Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Сетевой заградитель «Вятка»
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:27 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Сетевой заградитель «Вятка»- один из шести cетевых заградителей типа «Вятка», проект 149. Сетевые заградители этого типа были единственными в СССР кораблями специальной постройки, предназначенными для постановки заграждений из противолодочных и противоторпедных сетей.



Сетевой заградитель «Вятка» заложен в мае 1939 года на заводе № 264 в Сталинграде, спущен на воду 20 мая 1940 года, вступил в строй 19 июня 1941 года.

Сетевой заградитель - боевой надводный корабль, предназначенный для постановки сетевых заграждений у входов в военные порты, узкости, рейды, маневренные пункты базирования для предотвращения проникновения в них подводных лодок, торпедных катеров и подводных диверсантов противника. Сетевые заграждения представляют собой полотнища стальных сетей, удерживаемые в вертикальном положении специальными поплавками и имеющие сигнальные и подрывные заряды. Сетевые заграждения часто используют совместно с минными и боковыми. Сетевые заградители имеют специальное оборудование для приемки, размещения и постановки сетевых заграждений, необходимые средства навигации и самообороны.


Прикрепления: 5715239.jpg (34.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:32 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Основные характеристики и вооружение



Водоизмещение 527 т. Размерения 56.8 х 9.8 х 1.7 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 330 л.с. Скорость 8/4.5 узла. Дальность 1280 миль. Вооружение: 3 х 45 мм, 1 х 12.7 мм пулемет, 40 мин, Экипаж 54 - 55 чел.

Заградители проекта 149 имели низкие мореходные качества, небольшую скорость хода, а на их вооружении состояли тяжелые противолодочные сети ТПС, требовавшие при обращении значительных затрат физического труда и времени.


Прикрепления: 1614456.jpg (27.3 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:39 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Боевая служба сетевого заградителя «Вятка» в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны, сетевые заградители «Вятка» и «Онега» по внутренним водным путям были переведен в Ленинград. 31 июля 1941 года корабли перешли в Таллин, в то время являвшийся Главной базой КБФ, и вошли в состав Охраны водного района базы. В течении 1 и 2 августа они выставили на Таллинском рейде противолодочные сети протяженностью 2.6 мили.

Сетевые заградители «Вятка» и «Онега» участвовали в эвакуации сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года - печально известном Таллинском переходе. Оба корабля благополучно добрались до Кронштадта и вошли в состав отряда заграждения Охраны водного района КБФ. В этот же отряд вошли все имевшиеся в составе КБФ минные и сетевые заградители, в том числе такие крупные, как «Урал» и «Марти». Задачей отряда была установка минных и сетевых заграждений в местах, откуда противник мог прорваться в восточную часть Финского залива. Командовал отрядом капитан 1-го ранга Сарнович Георгий Юлианович (13.09.1941 г. по неизвестной причине был отстранен от должности и предан суду военного трибунала).

В дальнейшем по своему прямому назначению корабли почти не использовались. Так, в кампанию 1943 года сетевой заградитель «Вятка» всего три раза занимался постановкой противолодочных сетевых заграждений у острова Лавенсари и банки Хайлода - 3, 9 и 11 июня. Весной-летом 1943 года оба сетевых заградителя в составе конвоев занимались перевозками войск и грузов на коммуникациях между Кронштадтом и островами восточной части Финского залива. Гитлеровцы отчетливо представляли их оперативное значение и стремились сорвать морские перевозки, обеспечивавшие базу флота на острове Лавенсари и весь укрепленный район.

Из воспоминаний контр-адмирала Ладинского Юрия Викторовича, в 1942-1943 годах командира Охраны водного района КБФ:

Трасса Кронштадт — Лавенсари летом 1943 года требовала от нас особого внимания. И не только в связи с эскортами подводных лодок. Созданная весной Островная военно-морская база спешно дооборудовалась. Она нуждалась в разных видах вооружения, в боепитании, строительных материалах, горючем и продовольствии. Пополнялся ее людской состав. И мы постоянно водили туда конвои. Для нас было совершенно ясно, что база на острове укрепляется с перспективой. А перспектива после Сталинградской битвы вырисовывалась одна: в скором времени и мы, балтийцы, двинемся на запад. И Лавенсари нам сильно поможет в этом.

