Награды Великой Отечественной



Военно-исторические и архивные исследования






Гвардии сержант Малкин Ефим (Хаим) Мордухович
hh
воздушный стрелок-радист
hh
75-го гвардейского штурмового авиационного полка
1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизииhh
hh
Часть 1
hh

На фронте Ефим хорошо знал, что он - смертник. Знал, что ни за что не выживет на той страшной войне - убьют не сегодня, так завтра или послезавтра. Такая уж черная статистика была в штурмовой авиации - стрелка на Ил-2 хватало на 3 - 4 вылета. Лётчик - штурмовик в среднем жил дольше - его хватало (если повезёт) на 10 - 12 вылетов. Но гибли часто и в первом...

hh

Он ожидал свою смерть каждый день. Он даже знал, как погибнет: гробанувшись вместе с подбитым, не вышедшим из пике самолетом, ничего не ведая, спиной вперед... Или подойдёт, крадучись снизу, "Мессершмитт" - и, вынырнув из - за киля, саданет очередью сразу из всех пушек и пулемётов. По нему, стрелку! Ведь чтобы убить штурмовик, лётчику - истребителю надо сначала убить его, стрелка.

hh

Оставалось только одно - отдать свою короткую штурмовую жизнь подороже. Нажать гашетку раньше гитлеровца - влупить ему в лобовое стекло или в мотор! Дуэль... Кто первый убил - тот и прав. До очередного вылета... До рокового....



Нажмите для просмотра в полном размере


"Взлет - посадка"


Войну Фима услышал - со стороны Минска донеслось гулкое эхо тяжелых разрывов. Отец - руководитель одного из предприятий в Смолевичах, коммунист еще с гражданской войны - надел гимнастерку старшего батальонного комиссара и ушел безвозвратной дорогой на фронт. 16-летний Ефим вступил в отряд по борьбе с парашютистами и диверсантами противника. Но фронт неожиданно быстро докатился до родных мест. Успели уйти до Орши, там удалось сесть на поезд. Долгие, тревожные сутки пути в Оренбуржье. Здесь Ефим Малкин окончил курсы механизаторов-трактористов, работал на комбайне - убирал горький хлебушек военного лихолетья. Вскоре пришла горестная весть - отец сложил голову под Смоленском...

Затем была Татария, 184-й военный завод. Слесарил. Получил "бронь", освобождающую от фронта, дающую шанс выжить. Но Ефим упрямо рвался в действующую армию. Ему отказывали. Раз за разом.

Однажды прослышал - фронту нужны водители. Окончил курсы шоферов (знать бы ему тогда, какую злую шутку выкинет судьба в связи с этими водительскими правами!..). Наконец, в середине 1943 года - повестка. B авиацию!

Оренбургское летное училище тогда беспрерывным конвейером "выпекало" кадры для фронта. Увы, сырые, хилые кадры. Печально известная ускоренная программа: "Взлет - посадка". Доучивались с кровью на фронте. Вскоре самостоятельно на потрепанном У-2 вылетел и Ефим Малкин. Но новый поворот судьбы - согласно приказу командующего ВВС, их летный отряд в полном составе перебрасывается под Куйбышев. Там формировалась 67-я школа авиационных стрелков-радистов - в связи с огромными потерями их катастрофически не хватало.


Учёба и обустройство шли параллельно: курсанты днём учились, ночью работали. Через 3 месяца "полётов без отрыва от лопаты" им вручили удостоверение об окончании школы и предписание в 5-й запасной авиационный полк.

Вызов судьбе


Первый боевой вылет воздушный стрелок младший сержант Ефим Малкин совершил на комфортабельном американском бомбардировщике Дуглас А-20 "Бостон" - в 125-м бомбардировочном полку. Бомбить летали далеко за линию фронта. Сделал 15 вылетов. Выжил. Летать бы ему и дальше на этом заморском чуде, но запросилась душа в штурмовики. А ведь это означало ад, означало верную смерть. Сколько уже его однокашников по учебке, попавших сразу на "Илюху", разорванных в клочья, сгоревших впрах, полегло на полях сражений!  Некоторым повезло - их бездыханные, изрешечённые пулями и осколками, висящие на привязной проволоке тела привозили на аэродром переигравшие смерть лётчики.

