БРОСОК ЧЕРЕЗ МОРЕ
|
|
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 08:56 | Сообщение # 1 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Из статьи «Мастера торпедного удара» капитанa 2-го ранга Леонида Соболева, опубликованной в газете «Правда» 18 мая 1944 года:
Чтобы понять подвиг катерников, надо знать, что такое торпедный катер. Эта стремительно несущаяся по воде скорлупка - футляр для торпед - приспособлена для короткого плавания, для быстрого удара. Вся она открыта, все люди в ней - в воде от брызг и волны. Оглушительно гудят моторы, скорость требует страшного напряжения внимания. Глаза болят от соленых брызг, тело стынет в промокшей одежде, коченеет на ветру. Согреться хотя бы глотком горячей пищи невозможно, как невозможно смениться на боевом посту - все на катере несут службу бессменно. Если вы в рубке - вы вынуждены стоять на согнутых ногах, пытаясь спружинить непрерывные толчки и удары об обивку рубки спиной, грудью, плечами. Если вы находитесь у моторов - вас бьет о более острые и твердые предметы, и поэтому вам следует работать одной рукой, крепко держась другой за поручни. Это занятие забавляет первый час, надоедает на втором, становится мучительным на третьем и валит с ног любого здоровяка на седьмом часу похода.
Разумеется, известный писатель, участник Моонзундского сражения и Ледового похода Балтфлота, много лет прослуживший на флоте, прекрасно знал о чем писал: "Это занятие … валит с ног любого здоровяка на седьмом часу похода..." В марте 1944 года торпедные катера 2-й Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота совершили 475-мильный бросок через Черное море из Геленджика в Скадовск, пройдя в штормовую погоду вокруг Крымского полуострова, все побережье которого было занято противником. За 26 часов безостановочного похода эти “скорлупки “ и “футляры для торпед” преодолели расстояние, которое втрое превышало автономность их плавания!
Беспримерному переходу, совершая который, советские моряки в очередной раз преступили предел человеческих сил и возможностей, посвящена эта тема.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:00 | Сообщение # 2 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| В начале 1944 года стратегическая инициатива уже полностью перешла в руки Красной Армии, которая освободила значительную часть Украины. Однако на Черноморском театре, несмотря на то что гитлеровцы в Крыму оказались отрезанными от своих основных сил, продолжались активные боевые действия. Резко увеличилось количество немецких конвоев, осуществлявших переходы между портами западного побережья Черного моря и Крымом. Очень важно было перерезать морские коммуникации, питавшие блокированные в Крыму немецко-фашистские войска. Однако от побережья Кавказа, где базировался Черноморский флот, до этих коммуникаций было недостать. Тогда командование Черноморского флота приняло решение: для действий на коммуникациях противника в северо - западной части Черного моря перебросить группу торпедных и артиллерийских катеров из состава 2-й бригады торпедных катеров, базировавшейся в селе Фальшивый Геленджик, в освобождённый от немцев порт Скадовск, небольшой приморский город западнее Перекопского перешейка. Переброску можно было осуществить только своим ходом, обойдя Крымский полуостров. А он ещё был в руках врага.
Из отчета о боевой деятельности 2-й БТК за 1-й квартал 1944 года:
В феврале месяце, согласно боевых распоряжений ВС ЧФ № ОП-0040 от 26 января 1944 года и № ОП-0051 от 1 февраля 1944 года, было приказано:
1. Приступить к ремонту и дооборудованию десяти ТКА и двух АКА, перебазируемых в Скадовск. Все работы по подготовке ТКА и АКА к переходу в Скадовск закончить к 20 февраля 1944 года.
2. Перебазировать в Скадовск необходимый личный состав и материальную часть для обеспечения базирования 10 ТКА и 2 АКА. Перевозку личного состава и материальной части из Новороссийска до станции Большой Утлюг произвести по железной дороге, от станции Большой Утлюг до Скадовска - машинами.
С получением боевых распоряжений, ТКА, выделенные для перехода из Фальшивого Геленджика в порт Скадовск, были поставлены на ремонт, отремонтированы и подготовлены силами личного состава бригады
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:07 | Сообщение # 3 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Здесь необходимо очень коротко пояснить, что из себя представляли артиллерийские катера АКА-5. Это были переоборудованные под ракетное вооружение торпедные катера «Г-5» серии 11-бис. Торпедные аппараты на этих ракетных катерах уже не ставились, вместо них на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка М-8-M, рассчитаная на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм.