Противник тоже, разумеется, понимал, с какой целью мы курсируем на остров. И он всячески старался сорвать перевозки. С началом лета, в период светлых ночей им широко использовалась береговая артиллерия. В это время 12 наших конвоев подверглись интенсивным артиллерийским обстрелам. Когда ночи стали темнее, на фарватер проникали фашистские торпедные катера и другие надводные корабли. И тогда наши дозоры вступали в бой, тогда приходилось выпускать на трассу тральщики, чтобы проверить ее в противоминном отношении.

Пыталась атаковать конвои и фашистская авиация. На переходе морем эти атаки не имели успеха: у наших кораблей была возможность маневра, они встречали самолеты плотным зенитным огнем, пользовались прикрытием истребителей. Хуже получалось во время стоянок на лавенсарском рейде. Корабли здесь бросали якоря порой на несколько дней, и нелегко им было отбиваться от массированных налетов вражеских бомбардировщиков, хорошо видевших при свете солнца стесненные в маневре цели.

Утром 23 июня из оперативной сводки узнаю, что накануне фашистская авиация ожесточенно бомбила рейд Лавенсари. Из наших кораблей, пришедших туда с очередным конвоем, поврежден сетевой заградитель «Вятка».

Сетевой заградитель — довольно крупная и ценная боевая единица. И естественно, сообщение встревожило. Выяснив подробности, составил себе следующую картину. Бомбы падали вблизи борта «Вятки». Корабль получил около двухсот осколочных пробоин. Образовалась течь в румпельном отделении. На корме, где стояло два десятка доставленных к острову и еще не выгруженных мин, возник пожар. Огонь и мины грозили взрывом и гибелью заградителя.

Никто не дрогнул в экипаже корабля. Моряки, несмотря на свист осколков, несмотря на то, что осколками зацепило нескольких человек, бросились к очагу пожара и быстро сбили огонь. Ни на миг не прекращали стрельбы зенитчики, огнем которых управлял старший лейтенант И. С. Щеголев, получивший ранение при взрыве первых бомб. Особенно метко било орудие старшины 2-й статьи Лещука — оно поразило два вражеских самолета. Отличился и главный старшина Марков. Взрывной волной сорвало кормовой Военно-морской флаг — Знамя корабля. Пренебрегая опасностью, Марков подхватил его и водрузил на флагштоке.

Действиями экипажа в бою хорошо руководил командир корабля капитан-лейтенант Борис Григорьевич Чернышев. Будучи раненным, он не покинул своего поста, пока не кончился воздушный налет. А после боя моряки своими силами устранили повреждения. Сетевой заградитель остался в строю и был готов к новым походам.

Второе тревожное сообщение, полученное с Лавенсари, касалось сетевого заградителя «Онега».

Дело было 7 июля уже под вечер. В небе над островом появилась армада фашистских бомбардировщиков числом около семидесяти. Четыре из них прорвались к «Онеге», стоявшей на рейде. Посыпались бомбы. Они разрывались рядом, совсем близко от борта. В корпусе появились многочисленные пробоины. Возникло три очага пожара. Оказались поврежденными рулевое устройство, внутрикорабельная сигнализация и машинный телеграф. Почти все моряки, находившиеся на верхней палубе, были ранены осколками бомб. Командиру корабля капитан-лейтенанту Я. В. Сапунову оторвало правую руку, были ранены его помощник капитан-лейтенант В. С. Лобанов, командир минно-артиллерийской боевой части лейтенант И. К. Самохвалов, механик мичман И. С. Симачев. Боцман И. Г. Завирюха и несколько матросов погибли.

Короткое сообщение дополнилось потом строками политдонесения. В нем говорилось:

«Истекая кровью, капитан-лейтенант Сапунов не покинул мостика. Ему наложили повязку, и он продолжал командовать кораблем. Помощник командира Лобанов взрывной волной был сброшен с мостика на палубу. Раненный в голову, спину, ногу и руку, он дополз к люку, ведущему в машинное отделение, и голосом передавал туда команды, поступавшие с мостика, пока не потерял сознание. Тем временем лишился чувств и командир. Маневрами корабля, снявшегося с якоря, управлял раненый лейтенант Самохвалов.