hh

Но Ефим упрямо бросил вызов судьбе.

hh

Когда впервые он заглянул в кабину стрелка "Ил-2" - стало чуток не по себе. Да, это был не "Бостон"... Неуютная лохань кабины не имела даже сиденья. Вместо него - брезентовый лоскут от борта до борта вроде детских качелей. Вместо привязных ремней - тонкая проволока - струна, которая сзади "держала" стрелка - чтоб он не выпал из кабины. "Как бычок, на привязи", - невесело усмехнулся тогда Ефим. Оружие - крупнокалиберный пулемёт Березина на турели и всего 180 патронов...



Нажмите для просмотра в полном размере

hh
- Не дрейфь, задача не в том, чтобы сбить, а испугать немца, - "успокоил" его лётчик. А что комфорта никакого, так долго никто не мучается, поскольку брони-то сзади никакой...
hh
"Да, "успокоил", - подумал про себя Ефим. - Брони никакой, а за спиной ещё и неприятный сосед - огромный топливный бак, сгоришь и глазом моргнуть не успеешь. Одно слово - "смертник". Вскоре его представили командиру экипажа - молоденькому лётчику младшему лейтенанту Виктору Молозеву. Лётчики народ суеверный, а тут на тебе, "подарочек" - воздушный стрелок, родившийся 13 Мая. Не знал, не ведал тогда Виктор Молозев, будущий Герой Советского Союза, что именно этому человеку он будет 101 раз обязан жизнью.

44


Молозев Виктор Фёдорович родился 1 мая 1919 года в деревне Глубокая ныне Карасукского района Новосибирской области. В Красную Армию призван в 1940 году. В 1944 окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
hh
На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1944 года. Героически сражался в боях за освобождение Крыма, Белоруссии, Прибалтики. В 1945 году поддерживал наступавшие войска в Восточно-Прусской операции, при штурме Кёнигсберга и Пиллау, в ходе десанта на косу Фрише-Нерунг. Летал ведомым аса-штурмовика дважды Героя Советского Союза А.К.Недбайло. В августе 1944 года в одном из воздушных боёв в Литве закрыл его самолет своей машиной от огня вражеских истребителей и спас жизнь командира.

К маю 1945 года гвардии младший лейтенант Виктор Молозев совершил 101 боевой вылет, поддерживая штурмовыми ударами наступление советских войск и нанося врагу большой урон в живой силе и технике. Уничтожил большое количество танков, автомашин, орудий и эшелонов врага. Дважды был сбит зенитным огнём и покидал машину с парашютом. В воздушном бою экипаж сбил вражеский истребитель.

hh

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии младшему лейтенанту Молозеву Виктору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза.

hh

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями.


44

На фронте шли жестокие, кровопролитные бои. Большие, очень большие потери несла штурмовая авиация. Страшный молох войны перемалывал всё новые и новые самолёты, всё новые и новые жизни. Чувствительные потери понесла на Миус - фронте и под Мелитополем и прославленная 1-я гвардейская Сталинградская штурмовая авиадивизия: 69 самолётов и 58 воздушных стрелков. В 9-ю УТАБ за пополнением прилетел заместитель командира одного из полков дивизии, 75-го гвардейского, подполковник Филимонов. Отобрал он и экипаж Молозева.


Лихое небо штурмовое

hh

...Аэродром Джанкой. Крым. Первый боевой вылет и сразу в самое пекло - на Сапун - гору. Им было страшно - боевого опыта никакого, на подходе к цели - море зенитного огня. В этот бой молодёжь вёл опытнейший лётчик - штурман полка майор Суклышкин. Лётчики, как птенцы к курице, жались к кажущемуся спасительным самолёту ведущего. И вдруг штурмовик Суклышкина словно споткнулся... Пламя, последнее пике, взрыв... Стрельба зениток внезапно прекратилась. Это означало, что в воздухе появились истребители противника.

hh

- Смотрю, вспоминал Малкин, - какие-то точки, словно мухи. Растут, растут, растут. По спине неприятный холодок: все, это конец.