Тема, подробно раcсказывающая об истории артиллерийских катеров Черноморского флота, находится по ссылке:
Артиллерийские катера (AKA) Черноморского Флота
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:10 | Сообщение # 4 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| ПОДГОТОВКА
Задача перед штабом 2-й Новороссийской бригады торпедных катеров стояла труднейшая. Весь радиус действия торпедных катеров был всего 80 миль, около 150 километров. А им, под постоянной угрозой нападения немецкой авиации и кораблей, предстояло пройти почти 1000 километров без возможности зайти в какой-нибудь порт, чтобы отдохнуть, пополнить запасы топлива.
Вначале предполагалось, что с катерами пойдут тральщики и морские охотники, которые могли бы пополнить их запасы топлива. Этот вариант пришлось сразу отвергнуть - идти вместе с этими кораблями торпедные катера не могли - их скорость была слишком мала. И направить их заранее в определенную точку на пути отряда тоже было невозможно, немецкая воздушная разведка сразу бы их обнаружила. Офицеры шатаба долго ломали голову и остановились на следующем: отряд будут сопровождать торпедные катера. Через 80 - 100 миль они передадут часть своего горючего катерам идущим на Скадовск, оставив себе лишь на обратный путь. А катера отряда возьмут столько бензина, сколько смогут поднять за счет торпед и части артиллерийского боезапаса, которые они оставляли на берегу. И все равно, как ни старались - горючего полючалось в обрез даже для штилевой погоды, а ведь катерам предстояло идти через зимнее, неспокойное море, не говоря уже о том, что горючее могло понадобиться и для уклонения от боя - ведь стрелять-то было нечем, катера шли без торпед и почти без боезапаса.
Самой трудной проблемой оказались прием топлива в море и перекачка его из бочек, установленных в торпедных желобах. Выручила матросская смекалка - мичман Павловский разработал систему для перекачки, которая действовала безотказно даже при большой волне.
Штаб Черноморского флота разработал специальный план штурманского и гидрометеорологического обеспечения перехода. На Тендровской косе были установлены три ориентирных знака. Для уточнения места намечалось использовать самолеты, которые сбросят в точно определенное время светящиеся бомбы над мысами Херсонес и Тарханкут. Подводные лодки, действующие западнее Крыма, получили указание сообщать об изменениях погоды в их районах. Штурман бригады Кушнеров установил на флагманском катере пятидюймовый магнитный компас, которым пользуются на больших кораблях.
О том значении, которое придавалось этому пререходу, говорит и то, что за подготовкой внимательно следили и в Наркомате ВМФ, и в Главном морском штабе. В конце февраля на базу торпедных катеров в Геленджик приехали из Москвы начальник оперативного управления Главного морского штаба контр-адмирал Валентин Лукич Богденко и офицер-оператор капитан 3 ранга Иван Митрофанович Филатов. Двое суток они дотошно проверяли подготовку к переходу, и дали высокую оценку работе моряков. Богденко передал указания Народного комиссара ВМФ - при переходе действовать осторожно, при встрече с кораблями противника в бой не ввязываться, а использовать преимущества в скорости и обходить их. Кроме того, командиру бригады Проценко было предложено добраться до Скадовска самолетом. Однако он отказался, ответив, что в такой рискованной операции он должен быть со своими катерами.
К 25 февраля все подготовительные работы были закончены и катера были подготовлены к переходу.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:14 | Сообщение # 5 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| 5 МАРТА 1944 ГОДА
Из отчета о боевой деятельности 2-й БТК за 1-й квартал 1944 года:
В период с 25.02 до 05.03 состояние погоды не позволяло начать переход и только 5 марта в 14 часов 09 минут выделенная группа ТКА, предназначенная для перехода в Скадовск, в составе 10 ТКА и 2 АКА и обеспечивающих ТКА в составе 11 единиц начала движение из Фальшивого Геленджика в порт Скадовск.
Состояние погоды: штиль, видимость 1/4 кабельтовых.