Самоотверженно вели себя и другие члены экипажа. Коммунист, командир орудия старший матрос Тимкин остался один из всего расчета. Но он продолжал стрелять, ловя в прицел фашистские самолеты. Коммунисту пулеметчику Кузнецову осколком оторвало кисть левой руки. Он оставался на боевом посту, пока не получил приказание идти на перевязку. Так поступил и комсомолец старший матрос Трещалов, лишившийся стопы ноги. Подбежавшему военфельдшеру он сказал: «Вы мне наложите жгут, а повязку я сделаю сам, идите перевязывать других, тяжело раненных». Не покинул своего поста у пушки раненый установщик прицела коммунист матрос Петров. Командир отделения сигнальщиков коммунист Попов, раненный в обе ноги, в мегафон дублировал приказания, идущие с мостика, и подбадривал товарищей криками «Не унывать!». Остался в строю, несмотря на ранение, механик мичман Симачев. Он руководил ремонтом рулевого устройства, работой машинистов и электриков, личным составом аварийной партии...»

Много еще перечислялось в политдонесении фамилий моряков, совершивших коллективный подвиг. А через несколько дней я вышел из Кронштадта на катере «МО-313» в район Сескарского плеса, чтобы встретить «Онегу», возвращающуюся с Лавенсари. Корабль вел лейтенант Самохвалов. Мне хотелось первым поблагодарить и его, и всех онеговцев за мужество и стойкость, за отличное выполнение воинского долга. Добавлю к этому, что все члены экипажа сетевого заградителя, проявившие героизм, в скором времени получили высокие правительственные награды.


В конце 1943 года при подготовке к наступлению ленинградского фронта Краснознаменный Балтийский флот должен был скрытно перевезти из Ленинграда и с мыса Лисий Нос на ораниенбаумский плацдарм 2-ю ударную армию. Решение этой задачи, во многом определявшей успех всей операции, было связано с преодолением больших трудностей. Восточная часть Финского залива уже начала покрываться льдом, каждый квадратный метр Невской губы простреливался вражеской артиллерией. Малые глубины не позволяли использовать крупные суда и ледоколы. Плавание из-за неконтактных мин, поставленных здесь противником в 1942-1943 годах, было возможно лишь по фарватерам небольшой ширины.

Переброска 2-й ударной армии началась 5 ноября 1943 года. Она осуществлялась сетевыми заградителями «Вятка» и «Онега», шестью тихоходными тральщиками, двумя самоходными десантными баржами, восемнадцатью буксирами с несамоходными баржами. Личный состав армии со стрелковым оружием перевозился в Ораниенбаум с Лисьего Носа, а техника - из Ленинграда. Рейсы совершались только в темное время суток, поэтому погрузка велась с расчетом выхода судов с наступлением темноты и возвращения их в Ленинград до рассвета. К 20 ноября завершился первый этап перевозок. Из Ленинграда и с Лисьего Носа на ораниенбаумский плацдарм было переправлено 30 тысяч бойцов и командиров, 47 танков, 400 орудий и минометов, около 1400 автомашин, 3000 лошадей и до 10 тысяч тонн боеприпасов и других грузов.

Но Ставка изыскала дополнительные возможности для усиления 2-й ударной армии, и перевозки продолжились в более сложных условиях. Залив покрыло льдом. Малые корабли и суда пообломали гребные винты. Караваны судов затирало во льдах. В ночь на 2 января 1944 года караван из 13 тральщиков, 4 буксиров с баржами и 2 больших сетевых заградителей «Вятка» и «Онега» не смог пробиться сквозь плотный лед. С рассветом немцы открыли по неподвижным мишеням огонь. Cамолеты окутали их плотной дымовой завесой, батареи начали поражать немцев, бьющих по обреченным. С наступлением темноты, пришедший из Кронштадта ледокол, сумел освободить пленников.

Во второй половине мая 1944 года Ленинградский фронт начал готовиться к наступлению на выборгском направлении. Тогда же были определены задачи Краснознаменного Балтийского флота в этой операции. Прежде всего, он должен был перебросить соединения и части 21-й армии из Ораниенбаума на Лисий Нос. В решении этой задачи активное участие приняли сетевые заградители «Вятка» и «Онега».

