К началу первой мировой войны на Северном морском театре находилось, не считая гидрографических судов, лишь одно русское военное судно (посыльное судно «Бакан»), которое несло службу по охране рыбных промыслов. Появление в 1915 года в Белом море германских мин, на которых подрывались торговые суда, заставило Морское министерство приступить к организации «Партии траления Белого моря». Помощь со стороны Англии, к которой неоднократно обращалась Россия, была эпизодической и крайне слабой.
Итоги кампании 1915 года показали, что траление, охрану коммуникаций и оборону побережья Северного Ледовитого океана и Белого моря необходимо обеспечивать силами русского флота, не полагаясь на англичан. Между тем возможности пополнения флота на Севере судами были крайне ограничены, так как наиболее крупные флоты России (Балтийский и Черноморский) в период войны были изолированы от Севера. Относительно свободное сообщение Север имел лишь с Владивостоком.
При сложившейся обстановке, несмотря не то, что базировавшаяся на Владивосток Сибирская флотилия была немногочисленна, 1 декабря 1915 года начальник Морского Генерального Штаба (МГШ) адмирал А. И. Русин дал предписание отправить из Владивостока на Север два эскадренных миноносца. Выбор пал на ветеранов русско-японской войны - миноносцы «Властный» и «Грозовой». Для сопровождения кораблей и обеспечения их ремонта в длительном плавании, вместе с ними на Север отправили транспорт-мастерскую «Ксения».
К началу 1916 года был подготовлен план перехода, предусматривающий выход отряда в январе и прибытия его в Александровскую гавань (г. Полярный) 20 июня 1916 года. Общее командование отрядом принял командир «Ксении» капитан 2-го ранга Зилов 1-й Александр Александрович. Ему предписывалось тщательно следить за секретностью экспедиции, подавая только шифрованные сообщения и только по одному условленному адресу. Телеграммы должны были подаваться без подписи. В самом крайнем случае разрешалась подпись - "nomer". Категорически запрещалась подача любой корреспонденции из портов (за исключением передачи через официальных лиц и не ранее, чем через 24 часа по выходу кораблей в море). Все "входящие" письма подлежали отправке на Мальту и только в "исключительных случаях" через МГШ в один из портов по маршруту движения.
И на эти меры предосторожности были веские причины: из министерства иностранных дел в МГШ поступило секретное отношение. Командирам русских кораблей рекомендовалось в ходе стоянок на Мальте не пользоваться услугами торговых домов "Кутарьяр" и "Иосиф Каруан и сыновья", как подозреваемых в шпионаже в пользу Германии.
К выходу, на «Ксении» были оборудованы снарядные погреба и установлены два 47-мм орудия и 2 пулемета. Особое внимание МГШ обращал на "возможно большее" сохранение механизмов судов, "предназначенных для дальнейшей службы на Севере". Предписывалось "до крайности" избегать больших ходов машин и "по возможности" вести эсминцы на буксире «Ксении».
Сохранившиеся в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) телеграммы позволяют восстановить ход плавания.
Выйдя 27 января из Владивостока, отряд поддерживал на переходах скорость в 9-12 узлов. "Без приключений" не обошлось: на подходе к Нагасаки с «Грозового» был смыт деревянный трап, а на «Ксении» при швартовке сломалась шлюпбалка. 12 февраля отряд прибыл в Гонконг, 3 марта в Сингапур. 19 марта уже из Коломбо Зилов сообщал, что по поручению английского адмирала конвоировал транспорт с русскими солдатами.
Пройдя Тихий и Индийский океаны, отряд проследовал через Суэц 10 апреля. Оттуда же была послана просьба о подготовке возможной замены трубок холодильников в одном из портов Атлантики.
Почты на Мальте не оказалось. Продолжая движение, Зилов попросил направить её в Александровск-на-Мурмане. Выйдя с Мальты 27 апреля в Тулон, «Ксения» приняла "груз" для крейсера «Аскольд», стоящего там на ремонте. Там же на эсминцах провели ремонт холодильников и щелочение котлов.
Теперь путь отряда проходил в районе активных действий германских подводных лодок: в Лионском заливе и на подходе к Лиссабону отряд трижды подвергался атакам "неизвестных" подводных лодок. Всё, что могли предпринять корабли при обнаружении перископа - это "Увеличить ход, повернуть на 16 румбов вправо (т. е. на 180°) и выполнять противолодочный зигзаг". Но, тем не менее, атаки лодок оказались безуспешны. 10 мая из Гибралтара последовала телеграмма: «Был три раза атакован подводными лодками. Атаки отбиты. Вышел в Ливерпуль. Зилов».
Благополучно миновав Атлантику, отряд прибыл в Ливерпуль, где встал на ремонт. 15 июня экспедиция вышла из Ливерпуля и направилась на Север. 24 июня эсминцы прибыли в Александровск-на-Мурмане (ныне - Полярный, главная база Северного флота). До осени эсминцы прошли дополнительный ремонт и перевооружение в Архангельске, где корабли были оснащены новейшим оружием - противолодочными глубинными бомбами. В декабре 1916 года корабли зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана.