТЩ-85 не успели снять с мели, а сейнер № 2824 вышел из строя. Поскольку имелся резерв, их заменили на сейнеры № 320, № 2230, № 2350, а также ДБ-382. Таким образом, в 5-м отряде оказалось 11 единиц вместо 9.

Командиры отрядов: первым командовал старший лейтенант И. С. Соляников, вторым - старший лейтенант Д. Р. Микаберидзе, третьим - старший лейтенант И. Г. Черняк, четвертым - капитан-лейтенант П. Н. Сорокин, пятым - старший лейтенант А. Е. Тугов.

1-я ШГ планировалась в составе БКА-112, -131, -132, -134. Но БКА-131 вышел из строя и был заменен на БКА-81 из резерва. Всего 4 катера, действовали с 1-м отрядом.
2-я ШГ: БКА-301, -303, -322, -323, всего 4 катера, действовали со 2-м отрядом, кроме БКА-303. Он при выходе из Темрюка сел на мель и снят только утром 3 ноября.
3-я ШГ планировалась в составе БКА-414, -422, -423, -424. Но первые три командующий 3-й группы высадки не отпустил обратно из Тамани, несмотря на грозные телеграммы из штаба АВФ. Заменить их было нечем да и некогда, поскольку надежда вернуть эти бронекатера окончательно угасла только ко времени выхода на операцию. Фактически в 3-й штурмовой группе остался один БКА-424, который действовал с 4-м отрядом.
4-я ШГ: БКА-31, -33, -75, всего 3 катера, действовали с 5-м отрядом.

Штурмовыми группами бронекатеров командовал капитан-лейтенант С. И. Барботько

Для управления движением отрядов выделялись СКА-0112, -0712 и АКА-116, для навигационного обеспечения — сейнер «Донец». Отряд прикрытия составили ТКА-111 и ТКА-23. Из 9 запасных катеров были использованы на пополнение отрядов БКА-81, ДБ-382 и сейнеры № 320, № 2230, № 2350. Оставались еще ДБ-501, КЭМТЩ-2 и моторные катера (буксиры) № 56 и № 62. От использования несамоходных плавсредств в первом эшелоне разумно отказались. Всего ко времени выхода из привлеченных к операции единиц в строю были 56: 8 СКА, 2 ТКА, 1 АКА, 12 БКА, 14 различных катеров-тральщиков (включая «Таганрог»), 16 сейнеров и моторных катеров, 2 десантных бота и 1 гидрографическое судно. Разгрузка судов с большой осадкой возлагалась на полуглиссеры (отряд высадочных средств), после высадки штурмовых групп к разгрузке подключались бронекатера.


Переправа войск 56-й армии и бой за высадку

С семи часов утра 2 ноября суда начали становиться на погрузку в Темрюке - строго по диспозиции. К 10 часам погрузка матчасти и боеприпасов закончилась, с 11 часов началась посадка войск. Благодаря уже полученному опыту и хорошей организации посадка прошла практически идеально и закончилась в час дня. Всего в Темрюке были приняты 150 морских пехотинцев из 369-го обмп и 2330 бойцов 2-й гв. сд при 12 орудиях (5 - 76-мм, 7 - 45-мм) (все три батальона 1-го гв. сп с 78-й штрафной ротой - на судах 1-го, 4-го и 5-го отрядов, а также 1-й и 2-й батальоны 6-го гв. сп - на судах 2-го и 3-го отрядов).

 

Нажмите для просмотра в полном размере
Командир высадки основного десанта командующий Азовской флотилией контр-адмирал Горшков беседует с десантниками
 

В два часа дня начали движение отряды транспортных средств, в 16:30 в море вышли бронекатера штурмовых групп, а в 17:35 - звено торпедных катеров в дозор у южной оконечности Чушки. Прикрытие с юга возлагалось также на находившийся в южной части косы Чушка 103-й иптап, усиленный прожекторами. Поскольку в Азовском море вражеские корабли не обнаруживались, дозор с севера не выставлялся. В 18:25 из Темрюка вышел командир 2-й группы высадки на СКА-0112 с АКА-116. До наступления темноты суда прикрывали истребители.

Во второй половине дня ветер усилился до 5 баллов, волнение моря - до 4 баллов. К 20:20 отряды начали входить в пролив. К 21:45 на линии развертывания собрались 28 единиц, включая бронекатера штурмовых групп, остальные подтягивались. Отряды развернулись поотрядно в строй фронта в две линии, первую из них образовали бронекатера. В десять вечера «армада», не дожидаясь отставших судов, двинулась к берегу на участке Глейки - Жуковка. БКА-31 и АКА-116 дали залп реактивными снарядами. Этот залп и серия красных ракет стали сигналом к открытию артиллерийского огня. В 22:02 открыли огонь по участку высадки артиллерия 56-й армии и часть артиллерии 18-й армии. Подход катеров, как обычно, обеспечивала авиация - заглушала звук моторов и бомбила прожекторы и огневые точки.