В 15.15 вошли в туман
В 16.00 обеспечивающая группа ТКА оторвалась от общего строя
В 16 часов 44 минут, не обнаружив ТКА обеспечения, командир 2-й Новороссийской БТКА принял решение возвратиться в базу Фальшивый Геленджик
В 18 часов 30 минут все ТКА возвратились в базу
Позднее стало известно, что немцы запеленговали по радио неудачный выход ТКА 5 марта, но не смогли понять цели выхода. Таким образом, переход ТКА удалось сохранить в тайне.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:29 | Сообщение # 6 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| 6 МАРТА 1944 ГОДАРано утром 6 марта оперативный дежурный штаба флота сообщил, что по донесению подводных лодок погода в районе Евпатории и Тарханкута благоприятная и что за 10 минут до выхода отряда вылетят истребители прикрытия. В дальний путь отправлялись одиннадцать торпедных и два артиллерийских катера. Флагманским шел TK-85 (командир старший лейтенант Подымахин Матвей Прокофьевич). На катере шли командир бригады капитан 2 ранга Проценко и штурман бригады капитан-лейтенант Кушнеров.Старший лейтенант Подымахин Матвей Прокофьевич
Командир бригады капитан 2 ранга Проценко Виктор Трофимович Следом за флагманом шли (в том порядке, в каком отряд вышел из Фальшивого Геленджика): АКА-86 - командир лейтенант Иванов Александр Иосифович, с командиром отряда старшим лейтенантом Шенгуром АКА-106 - командир лейтенант Котов Нестор Яковлевич, с начальником политотдела бригады Конюшковым ТК-75 - командир старший лейтенант Степаненко Владимир Александрович ТК-54 - командир старший лейтенант Прокопов Борис Степанович, с флагманским механиком инженер-капитаном 3 ранга Борисевичем ТК-115 - командир старший лейтенант Вакулин Михаил Петрович ТК-105 - командир лейтенант Грибов Яков Павлович, с командиром звена старшим лейтенантом Куракиным ТК-14 - командир лейтенант Латошинский Борис Адамович, со штурманом бригады старшим лейтенантом Оноприенко и командиром 1-го дивизиона капитаном 3 ранга Местниковым ТК-104 - командир лейтенант Ксенофонтов Геннадий Иванович, с командиром отряда капитан-лейтенантом Константиновым ТК-94 - командир младший лейтенант Зинченко Павел Иванович, с командиром отряда капитан-лейтенантом Першиным и механиком отряда Крыловым ТК-44 - командир старший лейтенант Юрченко Иван Павлович, с замкомандира 1-го дивизиона по политчасти капитаном 3 ранга Головачевым ТК-24 - командир лейтенант Игошин Василий Иванович ТК-34 - командир лейтенант Умников Михаил Павлович, с командиром отряда СмирновымКомандир отряда капитан-лейтенант Першин Борис МаксимовичxxxЧасть пути с отрядом следовала группа обеспечения - два отряда по шесть торпедных катеров. Возглавляли отряды капитан 3 ранга Довгай и капитан-лейтенант Волчков. С катерами обеспечения шел командующий флотом вице-адмирал Лев Анатольевич Владимирский. «Признаюсь, - писал Владимирский, - была еще одна веская причина для моего выхода с Проценко - очень хотелось в море!» (Спустя несколько дней, за неудачное планирование и проведение набеговой операции кораблей Черноморского флота на побережье Крыма 6 октября 1943 года, Л. А. Владимирский постановлением Государственного комитета обороны был отстранён от должности командующего флотом с понижением в воинском звании до контр-адмирала и назначен командующим эскадрой кораблей Краснознамённого Балтийского флота.)
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:34 | Сообщение # 7 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| В 13 часов 49 минут катера отдали швартовы, построились в походный ордер. Погода стояла штилевая, пасмурная, облачность 10 баллов. На небольшой высоте появились два звена истребителей прикрытия, но вскоре из-за низкой облачности и плохой видимости истребители вернулись на аэродром. Kатера вошли в полосу плотного тумана. Не было видно ни Кавказских гор, ни солнца. Отряд шел со максимальной скоростью - 36 узлов (около 70 км/час). Флагманский штурман не отрывался от компаса и приборов. С флагманского катера непрерывно давали световые сигналы катерам: «Точнее держаться в строю!», «Не отставать!», «Уменьшить дистанции!» Ведь если оторвется катер от строя, найти ему отряд будет трудно, он даже связаться с другими катерами не сможет - выходить в эфир разрешено лишь в исключительных случаях. Примечательно, что при подготовке к переходу, командир бригады Проценко, ранее служивший на Тихом океане, в числе других вариантов настоял и на произведении расчета перехода в условиях тумана. И хотя в штабе флота заявив, что на Черном море туманы случаются раз в год, отвергли этот вариант, на деле он оказался главным. Пройдя около 105 миль, катера застопорили ход и легли в дрейф для приема бензина с сопровождающих катеров. Их моряки взяли на себя всю работу по перегрузке топлива, чтобы сберечь силы участников похода. В эти минуты катера представляли собой прекрасную цель для немецких самолетов и кораблей, поэтому моряки благодарили туман, который до этого времени так нещадно ругали. Под покровом тумана они чувствовали себя, как под хорошей броней. Вместе с катерами-заправщиками на базу пришлось вернуться катерам TK-75 и TK-44 старших лейтенантов Степаненко и Юрченко, у которых барахлили моторы. Катер TK-75 В 19 часов 50 минут отряд дал ход. Туман несколько уменьшился, но наступала ночь. Катера шли курсом на запад. Наиболее опасные районы - мыс Сарыч и мыс Тарханкут нужно во что бы то ни стало миновать в темное время суток. В этих местах курс проходил очень близко от берега и возможность встречи с немецкими дозорами грозила каждую минуту. В 01.45, пройдя 200 миль, катера повернули на северо-запад. Ветер усилися до 4–5 баллов. Катера сильно било и заливало водой, но снижать скорость было нельзя. Волны разбросали катера в разные стороны, что было даже лучше - в плотном строю катера могли столкнуться, так как удержать место в такую болтанку было невозможно. Вскоре катера снова попали в туман. Пришлось включить ходовые огни и прожекторы, направив лучи в сторону соседних катеров - впервые за всю войну шли с такой иллюминацией. Отряд начал растягиваться, приходилось периодически уменьшать скорость, чтобы дать всем подтянуться. Вскоре произошла первая непредвиденная задержка - командир ТК-115 старший лейтенант Вакулин сигнальным прожектором попросил флагманский катер застопорить ход - его катер не мог развивать ход больше 25 узлов. Старые моторы, перенесшие несколько переборок, не выдержали перегрузки. Ждать или идти малой скоростью отряд не мог, и катеру Вакулина в одиночку пришлось возвращаться на базу в Геленджик. Риск был очень велик, но другого выхода не было - неисправный катер связал бы руки всему отряду.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:37 | Сообщение # 8 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| И тут неприятности посыпались одна за другой. Сначала TK-24 лейтенанта Игошина оторвался от строя, но к счастью через несколько минут нашелся. Затем на катере TK-105 лейтенанта Грибова лопнула тяга рулей. Катер потерял управление. Отряд в это время находился на меридиане мыса Сарыч, откуда до занятого немцами берега - рукой подать. Выяснив характер повреждения, экипаж загрустил: на устранение его даже в спокойных условиях, в базе, требовалось не менее полутора-двух часов. Командир бригады принял решение «Через пять минут подготовить катер к затоплению! Документы взять с собой!». Находившийся на ТК-105 командир звена старший лейтенант Куракин упросил комбрига дать 25 минут на ремонт. Порценко скрепя сердце согласился - конечно же, непростительно терять катер из-за поломки. Моряки дружно взялись устранять повреждение и ровно спустя 25 минут катера продолжили путь. Вскоре катера миновали район Севастополя. Туман рассеялся, волнение моря значительно уменьшилось. Уже более четырнадцати часов моряки бессменно несли боевую вахту. Резервного времени почти не оставалось, но все же командир бригады выделил несколько минут экипажам для отдыха. Отряд застопорил ход. Пошло по линии приказание: «Командирам проверить счисление по флагману! Команде выдать по чарке вина и бортпаек! Стоим шесть-семь минут!» Ровно через семь минут немного отдохнувшие моряки разбежались по боевым постам. Взревели моторы, и катера легли на новый курс. Скоро - район мыса Тарханкут. Это почувствовали все по усилившимся ударам волн. Катера шли на предельной скорости, чтобы миновать Тарханкут до рассвета, иначе фашисты обнаружили бы отряд. На мысе стояло выское здание маяка, которое немцы использовали как наблюдательный пункт. Рядом - береговая батарея и причал, где базировались скорожевые корабли. Словом, очень опасное место. Вдруг сигнал: «Катер Игошина оторвался от строя». Вновь вынужденная остановка. Каждый понимает, что потеря времени сейчас грозит гибелью. На поиск Игошина отправили ТК-94 - находившийся на борту катера командир отряда капитан-лейтенант Першин отлично знал район. Першину было приказано найти Игошина и следовать с ним самостоятельно. Минут через шесть послышался шум моторов. Першин и Игошин прошли мимо всей группы. Занимался рассвет, когда катера прошли меридиан мыса Тарханкут и повернули на северо-восток, в Каркантинский залив. Волны силой 5 баллов так крепко били в нос катеров, что пришлось сбавить ход. И тут на артиллерийском катере № 86 раздались три взрыва, поднявшие небольшие всплески, повалил дым. Никто не сомневался - отряд атакован немецкими самолетами. Но оказалось, что от сильных ударов волн реактивные снаряды самопроизвольно сошли с направляющих, один снаряд взорвался при сходе. Несколько человек получили ранения. Командир бригады приказал полностью разрядить реактивные установки на АКА-86 и АКА-106, а снаряды выбросить за борт. Так отряд лишился своего самого мощного оружия. Катер AKA-106 С других катеров стали поступать доклады: из сильных волн оборвались стальные крепления и часть бочек из-под горючего смыло волной. То на одном, то на другом катере мотористы устраняли повреждения, непрерывно откачивали воду. На TK-14 лейтенантa Латошинского заглох левый мотор, из-за сильной качки выскочил баллер руля. Все повреждения были исправлены на ходу. Hа моторе ТК-34 разломилось магнето и командир отделения мотористов выдерживая пытку электротоком, руками сжимал магнето, обеспечивая работу мотора. Кроме того, все находившиеся наверху, от командиров до пулеметчиков, промокли насквозь. Дальше идти этим курсом было невозможно - пришлось немного отвeрнуть. О силе стихии говорит тот факт, что быстроходные катера за два часа преодoлели всего 14 миль, хотя моторы работали на предельных оборотах.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:48 | Сообщение # 9 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| К 13.00 измученные суточным переходом катера вышли к Тендровской косе, пройдя более 400 миль. Застопорили ход, ожидая отставшие катера. Личному составу разрешили покурить. Но люди настолько устали, что многие не смогли для этого пройти к носовой мачте. Больше всего досталось командиру флагманского катера старшему лейтенанту Подымахину. Он наотрез отказался от подмены, а когда миновало напряжение, повис на штурвале и заснул. Через две-три минуты отставшие катера подтянулись. Подымахин, услышав команду, снова вцепился в штурвал.
В маленький порт Скадовск отряд входил уже в сумерках. Командир Очаковской военно-морской базы контр-адмирал Вдовиченко и начальник штаба капитан 2 ранга Сидельников, осматривая каждый швартующийся катер, только качали головами. На причалах катера встречала целая толпа - матросы, старшины и офицеры, прибывшие в Скадовск сухопутным и воздушным путем, летчики с находившегося неподалеку аэродрома. Встречавшие дружно бросились помогать ошвартовывать катера, сойти уставшим и промокшим людям на берег, переодеться. Угощали папиросами, свертывали самокрутки, пытаясь, чем можно, выразить свои самые добрые чувства.
Из воспоминаний командира бригады Проценко:
Запомнилась картина: на причале лежат матросы в мокрой походной одежде. Спят. Можно сказать, сон сразил на ходу. И не мудрено. Ведь больше суток продолжался поход. Пожалуй, равных ему еще не было за всю историю существования торпедных катеров. Выдержать такое напряжение могли только люди крепкие телом и духом. Какая силища таится в наших ребятах!
Вскоре на связь вышел катер ТК-94. Першин доложил: Игошин оторвался от него. Искал-искал - не нашел. Топлива оставалось в обрез, дальше искать пропавший катер Першин не мог и направился в Скадовск. Ночью он подошел к Скадовску, но в темноте войти в порт не решился и бросил якорь на рейде.
