Подводная лодка «ТС-3» («Delfinul»)
|
|
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:29 | Сообщение # 1 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Подводная лодка «Delfinul» - подводная лодка типа «Delfinul». Единственная подводная лодка этого проекта. Была построена на итальянской судоверфи «Cantieri Navali del Quarnaro» в 1930 году.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:30 | Сообщение # 2 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Основные характеристики и вооружение
Для просмотра в полном размере нажмите на изображение
Водоизмещение: надводное 650 т, подводное 900 т. Размерения: длина 68.58 м, ширина 5.94 м, осадка 3.66 м. Скорость в надводном положении - 14 узлов, в подводном положении - 9 узлов.
Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов; одно 102-мм орудие.
Автономность плавания 15 суток. Экипаж 40 человек.
Конструктивно была полуторакорпусной, семиотсечной ПЛ и имела прочный корпус с концевыми отсеками и центральным постом, ограниченными сферическими переборками. Прочная боевая рубка с двумя перископами была выполнена эллиптической. В обтекателе, совмещенном с огражденисм рубки, на палубе надстройки было установлено 102-мм орудие. В носовом отсеке располагались четыре торпедных аппарата и столько же запасных торпед. В двух следующих отсеках находились жилые помещения и аккумуляторные ямы с четырьмя группами батарей. Посты управления ПЛ располагались в верхней части центрального поста. Энергетическая установка размещалась в двух отдельных отсеках. В кормовом отсеке были установлены два торпедных аппарата с запасными торпедами на стеллажах. Балластные прочные и топливные цистерны располагались в междубортном пространстве ПЛ. Схема подводной лодки «Delfinul»:1 - носовые 533-мм торпедные аппараты; 2 - запасные торпеды; 3 - носовая торпедо-заместительная цистерна; 4 - носовая дифферентная цистерна; 5 - носовая цистерна главного балласта; 6 - цистерны главного балласта; 7 - аккумуляторная яма; 8 - 102-мм орудие; 9 - жилые помещения; 10 - прочная рубка; 11 - центральный пост; 12 - цистерна всплытия; 13 - уравнительные цистерны; 14 - носовые цистерны быстрого погружения; 15 - цистерна погружения; 16 - топливные цистерны; 17 - цистерна циркуляционного масла; 18 - средние цистерны главного балласта; 19 - кормовые цистерны быстрого погружения; 20 - масляная цистерна № 2; 21 - масляная цистерна № 1; 22 - дизель; 23 - главный гребной электродвигатель; 24 - кормовая дифферентная цистерна; 25 - кормовая цистерна главного балласта; 26 - кормовая торпедо-заместительная цистерна; 27 - масляная цистерна; 28 - кормовые 533-мм торпедные аппараты.
|
|
| |
|
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:32 | Сообщение # 4 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе военно-морских сил Италии
Стоимость строительства подводной лодки составила 150 миллионов румынских лей, из которых Румыния оплатила 135 миллионов. Стрительство и ходовые испытания должны были быть окончены к декабрю 1931 года, однако судостроительная верфь нарушила сроки. Начались долгие судебные разбирательства, на время которых подводная лодка вошла в состав военно-морских сил Италии. Ходовые испытания лодки вблизи итальянского порта Фиуме
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:34 | Сообщение # 5 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
Все юридические и финансовые споры вокруг подводной лодки были улажены только к 1935 году. В августе из Румынии в Фиум прибыла государственная приёмочная комиссия. Так как в течении трёх лет лодка почти не эксплуатировалась, была проведена всесторонняя проверка качества построенного корабля. После целой серии ходовых испытаний для контроля, проверки и наладки различных элементов судового оборудования, которые продолжались до октября 1935 года, комиссия пришла к выводу, что основные характеристики боевых и технических средств полностью соответствуют утверждённому проекту, и в целом подводная лодка находится в прекрасном техническом состоянии. В январе 1936 года на лодку прибыл румынский экипаж и сразу приступил к изучению материальной части и обучению боевой работе, совершив нескольких тренировочных походов вместе с итальянским экипажем. В мае 1936 года подводная лодка вошла в состав Королевского флота Румынии. Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение
Церемония поднятия румынского флагa. 9 мая 1936 года. Фиум, Италия
xxxxxx
xxxxxx
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:37 | Сообщение # 6 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение
Прибытие подводной лодки «Delfinul» в румынский порт Констанца после перехода из Италии. 27 июня 1936 года
xxx
|
|
| |
|
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:39 | Сообщение # 8 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| В качестве девиза подводной лодки была взята строка из поэмы «Энеида» великого древнеримского поэта Вергилия:
Audaces fortuna juvat - Cмелым судьба помогает
Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:40 | Сообщение # 9 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
К началу Великой Отечественной войны подводная лодка "Delfinul" являлась единственной субмариной Румынского королевского флота (Marina Regala Romana). Несмотря на подавляющее превосходство советского Черноморского флота по подводным лодкам существование в составе Румынских ВМС даже одной субмарины вынудило советское командование отвлечь на выполнение противолодочных задач большие силы. По этой причине "Delfinul" использовалось с большой осторожностью, так как ее потеря была невосполнима. Для просмотра в полном размере нажмите на изображение
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:41 | Сообщение # 10 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием старшего лейтананта (позднее капитан-лейтенанта) Константина (Биби) Костаческу (locotenent-сomandor Constantin (Bibi) Costachescu). 1-й боевой поход (5 суток):Вечером 22.6.1941 вышла из Констанцы в дозор на позицию в 60 милях восточнее базы. 26.6.1941 в 0.30 обнаружила группу советских боевых кораблей, направлявшихся для обстрела Констанцы. Своевременный доклад лодки позволил частям береговой обороны достойно приготовиться к отражению атаки советских эсминцев и крейсера (лидер "Москва" потоплен, лидер "Харьков" поврежден). 27.6.1941 возвратилась в Констанцу. 2-й боевой поход (10 суток):Во второй боевой поход лодка вышла под командованием своего бывшего командира старшего лейтенанта Корнелиу Лунгу (capitanul de marină Corneliu Lungu) Ночью 10.7.1941 вышла из Констанцы для действий на коммуникации Альтодор – Феодосия – Новороссийск. После прохода своих оборонительных минных заграждений заметила световые опознавательные сигналы, подаваемые советской субмариной С-33, но саму лодку не обнаружила. "Delfinul" произвела срочное погружение и продолжила свой путь. В ходе патрулирования произвела разведку противолодочной и противовоздушной обороны советской военно-морской базы в Новороссийске. 14.7.1941 в районе Новороссийска уклонилась погружением от атаки советского гидросамолета. Во время возвращения встретила советскую подводную лодку, по которой был открыт огонь из 102-мм орудия. Однако появление 2-х советских гидросамолетов заставило румын погрузиться и прервать боевой контакт. 20.7.1941 возвратилась в Констанцу. Команда подводной лодки «Delfinul», в центре - командир подводной лодки старший лейтанант Корнелиу Лунгу3-й боевой поход (8 суток):12.8.1941 вышла из Констанцы на позицию в район Одессы. Командование Королевского Румынского флота запретило лодке действовать в районе севернее параллели Ак-Мечети и западнее меридиана Тендры, а так же на подходах к Севастополю, чтобы не попасть под удар советских или своих же сил. В ходе патрулирования лодке ни разу не удалось выйти в атаку, однако ее присутствие в этом районе обеспечило оперативной информацией Люфтваффе и румынские ВВС, которые атаковали обнаруженные лодкой конвои и сумели потопить несколько транспортов. Также лодка произвела разведку крымского побережья от мыса Тарханкут до мыса Сарыч. 20.8.1941 во время возвращения в базу была обнаружена советской подводной лодкой М-33 (командир капитан-лейтенант Д.