Нажмите для просмотра в полном размере
hh

Асы эскадры "Рихтгофен" стремительно шли в атаку. Но тут появились наши "Яки". И завертелась карусель. На землю, в море один за другим горящими факелами падали самолёты, наши или немецкие - не поймёшь. Стрелял и Малкин. Барабанили пули и по его самолёту. Не заметил, как кончились патроны.
hh
Вновь бьют зенитки, вновь - огненные трассы "Мессеров". Свинцовая смертельная метель... Казалось, выжить невозможно. Выжили, сели. Ноги дрожали от напряжения (во время боя стрелок на Ил-2 ведёт огонь стоя!), гимнастерка - хоть выжимай, шея от постоянного вращения головой на 360 градусов онемела, воротник как наждак. Вот, оказывается, зачем перед вылетом доктор шею мазью натирал !
hh
В пробитую кабину - лохань стрелка осторожно заглянул Витя Молозев. Ему тоже досталось - потное, разгорячённое лицо, искусанные в кровь губы... Спросил, словно у себя:

hh

- Фима, жив?

hh

- Пуля еще, видать, не отлита, да и у смерти нервишки - того. Сплоховала костлявая.

hh

Не знал, не ведал тогда Ефим, что судьба "подарит" ему ещё 124 таких поединка со смертью. А в тот день взлетевшая ракета снова подняла "горбатых" в небо. Свистел в незаделанных пробоинах ветер, как сваркой резали небо трассы "Эрликонов", огромными шапками рвалась шрапнель, злобно клевались "Мессеры", и обессиленные, истерзанные, пропевшие продырявленными плоскостями и оторванными лопастями винтов последнее "Прощай!", падали на землю погибшие штурмовики. Так ковалась Победа.


Под крылом Родина

hh

75-й гвардейский Сталинградский штурмовой авиаполк, как и всю 1-ю гвардейскую авиадивизию, после операции в Крыму перебросили под Смоленск, на аэродром Хламово. Впереди были бои за родную Беларусь - 75-й авиаполк который звали полком Героев (за время войны полк воспитал 21 Героя Советского Союза, в том числе 4 дважды Героев, да ещё 6 полных кавалеров ордена Славы), выполнял наиболее сложные задачи, и всегда - успешно. Тяжёлые бои предстояли и здесь, в Белоруссии.
hh
23 Июня 1944 года загрохотала тысячами орудий операция "Багратион". Штурмовики пошли в небо всей дивизией. И только за один день 1-я гвардейская потеряла 7 самолётов. Не вернулись экипажи: Семёнов - Киселёв, Минаков - Левин, Брюханов - Антонцев, Черепков - Каумывак, Лобанов - Михайлонов, Малых - Мижуев, Гребенюк - Кашелюн... Только один день войны...
hh
Экипаж Молозева - Малкина вернулся. Их шестёрка, которую вёл комэск cтарший лейтенант Недбайло, удачно разнесла позиции врага в районе Орши. На следующий день весь 75-й гвардейский во главе с командиром полка выполнял сложнейшую задачу: штурмовал входные и выходные стрелки железнодорожного узла Орша, не давал уйти эшелонам врага. Первую эскадрилью вёл капитан Н. Семейко, вторую - капитан Л. Беда, третью - cтарший лейтенант А. Недбайло ( в будущем все - дважды Герои Советского Союза ).
hh
Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и истребителей противника, задача была выполнена без потерь. Легендарному Беде даже присвоили звание "Почётный железнодорожник". Отметили и экипаж Молозева - Малкина.