Уже после освобождения Крыма стало известно, что ТК-24 погиб в неравном бою с кораблями противника. Но подвиг экипажа ТК-24 заслуживает отдельной темы. Подробно о последнем бое ТК-24 и судьбе его экипажа можно прочитать в теме по ссылке: Последний бой торпедного катера № 24
Командир катера ТК-24 лейтенант Игошин Василий Иванович
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 09:53 | Сообщение # 10 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| На фотографии, сделанной в сентябре 1944 года в румынском порту Констанца, изображены участвовавшие в переходе 6-7 марта торпедные катера-"тихоокеанцы" - катера переведенные в ноябре 1943 года с Тихоокеанского флота на Черноморский флот. Слева направо - торпедные катера №361, 366, 364, 363, 365.
При переводе шести катеров №132, 142, 152, 162, 172, 182 с ТОФ на ЧФ, они с 25.11.1943 г. получили номера №14, 24, 34, 44, 54, 64 соответственно, а 19.3.1944 г. приказом Командующего ЧФ были переименованы в №361 - №366, включая уже погибший №24.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 10:15 | Сообщение # 11 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| 7 марта в Скадовск прибыли ТК-14, 34, 54, 94, 104, 85, 105, АКА-86, 106. За участие в переходе экипажи всех девяти катеров были представлены к наградам.
НАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПЕРЕХОД 6-7 МАРТА 1944 ГОДА. КОМАНДИРЫ КАТЕРОВ
Непосредственно после перехода, к орденам Красной Звезды были представлены еще не имевшие никаких наград командиры следующих катеров: АКА-86 лейтенант Иванов Александр Иосифович, АКА-106 лейтенант Котов Нестор Яковлевич, ТК-105 лейтенант Грибов Яков Павлович, ТК-34 лейтенант Умников Михаил Павлович. Приказом командира 2-й БТК № 3/с от 15.03.1944 года они были награждены орденами Красной Звезды.
Командиры остальных катеров, которые ранее уже были отмечены наградами за операции 1943 года, были представлены к более высоким орденам:
Красного Знамени старший лейтенант Прокопов Борис Степанович (ТК-54) старший лейтенант Подымахин Матвей Прокофьевич (TK-85) младший лейтенант Зинченко Павел Иванович (ТК-94)
Отечественной войны 1 степени лейтенант Латошинский Борис Адамович (ТК-14) лейтенант Ксенофонтов Геннадий Иванович (ТК-104)
Этими орденами командир бригады Проценко сам уже наградить не мог, его возможности были ограничены орденом Красной Звезды и медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Представления ушли на утверждение "выше" - командующему Новороссийской ВМБ Холостякову и затем командующему ЧФ.
Однако, ни одно из этих представлений реализованно не было. Начались бои за освобождение Крыма и, по-видимому, было не до наград. И только спустя несколько месяцев, приказом командующего ЧФ № 65/с от 16.06.1944 года, пять офицеров были награждены орденами Красного Знамени. Переход в наградных листах упоминался лишь вскользь, награждения были за бои по освобождению Крыма. Но что интересно - на наградных листах этих офицеров стояли карандашные пометки: "Переход Кр. Знамя" или "Переход ОВ 1 ст." в завимости от того, к какой награде они были представлены за переход.
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 10:19 | Сообщение # 12 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| НАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПЕРЕХОД 6-7 МАРТА 1944 ГОДА. КОМАНДЫ КАТЕРОВ.
Матросы и старшины катеров, участвовшие в переходе приказами командира 2-й БТК были награждены орденами Красной Звезды и медалями "За Oтвагу" и "За боевые заслуги".
НАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПЕРЕХОД 6-7 МАРТА 1944 ГОДА. КОМАНДОВАНИЕ БРИГАДЫ И ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ПЕРЕХОДА
Кроме экипажей катеров, все офицеры, участвовавшие в переходе, были представлены к орденам Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. Однако, как и в случае с командирами пяти катеров, эти представления реализованы не были.