В 22:10 противник осветил пролив прожекторами и осветительными снарядами. Глазам немецких наблюдателей открылась угрожающая картина. На них надвигались две линии катеров. Первая линия - бронекатера - на ходу вела огонь по берегу. Немецкие береговые батареи открыли огонь. Но артиллерия с косы Чушка не дала им спокойно работать. Единственным ущербом от вражеских батарей на подходе к берегу стало ранение осколками двух человек на БКА-31.

В 22:25 по сигналу с БКА-112 (серия зеленых ракет) огонь перенесли в глубину обороны, а через три минуты подошли и приткнулись прямо к берегу бронекатера штурмовых групп. Они удерживались машинами на месте до окончания высадки морских пехотинцев. На какое-то время противник на берегу вновь ожил, открыв минометный и пулеметный огонь. Однако огневые точки удалось быстро подавить. Бронекатера после высадки своих десантников помогали разгрузиться сейнерам и подавляли огневые точки.

К одиннадцати часам вечера высадка штурмовых групп была закончена. В это время уже началась высадка батальонов 2-й гв. сд.
1-я штурмовая группа 369-го батальона морской пехоты (лейтенант Н.С. Айдаров) десантировалась в район Глейки. Часть группы осталась на берегу в распоряжении командира базы высадки, чтобы обеспечить высадку 1-го и 2-го эшелонов. Другая часть вместе со штурмовыми отрядами 2-й гв. сд захватила береговую батарею на мысе Фонарь, заняла поселки Глейки и Маяк. 2-я штурмовая группа (младший лейтенант A.B. Михайлов - 50 человек) высадилась у Жуковки, заняла этот поселок и также захватила береговую батарею 613. После этого обе группы 369-го обмп были выведены из боя и заняли оборону на берегу. По данным штаба 56-й армии, за ночь были захвачены 15 пленных, два 150-мм, три 105-мм и два 75-мм орудия, четыре 20-мм автомата, 16 пулеметов, склады.


 

Нажмите для просмотра в полном размере

К половине первого ночи высадка закончилась. Всего, включая морских пехотинцев, на берег попали 2274 десантника, четыре 76-мм и пять 45-мм орудий. Потери на переходе и при высадке оказались невелики - 85 убитых и 35 раненых (не считая экипажей катеров). Отходя после высадки 1-го десанта, в районе Глейки погиб на мине ЭМТЩ-86, а сейнер № 266 также на отходе был потоплен прямым попаданием снаряда. Высадка пяти батальонов 2-й гв. сд закончилась к трем часам ночи.

Как и планировалось, три транспортных отряда и часть бронекатеров после высадки приступили к переправе 2-й гв. сд, а 2-й и 4-й транспортные отряды и три бронекатера перешли к пристани у южной оконечности Чушки и с половины третьего начали прием 2-й десантной группы - подразделений 55-й гв. сд. К трем часам ночи погрузились около 1700 человек. Одновременно бронекатера приняли около 100 бойцов 369-го обмп (3-я штурмовая группа). Командир высадки Кириллов на СКА-0112 еще в девять часов вечера проверил створные огни на южной части Чушки, и теперь готовился к десантированию.

В 03:25 артиллерия 56-й армии открыла огонь по берегу, а через пятнадцать минут огонь перенесли вглубь, и все пошло так же, как и на участке Глейки - Жуковка несколько часов назад. Бронекатера высадили морских пехотинцев и начали подавлять огневые точки (всего за ночь бронекатера израсходовали на поддержку высадки 422 снаряда 76-мм, 655 - 37-мм, 142 PC, 5775 патронов ДШК и 2000 - 7,62-мм). Штурмовые группы лейтенантов И.Д. Шатунова и М.Г. Спелова завязали бой на берегу и обеспечили высадку стрелковых подразделений. После этого, как и в 1-й десантной группе, морская пехота вышла из боя и заняла оборону в месте высадки.

К 04:35 десантирование закончилось. После этого катера начали переправу оставшихся частей первого эшелона, обратными рейсами вывозя раненых.

Советские войска к 10 часам утра заняли плацдарм площадью 7 кв. км и пока столкнулись лишь с локальными очагами сопротивления. Подразделения 2-й гв. сд вели бои на восточных скатах горы Хронева. Подразделения 55-й гв. сд атаковали высоты 98,9 и 102,0, а также очищали от противника южную часть поселка Опасная. Продолжалась переправа частей 2-й и 55-й гвардейских дивизий.


 

Нажмите для просмотра в полном размере

 
Нажмите для просмотра в полном размере


 
Нажмите для просмотра в полном размере

 
 
Электромагнитный катер-тральщик КЭМТЩ-6
(до 11.08.1943 г. - баркас «Пеленг»)
 
 
Тип «м.к.» - 21 единица. Водоизмещение 35 т. Размер 16.2 х 3.3 х 1.1 м. ГЭУ 35 л.с. Скорость 8.5/5.5 узла. Вооружение: 1 х 12.7 мм пулемет, катерный электромагнитный трал.

Бывший служебный разъездной катер Волго-Каспийского рыболовного треста. Построен в 1941 г. Мобилизован 2.08.1943 г., переоборудован в катер-тральщик и 11.08.1943 г. включен в состав Каспийской флотилии. 16.10.1943 г. отправлен на Черное море и 27.11.1943 г. включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции.