Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.
1941 годК началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.
" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:
Каспийская флотилия:
1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы. Также флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.
В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.
Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.
После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.
Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта
26 августа 1941 г.
“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею.
8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками.
Седельников , Панченко “С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.
В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты. В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили. В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду. Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.
Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов. В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163. В состав 2-го дивизиона шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164. 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича. 22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе. Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда. При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
1942 - 1943 г.г.В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта. Гитлеровское командование было так уверено в скором выходе своих войск к Каспийскому морю, что даже создалo штаб Kаспийской флотилии и отрядилo для нее силы, которые планировалo пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:
"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".8 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР. К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
В конце августа 1942 года, когда немецко-фашистские войска овладели городом Моздок и вышли на рубеж реки Терек, сухопутные пути, связывавшие Закавказье со всей страной, были фактически перерезаны. Железная дорога Махачкала - Кизляр - Астрахань, построенная в ходе войны, постоянно подвергалась ударам вражеской авиации. Перевозки на Кавказ воинских частей, боевой техники и различных видов снабжения, а также вывоз нефтепродуктов из района Баку производились с этого времени исключительно морским путем. Стремясь сорвать морские перевозки, гитлеровцы начал воздействовать авиацией по коммуникациям в северной части Каспийского моря.
От ударов с воздуха и подрыва на минах погибли 18 судов. Для защиты судоходства были сформированы Астраханская военно-морская база и дивизионный район ПВО. Это позволило продолжить перевозки топлива и войск. КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону. Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО. К началу контрнаступления советских войск под Сталинградом и на Кавказе на Каспийском море находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн. С мая по декабрь 1942 г. по Каспию было перевезено 8,2 млн тонн различных грузов.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с. Оля (севернее Махачкалы) — 4-й кавалерийский корпус. Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта. В ответ на это противник усилил удары авиации по коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября - ноября потопил и повредил 32 судна и баржи. Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф. С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С. П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В. А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника. В то же время было мобилизовано значительное число рыболовных и транспортных судов, которые были переоборудованы в корабли ПВО, ВНОС и тральщики.
Весной 1943 года немецкая авиация начала ставить мины в северной части Каспийского моря и наносить удары по кораблям и транспортным судам. Ею были потоплены один плавучий рыбозавод, два тральщика, повреждены две баржи, один малый охотник. Каспийская военная флотилия провела ряд мероприятий по противовоздушной и противоминной обороне. Были развернуты многочисленные посты противоминного наблюдения, плавучие зенитные батареи и огневые точки, вооруженные пулеметами. В Астраханской военно-морской базе была сформирована бригада кораблей-тральщиков. Наиболее ценные и крупные транспорты плавали в системе конвоев. В результате принятых мер судоходство продолжалось бесперебойно. B 1942–1943 гг. по Каспийскому морю было перевезено около 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем. К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.
В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов.
Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов. На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах. Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава. За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.
За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени (номер знака ордена - 194937).