Приказом командующего ЧФ № 65/с от 16.06.1944 года командир бригады капитан 2 ранга Проценко и командир отряда ТКА старший лейтенант Шенгур были награждены орденами Ушакова 2-й степени, а все остальные, участвовавшие в переходе офицеры (командиры звеньев, отрядов, дивизиона, механики, штурманы, замполиты) - орденами Красного Знамени. Но переход в Скадовск был только одним из эпизодов в их наградных листах. И на их наградных листах также стоят карандашные пометки о представлении к наградам за переход.
Командир отряда ТКА Шенгур Иван Петрович
|
|
| |
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 10:29 | Сообщение # 13 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Среди награжденных были командир и команда артиллерийского катера АКА-86. Артиллерийский катер № 86 Приказом командира 2-й БТК № 3/с от 15.03.1944 были награждены: Орденами Красной Звезды - командир катера лейтенант Иванов Александр Иосифович - боцман главный старшина Сахаров Николай Георгиевич - радист Верещагин Александр Николаевич - старшина группы мотористов старшина 1 статьи Павловский Павел Федотович - командир отделения комендоров младший сержант Фальченко Николай Николаевич Медалями За Отвагу: - командир отделения мотористов старшина 1 статьи Кусый Семен Иосифович - моторист старший краснофлотец Волобуев Иван Александрович - пулеметчик старший краснофлотец Шило Иван Федорович - комендор старшина 2 статьи Кшеминский Павел Михайлович - комендор старший краснофлотец Якимов Михаил Иванович Во время перехода в Скадовск, от сильных ударов волн реактивные снаряды на АКА-86 самопроизвольно сошли с направляющих, один снаряд взорвался при сходе. Это проишествие подробно описано в цикле статей командира бригады Проценко "В бой идут катера", опубликованном к сорокалетию Победы в газете Черноморского флота "Флаг Родины". Факты из статьи полностью совпадают с описанием проишествия в наградных листах экипажа. К сожалению, в книге Проценко "Мгновение решает все", авария на АКА-86 и подвиг комендоров, спасших катер от гибели, описаны лишь вскользь и фамилии героев перепутаны. Пулеметчик артиллерийского катера АКА-86 старший краснофлотец Шило (Шилов) Иван Федорович. Из наградного листа: Получив приказание готовить свою матчасть к трудному и длительному переходу, товарищ Шило добросовестно отнесся к порученной матчасти и досрочно, отлично её подготовил. Сидя за пулеметом во время перехода все время наготове, старший краснофлотец Шило, несмотря на штормовую погоду и тряску, мокрый и усталый, вел наблюдение и был в любую минуту готов открыть огонь по врагу. При перекачке бензина, товарищ Шило принимал активное участие, чем способствовал сокрашению времени приёма горючего до минимума.
При взрыве снаряда "РС" на параллели, товарищ Шило был тяжело ранен, но мужественно переносил боль, не отрывая личный состав от их заведований. Наградные листы командира отделения комендоров младшего сержанта Фальченко и раненных при взрыве реактивного снаряда катерного боцмана главного старшины Сахарова и комендора старшего краснофлотца Якимова, дают полное представление о проишествии: Рискуя жизнью, младший сержант Фальченко, по приказанию командира, снял с параллелей взведенные снаряды "РС" и выбросил их в море.
Легко раненный взорвавшимся снарядом "РС" старший краснофлотец Якимов, по приказанию командира, рискуя жизнью помогал младшему сержанту Фальченко снимать взведенные снаряды "РС" и выбрасывать их в море.
При взрыве снаряда "РС" на параллели, был тяжело ранен старший краснофлотец Шило и легко ранены катерный боцман Сахаров и комендор Якимов. Несмотря на ранение, катерный боцман Сахаров перенес раненого в рубку, где ему была оказана первая помощь.
xxx
xxx
xxx
xxx
|
|
| |
|
Архивариус | Дата: Понедельник, 05.10.2015, 10:49 | Сообщение # 15 |
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
| Стоит отметить, что переход из Геленджика в Скадовcк обязательно включался в наградные офицеров бригады при их представлении к высоким наградам по итогам войны - как один из важнейших эпизодов их боевой деятельности. Так, например, в наградном листе на орден Нахимова 2 степени командира дивизиона капитана 2 ранга Местникова Александра Александровича.
xxx
xxx
|
|
| |