Канонерская лодка «Волга»- канонерская лодка типа «Амгунь»(11 единиц)
Бывшая грунтовозная шаланда Главгидростроя НКВД. Заложена в 1939 г. на судоверфи «Deutsche Werft AG» в Гамбурге (Германия), спущена в июне 1940 г. и вступила в строй 28.09.1940 г. 9.07.1941 г. мобилизована, принята от НКВД, переоборудована в КЛ и 15.07.1941 г. вошла в состав БФ. 22.08.1945 г. разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей Балттехфлоту Спецгидростроя НКВД. В конце 1960-х гг. выведена из эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
Из книги «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 - 1996»:
В части переделки гражданских судов для военных надобностей в первую очередь следует отметить переоборудование семи самоходных грунто-отвозных шаланд в канонерские лодки. Причем появление трех первых из них („Амгунь", „Селемджа", „Москва") вечером 3 июля 1941 года у стенки завода им. А.Марти поначалу даже вызвало недоумение у его работников. Думали, что их приход связан с эвакуацией оборудования. Но на следующий день главный инженер завода С.М.Турунов сообщил об истинной цели прибытия шаланд, а также о том, что на все переоборудование отводится лишь пятнадцать дней. Объем предстоящих работ распределился между коллективами корпусного, достроечного, трубомедницкого и малярного цехов. Ситуация осложнялась тем, что не были до конца получены техническое задание и чертежи общего расположения судов. Поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, группа проектировщиков во главе с ведущим конструктором М.А.Ловягиным в тот же день приступила к осмотру шаланд и составлению необходимых эскизов и чертежей по месту. Общее же техническое руководство работ по переоборудованию возглавил старший строитель завода А.Г.Мадера. Все мероприятия по этим трем судам удалось завершить 15 июля, и в ночь на 16-е они покинули предприятие. Затем настала очередь следующих четырех шаланд - „Волги", „Камы", „Зеи" и „Оки". В результате Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская военная флотилия пополнились хорошо вооруженными канонерскими лодками, каждая из которых располагала двумя 100- или 130-мм орудиями, несколькими 45-мм полуавтоматами, малокалиберными зенитными установками и пулеметами.
Из «Истории Ладожской военной флотилии»:
Одиннадцать канонерских лодок типа «Амгунь» (Амгунь, Бира, Бурея, Волга, Зея, Кама, Москва, Нора, Ока, Олекма, Селемджа) отличались от других мобилизованных судов наличием броневой защиты. Они были переоборудованы на ленинградских и кронштадтском заводах из грунтоотвозных шаланд германской постройки в июле - сентябре 1941 года. Шесть канлодок этого типа включили в состав соединений Морской обороны Ленинграда, а остальные, в том числе «Олекма», «Нора» и «Бурея», переоборудованные на Балтийском заводе, вошли в состав Ладожской военной флотилии.
Эти корабли оказались вполне удачными и успешно выполняли возложенные на них боевые задачи. Они эскортировали транспорты и баржи, а порой и сами буксировали последние и перевозили грузы по трассе Осино-вец - Новая Ладога по Дороге жизни, эвакуировали гражданское население и промышленное оборудование. За выполнение своей основной задачи - обеспечение десантных операций и огневую поддержку сухопутных войск - бойцы Ленинградского и Карельского фронтов окрестили их «ладожскими линкорами».
В конце сентября 1944 года ладожские канонерские лодки перевели на Балтику, где они, не обладая достаточной мореходностью для плавания в открытом море, оказались единственными крупными боевыми кораблями, которые вели боевые действия к западу от Кронштадта.