А. Суров) в 4-х милях от Констанцы. "Малютка" безрезультатно атаковала румынскую лодку торпедой. Показавшаяся из-под воды после торпедного выстрела рубка советской субмарины подверглась артиллерийскому обстрелу с "Delfinul". В тот же день "Delfinul" возвратилась в Констанцу. 4-й боевой поход (16 суток):3.9.1941 вышла из Констанцы на советские коммуникации на линии Севастополь-Новороссийск-Туапсе. Командование Королевского Румынского Военно-морского флота к этому времени отменило свой запрет. 9.9.1941 безрезультатно атаковала торпедами советский крейсер "Коминтерн". 10.9.1941 обнаружила советский конвой, но эскорт не позволил лодке выйти в атаку. 13 сентября в 18.35 «Делфинул» обнаружила всплывшая в крейсерское положение Щ-202. Пока командир «щуки» капитан-лейтенант В.Х. Козюберда в течение десяти минут маневрировал для выхода в торпедную атаку на находившуюся в 30 кабельтовых вражескую лодку, та успела погрузиться. Опасаясь быть самой обнаруженной, Щ-202 так же погрузилась и, всплыв через час, в надводном положении возвратилась в базу. Через два дня, 15 сентября, «Делфинул» в том же районе (мыс Идо-копас-мыс Утриш) настолько близко подошла под водой к находившейся рядом на позиции советской подводной лодке Щ-201, что командир последней капитан-лейтенант А.И. Стрижак, приняв шумы винтов лодки противника за шум винта торпеды, донёс командиру Новороссийской военно-морской базы капитану 1-го ранга Г.Н. Холостякову, что его атаковала торпедами вражеская лодка. В свою очередь «Делфинул», неоднократно обнаруживающий советские конвои и отдельно идущие корабли и суда, по различным причинам не выпустил ни одной торпеды. 17.9.1941 была атакована патрульными самолетами ВВС Черноморского флота. 19.9.1941 возвратилась в Констанцу. Возвращение из боевого похода, сентябрь 1941 года
|
|
| |
|
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:47 | Сообщение # 12 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
5-й боевой поход (5 суток):
В следующий боевой поход лодка вышла под командованием старшего лейтананта Константина Костаческу.
2.11.1941 вышла из Констанцы на позицию в район побережья Крыма.
Ночью 3.11.1941 обнаружила восточнее Констанцы неизвестную подводную лодку в надводном положении, заряжающую аккумуляторные батареи, начала атаку, но в темноте неприятельская лодка скрылась. Предположительно была обнаружена советская подводная лодка М-34.
В пути следования на позицию уклонилась погружением от атаки одиночного гидросамолета.
5 ноября 1941 года в 5 милях севернее Ялты «Delfinul» атаковала неизвестное одиночное советское судно. B 8.18 к юго-востоку от Ялты в районе мыса Альтодор обнаружила крупное судно в охранении канонерской лодки и охотника за подводными лодками. В 8.44 лодка смогла занять выгодную позицию и произвести с дистанции 800 метров торпедную атаку. Предположительно,объектом атаки стал советский моторный танкер «Кремль» (бывший «Союз водников» в 7661 брт, поврежден). Многие зарубежные источники считают, что в результате атаки был потоплен пароход "Ураллес" (1975 брт). Однако по советским источникам этот корабль был потоплен в Евпатории самолетами Люфтваффе 29.10.1941. Таким образом, на сегодняшний день достоверно неизвестны как объект атаки, так и её результат. Однако, в 1941 году сомнений в победе не было и командир лодки получил 3-ю степень высшего военного ордена Румынского Королевства „Mihai Viteazul”, звание капитан-лейтенанта и поздравления от командующего немецким флотом на Черном море.
7.11.1941 возвратилась в Констанцу. Для просмотра в полном размере нажмите на соответствующее изображение
Данные из судового журнала подводной лодки о деталях атаки 5 ноября 1941 года.
xxx
Cоветский моторный танкер «Кремль»
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:48 | Сообщение # 13 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
6-й боевой поход:
В этом походе предполагалось использовать лодку на советских коммуникациях между Батуми и Стамбулом, но из-за плохой погоды лодка была вынуждена вскоре возвратиться в базу.
