Эскадренные миноносцы проекта 7, также известные как тип «Гневный», - тип эскадренных миноносцев так называемой «сталинской серии», строившихся для Советского Военно-Морского Флота во второй половине 1930-х годов, один из самых массовых типов эскадренных миноносцев в истории российского и советского флотов. Самые массовые советские эскадренные миноносцы 1920-х - 1930-х годов. Разработка эсминцев нового проекта, предназначавшихся для усиления ВМС РККА, велась с конца 1933 года коллективом Центрального конструкторского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством В. А. Никитина и П. О. Трахтенберга. Эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» были выбраны в качестве основы для создания новых советских эсминцев.
Всего было заложено 53 единицы. Из них 28 были достроены по первоначальному проекту. 18 были достроены по проекту 7У. 6 были разобраны на стапеле. Один затонул при буксировке в шторм после спуска на воду и не был достроен.
Строительство надводных кораблей на Дальнем Востоке протекало с большими трудностями и сильно отставало от заданного графика. В результате к 22 июня 1941 года в составе Тихоокеанского флота из крупных боевых кораблей числилось всего 2 лидера и 7 эсминцев, 5 из которых относились к проекту 7. До конца 1941 года удалось достроить еще 5 «семерок», в 1942 году — последние две. Тогда же лидер «Баку» и 2 эсминца были переведены на Северный флот. К августу 1945 года ТОФ насчитывал 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, значительное число катеров и вспомогательных кораблей. Все 10 «семерок» организационно входили в состав отряда легких сил.
«Рьяный», «Резвый», «Разящий», «Рекордный», «Резкий», «Расторопный», «Ретивый», «Решительный» (2-й), «Ревностный», «Редкий»Головной «семеркой» Тихоокеанского флота должен был стать эсминец «Решительный». Уже почти законченный постройкой, с установленным вооружением, он следовал на буксире гидрографического судна «Охотск» из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для прохождения сдаточных испытаний. (Кстати, командиром «Решительного» тогда был С.Г.Горшков — будущий главком, адмирал флота Советского Союза.) 8 ноября 1938 года эсминец попал в сильный шторм, был выброшен волнами на камни в 90 милях от Советской гавани и разломился на три части. Восстановить корабль не представлялось возможным. Два года спустя имя «Решительный» было присвоено другому однотипному кораблю — «Поспешному».
Таким образом, головным кораблем проекта 7 на Дальнем Востоке стал «Рьяный» — единственный, вступивший в строй в 1939 году. Всего к 22 июня 1941 года в составе ТОФ числилось всего 5 «семерок» вместо предполагавшихся 13. Правда, большую часть эсминцев удалось достроить до конца года, а в 1942-м — последние два. Учитывая, что поставки из центра к тому времени почти полностью прекратились, кораблестроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, для вооружения «Резкого» торпедные аппараты позаимствовали в кабинетах военно-морского училища и учебного отряда ТОФ, где те использовались в качестве учебных пособий.
«Семерки» Тихоокеанского флота во Владивостоке, 1940-е гг.В августе 1945 года в боевых действиях против Японии «семерки» активного участия не принимали. Они охраняли внутренние коммуникации, сопровождали транспорты, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых повреждений и потерь эсминцы не имели.
Во время войны с Японией «Рьяным» командовал капитан-лейтенант И.Г.Филимонов, «Резвым» — капитан 3 ранга С.М.Лобов, «Разящим» — капитан 3 ранга Э.Г.Курас, «Рекордным» — капитан-лейтенант М.И.Осипов, «Резким» — капитан 3 ранга Г.П.Селиверстов, «Расторопным» — капитан-лейтенант Л.С.Лавровский, «Ретивым» — капитан 3 ранга В.В.Соловьев, «Решительным» — капитан 3 ранга Б.Н.Ламм, «Ревностным» — капитан 3 ранга В.К.Никифоров, «Редким» — капитан 3 ранга Г.С.Перетятко.