Рейдовые тральщики типа «МТ» (проект 253Л и 253ЛП)
|
|
Архивариус | Дата: Среда, 06.05.2020, 17:53 | Сообщение # 1 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Рейдовые тральщики типа «МТ» (проект 253Л и 253ЛП) - тип рейдовых тральщиков, строившихся в 1930-1940-х годах. После таллинского перехода на Балтийском театре ощущалась острая необходимость в тральщиках для противоминных действий на малых глубинах. Выполненные Морским научно-техническим комитетом ВМФ обоснования позволили выдать ЦКБ-51 в апреле 1942 года тактико-техническое задание на проектирование «малого тральщика» водоизмещением порядка 100 тонн в двух вариантах: с деревянным и с металлическим корпусами. Технический проект этого корабля, получивший номер 253, был разработан в феврале 1943 года и направлен в Ленинград на предмет оценки возможности его реализации. Конструкторским бюро Балтийского завода проект был упрощен (материал корпуса - сталь 3с, прямостенные обводы, американские тракторные двигатели фирмы «Суперкор» и др.), так как в условиях блокадного города реализация этого проекта оказалась невозможной, упрощенный проект получил обозначение 253Л (буква Л в названии - "Ленинградский") - в обиходе «стотонник». Головной корабль строился на Балтийском заводе 4 месяца 20 дней и был сдан в ноябре 1943 года. По его типу было построено 35 кораблей первой серии, получивших обозначение МТ-1. Разработка и постройка тральщиков проходили в исключительно сложных условиях блокадного города и выполнялись ценой подлинного трудового героизма судостроителей. Так, во время сдачи МТ личный состав конструкторского бюро потерял около двух третей своего состава, остались лишь наиболее стойкие, мужественные и наиболее выносливые физически, которых не сломили выпавшие на их долю тягчайшие испытания — голод, холод, лишения, гибель близких. В 1944 году проект 253Л модернизировали и присвоили ему новый индекс 253ЛП (корабли получили обозначение МТ-2). Изменения представляли собой увеличение водоизмещения, что несло за собой удлинение корпуса и изменение носовых обводов. В результате внесенных изменений длина корабля увеличилась на 6 м, ширина - на 0,2 м , а водоизмещение на 20 т. Основным отличием МТ-2 от МТ-1 являлось размещение третьего главного двигателя в отдельном отсеке, что несколько увеличило живучесть главной энергетической установки, а также оснащение корабля третьим дизель-генератором на 15 кВт. Последнее позволило МТ-2 самостоятельно применять электромагнитный трал. Корабли типа МТ-1 из-за маломощности двух дизель-генераторов могли использовать такой трал только в паре. Модернизация также включала в себя замену одноствольных пулеметов на спаренные установки, установку петлевого электромагнитного трала, оснащение тральной лебедки электродвигателем и увеличение боевой автономности, что повысило запас топлива до 10,1 т. вместо первоначальных 3,7 т. Кратера постоянно подвергались модернизации в процессе выпуска. Одни оснащались цепными охранителями, которые оберегали от подрыва на якорных минах, и гидроакустическими станциями. А другие – дополнительными дизель-генераторами, которые служили для неконтактных тралов и другими механизмами. За период с лета 1944 г. по октябрь 1945 г. было построено 56 кораблей второй серии.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Среда, 06.05.2020, 17:57 | Сообщение # 2 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| История строительства
Tральщики проектa 253Л на стапелях Петрозавода, 1944 г.
Спуск на воду тральщика проектa 253Л, Петрозавод 1944 г.
Тральщик проектa 253 ЛП (МТ-2) перед спуском.
Спуск на воду корпуса тральщика на Средне-Невском судостроительном заводе.
Все тральщики проектов 253Л и 253ЛП строились сначала на трех судостроительных заводах: ССЗ № 190 (завод имени А. А. Жданова), ССЗ № 189 (Балтийский завод), ССЗ № 370 (Петрозавод), а после снятия сухопутной блокады и на ССЗ № 363 (Усть-Ижорская верфь - Средне-Невский судостроительный завод). В помощь заводам командование Балтийского флота выделило 650 моряков. ССЗ № 190:
проект 253Л: 10 единиц проект 253ЛП: 14 единиц
ССЗ № 189:
проект 253Л: 20 единиц проект 253ЛП: 34 единицы
ССЗ № 370:
проект 253Л: 6 единиц проект 253ЛП: 6 единиц
ССЗ № 363:
проект 253ЛП: 2 единицы
На стапелях под огнем. Фронтовое задание.
Д. М. ГИК (1907), в годы войны - старший строитель, ответственный сдатчик судов на Балтийском заводе
В 1943 г. враг еще стоял у стен Ленинграда, но уже велась энергичная подготовка к полному снятию блокады. Чтобы обеспечить выход флота на боевые операции, необходимо было вытралить тысячи мин, которыми гитлеровцы основательно забили весь Финский залив. Лишь в его восточной части до меридиана острова Гогланда фашисты установили за годы войны более 33 тыс. мин. Только до 10 июля 1941 г. гитлеровцы и их маннергеймовские пособники поставили в Финском заливе и в средней части Балтийского моря 3838 мин и 3450 минных защитников; к 1944 г. нами и противником в общей сложности было поставлено на Балтике около 66 500 мин (см.: Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. 1941-1945. М., 1981, с. 24, 88). Флоту нужны были тральщики с малой осадкой поворотливые и достаточно быстроходные. Доставить их с Большой земли в то время было еще невозможно. Оставалось одно - строить их в Ленинграде.
Балтийский завод, наряду с выполнением работ по ремонту и модернизации боевых кораблей КБФ, первым приступил к постройке малых тральщиков (МТ) по ленинградскому проекту (№ 235-Л). Конструкцию корпуса максимально упростили, что позволяло привлечь рабочих невысокой квалификации и исключить выполнение тяжелых физических работ по горячей гибке. Первые два МТ были заложены на малых наклонных стапелях 12 июня 1943 г. В цехах развертывались работы по изготовлению различных судовых устройств, оборудования, арматуры, трубопроводов и других судовых изделий. При постройке широко использовался имевшийся в наличии еще с довоенного времени задел материалов. С помощью горкома партии и руководства отрасли была организована местная кооперация по поставке оборудования для МТ. Адмиралтейцы начали производство мебели и электрошпилей, Петрозавод поставлял, иллюминаторы и арматуру, завод "Знамя труда"- мелкие клапаны и т. д.
Много хлопот доставило получение главных двигателей (дизелей), наличие которых определяло ход и окончание работ.
Командование КБФ, заинтересованное в скорейшей постройке МТ, помогло заводу рабочей силой - направило краснофлотцев с кораблей, находившихся у стенки завода на ремонте, и из отряда вновь строившихся кораблей. Военные моряки под руководством мастеров и бригадиров завода использовались не только на вспомогательных работах, но и в цехах на сборке отдельных конструкций и непосредственно на кораблях. Так, в конце декабря 1943 г. ежедневно на разных работах по постройке малых тральщиков было занято 600 краснофлотцев.
Спуск судна со стапеля всегда был важным этапом, требовавшим особой подготовки. Хотя судно стояло на стапеле в наклонном положении, но спустить его на воду было непросто. Перед спуском по обоим бортам судна устанавливали по две опоры, воспринимавшие вес судна при спуске. Чтобы опоры хорошо скользили, стапельные дорожки покрывали насалкой. В ее состав входил бараний жир. Но во время блокады это был дефицитный материал. Время было голодное, насалку, хранившуюся на складе завода, понемногу раздавали работавшим. Ее растапливали, выделяли бараний жир, который шел в пищу. Как-то при артобстреле убило, заводскую лошадь. Мясо пошло в столовую и послужило весомой прибавкой к блокадному пайку. Что касается оставшегося овса, то наряду с насалкой он тоже пошел в пищу. Часть насалки сохранилась на складе. Из ее остатков мы подготовили смазку дорожек и осуществили осенью 1943 г. спуск на воду головного МТ. В октябре он вышел в Кронштадт на ходовые сдаточные испытания (швартовные и ходовые заводские испытания были осуществлены на Неве, во время пробегов между мостами Лейтенанта Шмидта и им. Володарского). К этому времени было заложено еще 6 МТ.
В те дни переходы из Ленинграда в Кронштадт для корабля и его команды представляли серьезное боевое испытание и совершались только в ночное время при полном затемнении, вдоль берега, где окопался враг. Поскольку государственные ходовые испытания МТ проводились в условиях, близких к боевым, во всяком случае, на виду у противника, вопрос о комплектации сдаточной команды стал предметом специального рассмотрения.
