Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования




Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS · Подписки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Переход в Мурманск миноносцев «Властный» и «Грозовой» 1916 г
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 21:17 | Сообщение # 1
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Награждения за отличия во время перехода из Владивостока в Мурманск через Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны эскадренных миноносцев «Властный» и «Грозовой» и транспорта «Ксения».

Эскадренные миноносцы «Властный» и «Грозовой» в Туломе во время перехода с Дальнего Востока на Север . 1916 год




Прикрепления: 5403527.jpg (139.4 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 21:17 | Сообщение # 2
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
К началу первой мировой войны на Северном морском театре находилось, не считая гидрографических судов, лишь одно русское военное судно (посыльное судно «Бакан»), которое несло службу по охране рыбных промыслов. Появление в 1915 года в Белом море германских мин, на которых подрывались торговые суда, заставило Морское министерство приступить к организации «Партии траления Белого моря». Помощь со стороны Англии, к которой неоднократно обращалась Россия, была эпизодической и крайне слабой.

Итоги кампании 1915 года показали, что траление, охрану коммуникаций и оборону побережья Северного Ледовитого океана и Белого моря необходимо обеспечивать силами русского флота, не полагаясь на англичан. Между тем возможности пополнения флота на Севере судами были крайне ограничены, так как наиболее крупные флоты России (Балтийский и Черноморский) в период войны были изолированы от Севера. Относительно свободное сообщение Север имел лишь с Владивостоком.

При сложившейся обстановке, несмотря не то, что базировавшаяся на Владивосток Сибирская флотилия была немногочисленна, 1 декабря 1915 года начальник Морского Генерального Штаба (МГШ) адмирал А. И. Русин дал предписание отправить из Владивостока на Север два эскадренных миноносца. Выбор пал на ветеранов русско-японской войны - миноносцы «Властный» и «Грозовой». Для сопровождения кораблей и обеспечения их ремонта в длительном плавании, вместе с ними на Север отправили транспорт-мастерскую «Ксения».

К началу 1916 года был подготовлен план перехода, предусматривающий выход отряда в январе и прибытия его в Александровскую гавань (г. Полярный) 20 июня 1916 года. Общее командование отрядом принял командир «Ксении» капитан 2-го ранга Зилов 1-й Александр Александрович. Ему предписывалось тщательно следить за секретностью экспедиции, подавая только шифрованные сообщения и только по одному условленному адресу. Телеграммы должны были подаваться без подписи. В самом крайнем случае разрешалась подпись - "nomer". Категорически запрещалась подача любой корреспонденции из портов (за исключением передачи через официальных лиц и не ранее, чем через 24 часа по выходу кораблей в море). Все "входящие" письма подлежали отправке на Мальту и только в "исключительных случаях" через МГШ в один из портов по маршруту движения.

И на эти меры предосторожности были веские причины: из министерства иностранных дел в МГШ поступило секретное отношение. Командирам русских кораблей рекомендовалось в ходе стоянок на Мальте не пользоваться услугами торговых домов "Кутарьяр" и "Иосиф Каруан и сыновья", как подозреваемых в шпионаже в пользу Германии.

К выходу, на «Ксении» были оборудованы снарядные погреба и установлены два 47-мм орудия и 2 пулемета. Особое внимание МГШ обращал на "возможно большее" сохранение механизмов судов, "предназначенных для дальнейшей службы на Севере". Предписывалось "до крайности" избегать больших ходов машин и "по возможности" вести эсминцы на буксире «Ксении».

Сохранившиеся в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) телеграммы позволяют восстановить ход плавания.

Выйдя 27 января из Владивостока, отряд поддерживал на переходах скорость в 9-12 узлов. "Без приключений" не обошлось: на подходе к Нагасаки с «Грозового» был смыт деревянный трап, а на «Ксении» при швартовке сломалась шлюпбалка. 12 февраля отряд прибыл в Гонконг, 3 марта в Сингапур. 19 марта уже из Коломбо Зилов сообщал, что по поручению английского адмирала конвоировал транспорт с русскими солдатами.

Пройдя Тихий и Индийский океаны, отряд проследовал через Суэц 10 апреля. Оттуда же была послана просьба о подготовке возможной замены трубок холодильников в одном из портов Атлантики.

Почты на Мальте не оказалось. Продолжая движение, Зилов попросил направить её в Александровск-на-Мурмане. Выйдя с Мальты 27 апреля в Тулон, «Ксения» приняла "груз" для крейсера «Аскольд», стоящего там на ремонте. Там же на эсминцах провели ремонт холодильников и щелочение котлов.

Теперь путь отряда проходил в районе активных действий германских подводных лодок: в Лионском заливе и на подходе к Лиссабону отряд трижды подвергался атакам "неизвестных" подводных лодок. Всё, что могли предпринять корабли при обнаружении перископа - это "Увеличить ход, повернуть на 16 румбов вправо (т. е. на 180°) и выполнять противолодочный зигзаг". Но, тем не менее, атаки лодок оказались безуспешны. 10 мая из Гибралтара последовала телеграмма: «Был три раза атакован подводными лодками. Атаки отбиты. Вышел в Ливерпуль. Зилов».

Благополучно миновав Атлантику, отряд прибыл в Ливерпуль, где встал на ремонт. 15 июня экспедиция вышла из Ливерпуля и направилась на Север. 24 июня эсминцы прибыли в Александровск-на-Мурмане (ныне - Полярный, главная база Северного флота). До осени эсминцы прошли дополнительный ремонт и перевооружение в Архангельске, где корабли были оснащены новейшим оружием - противолодочными глубинными бомбами. В декабре 1916 года корабли зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 21:19 | Сообщение # 3
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Приказ Морского Министра № 121 от 28 июля 1916 года o награждении орденами офицеров кораблей отряда за самотверженность и мужество проявленные при переходе из Владивостока в Мурманск, а также o награждении Георгиевскими крестами и медалями нижних чинов кораблей отряда за мужество, храбрость и самотверженность, проявленные при отражении атак немецких подводных лодок в Средиземном море и Атлантическом океане.


xxx

xxx




Прикрепления: 1852246.jpg (142.2 Kb) · 7517374.jpg (178.1 Kb) · 7410594.jpg (178.9 Kb) · 9907671.jpg (183.7 Kb) · 9666361.jpg (101.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 21:19 | Сообщение # 4
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Эскадренный миноносец «Властный» (до 9 марта 1902 года - «Кефаль») Спущен на воду 28 февраля 1901 года. Водоизмещение 346 т : Длина 56,6 м: Ширина 6,3 м : Осадка 3,4 м : Двигатели 2 паровые машины, 4 котла : Мощность 5800 л. с. : Движитель 2 винта : Скорость хода 28 узлов : Дальность плавания 1500 миль (15 узлов) : Экипаж 4 офицера и 60 матросов.






Прикрепления: 6639743.jpg (171.3 Kb) · 3231314.jpg (125.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 21:23 | Сообщение # 5
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Эскадренный миноносец «Грозовой» (до 9 марта 1902 года - «Лосось»). Спущен на воду 26 февраля 1902 года Водоизмещение 346 т : Длина 56,6 м : Ширина 6,3 м : Осадка 3,4 м : Двигатели 2 паровые машины, 4 котла: Мощность 5800 л. с. : Движитель 2 винта : Скорость хода 28 узлов : Дальность плавания 1500 миль (15 узлов) : Экипаж 4 офицера и 60 матросов.




Прикрепления: 6902702.jpg (118.8 Kb)
 
АрхивариусДата: Воскресенье, 29.11.2020, 22:49 | Сообщение # 6
Администратор
Сообщений: 1455
Статус: Offline
Транспорт-мастерская (плавмастерская) «Ксения»



xxx

xxx


Прикрепления: 9606323.jpg (430.5 Kb) · 4059504.jpg (356.4 Kb) · 7840844.jpg (349.7 Kb) · 3723022.jpg (769.6 Kb) · 2182091.jpg (718.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Создать бесплатный сайт с uCoz