В ходе Бьёркской и Моонзундской десантных операций заградитель «Вятка» обеспечивал перевозку войск на острова, 20 июня 1944 года участвовал в высадке десанта на остров Нерва. В октябре 1944 года занимался перевозкой войск, техники и боеприпасов с острова Вормси на остров Моон (Муху), в ноябре 1944 года - январе 1945 года - с материка на острова Даго и Эзель (Сарема).
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:41 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир сетевого заградителя «Вятка» (01.1942 - 01.1944 гг.) капитан-лейтенант Чернышев Борис Григорьевич.

Орден Отечественной войны I степени (17.07.1943 г.)

xxx

Орден Красной Звезды (07.07.1944 г.)

xxx

Послужной список на ноябрь 1944 года




Прикрепления: 4126251.jpg (173.4 Kb) · 1721660.jpg (112.8 Kb) · 6973238.jpg (199.4 Kb) · 4071625.jpg (276.2 Kb) · 8381106.jpg (307.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:43 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир сетевого заградителя «Вятка» (с января 1944 гг.) капитан-лейтенант Кудряшов Владимир Александрович.

Орден Красной Звезды (15.07.1943 г.)

xxx

Орден Красного Знамени (29.01.1944 г.)

xxx

Орден Отечественной войны I степени (14.12.1944 г.)




Прикрепления: 8090328.jpg (190.8 Kb) · 9898539.jpg (198.9 Kb) · 2608529.jpg (150.4 Kb) · 7065197.jpg (107.8 Kb) · 0852220.jpg (157.6 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:45 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Командир БЧ II сетевого заградителя «Вятка» старший лейтенант Щеголев Иван Сергеевич



xxx


Прикрепления: 0898742.jpg (34.2 Kb) · 9811733.jpg (588.1 Kb) · 6746570.jpg (354.9 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:46 | Сообщение # 7
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Награждения членов команды сетевого заградителя «Вятка» (известные на сегодняшний день):

орден Красного Знамени - одно награждение, капитан-лейтенант Кудряшов Владимир Александрович (№95078)

орден Отечественной войны I степени - 3 награждения

орден Отечественной войны II степени - 7 награждений

орден Красной Звезды - 23 награждения ( мичман Смирнов Николай Иануарьевич награжден двумя орденами Красной Звезды)

Медаль «За отвагу» - 9 награждений

Медаль Ушакова - 4 награждения

Медаль «За боевые заслуги» - 29 награждений

Медаль Нахимова - 33 награждения
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 11:47 | Сообщение # 8
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Рулевой сетевого заградителя «Вятка» краснофлотец Еськов Виктор Сергеевич







xxx


Прикрепления: 6390422.jpg (202.8 Kb) · 6995278.jpg (169.8 Kb) · 4909797.jpg (68.5 Kb) · 4122338.jpg (569.2 Kb) · 9925852.jpg (452.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 12:01 | Сообщение # 9
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Минер сетевого заградителя «Вятка» краснофлотец Наумов Алексей Иванович

xxx

xxx



xxx




Прикрепления: 8553323.jpg (366.3 Kb) · 0934091.jpg (358.7 Kb) · 7913227.jpg (308.0 Kb) · 9942544.jpg (326.0 Kb) · 9215966.jpg (59.9 Kb) · 2340747.jpg (170.5 Kb) · 6653126.jpg (350.9 Kb) · 3735926.jpg (25.5 Kb)
 
АрхивариусДата: Четверг, 05.12.2019, 12:03 | Сообщение # 10
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Замечательные фотографии сетевого заградителя «Вятка» из собрания Департамента военно-морской истории и морского наследия (Naval History and Heritage Command) Министерства ВМС США.

8 октября 1944 года



8 октября 1944 года



14 октября 1944 года



14 октября 1944 года. Рядом с «Вяткой» торпедные катера ТКА-182 и ТКА-192.




Прикрепления: 4151854.jpg (95.7 Kb) · 4312510.jpg (131.6 Kb) · 3848018.jpg (198.0 Kb) · 9655719.jpg (209.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz