Служба подводной лодки «Л-19»
С 28 апреля 1943 года по 15 февраля 1944 года подводной лодкой «Л-19» командовал капитан-лейтенант Алексеев Евгений Николаевич (позднее - капитан 3-го ранга, командир подводной лодки «Л-20» Северного флота, после войны - контр-адмирал). Осенью 1943 года «Л-19» под его командованием вышла победителем в состязаниях на первенство флота по торпедной подготовке.
Алексеев Евгений НиколаевичKогда в феврале 1944 года потребовалось заменить экипаж североморской «Л-20», экипаж «Л-19» как наиболее опытный в полном составе отправился на Север. Три месяца подводная лодка «Л-19» обслуживалась только стояночной вахтой, пока в мае 1944 года не был сформирован новый экипаж под командованием капитана 3-го ранга Кононенко Анатолия Степановича. Кампанию 1944 года подводная лодка «Л-19» так же провела отлично, за что удостоилась переходящего приза – «Бюста маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова».
Начало открытия боевых действий против Японии «Л-19» встретила в составе 2-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ в бухте Улис. 19 августа 1945 года подводная лодка вышла на позицию к порту Румой (район «А», северо-западное побережье Хокайдо) для срыва эвакуации южного Сахалина. На самом деле подводной лодке ставилась задача, в первую очередь, разведки подходов к порту Румой в ходе подготовки к высадке советских войск на территории собственно Японии, и лишь затем атака боевых кораблей противника в случае их появления в этом районе. На исходе 21 августа «Л-19» прибыла на позицию. К тому времени обстановка круто изменилась. Еще 14 августа Император Японии объявил о согласии прекратить войну на условиях союзников, а президент США Трумэн 18 августа ответил отказом на предложение СССР предоставить ему зону оккупации Японии на северной части острова Хоккайдо. Японцы спешно готовились к эвакуации южного Сахалина.
Утром 22 августа 1945 года в точке 44°15' с.ш./141°26' в.д. «Л-19» добилась попадания торпеды в вспомогательную канонерскую лодку «Шинкё-Мару № 2» (Shinko Maru №2) - мобилизованный одноименный грузовой пароход, тоннажем 2557 брт, которая использовалась для эвакуации гражданского населения южного Сахалина на японский остров Хоккайдо. На борту судна в этот момент было около 3,6 тысяч беженцев. Полученные судном повреждения позволили удержать его на плаву, через 4 часа оно выбросилось прямо на городскую набережную города Румой. Несмотря на то, что судно удалось спасти, на его борту погибло и пропало без вести не менее 400 человек.
Подводная лодка не стала добивать едва держащееся на воде судно, посчитав его участь решенной, так как обнаружила еще одну цель, на этот раз каботажный грузовой пароход «Тайтё-Мару» (Taito Maru, тоннажем 887 брт), на борту которого тоже были беженцы (780 человек, по разным данным 553 или 667 из них погибли). «Л-19» преследовала судно пять с половиной часов, ведя огонь из орудия. Наконец, в 6 милях от Румой пароход был потоплен торпедами.
«Л-19» стала самой результативной подводной лодкой в короткой советско-японской войне.
Вечером 22 августа «Л-19» получила приказ форсировать пролив Лаперуза для действий в заливе Анива на подходах к порту Отомари. Подводная лодка подтвердила получение приказа. В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 . Атакован подводной лодкой противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение «Л-19», больше на связь она не выходила и в базу не вернулась. Возможными причинами гибели могут быть подрыв на минах при форсировании японских минных заграждений в проиве Лаперуза, атака неизвестной подводной лодки (японской или американской) на маршруте перехода в залив Анива, столкновение в тумане с японским судном на подходах к проливу Лаперуза. Однозначно причину гибели «Л-19» сегодня назвать невозможно.
На борту корабля в его последнем походе находилось 64 членa экипажа.
Приказом Командующего ТОФ № 0556 от 26 сентября 1945 года весь экипаж подводной лодки был посмертно награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Офицеры были награждены орденами 1-й степени (9 награждений), а остальной личный состав - орденами 2-й степени.xxx«Л-19» была последней подводной лодкой ВМФ СССР, погибшей во второй Мировой войне. Поиски «Л-19» предпринятые летом 2005 гидрографическим судном «ГС-47» и в 2007 году экспедицией Дальневосточного государственного технического университета не дали результатов.