7-й боевой поход (7 суток):
6.12.1941 вышла из Констанцы для действий на коммуникации Батуми-Стамбул. Встреч с советскими судами не было. При возвращении обнаружила 2 советские субмарины, которые после доклада лодки были атакованы надводными кораблями. 13.12.1941 возвратилась в Констанцу.
Группа унтер-офицеров подводной лодки «Delfinul» и врач лодки Ион Николае Агиу (в центре).
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:48 | Сообщение # 14 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе королевского флота Румынии
В следующий раз «Делфинул» вышла в море лишь спустя полгода, после «зимовки» и необходимого ремонта - 18 мая 1942 года - под командованием капитан-лейтенанта Корнелиу Лунгу. 8-й боевой поход (22 суток):8.5.1942 вышла из Констанцы для действий к северу от побережья Турции (район между Севастополем и Синопом). Встреч с советскими судами не было. За время похода лодка дважды была атакована советскими самолетами, не сумевшими причинить субмарине каких-либо повреждений. 30.5.1942 возвратилась в Констанцу. 9-й боевой поход (8 суток):25.6.1942 вышла из Констанцы на позицию к востоку от Ялты. 27.6.1942 обнаружила советский конвой и вскоре заняла позицию для атаки. Эскорт конвоя обнаружил и атаковал лодку. Вскоре к ним присоединились и патрульные самолеты. С 4.26 до 15.31 на лодку было сброшено 240 глубинных бомб. 28.6.1942 советский самолет подкараулил лодку в надводном положении и пушечно-пулеметным огнем повредил ей руль. 1.7.1942 около 8.00 была обнаружена советскими противолодочными силами, которые преследовали лодку на протяжении 13 часов. Команда субмарины насчитала 328 взрывов глубинных бомб. Преследователи отстали только после того, как лодка выпустила на поверхность через торпедный аппарат обломки и дизельное топливо. 3.7.1942 возвратилась в базу. 21 августа лодка вышла в свой очередной боевой поход, на этот раз к кавказскому побережью, оказавшийся, однако, последним: из-за серьёзной неисправности главных механизмов она была вынуждена уже на следующий день вернуться в Констанцу. 24 августа «Делфинул» перешла из Чёрного моря на Дунай в порт Галац, где встала на ремонт в сухой док на верфи "Santierul Naval din Galati", закончив тем самым боевую деятельность на Чёрном море в годы Второй Мировой войны. 27.8.1944 подводная лодка «Delfinul»была захвачена советскими войсками и катерами Дунайской военной флотилии в небоеготовом состоянии в дунайском порту Сулинa, куда была в своё время переведена и Галаца из-за угрозы воздушных бомбардировок.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:49 | Сообщение # 15 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Служба подводной лодки «Delfinul»: в составе советского Черноморского флота - 1-й дивизион подводных лодок ЧФ
5 сентября 1944 года на корабле был поднят флаг ВМФ СССР, и 14 сентября 1944 года под командованием капитана 3 ранга Малышева Николая Ивановича она вошла в состав 1-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 20 октября 1944 года корабль получил обозначение «ТС-3». Командир «ТС-3» Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Малышев Николай Иванович (лишен звания ГСС 6 мая 1952 г.)В период с 22 по 25 октября 1944 года базовый тральщик (БТЩ) "Искатель" отконвоировал в Севастополь трофейные румынские корабли: подводную лодку "Дельфинул" (на буксире БТЩ) и миноносцы "Сборул" и "Смеул". Буксировка прошла успешно. За приведение подводной лодки «ТС-3» в рабочее состояние и за переход из Констанцы в Севастополь, приказом командира 1-й бригады подводных лодок ЧФ от 24 ноября 1944 года, группа старшин и краснофлотцев подводной лодки былa награжденa орденами и медалями: 5 человек орденами Красной Звезды, 7 - медалями Ушакова, 5 - медалями «За боевые заслуги» и 4 - медалями Нахимова.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Вторник, 10.10.2017, 08:52 | Сообщение # 16 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Командир отделения рулевых подводной лодки «ТС-3» старшина 1-й статьи Повитчанин Виктор Николаевич
|
|
| |
|
|
|