Предлагалось ограничить функции завода по сдаче корабля лишь ходовыми испытаниями, проведенными на Неве. Однако руководство завода с этим не согласилось, тем более, что корабль был головной и намечалась постройка большой серии. Заводскую сдаточную команду укомплектовали в минимальном составе, преимущественно из инженеров и конструкторов завода. В нее вошли: П. Н. Кочеров, В. И. Гуляев, А. И. Молодцов, Александров. Была также предусмотрена аварийная команда, базировавшаяся на берегу в Кронштадте,- для устранения дефектов, выявленных во время испытаний и при подготовке корабля к следующему выходу на испытания.
Забегая вперед, скажем, что дефекты были незначительные, если не считать случая протечки забортной воды в трюм машинного отделения при большом волнении моря. По возвращении с испытаний в Кронштадт на базу протечку сразу устранили.
В основном на испытаниях обнаружилась необходимость в установке отдельных местных подкреплений для устранения вибрации трубопроводов и оборудования в помещениях.
В сдаточной команде обязанности механика и моториста выполнял молодой инженер Александров. Во время испытаний двигателей на режиме "полный ход" он вдруг поднялся на командирский мостик и взволнованно, но так, чтобы не слыхали другие, попросил у меня разрешения остановить один главный двигатель ввиду предельно высокой температуры масла. Чтобы не насторожить находящихся на мостике членов приемной комиссии, я, не торопясь, следом за Александровым спустился в машинное отделение. Прежде всего прислушался к работе дизеля, но не уловил никаких перебоев. Затем на ощупь проверил температуру и, не обнаружив ничего тревожного, направился к термометру. Как и следовало ожидать, он показывал нормальную температуру. Путаница произошла из-за нестандартной шкалы термометра. Сгоряча Александров неправильно оценил его показания (в то время многие приборы подбирались из имевшихся на заводских складах). Не приходится говорить, как был смущен Александров своей невнимательностью и поспешностью.
Немало неприятностей доставлял нам вспомогательный котел, нагревавший воду для бытовых нужд: отопления, душа и т. п. Этот котелок (как мы его запросто называли) не имел устройства для бездымной растопки. Поэтому каждый раз при растопке из дымовой трубы валил густой черный дым. Во время стоянки в Кронштадтской гавани это частично демаскировало нас и стоявшие рядом корабли. Мы систематически получали замечания от поста наблюдения за акваторией гавани. Приходилось выкручиваться, вступать в переговоры, так как котелок-то должен был работать.
Ходовые испытания проводились в районе форта Красная Горка довольно успешно, так что к ноябрьским праздникам 1943 г. корабль вернулся в Ленинград на завод для окончательной отделки помещений, ревизии механизмов и оформления передачи флоту.
Ходовые испытания проходили на виду у фашистов, и можно было ожидать всяких неприятностей. Во избежание их на каждый наш выход в море нам придавалось боевое обеспечение - сопровождающий корабль. Но однажды, стоило лишь нам поставить тралы для испытания трального вооружения, как враг не замедлил открыть огонь. Мы сразу же поставили дымовую завесу и стали невидимы для противника. Когда начался обстрел, находившийся на мостике председатель приемной комиссии вице-адмирал Ю. Ф. Ралль сказал, чтобы испытания продолжались. Закончив их, благополучно вернулись в Кронштадт.
А вот испытание устройств по сбрасыванию глубинных бомб оказалось даже увлекательным и неожиданно для нас полезным видом испытаний, поскольку при этом удалось... собрать для камбуза большое количество оглушенной рыбы. Оказывается, бывалые моряки из команды к этим испытаниям заблаговременно подготовились и встретили оглушенную рыбу "во всеоружии"- с баграми, шестами, сачками. Рыбы было много, пришлось спустить шлюпку для ее сбора. Это занятие так увлекло всех, что, пожалуй, в этот момент мы забыли, зачем вышли в море. И когда я на правах ответственного сдатчика собрался обратить на это внимание председателя приемной комиссии Ю. Ф. Ралля, увидел, как прямо против него показалась огромная щука, и тогда руководство затраливанием рыбы взял на себя сам вице-адмирал...
Пока проходили испытания головного тральщика, завод готовился к их серийной постройке. В здании главного склада завода оснастили специальный участок для конвейерной постройки по суточному графику с ежедневной диспетчерской проверкой хода постройки.
Особое чувство удовлетворения испытали мы, когда на наших глазах головной МТ, построенный в труднейших условиях и в короткий срок, в январе 1944 г. открыл огонь по врагу во время артиллерийской подготовки при снятии блокады Ленинграда.
Старший сдаточный механик Завода № 189 Наркомата судостроительной промышленности (Ордена Ленина Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе) Александров Евгений Николаевич.
В сдаточной команде обязанности механика и моториста выполнял молодой инженер Александров. Во время испытаний двигателей на режиме "полный ход" он вдруг поднялся на командирский мостик и взволнованно, но так, чтобы не слыхали другие, попросил у меня разрешения остановить один главный двигатель ввиду предельно высокой температуры масла. Чтобы не насторожить находящихся на мостике членов приемной комиссии, я, не торопясь, следом за Александровым спустился в машинное отделение. Прежде всего прислушался к работе дизеля, но не уловил никаких перебоев. Затем на ощупь проверил температуру и, не обнаружив ничего тревожного, направился к термометру. Как и следовало ожидать, он показывал нормальную температуру. Путаница произошла из-за нестандартной шкалы термометра. Сгоряча Александров неправильно оценил его показания (в то время многие приборы подбирались из имевшихся на заводских складах). Не приходится говорить, как был смущен Александров своей невнимательностью и поспешностью.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Среда, 06.05.2020, 17:58 | Сообщение # 3 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Основные характеристики и вооружениеДля просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображениеКорпус.Корпус сварной, из стали 3С, форма обводов остроскуловая с упрощёнными обводами. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса 5 (6 на тральщиках проекта 253ЛП) водонепроницаемыми переборками, на 6 (7 на тральщиках проекта 253ЛП) отсеков. На тральщике имелась носовая надстройка с рубкой, открытым мостиком и тамбурами спуска в носовую жилую палубу, рубка была защищена броней толщиной 8 мм. Деление на отсеки тральщика проекта 253Л: 1 – форпик с цепным ящиком; 2 – каюты офицеров, кают-компания и радиорубка; 3 – машинное отделение; 4 – кубрик команды; 5 – тральная кладовая; 6 – ахтерпик(румпельное отделение). Деление на отсеки тральщика проекта 253ЛП: 1 – форпик с цепным ящиком; 2 – каюты офицеров, кают-компания и радиорубка; 3 – машинное отделение № 1; 4 - кормовое машинное отделение № 2; 5 – кубрик команды; 6 – тральная кладовая; 7 – ахтерпик(румпельное отделение). Гибель корабля могла наступить при затоплении двух смежных отсеков. Главная энергетическая установка.На корабле были установлены три шести цилиндровых дизеля фирмы Superior (3 × 230 л. с. (проект 253Л), 3 × 480 л. с. (проект 253ЛП)), расположенные в одном (пр. 253Л) или двух (пр. 253ЛП) машинных отделениях, также на тральщике имелся вспомогательный котел. Наибольшая скорость хода - 14 узлов (пр. 253ЛП - 12,6 узлов). Дальность плавания: 3000 миль (при скорости 6,2 узла) или 2500 миль (12 узлов) или 675 миль (скорость хода 12,6 узлов). Винты - бронзовые трехлопастные, диаметром 0,85 м, число лопастей - 3, число движителей - 3. На тральщике имелось два подвесных балансирных руля, рулевая машина ручная. Электроэнергетическая установка.Основные источники тока - два (три на тральщиках проекта 253ЛП) дизель-генератора мощностью по 15 кВт каждый. На кораблях был принят постоянный ток напряжением 110 В, аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В. Нормальный запас топлива - 4,6 т; полный - 10 т. На тральщиках проекта 253ЛП нормальный запас топлива - 5,85 т; полный - 11,7 т. Запас воды составлял 5,5 т (6,1 т на пр.253ЛП). Экипаж тральщика состоял из 21 человека (25 на тральщика проекта 253ЛП). Артиллерийское вооружение включало две 45-мм полуавтоматических пушки 21-КМ и либо два 1 × 12,7-мм пулемета ДШК (пр. 253Л), либо 2 × 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» (пр. 253ЛП). Тральное вооружение было весьма разнообразным и могло включать в себя тралы следующих типов: облегчённый трал Шульца ОШТ-1 для траления якорных мин; катерный параванный трал КПТ для траления якорных мин; катерный электромагнитного трал КЭМТ-2 для уничтожения донных магнитных и индукционных мин; петлевой электромагнитный трал ПЭМТ для уничтожения донных магнитных и индукционных мин; буксирный акустический трал БАТ-2. Штурманское вооружение.На тральщиках имелось следующее штурманское оборудование: гирокомпас «Гиря» (пр. 253ЛП), магнитные компасы - 3 штуки; электромеханический лаг типа ГО III; эхолот НЭЛ-3 (пр. 253ЛП), ручные лоты и другие штурманские приборы. Морской катер-тральщик (Ленинградский проект): 1 — поручень, 2 — гюйс-шток с буксирным клюзом, 3 — лучевая радиоантенна, 4 — винтовой стопор, 5 — якорно-швартовный шпиль, 6 — 45-мм универсальное полуавтоматическое орудие, 7 — пожарный рукав, 8 — опора мачты, 9 — ванты, 10 — мачта, 11 — трехцветный траловый огонь (правый — зеленый, левый — красный, средний — белый), 12 — топовый огонь (белый), 13 — клотиковый огонь (два красных и один белый), 14 — стеньга, 15 — антенна УКВ, 16 — гафель, 17 — переговорная труба, 18 — машинный телеграф, 19 — штурвал, 20 — главный компас, 21 — электрокабель, 22 — 12,7-мм пулемет системы «кольт», 23 — кранцы первых выстрелов, 24 — спасательный плот, 25 — кожух дымовой трубы, 26 — верхний кильватерный огонь, 27 — ял-2, 28 — флагшток, 29 — кранбалка, 30 — роульсы, 31 — якорь Холла, 32 — привальный брус, 33 — антенна ГАС, 34 — гребной вал, 35 — кронштейн гребного вала, 36 — гребной винт, 37 — перо руля, 38 — палубный якорный клюз, 39 — цепной стопор, 40 — волнолом, 41 — швартовная вьюшка, 42 — привальный брус, 43 — радиоантенна, 44 — 45-см сигнальный прожектор, 45 — электросирена, 46 — рей, 47 — трап, 48 — фальшборт, 49 — вертикальный трап, 50 — поплавок трала, 51 — буй отводителя, 52 — световая крышка, 53 — вентиляционная головка, 54 — кранец первых выстрелов, 55 — спасательный круг, 56 — кнехт, 57 — киповая планка, 58 — малые глубинные бомбы, 59 — буксирные рымы, 60 — люк, 61 — щит-отводитель, 62 — бортовые отличительные огни (правый — зеленый, левый — красный), 63 — дверь, 64 — шлюпбалка с ручной лебедкой, 65 — минные рельсы, 66 — траловый люк, 67 — траловая лебедка, 68 — люк, 69 — транспортировочная тележка.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Среда, 06.05.2020, 18:03 | Сообщение # 4 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| История службы.Корабли действовали только на Балтийском театре, используясь для защиты коммуникаций и баз, траления в Финском, Выборгском и Нарвском залмвах, а также в десантных операциях. Несмотря на активное участие в тральных работах в последний год войны, потери среди этих кораблей были сравнительно невелики. Т-353 подорвался на мине и затонул 8 сентября 1944 года в 6.15 в Нарвском заливе; Т-379 подорвался на мине и затонул 20 октября 1944 года в 23.10 в Таллине; Т-387 28 ноября 1944 года на переходе Таллин — Палдиски был потоплен подводной лодкой U-481. С начала 1960-х годов корабли начали выводиться из состава ВМФ. Восемь тральщиков были переданы ВМС Польши: Т-228 = Т-11 Цапля Т-244 = Т-12 Кондор Т-465 = Т-13 Крогулец Т-231 = Т-14 Ясколка Т-225 = Т-21 Альбатрос Т-467 = Т-22 Орлик Т-241 = Т-23 Ястреб Т-246 = Т-24 Карморон Т-243 = Т-25 Кания Польский ТЩ пр.253Л - "Альбатрос", 1946 г.Памятник тральщику проекта 253 установлен в Городе-герое Одессa, на территории музея-мемориала героической обороны Одессы. Для просмотра в полном размере нажмите на изображение
|
|
| |
Архивариус | Дата: Среда, 06.05.2020, 18:08 | Сообщение # 5 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Список рейдовых тральщиков типа «МТ» (проект 253Л и 253ЛП) - 92 единицы.
Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение
1. Т-222 2. Т-223 Зав. №№345, 346, соответственно. Заложены 30.11.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены весной 1945 г., вст. в строй 4.08.1945 г. и 1.09.1945 г. включены в состав КБФ.
3. Т-224 Зав. №347. Заложен 9.01.1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 4.08.1945 г. и 1.09.1945 г. включен в состав КБФ.
4. Т-225 (с 1946 г. Т-21 "Альбатрос") Зав. №348. Заложен 9.01.1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 31.08.1945 г. и 19.11.1945 включен в сост. КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
5. Т-226 6. Т-227 Зав №№349, 350, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены весной 1945 г., вст. в строй 31.08.1945 г. и 19.11.1945 включены в сост. КБФ.