Нажмите для просмотра в полном размере


А в районе Борисова их сбили... Штурмовали колонну врага. Пикировали лётчики на Ил-2 круто, а выводили самолёт из атаки на высоте метров 5-ти и ниже. Ефиму удавалось даже разглядеть искажённые страхом лица, полные ужаса глаза солдат, ищущих спасения в придорожных канавах. Он на выводе из пике от души поливал их свинцом. Немцы, наиболее смелые, тоже в долгу не оставались, - били по самолёту из всего, что было под рукой: танковых пушек, фаустпатронов, стрелкового оружия. Но наиболее страшным для "горбатого" был "эрликон" - автоматическая зенитная пушка. На его убийственную очередь они и нарвались тогда. Снаряд пробил двигатель, поджёг его. Но Ефим этого не видел - стоял в своей кабинке-то спиной вперёд.
hh
- Фима!  Прыгай!, - крикнул по СПУ (самолётное переговорное устройство) Молозев. Сам он тянул самолёт вверх - надо было набрать высоту.
hh
Прыжки с Ил-2 - дело довольно редкое, обычно экипаж шёл на вынужденную или просто падал. А тут - "прыгай"!  Выбраться из глубокой кабины - лохани оказалось нелегко. Наступил ногой на раскачивающуюся брезентовую полоску - сиденье и, оттолкнувшись, что есть мочи, ринулся за борт. Рядом пронеслось оперенье стабилизатора. Следом, отдав ручку управления от себя, "вывалился" и Молозев. Опустились в расположение наших войск. Рядом, за лесом, рухнул их "Ильюшин".
hh
Из полка за ними притарахтел По-2. Втиснувшись вдвоём в тёсную кабинку "кукурузника", поминая добрым словом Бога, летели домой. Смерть, опалив своим страшным дыханием, снова прошла только рядом. На следующий день они вновь были в воздухе. Курс - на Минский котел. В небе их прикрывали истребители 3-й гвардейской истребительной авиадивизии полковника Василия Сталина. Враг, несмотря на полную безысходность и обречённость, яростно огрызался. И штурмовики вновь несли потери. 


Особые чувства испытывал в те дни Ефим Малкин. Под крылом были его родные места, совсем рядом - дорогие сердцу Смолевичи. Не давала покоя мысль: уцелели ли родственники, друзья, родной дом? Едва только поутихли бои, Ефим упросил командира полка дать добро на полёт в Смолевичи. Виктор Молозев в тот день заболел, и они полетели вдвоем с Николаем Белоусовым. Пока летели - казалось, сердце выскочит из груди от волнения. Что суждено увидеть ?  Пепел пожарищ, могилы?
hh
А вот и родные места, улица, дом... Целёхонек стоит!  Сделали круг, выбрали место, сели. Из ближайшего леска к ним понеслась грузовая машина с вооружёнными людьми. Неужто немцы, которые ещё продолжали бродить по окрестным лесам? Оказалось - ребята из подпольного райкома партии и партизаны. Взяли самолёт под охрану. Никогда не забыть ему тех минут, когда шёл по пустынной улице к своему родному дому. Но он был пуст - все родственники Ефима были расстреляны фашистами. Их не миновала жуткая участь сотен тысяч белорусских евреев... На следующее утро, сделав прощальный круг над Смолевичами, штурмовик улетел на фронт.
hh
В районе Волковыска он снова чуть не погиб. Их атаковала большая группа "Фоккеров". Истребители прикрытия оказались молодыми, неопытными. Сбившись в кучу, они влезли в "круг" штурмовиков, осложнив и без того критическое положение. Загорелся и упал один штурмовик, задымил второй. Молозев начал бросать свой самолёт из стороны в сторону, чтобы помешать "приклеевшемуся" к ним "Фоккеру" дать прицельную очередь. Ефима швыряло по кабине и больно било о борт. Улучшив момент, дал короткую, но прицельную очередь. Немец клюнул носом, врезался в землю...


В небе Восточной Пруссииhh

hh
Советские войска уже приблизились к границам Восточной Пруссии. Сопротивление врага нарастало. Гитлеровское командование спешно перебрасывало сюда свежие резервы, вводило в бой новые танковые соединения, снимало с других фронтов авиацию, артиллерию. Бои шли и днем и ночью. Ожесточенные схватки велись за каждый метр земли. Накалилась обстановка и в воздухе. Плохая погода уже не принималась в расчет: нужно было помогать наземным войскам. И от восхода солнца до заката гудел моторами фронтовой аэродром.
hh
За десять дней на новом участке фронта 3-я эскадрилья капитана Недбайло вылетала на выполнение шестнадцати боевых заданий. Штурмовали огневые позиции артиллерийских и минометных батарей, наносили удары по вражеским аэродромам, нередко в небе вступали в схватки с самолетами противника, контролировали коммуникации фашистов. Ефим выжил в тех боях. За 12 успешных боевых вылетов получил самую дорогую награду - медаль "За отвагу".



Нажмите для просмотра в полном размере