7. Т-228 (с 1946 г. Т-11 "Цапля") Зав. №351. Заложен 26.02.1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 31.8.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
8. Т-231 (с 1946 г. Т-14 "Ясколка") Зав. №354. Заложен 27.02.1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 31.08.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
9. Т-232 Зав. №355. Заложен в конце 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 19.09.1945 г. и 16.11.1945 г. включен в состав КБФ.
10. Т-233 Зав. №356. Заложен в конце 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 29.09.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ.
11. Т-234 (с 1956 г. "ВМ-82") Зав. №357. Заложен в конце 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 29.09.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
12. Т-235 Зав. №358. Заложен в конце 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 29.09.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ.
13. Т-236 (с 1956 г. "ВМ-70") Зав. №359. Заложен в конце 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 29.09.1945 г. и 19.11.1945 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
14. Т-237 15. Т-238 16. Т-239 17. Т-240 Зав. №№360, 361, 362, 363, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены летом 1945 г., вст. в строй 25.10.1945 г. и 19.11.1945 г. включены в состав КБФ.
18. Т-241 (с 1946 г. Т-23 "Ястреб") Зав. №364. Заложен в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1945 г. , вст. в строй 25.10.1945 г. и 19.11.1945 включен в состав КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
19. Т-242 (с 1957 г. "УТС-45") Зав. №365. Заложен в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй 5.12.1945 г. и вошел в состав КБФ. В 1957 г. переформирован в УТС.
20. Т-243 (с 1946 г. Т-25 "Кания") 21. Т-244 (с 1946 г. Т-12 "Кондор") Зав. №№366, 367, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены летом 1945 г., вст. в строй 5.12.1945 г. и вошли в состав КБФ. 5.04.1946 г. переданы ВМС ПНР.
22. Т-245 Зав. №368. Заложен в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй 5.12.1945 г. и вошел в состав КБФ.
23. Т-246 (с 1946 г. Т-24 "Корморан") Зав. №369. Заложен в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй 5.12.1945 г. и вошел в состав КБФ.
24. Т-247 (с 1956 г. "ВМ-93", с 1957 г. - "УТС-44") Зав. №370. Заложен в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1945 г. вст. в строй в декабре 1945 г. и вошел в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот, а в 1957 г. - УТС.
25. Т-248 26. Т-249 Зав. №№371, 372, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены осенью 1945 г. вст. в строй в декабре 1945 г. и вошли в состав КБФ.
27. Т-351 (с 1954 г. "РБ-127") Зав. №314. Заложен весной 1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1943 г., вст. в конце 1943 г. и 20.01.1944 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9 - 24.11.1944 г. десантной операции. В 1954 г. переформирован в плавсредство.
28. Т-352 (с 1954 г. "ВМ-39") Зав. №315. Заложен 12.06.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен в начале 1944 г., вст. в строй 31.05.1944 г. и 8.07.1944 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 — 24.11.1944 г. десантной операции. В 1954 г. переформирован в морской водолазный бот.
29. Т-353 Зав. №316. Заложен 24.08.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен в начале 1944 г., вст. в строй 31.05.1944 г. и 8.07.1944 г. включен в состав КБФ. Погиб 8.09.1944 г. от подрыва на мине в Нарвском заливе.
30. Т-354 (с 25.02.1953 г. "ВМ-40") Зав. №317. Заложен 24.08.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен в начале 1944 г., вст. в строй 31.05.1944 г. и 8.07.1944 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 — 24.11.1944 г. десантной операции. В 1953 г. переформирован в плавсредтво.
31. T-355 (с 25.02.1953 г. "ВМ-41") Зав. №320. Заложен 12.10.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 29.06.1944 г. и 8.07.1944 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 - 24.11.1944 г. десантной операции. В 1953 г. переформирован в морской водолазный бот.
32. Т-356 (с 1954 г. "РБ-128") Зав. №321. Заложен 12.10.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 29.6.1944 г. и 8.07.1944 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9-24.11.1944 десантной операции. В 1954 г. переформирован в плавсредство.
33. Т-357 Зав. №322. Заложен 30.11.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1944 г. вст. в строй 18.10.1944 г. и вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9-24.11.1944 г. десантной операции.
34. Т-358 35. Т-359 Зав. №№323, 324, соответственно. Заложены 30.11.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены летом 1944 г., вст. в строй 18.10.1944 г. и вошли в состав КБФ.
36. Т-360 Зав. №325. Заложен 30.11.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 18.10.1944 г. и вошел в сост. КБФ.
37. Т-361 Зав. №326. Заложен 29.12.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 3.07.1944 г. и 31.08.1944 включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 - 24.11.1944 г. десантной операции.
38. Т-362 Зав. №327. Заложен 29.12.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 3.07.1944 г. и 31.08.1944 г. включен в состав КБФ.
39. Т-363 40. Т-364 Зав. №№328, 329, соответственно. Заложены 29.12.1943 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущены весной 1944 г., вст. в строй 17.08.1944 г. и 31.08.1944 г. включены в состав КБФ.
41. T-365 Зав. №340. Заложен 30.09.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 г. включен в состав КБФ.
42. Т-366 Зав. №341. Заложен весной 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй в июле 1945 г. и 4.08.1945 г. включен в состав КБФ.
43. Т-367 Зав. №342. Заложен летом 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй в июле 1945 г. и 15.08.1945 г. включен в состав КБФ.
44. Т-368 Зав. №343. Заложен 30.11.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 г. включен в состав КБФ.
45. Т-369 Зав. №344. Заложен летом 1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй в июле 1945 г. и 15.08.1945 г. включен в состав КБФ.
46. Т-370 (с 1956 г. "Аган", с 1957 г. "ВРД-321") Зав. №568. Заложен летом 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 9.07.1944 г. и вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 - 24.11.1944 г. десантной операции. В 1956 г. переформирован в учебное судно, а в 1957 г. - в водолазный рейдовый бот.
47. Т-371 Зав. №569. Заложен летом 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 9.07.1944 г. и вошел в состав КБФ.
48. Т-372 (с 23.01.1956 г. "Агул", с 22.12.1956 г. "ВРД-322") Зав. №570. Заложен летом 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 17.08.1944 г. и вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9 - 24.11.1944 г. десантной операции. 23.01.1956 г. переформирован в учебное судно, а 22.12.1956 г. - в водолазный рейдовый бот.
49. Т-373 Зав. №571. Заложен летом 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 12.08.1944 г. и вошел в состав КБФ.
50. Т-374 51. T-375 Зав. №№573, 574, соответственно. Заложены в конце 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущены летом 1944 г., вст. в строй 30.09.1944 г. и вошли в состав КБФ.
52. Т-376 (с 1956 г. "ВМ-96") Зав. №575. Заложен в конце 1943 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
53. Т-377 Зав. №576. Заложен в конце 1943 г. (Северная верфь,Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в сост. КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9-24.11.1944 г. десантной операции.
54. Т-378 (с 25.02.1953 г. "ВМ-44") Зав. №151. Заложен 8.08.1943 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 9.07.1944 г. и вошел в состав КБФ. В 1953 г. переформирован в морской водолазный бот.
55. Т-379 Зав. №152. Заложен 8.08.1943 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 17.08.1944 г. и вошел в состав КБФ. Погиб 23.10.1944 г. от подрыва на мине в р-не Таллинна. Вскоре был поднят и с ноября 1944 г. использовался в качестве УТС.
56. Т-380 (с 4.05.1956 г. "ВМ-98") Зав. №153. Заложен в начале 1944 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
57. Т-381 (с 25.02.1953 г. "ВМ-59", с 1957 г. "БРН-70") Зав. №154. Заложен 27.10.1943 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 27.12.1944 г. и вошел в сост. КБФ. В 1953 г. переформирован в морской водолазный бот, а в 1957 г. - в судно брандвахты.
58. Т-382 (с 25.02.1953 г. "ВМ-42") Зав. №155. Заложен 31.12.1943 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй 14.02.1945 г. и вошел в состав КБФ. В 1953 г. переформирован в морской водолазный бот.
59. Т-383 (с 1956 г. "Комета") Зав. №156. Заложен 27.02.1944 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 4.08.1945 г. и 1.09.1945 г. вкл. в сост. КБФ. В 1956 г. переклассифицирован в ГИСУ (по другим данным - в морской водолазный бот "ВМ-43").
60. Т-384 Зав. №157. Заложен 27.02.1944 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй 4.08.1945 г. и 1.09.1945 г. включен в состав КБФ.
61. T-385 (с 20.09.1954 г. "ВМ-58") Зав. №158. Заложен 29.03.1944 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 3.11.1945 г. включен в состав КБФ. В 1954 г. переформирован в морской водолазный бот.
62. Т-386 Зав. №330. Заложен 29.02.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в сост. КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.09 - 24.11.1944 г. десантной операции.
63. Т-387 Зав. №331. Заложен 29.02.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен летом 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9 - 24.11.1944 г. десантной операции. Потоплен 28.11.1944 г. на переходе Таллинн - Палдиски германской подводной лодкой "U 481".
64. Т-388 Зав. №332. Заложен 31.03.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй 27.12.1944 г. и вошел в состав КБФ.
65. Т-389 (с 1956 г. "БРН-26") Зав. №333. Заложен 31.03.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй 27.12.1944 г. и вошел в состав КБФ. В 1956 г. переклассифицирован в судно брандвахты, впоследствии исключен из состава ВМФ и передан ДОСААФ г. Риги.
66. Т-390 (с 1950-х гг. "БРН-27") Зав. №336. Заложен 30.6.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй в декабре 1944 г. и 6.01.1945 г. включен в состав КБФ. В 1950-х гг. переформирован в судно брандвахты. 21.09.1955 г. участвовал в испытаниях ядерного оружия на Новоземельском полигоне.
67. Т-391 (с 1956 г. "БРН-28") Зав. №337. Заложен 30.6.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г. вст. в строй в декабре 1944 г. и 17.01.1945 г. включен в состав КБФ.
68. Т-434 Зав. №162. Заложен 30.03.1944 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен осенью 1945 г., вст. в строй в ноябре 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ.
69. Т-435 (с 21.10.1955 г. "ВМ-95") Зав. №163. Заложен 30.04.1945 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен осенью 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и вошел в состав КБФ. В 1955 г. переформирован в морской водолазный бот.
70. Т-439 Зав. №164. Заложен в начале 1945 г. (Петрозавод, Ленинград), спущен осенью 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и вошел в сост. КБФ.
71. Т-440 (с 1956 г. "Мина") Зав. №338. Заложен 31.07.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г. вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переклассифицирован в опытовое судно.
72. Т-441 Зав. №339. Заложен 25.08.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен весной 1945 г. вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 г. включен в состав КБФ.
73. Т-459 (с 1956 г. "ВМ-83") Зав. №334. Заложен 30.04.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй 8.11.1944 г. и 9.12.1944 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
74. Т-460 (с 1956 г. "ВМ-84", с 1957 г. "УТС-8") Зав. №335. Заложен 30.04.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй 8.11.1944 г. и 9.12.1944 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот, а с 1957 г. - в УТС.
75. Т-461 (с 1956 г. "ПЗС-10") Зав. №579. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1945 г. вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в ПЗС.
76. Т-462 Зав. №580. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1945 г. вст. в строй в июне 1945 г. и 3.07.1945 включен в состав КБФ.
77. Т-463 78. Т-464 Зав. №№581, 582, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущены весной 1945 г., вст. в строй в июле 1945 г. и 4.08.1945 г. включены в состав КБФ.
79. Т-465 (с 1946 г. Т-13 "Крогулец") Зав. №583. Заложен 25.12.1944 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен осенью 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и вошел в состав КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
80. Т-466 Зав. №584. Заложен 29.03.1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй летом 1945 г. и 5.09.1945 г. включен в состав КБФ.
81. Т-467 (с 1946 г. Т-22 "Орлик") Зав. №585. Заложен 30.03.1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен осенью 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и вошел в состав КБФ. 5.04.1946 г. передан ВМС ПНР.
82. Т-468 83. Т-469 84. Т-470 Зав. №№586, 587, 588, соответственно. Заложены в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущены весной 1945 г., вст. в строй летом 1945 г. и 29.09.1945 г. включены в состав КБФ.
85. Т-472 Зав. №590. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ.
86. Т-473 (с 1956 г. "ВМ-59") Зав. №591. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
87. Т-474 Зав. №592. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ.
88. Т-475 (с 1956 г. "ВМ-56") Зав. №593. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ. В 1956 г. переформирован в морской водолазный бот.
89. Т-476 Зав. №594. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ.
90. Т-477 Зав. №595. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй осенью 1945 г. и 25.10.1945 г. включен в состав КБФ.
91. Т-478 Зав. №596. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен летом 1945 г., вст. в строй в конце 1945 г. и 20.12.1945 г. включен в состав КБФ.
92. Т-479 Зав. №597. Заложен в начале 1945 г. (Северная верфь, Ленинград), спущен весной 1945 г., вст. в строй летом 1945 г. и 29.09.1945 г. включен в состав КБФ.
|
|
| |